Abstract REALIZATION OF PRINCIPLES OF BOLOGNA PROCESS AT SAINT PETERSBURG STATE P.F. LESSHAFT’S UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE E.F. Orekhov, Ph. D., professor V.F. Kostyuchenko, Dr. Hab., professor V.S. Stepanov, Dr. Hab., professor M.Yu. Schennikova, Ph. D., professor Saint Petersburg state P.F. Lesshaft’s university of physical culture Key words: "Bologna process", educational reform, globalization, uniform educational space. As the main line of development of higher education in modern Europe serves "Bologna process", supposing formation to 2010 of uniform European space of higher education. Saint-Petersburg state P.F.Lesshaft’s university of physical culture having wide experience of training of the professional staff on powerful research base, rich pedagogical traditions, should become the branch leader in modernization of the Russian system of the high vocational training, in formation of uniform European educational space.
|
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ИМ. П.Ф. ЛЕСГАФТА
Кандидат педагогических наук, профессор
Е.Ф. Орехов Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры, Санкт-Петербург Ключевые слова: "Болонский процесс", образовательная реформа, глобализация, единое образовательное пространство. Магистральной линией развития высшего образования в современной Европе служит так называемый Болонский процесс, предполагающий формирование к 2010 г. единого европейского пространства высшего образования. Добровольно присоединившись в Болонскому процессу в сентябре 2003 г., Россия тем самым взяла на себя определенные обязательства и в значительной мере предопределила "болонское" направление и контуры образовательной реформы, осознавая при этом, что самоизоляция от процессов, развивающихся в едином европейском образовательном пространстве, сегодня ведет к негативным последствиям для любого университета. Самодостаточность может какое-то время служить в качестве ресурса выживания, но в условиях глобализации он быстро исчерпывается. При такой постановке вопроса следует вывод о том, что нам необходимо встраиваться в нарождающееся образовательное пространство, при этом сохраняя собственную специфику. Реализация направлений развития образовательной системы Российской Федерации, которые определены в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., требует от вузов адекватных действий, нацеленных на улучшение моделей организации деятельности и подходов к управлению высшими учебными заведениями. На данный момент главным в подготовке специалистов становится не передача знаний, а: - формирование базовых компетенций; - передача универсальных способов деятельности; - формирование принципиальных представлений об устройстве сфер деятельности; - передача норм и правил осуществления профессиональной деятельности. Модернизация высшего профессионального образования и связанные с этим изменения внешних условий осуществления деятельности требуют от вузов: - разработки и принятия практических стратегий; - разработки инновационных моделей устройства вузов и совершенствования систем управления ими; - внедрения в учебный процесс современных образовательных технологий; - перехода на кредитно-модульную организацию учебных программ; - разработки и внедрения системы управления качеством образования. Сегодня в нашем университете ведется интенсивная работа по переходу на использование основ системы ECTS (European Credit Transfer System): кредитов, модульной системы обучения, балльно-рейтинговой системы оценивания знаний. Нормативными основами инновационной деятельности СПбГУФКа им. П.Ф. Лесгафта являются: - Письмо Минобразования РФ от 17 апреля 2002 г. № 14-55-273 ин/15. Рекомендации совещания "Проблемы введения кредитной системы ВПО". - Приказ Минобразования РФ от 11 июля 2002 г. № 2654 "О проведении эксперимента по организации учебного процесса с использованием рейтинговой системы оценки успеваемости студентов". - Письмо Минобразования РФ от 28 ноября 2002 г. № 14-52-988 ин/13 "Методика расчета трудоемкости ООП ВПО в зачетных единицах". - Приказ Минобразования РФ от 2 июля 2003 г. № 2847 "О проведении эксперимента по использованию зачетных единиц в учебном процессе". - Письмо Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. № 15-55-357 ин/15 "Об организации учебного процесса в вузе с использованием системы зачетных единиц" (примерное положение). - Приказ Минобрнауки России № 215 от 29.07.2005 г. "Об инновационной деятельности высших учебных заведений по переходу на систему зачетных единиц". - Приказ Минобрнауки России № 77 от 03.04.2006 г. "Об образовательных учреждениях высшего профессионального образования, участвующих в инновационной деятельности по переходу на систему зачетных единиц". Организация учебного процесса с использованием зачетных единиц (кредитов) имеет ряд особенностей: - большая свобода выбора учащимися дисциплин, перечисленных в учебном плане; - личное участие каждого студента в формировании своего индивидуального учебного плана; - вовлечение в учебный процесс академических консультантов, содействующих студентам в выборе образовательной траектории, в частности в выборе изучаемых дисциплин; - введение системы зачетных единиц (з.е.) для оценки трудозатрат студентов и преподавателей по каждой дисциплине; - обеспеченность учебного процесса всеми необходимыми методическими материалами в печатной и электронной форме; - обязательное использование балльно-рейтинговых систем для оценки знаний студентов. Некоторые авторы полагают, что эксперимент по введению з.е. заключается лишь в решении отдельных задач, которые являются неким "косметическим ремонтом" традиционного учебного процесса. В результате вместо понятий "академический час" вводится понятие "кредит" (или з.е. трудоемкости). При этом не изменяется сам процесс обучения, что искажает суть рекомендаций Болонской декларации. Дело не в попытке по-другому рассчитать трудоемкость, а в изменении характера всего образовательного процесса. Введение системы з.е. способствует к переходу от коллективной к индивидуальной форме обучения, что предполагает личное участие каждого студента в формировании образовательной траектории, стимулирование регулярной и результативной самостоятельной работы, усиление мотивации студента к освоению образовательной программы за счет более высокой дифференциации оценки учебной работы студента. Для организации учебного процесса с использованием системы з.е. применяются три формы учебного плана по каждому направлению (специальности) подготовки: - базовые учебные планы по направлению (специальности) подготовки, составляемые на весь период обучения и служащие для определения содержания и полной трудоемкости учебной работы; - рабочие учебные планы, составляемые на учебный год на основе учебных планов по направлению (специальности) подготовки и служащие для расчета трудоемкости учебной работы преподавателей в данном учебном году; - индивидуальные учебные планы студента, которые определяют образовательную программу каждого студента на семестр или учебный год. Базовый учебный план по направлению (специальности) подготовки включает три группы дисциплин: - группа дисциплин "а", изучаемых обязательно и строго последовательно во времени; - группа дисциплин "б", изучаемых обязательно, но не последовательно; - группа дисциплин "в", которые студент изучает по своему выбору. Соотношение трудоемкости между группами дисциплин "а", "б" и "в" устанавливается ученым советом на основании действующих нормативных документов. Рабочий учебный план составляется на учебный год на основе базового учебного плана и имеет следующую структуру: 1. Наименование основной образовательной программы с указанием направления подготовки и даты утверждения базового учебного плана. 2. График учебного процесса, отражающий: - распределение видов деятельности студентов по семестрам; - определение сроков теоретического обучения, практик, аттестации, каникул; - количество кредитов (з.е.) в каждом семестре. 3. Наименование видов деятельности с указанием: - кода по базовому учебному плану; - распределения видов деятельности и дисциплин по семестрам; - статуса дисциплины (группы "а", "б", "в"); - количества кредитов по каждому виду деятельности в целом и в каждом семестре; - количества часов трудоемкости по дисциплине; - количество аудиторных часов по дисциплине в целом и в каждом семестре. Индивидуальный учебный план студента разрабатывается на весь период обучения и уточняется каждый учебный год лично студентом с помощью академического консультанта по установленной форме. Индивидуальный учебный план содержит: 1. Сведения о наименовании образовательной программы, названии выпускающей кафедры. 2. Сведения о выпускной квалификационной работе: тема, дата утверждения темы, срок предоставления и срок защиты, фамилия руководителя и рецензента. 3. График учебного процесса. 4. Индивидуальный рабочий план на каждый семестр с указанием кредитов за каждый вид деятельности, итогов промежуточной и текущей аттестации. 5. Технологические карты учебных дисциплин. 6. Технологические карты всех видов практик. 7. Технологическую карту выпускной квалификационной работы. 8. Сведения об итоговой аттестации (междисциплинарный экзамен, защита выпускной квалификационной работы) с указанием кредитов и оценки. 9. Индивидуальный рейтинговый лист студента с указанием среднего балла по текущей аттестации и среднего балла по промежуточной аттестации. 10. Отметку о выполнении индивидуального плана. Трудоемкость всех видов работы в учебных планах устанавливается в академических часах и з.е., при этом 1 з.е. равна 36 академическим часам полной трудоемкости при максимальной нагрузке 54 академических часа в неделю. Таким образом, расчет трудоемкости дисциплины в з.е. производится делением ее трудоемкости в часах на 36. Студент обязан учесть в своем индивидуальном плане 100% дисциплин группы "а" и записаться на изучение дисциплин общим объемом не менее 60 з.е. в учебном году. Образовательная программа подготовки бакалавров включает не менее 240 з.е., специалистов - 300 з.е., магистров - 360 з.е. Студент регулярно заполняет индивидуальный учебный план, отмечает результат его выполнения. Некоторым группам обучающихся (студентам-инвалидам, студентам-контрактникам, студентам-спортсменам) предоставляется право сформировать свой индивидуальный план на учебный год с числом з.е., меньшим 60. При этом общий срок обучения увеличивается до момента освоения студентом нормативного количества з.е.. Студент имеет право освоить в учебном году больше 60 з.е. В этом случае при условии успешного выполнения учебного плана и прохождения промежуточной аттестации срок обучения может быть сокращен. По результатам анализа индивидуальных учебных планов составляются (корректируются) рабочие учебные планы и расписание учебных занятий. Содействие студентам в формировании и реализации их индивидуальных планов оказывает академический консультант. Консультантами назначаются преподаватели, методисты, аспиранты, прошедшие надлежащую подготовку. Число консультантов устанавливается исходя из экономических и организационных возможностей. Консультант курирует студента от 1-го до выпускного курса, представляет академические интересы студента, готовит информационные материалы и размещает их на стендах и сайтах, консультирует студентов по вопросам формирования и реализации их индивидуальных учебных планов. Консультант помогает студентам вносить изменения в их индивидуальные учебные планы, принимает участие в работе комиссии, рассматривающей вопросы успеваемости и академического статуса студента, контролирует процесс подготовки и предоставления студентам методических материалов, проверяет выполнение правил проведения текущего и промежуточного контроля. Организация индивидуально ориентированного учебного процесса в системе з.е., а также введение балльно-рейтинговых систем для оценки успеваемости студентов требует использования такого "инструмента", как технологическая карта. На первый взгляд "технологизм" в обучении противоречит творческому подходу к реализации образовательных программ. Не оспаривая идеи креативного мышления в образовании, полагаем, что введение технологических карт способствует совершенствованию организации учебного процесса. Имея в руках программу дисциплины, которая отражает основное содержание, понятийно-терминологический аппарат и список рекомендуемой литературы, студент не всегда имеет возможность представить весь спектр видов деятельности, который необходим для освоения дисциплины. Введение технологических карт позволило по-новому взглянуть: - на текущую и промежуточную аттестацию; - на виды деятельности студента; - на формы самостоятельной работы; - на критерии оценки каждого вида деятельности студента. Особое значение при внедрении системы з.е. приобретает контроль качества знаний студентов. Этот вопрос - один из самых сложных в системе подготовки специалиста. Наиболее традиционным в российской образовательной системе является подход, ориентированный на промежуточную аттестацию (сессии). При этом оценки выставляются по 4-балльной или по 2-балльной шкале (зачет, незачет). В связи с этим у преподавателя возникают определенные трудности. Во-первых, до сих пор отсутствует единая система оценивания деятельности студента в период обучения, поскольку нет стимула для работы в течение всего семестра. Преподавателю порой проще принять зачет или экзамен, чем разрабатывать систему диагностирования студента по своей дисциплине в течение семестра (эта работа не фиксируется в индивидуальном плане преподавателя в разделе "Учебная работа"). Студенту также проще сдать зачет или экзамен в период сессии, поскольку интенсивная подготовка в течение нескольких дней достаточно часто дает возможность получения удовлетворительной (а иногда высокой) оценки. При этом нельзя не учитывать, что характер экзамена, содержание билета позволяют студентам воспользоваться шпаргалками, конспектами и другими "вспомогательными материалами". И для преподавателя, и для студента сессионный период является, бесспорно, стрессовым. Как показывают эксперименты и данные психологов, эмоциональное состояние студента оказывает губительное воздействие на долговременную память, на формирование процедурных знаний. Психологическое воздействие современного студента на преподавателя в период сессии не лучшим образом сказывается на взаимоотношениях преподаватель-студент, что затрудняет сотрудничество и диалог между ними. Во-вторых, действующая система оценивания в период сессии достаточно несовершенна, поскольку проверка остаточных знаний студента после сессии свидетельствует, что "зачетные" дисциплины усваиваются, как правило, студентами хуже, чем "экзаменационные". Это связано с отсутствием мотивации студентов к объективному оцениванию со стороны преподавателя. В-третьих, действующая система оценки деятельности студента не отражает образовательных императивов, которые в настоящее время являются приоритетными. Современный специалист должен быть способен к самооценке, чтобы объективно быть готовым к конкуренции в условиях рыночной экономики. А это означает, что каждый должен иметь объективные показатели своих достижений, на основе которых формируется рейтинг. Вместо традиционной 4-балльной шкалы оценки знаний обучающихся ("5"; "4"; "3"; "2") в СПбГУФКе им. П.Ф. Лесгафта используется 100- балльная шкала. Максимальное количество баллов, которые студент может набрать при освоении учебной дисциплины, - 100. На текущий контроль приходится 50 баллов (в их числе 10 - за посещаемость занятий), на рубежный контроль - 20 баллов и на промежуточный - 30 баллов. Итоговая оценка по дисциплине выставляется по общей сумме баллов, набранных студентом по результатам текущего, рубежного и промежуточного видов контроля. Студент, набравший по всем видам контроля более 80 баллов, получает в зачетную ведомость оценку "отлично", более 65 баллов - "хорошо", более 50 "удовлетворительно", менее 50 - "неудовлетворительно". По результатам деятельности студентов в семестре составляется их академический рейтинг, в соответствии с которым они могут получить академические льготы и преимущества. Рейтинг используется: - для ранжирования студентов и определения лучших; - для назначения повышенных стипендий; - при конкурсном отборе для обучения за рубежом; - при рекомендации на престижные рабочие места; - при конкурсном отборе на более высокий уровень обучения. Внедрение балльно-рейтинговой технологии контроля дает возможность оценить состояние учебно-познавательной работы студентов, эффективность обучающей работы профессорско-преподавательского состава в целом и каждого педагога в отдельности, а также призвано мотивировать студентов к систематическим занятиям в течение всего семестра. Это позволяет эффективно управлять учебным процессом, вносить своевременные коррективы, устраняющие выявленные недостатки. Чем инновации будут интересны студентам? Прежде всего тем, что учебный процесс станет для них более прозрачным, они смогут реально участвовать в его управлении (технологические карты дисциплин). Кроме того, студенты сами будут определять свою образовательную траекторию. От коллективных форм обучения вуз перейдет к индивидуально ориентированным формам (индивидуальный учебный план студента). Студенты будут иметь возможность изучать учебные курсы в других вузах России и странах Европы с перезачетом результатов обучения. Знания студентов будут оцениваться с большей объективностью (балльно-рейтинговая система обучения), а российский диплом, который получат выпускники вуза, будет выше котироваться в странах Европы (Европейское приложение к диплому). Наш вуз, имеющий большой опыт подготовки профессиональных кадров на мощной научно-исследовательской базе, богатые педагогические традиции, должен стать отраслевым лидером в модернизации российской системы высшего профессионального образования, в формировании единого европейского образовательного пространства. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|