Abstract TO PEDAGOGICAL FACULTY P.F. LESSHAFT’S SPBSUPC OF 95 YEARS V.F. Kostyuchenko, Deccan, the honoured worker of the higher school of the Russian Federation, Dr. Hab., professor Saint Petersburg state P.F. Lesshaft’s university of physical culture, Saint Petersburg Key words: sports education, courses of Lesshaft, curricula, physical education, versatility of education. Becoming of the Russian sports education and orientation in a professional training the author traces on the basis of the retrospective analysis of work of pedagogical faculty Saint Petersburg state P.F. Lesshaft’s university of physical culture.
|
ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ФАКУЛЬТЕТУ СПБГУФКА ИМ. П. Ф. ЛЕСГАФТА - 95 ЛЕТ
Декан, заслуженный работник высшей школы РФ, Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры им. П.Ф. Лесгафта,
Ключевые слова: физкультурное образование, курсы Лесгафта, учебные планы, физическое воспитание, многопрофильность образования. Становление отечественного физкультурного образования и направленность в подготовке кадров практически можно проследить на основе ретроспективного анализа работы нашего факультета. В процессе развития Высших курсов Лесгафта в 1911 г. было организовано три основных специальных факультета: естественно-научный, исторический и факультет физического воспитания (прототип педагогического факультета в современной интерпретации). В начале ХХ столетия в связи с изменением в стране общественного строя положение курсов П. Ф. Лесгафта резко изменилось. Социальная потребность в таких факультетах, как естественно-научный и исторический, могла быть удовлетворена за счет соответствующих факультетов университета и других учебных заведений. Поэтому в 1918 г. вышеназванные факультеты на курсах были упразднены. После Октябрьской революции при Наркомпросе резко активизируется процесс физического воспитания населения. В марте 1917 г. был организован школьно-санитарный отдел, который 24 ноября выступил с обращением к школьным работникам, где отмечалась необходимость наблюдения за физическим развитием детей и организацией занятий по физической культуре [8]. В докладе заведующей школьно-санитарным отделом Государственной комиссии по просвещению В. М. Бонч-Бруевич (1918 г.) отмечалось, что "реформа школы не может быть полноценной, если не будет целесообразно решен вопрос о правильной постановке физического воспитания в единой школе" [25, с.112]. Первые организационные решения государственных органов, направленные на упорядочение работы по планомерной подготовке специалистов в сфере физической культуры в стране (1918 и 1920 гг.), связывались с проведением занятий по физической культуре среди широких масс населения. В связи с осознанием необходимости резкого улучшения физического воспитания и образования населения в 1919 г. курсы Лесгафта преобразовываются в Государственный институт физического образования (протокол заседания Главного школьно-санитарного совета от 14.07.1919 г.). Решением государственных органов была определена стратегия подготовки высококвалифицированных кадров в области физической культуры [17]. ГИФО (читай факультет. - В.К.) в те годы являлся первым и единственным вузом физической культуры в стране. Содержание образования и его методика в первую очередь были обусловлены уровнем развития естественных, главным образом биологических наук. Теории физического воспитания вообще и теории и методики отдельных видов спорта как самостоятельных учебных дисциплин не существовало. Декретом Совнаркома с осени 1929 г. физическое воспитание было введено как обязательный предмет во всех высших учебных заведениях страны. Такое решение еще более обострило проблему подготовки спортивно-педагогических кадров. Подготовка физкультурных кадров в первые годы велась на широкой научной основе, но с явным преобладанием теоретических дисциплин. Отмечается чрезмерная биологизация учебного процесса и научно-методического обоснования обучения и тренировки при явной недооценке спортивно-педагогического аспекта образования [7]; Н. Петров,1930; Г.Г. Шахвердов,1938,1939; И.Н. Петухов,1948; И.В. Печерский, 1975; Н.А. Андреева, Н.И. Никифоров,1976). Анализ перечня учебных дисциплин того периода, включая начало 20-х гг., показывает, что обучение специалистов по физической культуре носило явно выраженный академический характер на базе знаний естественных наук, преимущественно медико-биологической направленности. Для того периода становления и развития системы физического воспитания и подготовки кадров характерно чрезвычайное расширение цикла медико-биологических дисциплин с ущербом для профессионально-педагогической подготовки студентов. Учебные планы наполнялись сформировавшимися ранее общенаучными дисциплинами путем "пересадки" последних из медицинских и педагогических вузов [7, с. 6]. При ведущей роли теории наблюдалось значительное отставание теоретических и методических разработок по курсам спортивно-технических дисциплин. Часто методические рекомендации являлись результатом лишь лабораторных исследований, без учета реальных запросов и условий практики физического образования и воспитания. К сожалению, идея обоснования процесса становления спортивной подготовленности только с биологических позиций имеет место и в наше время. В практике научно-методической и учебно-тренировочной работы не всегда учитывается положение о взаимообусловленности всех органов и систем человеческого организма, о единстве психического и физического. Такая позиция трансформируется либо в узкобиологический подход ученых (Ю.В. Верхошанский,1991; В.Н. Селуянов,1995) при обосновании закономерностей целенаправленно прогрессирующего развития человека, либо в узком спортивно-техническом, чем зачастую грешат педагоги практики. Методические пособия тех лет базировались на практическом опыте физкультурной деятельности и достижениях естественных, преимущественно биологических, наук (П.Ф. Лесгафт,1880,1888). Первые учебные пособия и методические рекомендации [28]; Г.А. Дюперрон,1909,1913; С. Селиванов, 1911; Б.Б. Поллини,1912; И. Рунге,1912; Б.А. Котов,1916, 1917;С. Мерфи,1924; И.П. Кутейников, 1924;.А. Ганзен,1929, и др.) носят в основном описательный характер двигательных действий, регламента их выполнения и личные советы авторов по методике тренировки. Отсутствие методического опыта, теоретического обобщения влияло на структуру учебного процесса по спортивно-педагогическим кафедрам. В основном проводились практические занятия, на которых прежде всего изучалась техника упражнений. На факультете (читай в вузе. - В.К.) в то время осуществлялась многопрофильная подготовка специалистов, без дифференциации по специальностям. Однако широкое внедрение физической культуры в быт народа и признание физического воспитания в ранге одной из основных частей народного образования привело к глубокому осмыслению физического образования как социального явления. В последующие годы продолжался поиск путей в определении направления (профилизации) в подготовке кадров. Необходимость решения актуальных проблем, возникающих в практической работе с населением и в процессе профессионального образования физкультурных кадров, стимулировала поиск новых организационных и методических решений. Следовало укреплять материальную базу как учебной, так и научноисследовательской работы, преодолеть отсутствие единого руководства в физкультурном образовании, совершенствовать учебные планы и программы, грешившие многопредметностью, дублированием материала и разрывом теории и практики. Широкое использование общеобразовательных знаний медико-биологического цикла в практической физической культуре с их последующей творческой переработкой привело в дальнейшем к созданию в стране научно обоснованной теории и методики физической культуры. К середине 20-х гг. прошлого столетия практический опыт, накопленный фактический материал позволяют сделать обобщение качественного порядка. Будущий заведующий единой кафедрой спорта Г. А. Дюперрон (он возглавит кафедру в 1929 г.) в 1925 г. подготовил двухтомник "Теория физической культуры", в которой предпринята попытка систематизации основных понятий и методических приемов в физическом воспитании. Факультет развивал лучшие традиции курсов П. Ф. Лесгафта, решая две основные государственные задачи по оздоровлению населения, повышению его работои обороноспособности, а именно: - построение научно обоснованной системы физического воспитания, неразрывно связанной с духовной культурой; - подготовка новых высококвалифицированных и педагогических кадров, а также тренеров и спортсменов высокой квалификации для советского физкультурного движения. Логическим продолжением развития отечественной физической культуры, основанной на понимании главенствующей роли в ней кадрового потенциала, в 1926 г. в ГИФО им. П. Ф. Лесгафта (читай на факультете. - В.К.) открывается первая в стране аспирантура. Дальнейшее развитие системы физкультурного образования привело к установлению следующих профилей в подготовке специалистов в Ленинградском и Московском институтах физической культуры, которые решением правительственных органов [22] определялись как центральные: - преподавателей высшей квалификации для вузов, втузов и техникумов педагогического и физкультурного профиля; - методистов для республиканских, краевых и областных советов физической культуры, а также для отделов народного образования и профсоюзных организаций республик, краев и областей; - ответственных руководителей годичных физкультурных курсов, заочных курсов и курсов переподготовки специалистов; - методистов-организаторов высшей квалификации для санаториев, курортов, объединений домов отдыха, крупных производств. Практически данный курс в профессиональном образовании в отрасли с незначительными частными целевыми установками сохраняется до настоящего времени. Введение комплекса ГТО (1931г.) отразилось на структуре занятий на факультете и в секциях производственных коллективов. Студенты и преподаватели стали активно привлекаться к работе с широкими слоями населения. На заводах, фабриках стали создаваться спортивные отделения. Например, на галошном заводе "Красный треугольник" при содействии преподавателей института была организована физкультурная школа (1932 г.) с тремя отделениями: гимнастическим, лыжным и легкоатлетическим. Объективные обстоятельства того времени, выражающиеся в потребности в специалистах в конкретных видах спорта, предопределили создание в 1933/34 уч. году самостоятельных кафедр по видам спорта, на которых начинается подготовка специалистов нового профиля - тренеров по видам спорта: гимнастике, легкой атлетике, спортивным играм, водным и зимним видам спорта. Организационное решение, предусматривающее выпуск специалистов в избранном виде спорта, определило пути реконструкции содержания учебных курсов спортивно-педагогических дисциплин. Такое решение следует считать конструктивным на фоне критических выступлений по поводу недооценки специальной профессионально-прикладной подготовки студентов в вузах физической культуры. Было осознано, что профессионально-прикладная подготовка, на которой должен базироваться и которой должен завершаться весь процесс обучения в вузах физической культуры, является интегрирующим компонентом теоретического и практического обучения. Дальнейшая специализация подготовки кадров предопределила открытие в 1934 г. спортивного факультета. К сожалению, узкая специализация образования в своем развитии приобрела гипертрофированный характер и негативно сказалась на профессиональной мобильности выпускников, что стало очевидным в современных условиях. Такое развитие образовательной траектории во многом было обусловлено Постановлением ЦК ВКП (б) 1948 г. о развитии физкультурного движения, в соответствии с которым основной задачей физкультурного движения становилось завоевание мировых вершин в спорте. Реализация данного постановления привела к тому, что весь материальный и интеллектуальный потенциал в области физической культуры был мобилизован на завоевание мировых вершин в спорте высших достижений [13, с. 31]. Условия для организации (различные спортивные сооружения, площадки и т. п.) массовой физической культуры по месту жительства, в учебных заведениях, да и для спорта до сих пор остаются неудовлетворительными и не выдерживают сравнения со странами Запада. Ошибочным оказалось представление о том, что квалифицированного тренера можно подготовить в рамках вуза. Тренером либо становится, либо не становится специалист в процессе собственной профессиональной деятельности, и это зависит от его мотивации и способности к самосозиданию. Проведенный нами (1997) сравнительный анализ успешности профессиональной деятельности в области спорта высших достижений выпускников спортивного (тренерского) и педагогического факультетов показал отсутствие ее обусловленности направленностью образования. На педагогическом факультете удалость сохранить оптимальный баланс в структуре спортивно-педагогических дисциплин (без гипертрофии теории и методики избранного вида спорта), что наиболее соответствует логике процесса, исходя из задач профессионального образования. Качество подготовки специалистов является единственным критерием образовательной системы, и "жизнеспособность" любого образовательного учреждения будет в первую очередь определяться именно этим критерием. В настоящее время на факультете обучается 577 студентов, из которых 59 в - магистратуре. Сообразуясь с реалиями времени, мы первыми в отрасли начиная с 1994 г. перешли на многоуровневую систему образования. В рамках магистратуры реализуется образовательные программы по 15 направлениям. Безусловно, все это потребовало дополнительного труда как по преобразованию сопутствующей документации и реорганизации процесса обучения, модернизации УМК, так и по формированию осознания ППС необходимости подобных организационных решений (что, кстати, оказалось наиболее сложным). Переход на двухуровневую систему подготовки кадров логичен и на первых двух курсах в рамках бакалавриата следует значительно усилить раздел базовых спортивно-педагогических дисциплин за счет отхода от узкоспециализированной подготовки (начально-необходимые чувственно-эмпирические знания о предмете специализации у студентов вузов нашего профиля приобретаются на довузовском этапе подготовки). С 1-го курса студентам необходимо предоставить право выбора специализации и более углубленно профессионально расти в рамках курса физкультурно-спортивного совершенствования (ФСС). На наш взгляд, этот курс уже давно пора переименовать (и поменять целевые установки) в ППС (профессионально-педагогическое совершенствование) и заниматься совершенствованием организаторско-методической подготовленности студентов. Физкультурным совершенствованием мы занимаемся на протяжении всего процесса обучения и профессиональной карьеры, а чтобы совершенствоваться в спорте лицам, имеющим даже II спортивный разряд, необходимо заниматься не менее 100 ч в месяц, а не в год, как это предусмотрено учебным планом. Сближение учебных планов различных вузов (сначала в России вне зависимости от их учредителей по направлениям 050717 и 032100) Европы будет возможно при унификации программы-минимум на уровне базового образования (бакалавриата). Это даст студентам реальную возможность, начав обучение в одном вузе, при необходимости продолжить его в другом без дополнительных проблем, связанных с ликвидацией разницы в программах и будет способствовать повышению профессиональной мобильности выпускников. Без предоставления такой возможности студентам мы не вправе рассчитывать на конкурентоспособность в мировом образовательном пространстве - это реалии времени, и заклинания, что мы самые лучшие, никого и ни в чем не убеждают. Когда специалист обладает достаточным уровнем базовой подготовленности, ему легче адаптироваться в условиях широкого и вариативного рынка труда (в том числе и в мировом пространстве) путем самообразования или через краткосрочные курсы переподготовки. В рамках эксперимента на нашем факультете начиная с 2006 г. вводится кредитно-модульная система обучения и балльно-рейтинговая система контроля качества образовательного процесса. Этот процесс требует колоссальной работы по подготовке соответствующей документации, переподготовке профессорско-преподавательского и вспомогательного состава, разработке специальных компьютерных программ и модернизации компьютерной сети, модернизации УМК и т. п. При активной поддержке (командировки на ФПК в различные учреждения РФ, материальное обеспечение процесса) ректора университета В. А. Таймазова и непосредственном участии проректоров В. С. Степанова и Е. Ф. Орехова, декана факультета, сотрудников УМУ разработаны необходимые положения, определяющие переход на систему и ее функционирование. Подготовлены типовые учебные планы, глоссарий, образцы технологической карты учебных дисциплин, индивидуального дневника студента, экзаменационной ведомости и т. п. В настоящее время с заведующими кафедрами, профессорскопреподавательским составом, методистами и специалистами кафедр и деканата проводится цикл учебных занятий. Безусловно, реализация подобного рода начинаний возможна только при наличии соответствующего кадрового потенциала. На 10 кафедрах педагогического факультета занятия ведут 28 докторов наук и профессоров, 56 кандидатов наук и доцентов, 15 из которых имеют правительственные и отраслевые награды. Руководство кафедрами осуществляют доктора наук и профессора. За последние пять лет сотрудниками факультета издано 7 учебников, 46 учебных пособий с грифом, 87 учебно-методических пособий. Литература 1. Андреева Н. А., Никифоров И. И. Система физической культуры в РСФСР // Теория и практика физ. культуры. 1976, № 1, с. 48-51. 2. Ганзен А. Новое в технике бега // Спартак. 1929, № 20, с. 2. 3. Дюперрон Г. А. Теория физической культуры / Систематика. - Л.: Время, 1925. - 228 с. 4. Дюперрон Г. А. Теория физической культуры / Основные понятия. - Л.: Время,1925. - 146 с. 5. Дюперрон Г. А. Легкая атлетика. 2-е изд. - СПб.: В. Березовский, 1913. - 202 с. 6. Дюперрон Г. А. Легкая атлетика. - СПб.: В. Березовский, 1909. - 159 с. 7. За марксистко-ленинскую теорию и практику в физической культуре // Теория и практика физ. культуры. 1931, № 1, с. 5-8. 8. Известия Всероссийского Центрального Исполнительного комитета от 24 ноября 1917 г. 9. Каневец Т. М. История академии физической культуры им. П. Ф. Лесгафта: Учеб. пособие. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1997. - 59 с. 10. Котов Б. А. Олимпийский спорт / Бег и ходьба. - М.: Б. А. Майтова, 1916. - 98 с. 11. Котов Б. А. Олимпийский спорт / Метания, прыжки, многоборья. Вып. 2. - М.: Б. А. Майтова, 1917. - 111 с. 12. Кутейников И. П. Легкая атлетика. - М.: Красный спорт, 1924. - 70 с. 13. Легкая атлетика: Учеб. пособие / Под. ред. Д. А. Семенова. - М.: Физкультура и спорт, 1951. - 461 с. 14. Лесгафт П. Ф. Руководство по физическому образованию для детей школьного возраста. Ч.1. - СПб.: Лебедева, тов-ва худож. печати, 1888. - 356 с. 15. Лесгафт П. Ф. Приготовление учителей гимнастики в государствах Западной Европы. СПб.,1880. - 379 с. 16. Мерфи М. С. Тренировка в легкой атлетике / Пер. с англ. - Берлин: Америк. изд.,1924. - 152 с. 17. Об учреждении Государственного ученого совета. Декрет СНК от 4 марта 1919 г // Народное образование в СССР: Сб. документов 1917-1973 гг., с. 481-482. 18. Петров Н. К вопросу о реконструкции физкультурного образования // Теория и практика физ. культуры. 1930, № 7, 8, с. 3-8. 19. Петухов И. Н. Развитие системы подготовки преподавателей по физическому воспитанию и спорту в СССР (1917-1948 гг.): Автореф. канд.. дис. М.,1948. - 36 с. 20. Печерский И. В. Программный документ // Теор. и практика физ. культуры. 1975, № 7, с. 5-7. 21. Поллини Б. Б. Первый учебник по легкой атлетике. СПб., 1912. - 98 с. 22. Резолюция совещания при ВСФК СССР по вопросу о единой системе физкультурного образования. 30 июня, 1 и 2 июля 1930 г.: Сб. матер., конспектов и программ Государственного центрального института физической культуры. М.-Л., Т. 1, 1931, с. 42-58. 23. Рунге И. Легкая атлетика. Тренировка, техника, тактика бега и прыганья / Пер. с нем. СПб.,1912. - 72 с. 24. Селиванов С. Легкая атлетика. Приемы бега, прыжков и метаний. СПб.: В. Я. Мильштейна, 1911. - 72 с. 25. Центральный Государственный Архив Октябрьской революции СССР, фонд 2306, оп. 1, ед. хр.128, с.112. 26. Шахвердов Г. Г. Критический анализ нового учебного плана института физической культуры // Теория и практика физ. культуры. 1938, № 3, с. 48-56. 27. Шахвердов Г. Г. О структуре учебного года в институте физической культуры // Теория и практика физ. культуры. 1939, № 2, с. 59-61. 28. Laisne N. Traite elementaire gymnastique classique avec chants notes. - Paris: Libraire classique P. Bernheim et C-ie.,1881. - 94 p. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|