НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ

ДАЛЕЕ


ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

Доктор педагогических наук, профессор, судья международной категории Р. Н. Терехина

Заслуженный тренер России, вице-президент технического комитета Международной федерации гимнастики, кандидат педагогических наук И. А. Винер

Единственный вид спорта, который Россия подарила международному олимпийскому движению - это художественная гимнастика. И родилась она в Ленинграде, в стенах Института физической культуры им. П. Ф. Лесгафта в 1934 г. Первыми преподавателями художественной гимнастики были Роза Абрамовна Варшавская (1895 - 1922 гг.), Елена Николаевна Горлова (1889 - 1971 гг.), Зинаида Давыдовна Вербова (1898 -1968 гг.) и Александра Михайловна Семенова Найпак (1900 - 1982 гг.). Первые соревнования по художественной гимнастике, подготовленные силами преподавателей и студентов института имени П. Ф. Лесгафта, состоялись в марте 1939 г. в Ленинграде.

В декабре 1945 г. решением Всесоюзной конференции по гимнастике (Москва) художественная гимнастика была признана единой для всей страны. Первой победительницей всесоюзных соревнований по художественной гимнастике, прошедших в Тбилиси, стала выпускница института им. П. Ф. Лесгафта Ариадна Башнина. Первые официальные международные соревнования по художественной гимнастике состоялись в декабре 1963 г. в Будапеште, а чемпионкой мира стала Людмила Савинкова.

В 1980 г. на Конгрессе МОК, после завершения XXII Олимпийских игр в Москве, было принято долгожданное решение о включении художественной гимнастики в программу Олимпийских игр. Огромная заслуга в принятии этого решения принадлежала почет ному президенту Международной федерации гимнастики (ФИЖ), профессору кафедры гимнастики университета имени П. Ф. Лесгафта Юрию Евлампиевичу Титову. Через 50 лет после рождения в 1984 г. художественная гимнастика впервые была представлена в программе XXIII Олимпийских игр в Лос-Анджелесе (США). Однако дебют был неудачен: из за бойкота Игр на них не выступали ведущие спортсменки мира. А в 1988 г. в Сеуле состоялся настоящий олимпийский дебют художественной гимнастики как вида спорта. Победительницей стала минчанка Марина Лобач.

Таким образом, логично, что на международной арене отечественные гимнастки стали первыми победительницами самых престижных форумов, завоевав почетные титулы абсолютных чемпионок.

Однако в развитии отечественной художествен ной гимнастики наблюдались периоды некоторого отставания наших спортсменок от зарубежных, в частности от болгарских. Выход из кризиса явился следствием напряженных усилий специалистов (тренеров, судей, ученых), которые плодотворно решали задачи теории и практики данного вида спорта.

После Олимпийских игр в Сиднее (2000 г.) произошли большие изменения в основном документе, управляющем развитием художественной гимнастики. Код Международной федерации гимнастики (ФИЖ) стимулировал развитие сложности, что делает этот вид спорта динамичным, с оригинальными элементами и рис ком. Это позитивное направление, так как прогресс остановить нельзя, он и далее будет развиваться по восходящей спирали сложности. Новый документ вызвал дискуссии среди специалистов в этом виде спорта. Способны ли гимнастки выполнить все требования правил? Позитивно или негатив но это отразится на содержании самого вида спорта? Вновь стали актуальными все стороны подготовленности высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике. Реализация новых установок ФИЖ требует широкого научного поиска, их практического и методического решения. Реализовать их возможно при интегральном подходе к подготовке гимнасток высокой квалификации. Основной акцент был сделан на усложнении элементов всех структурных групп упражнений без предмета. Предполагалось дальнейшее усложнение работы с предметами, причем в сочетании с группами трудности элементов без предмета.

Это усложнение заключается в увеличении количества движений предметом и большем их разнообразии во время выполнения соединений элементов без предметов. Так, например, при выполнении равновесий необходимо не просто находиться в балансе, а одновременно выполнять различные вращения, вертушки, подкрутки с предметом. Данная тенденция определяет на сегодняшний день и на долгосрочную перспективу новый подход к методике подготовки высококвалифицированных гимнасток. В решении данных проблем исследования непременным условием успешности и эффективности стали процессы антиципации (предвидения).

Осуществляя подготовку высококвалифицированных гимнасток, мы целенаправленно выявили тенденции развития мировой художественной гимнастики, которые легли в основу предвидения изменений содержания кода ФИЖ и его влияния на все виды под готовки спортсменок. К основным тенденциям относятся: рост трудности программ; увеличение объемов тренировочной работы; околопредельная реализация индивидуальных возможностей; оптимальная сбалансированность двигательных действий; увеличение объема специальной физической подготовки (СФП) и специальной технической подготовки (СТП) в общем объеме тренировочной работы; увеличение числа соревновательных дней и продолжительности соревновательного периода; многочисленные победы отечественных гимнасток; быстрое распространение эффективной технологии подготовки в мире; развитие художественной гимнастики в странах, где она не была традиционной; повышение квалификации тренеров и судей; совершенствование правил соревнований; увеличение количества отделений художественной гимнастики в ДЮСШ России; открытие новых цент ров подготовки в стране и за рубежом; внедрение научных разработок; совершенствование всех видов обеспечения подготовки, экипировки и управленческого аспекта подготовки гимнасток.

Нам удалось устранить причину, которая на протяжении ряда лет не позволяла удерживать лидирующие позиции на мировом гимнастическом помосте. Она заключалась в том, что мы шли по пути ликвидации "слабых мест" и устранения ошибок и не обеспечивали запаса реальной соревновательной прочности для каждой гимнастки с учетом концепции Л. С. Выготского - зоны ближайшего развития.

Однако опора на исследования в области антиципации спорта позволила не только выявить пути устранения ошибок, но и совершенствовать систему интегральной подготовки гимнасток на основе концепции зоны ближайшего развития, а также адаптированных к спорту принципов опережающего развития и оптимальной избыточности. Всё это обеспечило готовность спортсменок России к революционным изменениям кода ФИЖ и выходу на лидирующие позиции с их прочным удержанием на мировом помосте.

Учитывая ярко выраженную тенденцию - умение владеть предметом одновременно с выполнением сложных двигательных действий телом, при разработке содержания СФП мы подобрали индивидуально для каждой гимнастки средства и методические приемы, содействующие развитию специальных физических качеств; специальных способностей, нужных для успешного освоения упражнений с предметами, обеспечивающих высокий уровень индивидуального технического мастерства.

В связи с необходимостью использования разноструктурных элементов, требующих повышенного уровня развития статического и динамического равновесия, в содержании СФП был сделан акцент на совершенствовании вестибулярной подготовки и функции равновесия. Выявлено, что именно эти качества (наряду с координацией и специальной выносливостью) в наибольшей степени способствуют качественному выполнению соревновательных программ.

Один из важнейших компонентов в системе интегральной подготовки, как считает известный специалист по гимнастике Л.Я. Аркаев (1994), - совершенствование технического мастерства. Его основная задача в годичном цикле, отмечает он, - создание оптимальной избыточности по трудности, качеству и надежности выполняемых элементов высшей сложности, связок и комбинаций в целом. Главным условием успешного решения этой задачи является оптимальный уровень базовой технической подготовленности, который закладывается в предшествующих вхождению в сборную команду страны периодах под готовки и продолжается в составе сборной.

Разрабатывая пути совершенствования технической подготовки, мы опирались на следующие фундаментальные исследования: спортивной деятельности в художественной гимнастике, в которых нашли отражение ее основные аспекты; специалистов в области теории и методики спортивной гимнастики; ученых, плодотворно работавших над теорией и методикой физической культуры.

Мы обобщили большой практический опыт и выявили позитивные и негативные стороны с момента выхода наших спортсменок на международную арену. Результаты всех этих исследований нашли отражение в содержании СТП. В художественной гимнастике СТП подразделяют на СТП с предметом и без предмета. В совершенствовании уровня СТП с предметом акцент был сделан на доведении до автоматизма владения предметами левой и правой рукой; без предмета - на включении блоков средств, способствующих выполнению прыжков без предварительного разбега, т. е. с места.

Содержание СТП строилось с учетом того, что элементы разных структурных групп необходимо выполнять в связках без дополнительных шагов. Например: равновесие, поворот, прыжок - все это сопровождается работой с предметом. Прыжки, как правило, выполняются без разбега. Данная тенденция вида спорта предъявляет повышенные требования к специальной выносливости гимнасток.

Эффективность предлагаемых средств и методических приемов оценивалась на основе предварительных и заключительных контрольных тестов, а также по результатам экспертных оценок, полученных на соревнованиях.

Важный фактор в системе подготовки гимнасток высокой квалификации - организационно управленческий. Создание условий для централизованной под готовки обеспечивает повышение как педагогического мастерства тренеров, так и исполнительского мастерства гимнасток. Для роста спортивных результатов при централизованной подготовке были организованы комплексные научные группы; к работе подключены врачи диетологи; специалисты: жонглеры, акробаты, хореографы и др.

Таким образом, нами выявлены возможности совершенствования основных видов подготовки гимнасток высокой квалификации. На Афинском форуме отечественная команда по художественной гимнастике благодаря Алине Кабаевой и спортсменкам, выступающим в групповых упражнениях, стала "золотой", а серебряная медаль досталась Ирине Чащиной.

Результаты Олимпийских игр в Афинах (2004 г.) полностью подтвердили наши предположения о том, что предвидение изменений содержания кода ФИЖ и их влияния на различные аспекты подготовки позволяют создать адекватную им систему совершенствования уровня исполнительского мастерства спортсменок и обеспечить явное преимущество наших гимнасток над ближайшими основными соперниками, а так же удержание лидирующих позиций на мировом по мосте.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!