ПРОФЕС-
СИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Abstract

IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL OF SPECIALISTS ON PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN P.F. LESSHAFT’S SPBSUPC

B.E. Losin, Dr. Hab., professor

Saint Petersburg state P.F. Lesshaft’s university of physical culture, Saint Petersburg

Key words: vocational training, improvement of professional skill.

The first faculty of improvement of professional skill in system of sports high schools of the country has been formed in 1968 in the state twice decorated with an order P.F. Lesshaft’s institute of physical culture. The new faculty has acted as one of the first in the country in a role of propagation of modern scientific ideas in the field of physical culture and sports.

Today educational process is conducted by known scientists and teachers of university, and also the best trainers of Russia. Among them more than 40 person have scientific degrees of doctors of sciences and ranks of professors, more than 15 person - ranks of the honoured coaches. It allows to support educational process at a high scientific-methodical level.


ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В СПБГУФКЕ ИМ. П.Ф. ЛЕСГАФТА

Доктор педагогических наук, профессор Б.Е. Лосин
Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры им. П.Ф. Лесгафта,
Санкт-Петербург

Ключевые слова: профессиональное образование, повышение квалификации.

Ускорение темпов научно-технического прогресса и как следствие - интенсивное внедрение достижений науки, техники и передового практического опыта в реальную деятельность общества зависят от уровня квалификации специалистов. XXI в., объявленный ЮНЕСКО "веком образования", в качестве приоритетных задач определяет необходимость в воспитании высокообразованных специалистов. Социальный прогресс и научно-техническая революция, изменив темпы общественного развития, ускорили процесс обновления и "старения" знаний, техники и технологии, поставили перед системой образования задачи обеспечить непрерывное пополнение и обновление знаний специалистов и научить их самообразованию [1, 2]. К началу 60-х гг. становится ясно, что высшая школа не способна обеспечить специалистов знаниями на весь период их профессиональной деятельности.

Как показала практика, тезис "Чем больше - тем лучше" применительно к системе образования себя исчерпал. Экстенсивный путь развития в любой области рано или поздно заводит в тупик. Знаний, полученных в процессе обучения в высшем учебном заведении, недостаточно для плодотворной работы в течение всей трудовой деятельности специалиста [4, 7, 8]. Считается, что сегодня за 3-4 года информация устаревает наполовину. Не случайно в странах с развитой экономикой уже сейчас доля бюджета на образование взрослых превышает долю бюджета на систему базового образования [5].

Определенная система повышения квалификации (ПК) специалистов (врачей и юристов) в ряде стран насчитывает более 100 лет, система ПК инженеров - более 50 лет [6].

В нашей стране важным этапом в развитии системы ПК кадров является конец 30-х гг., когда были созданы институты повышения и усовершенствования учителей (ИУУ). Это позволило объединить кадры методистов, сосредоточить всю работу по систематическому повышению квалификации педагогических кадров в единых центрах. Частично задачи повышения квалификации специалистов в нашей стране на протяжении ряда лет решали различные курсы, семинары и научно-практические конференции специалистов. Однако эти мероприятия не могли в полной мере решить проблему вооружения большого отряда специалистов современными знаниями в течение их трудовой деятельности. Для решения этих задач, а также в соответствии с требованиями научно-технического прогресса и дальнейшего социального развития страны в середине 60-х гг. начинает формироваться система ПК специалистов. На повестку дня встала задача создания государственной системы ПК специалистов. Главные требования к этой системе были определены постановлением Совета Министров СССР от 3 сентября 1966 г. "О мерах по улучшению подготовки специалистов и совершенствованию руководства высшим и средним образованием в стране". В 1966 - 1967 гг. Минвуз СССР приступил к формированию единой системы повышения квалификации специалистов [3, 9].

Развитие системы высшего образования в нашей стране, бурное накопление научно-методической информации и новейших технологий в области физической культуры и спорта выдвинули проблемы, связанные с организацией последипломного образования, подготовки и повышения квалификации кадров.

Первый факультет повышения квалификации (впоследствии институт, центр) в системе физкультурных вузов страны был образован в 1968 г. в Государственном дважды орденоносном институте физической культуре им. П.Ф. Лесгафта. Новый факультет одним из первых в стране выступил в роли пропагандиста современных научных идей в области физической культуры и спорта. За этот период более 19 000 специалистов повысили свою квалификацию в стенах нашего вуза. Слушателями факультета (центра) являлись преподаватели физического воспитания вузов бывшего СССР, тренеры и руководители ДЮСШ и других спортивных организаций, специалисты по адаптивной физической культуре, специалисты по лечебной физической культуре. За последние годы в центре повышения квалификации и переподготовки кадров (ЦПК и ПК) ведется обучение специалистов по различным направлениям физкультурно-спортивной деятельности, в том числе и по таким востребованным в настоящий момент, как аэробика, гидроаэробика, теннис и мн. др. Для специалистов, работающих в спортивных организациях, но не имеющих высшего физкультурного образования, организована годичная профессиональная переподготовка. В 2005 г. на базе ЦПК и ПК образована высшая школа тренеров (ВШТ) по хоккею, призванная готовить тренеров для работы с высококвалифицированными хоккеистами. Устойчивым спросом также пользуются курсы по спортивным играм, таким как футбол, теннис, кёрлинг, баскетбол, хоккей.

Востребованным направлением также является обучение руководителей спортивных сооружений. На некоторые курсы приезжают более 100 слушателей. Анализ форм обучения, которые выбирают слушатели, показывает, что наиболее востребованными являются краткосрочные курсы. На таких курсах слушатели в течение короткого времени получают новейшую информацию, не отрываясь на длительный период времени от своей практической деятельности.

Учебный процесс в ЦПК и ПК ведут известные ученые и педагоги университета, а также лучшие тренеры России. Среди них более 40 человек имеют ученые степени докторов наук и звания профессоров, более 15 человек - звания заслуженных тренеров. Это позволяет поддерживать учебный процесс на высоком научно-методическом уровне.

Литература

1. Анненков К.А. Организационно-педагогические основы непрерывного обучения физкультурных кадров в системе повышения квалификации: Автореф. канд. дис. - Ленинград: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1988. - 22 с.

2. Ващенко Н.М. Педагогические основы повышения квалификации кадров // Советская педагогика. 1986, № 2, с. 46-49.

3. Галаган А.И., Городецкая О.А., Уваров Н.Н. и др. Проблемы совершенствования системы повышения квалификации руководителей и специалистов. (Проблемы непрерывного образования: Обзорная информация / НИИВО; вып. 2). М., 1991. - 48 с.

4. Жолдак В.И., Зуев В.И. Управление в сфере физической культуры и спорта. - Тюмень: Изд-во Вектор Бук, 2000. - 332 с.

5. Иванов Ю.И. Развитие системы последипломного образования управленческих кадров в условиях перехода к рыночным отношениям: Автореф. докт. дис. - М.: РАУ, 1993. - 69 с.

6. Ковач Иштван. Перспективы повышения квалификации преподавателей вузов в Венгрии // Современная высшая школа. 1989, № 4 (68), с. 61-69.

7. Левицкий М.Л., Малькова З.А. Качество и эффективность учебно-воспитательной деятельности // Советская педагогика. 1988, № 7, с . 29-33.

8. Найн А.Я. Прогностическая парадигма гуманизации непрерывного многоуровневого высшего физкультурного образования // Теория и практика физ. культуры. 1995, № 10, c. 46-47.

9. Шапошникова А.П. Научно-педагогические кадры высшей школы (проблемы повышения квалификации). - М.: Высшая школа, 1987. - 80 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: