Abstract SCIENTIFIC WORK IN P.F. LESSHAFT’S SPBSUPC: BECOMING, CONDITION AND PROSPECTS A.A. Gorelov, Dr. Hab., professor S.M. Ashkinazi, Dr. Hab., professor Saint Petersburg state P.F. Lesshaft’s university of physical culture, Saint Petersburg Key words: research activity, scientific schools, basic researches, branches of a sports science. Modern research activity at university - logical continuation of ideas and the traditions incorporated by the founder of this high school - P.F. Lesshaft, his pupils, followers and adherents. And one of its basic principles is the principle of unity of educational and scientific work.
|
НАУЧНАЯ РАБОТА В СПБГУФКЕ ИМ. П. Ф. ЛЕСГАФТА: СТАНОВЛЕНИЕ, СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Доктор педагогических наук, профессор
А. А. Горелов Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры им. П.Ф. Лесгафта,
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, научные школы, фундаментальные исследования, отрасли спортивной науки. Современная научно-исследовательская деятельность в Университете - логичное продолжение идей и традиций, заложенных основателем нашего вуза П. Ф. Лесгафтом, его учениками, последователями и единомышленниками. А одним из ее основополагающих принципов, который с полным основанием можно назвать "лесгафтовским", является принцип единства учебной и научной работы. У истоков научных школ кафедр медико-биологического цикла непосредственно стоял сам основатель Курсов руководительниц и воспитательниц физического воспитания Петр Францевич Лесгафт. Плодотворные научные изыскания, заложившие основы гигиены физической культуры и спорта и определившие направления научных школ кафедры профилактической медицины, проводили профессора П. Ф. Лесгафт, А. П. Доброславин, А. Ф. Сулимо-Самуйлло, В. П. Волжинский, К. К. Боголюбов, Л. И. Чулицкая, академик АМН СССР, профессор А. А. Минх, профессор Н. Н. Алхимов, профессор В. В. Белоусов и др. На кафедре анатомии (основатель кафедры П. Ф. Лесгафт) под руководством заслуженного деятеля науки РФ, д. м. н., профессора Ф. В. Судзиловского успешно развивалось функциональное направление в анатомии. Новые данные о морфологических изменениях в органах иммунной системы (Т. И. Вихрук, д. б. н., проф. М.Г. Ткачук), в костной системе (З. П. Рязанова, М. А. Корнев, Н. В. Земша, Е. Н. Комиссарова и др.), в сердце (В. М. Пинчук, Т. В. Грицюк) позволили обосновать ряд способов управления адаптацией систем организма к физическим нагрузкам, а также методы контроля за их состоянием. Фундаментальные исследования физиологических закономерностей в организме человека под воздействием физических упражнений проводились на кафедре физиологии (основана в 1919 г. академиком Л. А. Орбели). Эти исследования внесли огромный вклад в современную спортивную физиологию. Физиологические сдвиги в результате физических нагрузок изучались под руководством члена-корреспондента АМН СССР, профессора А. Н. Крестовникова. Идеи вариативности и взаимодействия двигательных и вегетативных функций, стереотипии и экстраполяции во внешней и внутренней структурах двигательных актов изучались профессором Н.В. Зимкиным и его учениками. Проблемы электрофизиологии, структура и интенсивность корковых потенциалов непосредственно в процессе выполнения спортивных упражнений разрабатывали профессора Е.К. Жуков и Е.Б. Сологуб. Большой вклад в понимание проблем энергообеспечения, роли функции дыхания в различных видах спорта внесли работы профессора А.Б. Гандельсмана, функций сердечно-сосудистой системы - профессора В. В. Васильевой, физиологических аспектов развития стресса и эмоциональных процессов - профессора С. А. Разумова, структуры и компонентов физиологических резервов организма спортсмена - заслуженного деятеля науки РФ, д.м.н., профессора А.С. Мозжухина и заслуженного работника высшей школы РФ, д.б.н., профессора Д. Н. Давиденко. Проблема адаптации организма спортсмена к специализированным нагрузкам получила свое системное обобщение и развитие в трудах нынешнего заведующего кафедрой физиологии - заслуженного деятеля науки РФ, д. м. н., профессора А. С. Солодкова. Медицинское обоснование объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок высококвалифицированных спортсменов - главное направление научных изысканий ученых и педагогов кафедры спортивной медицины. Эти исследования в разные годы успешно проводили член-корреспондент АМН СССР, профессор С. А. Ягунов, профессора В. К. Добровольский, С. Н. Попов, В. П. Правосудов, А. М. Тюрин, В. Ф. Лутков, О. С. Насонкин. Становление отечественной школы спортивной кардиологии обеспечили исследования профессоров этой кафедры А. Г. Дембо, Ю. М. Шапкайца и Э. В. Земцовского. Биохимия как учебная дисциплина и отрасль спортивной науки сформировалась в 50-х гг. ХХ в. в результате научных поисков д.б.н., профессора Н.Н. Яковлева. Именно он в 1959 г. создал кафедру биохимии и руководил ею в течение 10 лет. Коллектив кафедры совместно с НИИ физической культуры под руководством профессоров Н. Н. Яковлева и В. А. Рогозкина активно изучал биохимические закономерности мышечной деятельности, в частности феномен суперкомпенсации, основы рационального спортивного питания и биохимического контроля. В настоящее время главное направление научно-исследовательской деятельности кафедры - изучение интенсивности перекисных процессов в организме спортсменов (заслуженный деятель науки РФ, д.м.н., профессор С. С. Михайлов, д.б.н., профессор Э. А. Фактор, д.м.н., профессор Е. В. Розенгард). Кафедра биомеханики ведет свою историю с учебного курса "Теория телесных движений", который читал сам П. Ф. Лесгафт. В дальнейшем благодаря учебной и научной деятельности его последователей А. А. Красуской, Е. А. Котиковой, Е. Г. Котельниковой, И. М. Коряковского и других и была создана учебная дисциплина "Биомеханика физических упражнений". Первым профессором в этой области знаний стал ученик Е.А. Котиковой - Д. А. Семенов. Значительный вклад в развитие научных знаний по различным разделам биомеханики внесли первый заведующий кафедрой к.т.н., профессор В.А. Петров, д.м.н., профессор Е.К. Жуков, д.б. н., профессор Г. П. Иванова, д. б. н., д. п. н., профессор И.М. Козлов, д.п.н., профессор А. В. Самсонова, д. п. н., профессор Ю. А. Гагин, к. б. н., доцент Н.Б. Кичайкина и др. Ведущей кафедрой вуза, интегрирующей его образовательный процесс, является кафедра теории и методики физической культуры. Ее становление и первые научные изыскания связаны с именами профессоров И. М. Коряковского, С. В. Янаниса, К. Х. Грантыня. Докторская диссертация В. М. Выдрина - ныне заслуженного деятеля науки РФ, профессора - сыграла большую роль в понимании физической культуры как важной части общей культуры общества. Фундаментальные работы заслуженного деятеля науки РФ, д.п.н., профессора Н. И. Пономарева по проблемам теории физической культуры, социальных функций физической культуры и спорта неоднократно отмечались золотыми медалями Спортивного комитета страны. Теоретико-методологические основы физической культуры и спорта в современных условиях нашли свое развитие в докторской диссертации профессора кафедры Ю. М. Николаева. Современный спорт высших достижений акмеологически осмыслен в работах и докторском исследовании нынешнего заведующего кафедрой ТиМФК профессора Ю. Ф. Курамшина. Становление русской школы истории физической культуры неразрывно связано с именами П. Ф. Лесгафта, Е. Ю. Зеликсона, А. В. Грачева, Г. Д. Харабуги и др. Накопление научных знаний в этой области вызвало необходимость в создании кафедры истории и управления физической культурой. Научная разработка проблем управления физической культурой и спортом осуществлена в исследованиях доцента, к. п. н. И. И. Никифорова, профессора, к. п. н. Т. М. Каневец, заслуженного деятеля науки РФ, к. ф. н., д. п. н., профессора В. У. Агеевца (в настоящее время - президента университета). Информационные проблемы по различным направлениям управленческой деятельности в физической культуре разработаны д п.н., профессором С.С. Филипповым и его учениками. Самостоятельной научной школой в рамках этой кафедры стала школа заслуженного деятеля науки РФ, д. б. н., профессора В. Г. Стрельца. В его работах и исследованиях его учеников (более 60 диссертаций по 32 видам спорта, а также в области подготовки летчиков, космонавтов, моряков и др.) разработаны теория развития вестибулярной устойчивости, теория и практика управления сенсомоторикой в спорте и профессиональной деятельности специалистов различного профиля. Научная школа психологии спорта создавалась под непосредственным руководством профессора, доктора психологических наук А. Ц. Пуни. Его последователями - профессорами кафедры психологии, докторами психологических наук Т. Т. Джамгаровым, И. П. Волковым (нынешний заведующий кафедрой), Е. Н. Сурковым, Г. Д. Горбуновым, Л. К. Серовой, А. Н. Николаевым разработана теория и методика психологической подготовки и психологического сопровождения спортивной тренировки. На базе этой кафедры создана Международная Балтийская педагогическая академия (президент - заслуженный деятель науки РФ, д. псих. н., профессор И. П. Волков). Проблемы нравственного и эстетического воспитания юных спортсменов и учащихся школ, профессионально-этической подготовки будущих специалистов по физической культуре и спорту в процессе обучения в вузе нашли свое решение в фундаментальных трудах профессора, д. п. н. В. В. Белорусовой и многочисленных ее учеников на кафедре педагогики. Под руководством нынешней заведующей этой кафедрой - заслуженного работника высшей школы РФ, д. п. н., профессора М. В. Прохоровой проведен широкий спектр исследований процесса подготовки физкультурных кадров, вопросов профессиональнопедагогической направленности личности специалистов физкультурного профиля и формирования их профессионально-педагогической компетентности. Гуманистическая направленность физического воспитания получила свое развитие в трудах д. п. н., профессора А. А. Сидорова, профессоров А. В. Романовой и Б. А. Карпушина. Развитие кафедр спортивно5педагогического цикла сопровождалось разработкой собственных исследовательских направлений и научных школ. Становление научной школы кафедры гимнастики проходило в 40-х гг. прошлого века и связано с именами доцентов И. А. Коряковского и Л. П. Орлова. Первые учебники по акробатике и художественной гимнастике в СССР были написаны сотрудниками этой кафедры А. М. Игнашенко (1953) Ю. Н. Шикаревой, А. Н. Ларионовой, Т. Т. Варакиной (1954). В дальнейшем исследования были сосредоточены на изучении и обосновании техники упражнений на отдельных снарядах спортивной гимнастики. Особо хочется отметить новаторские разработки, связанные с прогнозом техники выполнения сверхсложных упражнений (тройных сальто, различных перелетов на гимнастических снарядах), выполненных профессорами С.А. Алекперовым, В.Ю. Гольдштейном, Ю.И. Наклоновым, С.П. Евсеевым, Ф.А. Алахвердиевым и другими, а также тренажерные комплексы, созданные под руководством профессора С. П. Евсеева. На кафедре гимнастики выполнены и защищены докторские исследования профессорами С. П. Евсеевым, Р. Н. Терехиной (в настоящее время - заведующая кафедрой, судья международной категории, постоянный член судейской коллегии крупнейших мировых международных турниров по гимнастике), В. А. Солодянниковым, С. А. Сомкиным. По праву гордиться собственной научной школой может также кафедра легкой атлетики. На кафедре велась плодотворная работа как в области теории спортивной тренировки, так и по проблемам высшего профессионального физкультурного образования. Система спортивной подготовки легкоатлетов обогатилась разработками профессоров кафедры заслуженных тренеров страны Д. П. Ионова, Е. М. Лутковского, А. И. Кузнецова, В. В. Ухова, В. В. Кузнецова, О. В. Колодия, Е. А. Лосина и др. Научное обоснование техники и методики преподавания отдельных дисциплин легкой атлетики обеспечили исследования профессоров Д. А. Семенова, Д. П. Ионова, Е. М. Лутковского, О. В. Колодия, В. Ф. Костюченко и др. Плодотворная исследовательская работа четырех сотрудников кафедры (А. И. Кузнецова, В. В. Кузнецова, Е. М. Лутковского, Л. П. Федорова) завершилась успешной защитой докторских диссертаций. Большой вклад в становление и развитие российской научной школы теории и практики спортивной борьбы внесли профессора кафедры спортивной борьбы Ю.П. Замятин, заслуженный тренер РФ В.В. Нелюбин, заслуженный тренер РФ Б.И. Тараканов, трехкратный олимпийский чемпион А.А. Карелин, А.Г. Левицкий. Докторские исследования, проведенные на этой кафедре (В.В. Нелюбин, Д.Ф. Миндиашвили, В.Д. Дашинорбоев, Б.И. Тараканов, А.А. Карелин, А.Г. Левицкий), позволили решить крупные проблемы и повысить эффективность подготовки российских борцов экстра-класса. Помимо традиционных направлений исследований, характерных для спортивных единоборств, кафедра теории и методики бокса и тхэквондо первой в академии, а затем в Университете стала разрабатывать проблемы индивидуализации спортивной подготовки, иммунологии и генетики в спорте высших достижений, в частности идентификации генетических маркеров спортивных задатков (под руководством ректора университета - заслуженного работника высшей школы РФ, заслуженного тренера РФ, д.п.н., профессора В.А. Таймазова и заведующего кафедрой - к.п.н., доцента С. Е. Бакулева). На кафедре спортивных игр под руководством профессора, д.п.н. Ю.И. Портных активно проводятся научные исследования по тактической подготовке спортсменов-игровиков, актуальным проблемам высшего профессионального и послевузовского образования (д.п.н., профессор Е.Р. Яхонтов, заведующий кафедрой - д.п.н., профессор Б.Е. Лосин ), на кафедре атлетизма - по проблемам рекреационной физической культуры и научному обоснованию новых форм атлетизма под руководством профессора, д.п.н. Г. П. Виноградова. Широкий спектр научных проблем спортивного и оздоровительного плавания разрабатывается на кафедре плавания (заведующий кафедрой - к.п.н., доцент А. А. Литвинов). Важные аспекты тренировок в водной среде личного состава специальных подразделений разработаны в докторской диссертации профессора В. П. Липовки. Сравнительно небольшую историю имеет факультет адаптивной физической культуры, однако плодотворная и творческая работа его сотрудников (в первую очередь основателя факультета и его декана заслуженного работника высшей школы РФ, д.п.н., профессора С.П. Евсеева, д.п.н., профессора Л.В. Шапковой, заведующего кафедрой гидрореабилитации д. п. н., профессора Д.Ф. Мосунова, д.м.н., доцента А.А. Потапчук и др.) позволяет говорить о лидирующих позициях этого коллектива в развитии теории и методики адаптивной физической культуры в России. На недавно созданном факультете экономики и менеджмента развернут широкий спектр научных исследований на кафедре философии и социологии (заведующая кафедрой - д. п. н., доцент Е.В. Утишева, профессора кафедры - д ф.н. А.И. Тимофеев, д.ф.н. А. А. Козлов, д.б.н. В.Е. Борилкевич и др.), кафедре социальных технологий (заведующая кафедрой - д. с. н., доцент С. И. Росенко, заслуженный деятель науки РФ д. ф. н., профессор Н.А. Пономарев), кафедре менеджмента (заведующая кафедрой д.п.н., доцент Т. Г. Састамойнен, д.п.н., профессор С.С. Филиппов, д.психол.н., доцент В.Б. Мяконьков). В Университете созданы первые и пока единственные в вузах физической культуры: кафедра спортивных сооружений и индустрии (заведующий кафедрой - д.э.н., профессор Л.В. Жестянников) и кафедра парусных видов спорта (заведующий кафедрой - к.п.н., доцент, заслуженный мастер спорта РФ В.И. Акименко), которые проводят научные исследования по вопросам совершенствования образовательного процесса и по проблемам спорта высших достижений. В марте 2002 г. на базе Проблемной лаборатории академии был создан Государственный институт социально-экономических проблем и спортивно-оздоровительных технологий (ГНИИ СЭП и СОТ, первый директор - заслуженный деятель науки РФ, д. м.н., профессор Ю.В. Высочин, с сентября 2002 г. институтом руководит д.б.н., профессор А.Т. Марьянович). В составе ГНИИ СЭП и СОТ работают следующие лаборатории и центры: - лаборатория педагогики и психологии физической культуры и спорта; - лаборатория физиологии двигательной активности; - лаборатория биохимии физической культуры и спорта; - лаборатория иммуногенетики физической культуры и спорта; - лаборатория информации и компьютеризации исследований; - центр социально-экономических проблем физической культуры и спорта (в составе двух лабораторий: лаборатории организационно-управленческих и экономических проблем физической культуры и спорта и лаборатории развития сети физкультурно-спортивных сооружений); - центр парусного спорта (также в составе двух лабораторий: лаборатории теории и методики парусного спорта и лаборатории разработки материально-технической базы парусного спорта). Научно-исследовательская деятельность ГНИИ СЭП и СОТ осуществляется по следующим направлениям: - изучение основных психологических и педагогических закономерностей физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности; - изучение основных физиологических закономерностей физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности; - изучение основных биохимических закономерностей физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности; - изучение основных генетических и иммунологических закономерностей физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности; - разработка и внедрение в научно-исследовательский и педагогический процессы современных компьютерных технологий; - изучение организационно-управленческих и экономических проблем физической культуры и спорта; - разработка проблем развития сети физкультурно-спортивных сооружений. Кроме того, ГНИИ СЭП и СОТ ведет исследования по проблемам, сформулированным в "Концепции развития физической культуры России до 2015 г.". В настоящее время в университете успешно работают 14 научных школ: - "Формирование физической культуры и здорового стиля жизни человека". Ведущие ученые: заслуженный деятель науки РФ, д.п.н., проф. В. У. Агеевец; заслуженный деятель науки РФ; д.п.н., проф. В. М. Выдрин; д.п.н., проф. Г. П. Виноградов; заслуженный деятель науки РФ, д. ф. н., проф. Н.А. Пономарев. - "Адаптивная физическая культура". Ведущими учеными являются заслуженный работник высшей школы РФ, д.п.н., проф. С.П. Евсеев, д.п.н., проф. Д.Ф. Мосунов, д.п.н, проф. Л.В. Шапкова. - "Исследование содержания образования по основным направлениям подготовки кадров". Ведущие ученые: заслуженный работник высшей школы РФ, д.п.н., проф., В.А. Таймазов; д.п.н., проф. Ю. Ф. Курамшин. - "Механизмы обеспечения двигательной деятельности". Ведущие ученые: заслуженный деятель науки РФ, д.б.н., проф. В. Г. Стрелец; д.б.н., д.п.н., профессор И.М. Козлов; д.п.н., проф. А. А. Горелов; д.п.н., доцент А. В. Самсонова. - "Научно-методическое обоснование подготовки спортсменов высокой квалификации". Ведущие ученые: заслуженный тренер СССР и РФ, к.п.н., проф. А.Н. Мишин; д.п.н., проф. Ю. И. Портных; заслуженный тренер СССР и РФ, к.п.н, профессор А. А. Кузнецов; к.п.н., доцент, шестикратная чемпионка Олимпийских игр, Герой России Л. И. Егорова. - "Разработка новых и совершенствование имеющихся технологий, форм и методов подготовки кадров специалистов по физической культуре, спорту и туризму". Ведущие ученые: заслуженный работник высшей школы РФ, д.п.н., проф. М. В. Прохорова; д.п.н., проф. Б. Е. Лосин; заслуженный работник высшей школы РФ, д.п.н., проф. В. Ф. Костюченко. - "Совершенствование подготовки специалистов по различным видам гимнастики". Ведущий ученый - д.п.н., проф. Р. Н. Терехина; главный тренер сборной команды РФ по художественной гимнастике, к.п.н. И. А. Винер; к.п.н., профессор С. А. Алекперов. - "Совершенствование системы подготовки спортсменов в различных видах спортивной борьбы". Ведущие ученые: заслуженный тренер РФ, д.п.н., проф. В.В. Нелюбин; заслуженный тренер РФ, д.п.н., проф. Б.И. Тараканов; д.п.н., проф. А. Г. Левицкий, д.п.н., доцент, трехкратный олимпийский чемпион, Герой России А.А. Карелин. - "Механизмы формирования рациональных типов адаптации". Ведущие ученые: заслуженный деятель науки РФ, д.м.н., проф. А.С. Солодков; д.м.н. профессор В.А. Бухарин, д.б.н., проф. А. Т. Марьянович. - "Теоретико-методологические, психологические и прикладные аспекты спортивных и боевых единоборств". Ведущие ученые: заслуженный работник высшей школы РФ, заслуженный тренер РФ, д.п.н., профессор В.А. Таймазов; д.п.н., проф. С.М. Ашкинази; д.психол.н. И.А. Воронов; к.п.н., доцент С.Е. Бакулев. - "Комплексная биохимическая система контроля перекисных процессов в организме спортсменов". Ведущие ученые: заслуженный деятель науки РФ, д.м.н., профессор С.С. Михайлов; д.б.н., профессор Э.А. Фактор, д.м.н., профессор Е.В. Розенгард. - "Медицинское обеспечение спортивной деятельности". Ведущий ученый - д.м.н., профессор О.С. Насонкин. - "Психологическое обеспечение спортивной деятельности". Ведущие ученые: заслуженный деятель науки РФ, д.психол.н., проф. И.П. Волков., д.психол.н., проф. Л.К. Серова; д.психол.н., доц. А.Н. Николаев; к.психол.н., доц. И.Г. Станиславская. - "Интеграция высшего профессионального образования в сфере физической культуры в общеевропейскую систему высшего образования на принципах Болонского соглашения". Ведущие ученые: заслуженный работник высшей школы РФ, д.п.н., проф. В.А. Таймазов; заслуженный работник высшей школы РФ, д.п.н., проф. В.С. Степанов; д.п.н., проф. А. А. Горелов; д.п.н., проф. С.С. Филиппов; заслуженный работник высшей школы РФ, д.п.н., проф. В.Ф. Костюченко; д.п.н., проф. В.А. Чистяков. В этом юбилейном для Университета году исполняется 80 лет одному из его структурных подразделений - факультету подготовки научно-педагогических работников (ПНПР), на котором обучаются аспиранты, докторанты и проходят подготовку соискатели ученых степеней кандидата и доктора наук. История факультета ПНПР началась в 1926 г., когда при институте физической культуры им. П.Ф. Лесгафта постановлением наркома здравоохранения Н. А. Семашко была учреждена аспирантура. Она создавалась с целью подготовки для страны научнопедагогических и научных кадров по физической культуре. В первые годы существования аспирантуры на учебу ежегодно принимались по 4-5 наиболее талантливых молодых преподавателей института, а обучение осуществлялось по трем научным отраслям: педагогике, медицине и биологии. Начиная с 1935 г. аспирантура расширяется, прием увеличивается до 7-9 человек в год и на учебу принимают преподавателей не только своего института, но и других вузов страны. Следующий исторический шаг в развитии системы подготовки научно-педагогических кадров был сделан в 1937 г., когда при институте открылся специализированный ученый совет по защите кандидатских диссертаций по педагогике, медицине и биологии. К 1940 г. на специализированном ученом совете выпускниками аспирантуры защищены 23 диссертации, из них: по педагогическим наукам - 15, по медицинским наукам - 7, по биологическим - 1. (На сегодняшний день в диссертационном совете Университета защищено более 1200 кандидатских и докторских диссертаций по педагогике и психологии.) После Великой Отечественной войны в СССР значительно увеличивается число институтов физической культуры и возникает большая потребность в подготовке для них научно-педагогических и научных кадров. В эти годы в аспирантуру института им. П.Ф. Лесгафта принимают уже до 20 человек, а обучение осуществляется как с отрывом от производства, так и заочно. Подготовка аспирантов ведется уже по четырем научным специальностям: педагогическим наукам (13.00.04), медицинским наукам (ЛФК и спортивная медицина - 14.00.12, анатомия человека - 14.00.02), биологическим наукам (физиология человека и животных - 03.00.13). Очередное значительное расширение аспирантуры произошло в 1960 г., когда прием увеличился до 30-35 человек и введены такие новые научные специальности, как "Общая психология" - 19.00.01, "Социальная психология" -19.00.05, а с 1992 г. - еще одна психологическая специальность - "Педагогическая и возрастная психология" - 19.00.07. Начиная с 1965 г. аспирантура института стала оказывать значительную помощь в подготовке научно-педагогических кадров по физической культуре, психологии и физиологии для государств Европы, Азии и Африки. В аспирантуре обучались граждане из Анголы, Болгарии, Вьетнама, Греции, Египта, Израиля, Индии, Ирака, Канады, Китая, Республики Корея, Кубы, Ливана, Ливии, Литвы, Палестины, Польши, Португалии, Сирии, Туниса, Чехословакии и других стран. За прошедший период закончили аспирантуру и защитили кандидатские диссертации более 100 человек - граждане иностранных государств. В 1993 г. при аспирантуре была открыта докторантура, а с 1998 г. в деятельности аспирантуры и докторантуры открыта новая страница - они преобразованы в Факультет подготовки научно-педагогических работников. Первым деканом факультета был назначен заслуженный работник физической культуры РФ, доктор педагогических наук, профессор В.А. Черепов. С 2002 г. факультет возглавил д.п.н., профессор С.М. Ашкинази. В настоящее время подготовка аспирантов, докторантов и соискателей осуществляется на 22 кафедрах Университета. Ведущими кафедрами по подготовке научно-педагогических и научных кадров являются кафедры: теории и методики физической культуры, теории и методики адаптивной физической культуры, психологии, гимнастики, борьбы, плавания, атлетизма, бокса, легкой атлетики, биомеханики, педагогики, спортивных игр, физиологии, анатомии, биохимии и др. За 80 лет существования факультета подготовлено более 1100 кандидатов и докторов наук по различным специальностям для работы в вузах физической культуры и на кафедрах физического воспитания вузов страны. Сейчас факультет подготовки научно-педагогических работников СПбГУФКа им. П. Ф. Лесгафта - это учебно-научное подразделение, которое является составной частью единой системы непрерывного образования и основной формой подготовки квалифицированных научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского образования. Сегодня на факультете ПНПР обучаются 276 человек: 113 аспирантов (108 россиян и 5 иностранных граждан), 21 докторант и 142 соискателя. Обучение осуществляется по 9 научным специальностям и 4 отраслям наук: 13.00.04 - "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры (педагогические и психологические науки)"; 03.00.13 - "Физиология"; 03.00.04 "Биохимия"; 14.00.02 - "Анатомия человека"; 14.00.07 - "Гигиена"; 14.00.51 - "Восстановительная медицина, лечебная физическая культура и спортивная медицина, курортология и физиотерапия"; 19.00.01 - "Общая психология, психология личности, история психологии"; 19.00.05 - "Социальная психология"; 19.00.07 - "Педагогическая психология". Университет располагает высококвалифицированными научными кадрами для руководства аспирантами, докторантами и соискателями, среди них 7 заслуженных деятелей науки РФ, 5 заслуженных работников высшей школы РФ, 90 докторов наук, 115 профессоров, более 20 действительных членов и членов-корреспондентов отраслевых и международных академий, 218 кандидатов наук. Это очень высокий потенциал, и он позволяет активно продолжать и развивать традиции лесгафтовской и петербургской научных школ физической культуры. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|