ПРОФЕС-
СИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Abstract

SCIENTIFIC-METHODICAL MAINTENANCE OF SYSTEM OF DISTANCE LEARNING

V.A. Chistyakov, Dr. Hab., professor

S.S. Filippov, Dr. Hab., professor

N.P. Knyazev, Ph. D.

Saint Petersburg state P.F. Lesshaft’s university of physical culture, Saint Petersburg

Key words: educational standards of third generation, electronic learning, individual plans of training.

Constantly growing volume of the information which the student should remember, understand and reproduce, mean revision of all process of training from positions of the advanced achievements of science and technology. Development of local and global electronic networks, multimedia means of training, a prompt computerization essentially change the contents and an orientation of high school education, including in area of physical culture. Transition to the state educational standards of the third generation and sharp increase in time allocated for independent work, naturally mean development of probable ways of realization of these processes.


НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Доктор педагогических наук, профессор В.А. Чистяков
Доктор педагогических наук, профессор С.С. Филиппов
Кандидат педагогических наук Н.П. Князева

Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры им. П.Ф. Лесгафта,
Санкт-Петербург

Ключевые слова: образовательные стандарты третьего поколения, электронное обучение, индивидуальные планы обучения.

Концепция открытого образовательного пространства и присоединение России к Болонскому процессу требуют ускоренной разработки вопросов интеграции высшего физкультурного образования в общеевропейскую образовательную систему и скорейшего перехода к образовательным стандартам третьего поколения. Постоянно возрастающий объем информации, который должен запомнить, понять и воспроизвести студент, подразумевает пересмотр всего процесса обучения с позиций самых современных достижений науки и техники. Развитие локальных и глобальных электронных сетей, мультимедийных средств обучения, стремительная компьютеризация существенно изменяют содержание и направленность вузовского образования, в том числе и в сфере физической культуры. Переход к государственным образовательным стандартам третьего поколения (системе кредитов ECTS) и резкое увеличение времени, выделяемого на самостоятельную работу, естественным образом означают разработку возможных путей реализации этих процессов.

Е. Геворкян (2006) выделяет факторы, благоприятствующие конструктивному развитию электронного обучения в России:

- значительное сокращение транспортных расходов и расходов на проживание обучающихся, обеспечение для них возможности обучаться на курсах практически в любой точке России;

- возможность выбрать единственно необходимый курс благодаря модульному принципу построения программ;

- возможность получить практико-ориентированное образование на рабочем месте;

- возможность широкомасштабной подготовки менеджеров и специалистов;

- способность вузов быстро адаптировать содержание реализуемых программ к новым экономическим условиям и к пожеланиям клиентов.

СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта проводит целенаправленную работу по внедрению в университете системы дистанционного обучения (В.С. Степанов и др., 2004).

Напомним, что согласно Приказу Минобрнауки № 137 от 6 мая 2005 г. "под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника".

Дистанционное обучение, сочетая в себе преимущества быстроразвивающихся компьютерных и телекоммуникационных систем, выдвигается на передовые позиции массовой образовательной деятельности. Его необходимость в образовательной сфере физической культуры и спорта не вызывает сомнений, так как почти все действующие спортсмены-студенты учатся по индивидуальным планам вследствие невозможности совмещения активной спортивной деятельности и посещения учебного заведения. Для них дистанционное обучение, особенно по теоретическим дисциплинам и предметам по выбору, а также ожидаемому переходу на систему кредитов в образовательном стандарте третьего уровня, является единственной возможностью получить базовое образование.

Работы по планомерному внедрению дистанционного обучения в образовательный процесс находятся под постоянным вниманием и контролем ученого совета университета, в частности в конце 2005 г. утверждено Положение о дистанционном обучении, тем самым в университете создана нормативная база для полномасштабного использования дистанционного обучения в учебном процессе.

Развитие современных образовательных технологий, связанных с дистанционным обучением, требует специально разработанных интерактивных учебно-методических материалов для самостоятельной работы студентов. По мнению З.О. Джалиашвили (2005), учебно-методические комплексы должны обеспечивать: методическое сопровождение обучения по образовательной программе; организацию самостоятельной работы обучаемого, включая обучение и самоконтроль знаний; информационную поддержку обучения (учебные и информационно-справочные материалы).

В настоящее время наиболее мощной системой дистанционного обучения является система Moodle, реализованная на сайте университета. Система Moodle (Модульная объектно-ориентированная учебная система) представляет собой пакет программного обеспечения для создания курсов дистанционного обучения и web-сайтов. Система распространяется бесплатно как Open Source-проект по лицензии GNU GPL. Система может работать на любом компьютере, на котором работает PHP, и поддерживает практически любую базу данных (в частности, MySQL).

Внедрение системы Moodle привело к необходимости организации учебного процесса в университете на принципах модульных технологий обучения и представления всех дисциплин учебных планов в виде учебно-методических комплексов (см. рисунок).

Литература

1. Геворкян Е. E-learning в экономике, основанной на знаниях // Высшее образование в России. 2006, № 1, с. 114-118.

2. Джалиашвили З.О. Полнофункциональный электронный учебно-методический комплекс для дистанционного обучения // 2-я междунар. конф. "Информационные системы для HRM и обучения". СПб., 2005, с. 28-33.

3. Степанов В.С., Филиппов С.С., Князева Н.П. и др. Дистанционное обучение в СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта: первый опыт реализации // Теория и практика физ. культуры. 2004, № 12, с. 45-48.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: