Abstract DEVELOPMENT OF MOTOR COORDINATIONS OF STUDENTS DURING EDUCATIONAL PROCESS ON PHYSICAL CULTURE E.V. Starkova The Perm State Pedagogical University, Perm. Key words: physical education of students, motor coordinations, improving dance aerobics, warm-up. Motor coordinations are an important qualitative side of the motor activity reflecting the level of physical preparedness. The beauty of movements that is especially important for young girls depends also on the level of their development. The author offers to use the means and methods of improving dancing aerobics for the development of motor coordinations of students, as it promotes the increase of effectiveness of the process of physical education.
|
РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КООРДИНАЦИЙ У СТУДЕНТОК В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
Е. В. Старкова Ключевые слова: физическое воспитание студенток, двигательные координации, оздоровительная танцевальная аэробика, подготовительная часть занятий. Двигательные координации являются важной качественной стороной двигательной деятельности, отражающей уровень физической подготовленности. Их целенаправленное формирование позволяет решать целый ряд задач физического, эстетического, интеллектуального совершенствования человека [2, 7, 9, 10]. Ученые и специалисты обращают особое внимание на важность гармонии отдельных сторон физического развития и двигательной подготовленности человека для его здоровья. Тем не менее признание этого факта гораздо чаще расходится с практикой. Подавляющее большинство методических рекомендаций по оптимизации процесса физического воспитания в вузах нефизкультурного профиля направлены на совершенствование выносливости, силовых и скоростных способностей занимающихся. Развитию же двигательных координаций (одного из наиболее существенных элементов двигательной подготовки) в процессе физического воспитания в вузе уделяется недостаточно внимания [4, 8, 9]. Специфическая особенность педагогических вузов - преобладание женского контингента. Естественное желание девушек - стремление быть здоровыми и красивыми. Но ведь здоровье и красота не всегда являются даром природы. Так, укрепление здоровья немыслимо без применения движений, направленных на активизацию деятельности внутренних органов и развитие опорно-двигательного аппарата, а красота заключается не только в совершенстве внешних форм тела, она требует высокой координации, пластичности и грациозности движений [3, 6, 11]. Казалось бы, важность координационной подготовки в физическом воспитании девушек ни у кого не вызывает сомнений. Однако времени, которое отводится на развитие двигательно-координационных качеств в учебных программах для вузов, на наш взгляд, недостаточно. Цель исследования - разработка и проверка эффективности методики развития двигательных координаций у студенток в процессе физического воспитания на основе средств и методов оздоровительной танцевальной аэробики. Опираясь на результаты проведенного нами анкетного опроса девушек, обучающихся на 1-4-х курсах Пермского государственного педагогического университета, исходя из условий вузовской государственной программы и имеющейся материальной базы, мы исследовали возможность применения в процессе физического воспитания студенток элементов оздоровительной танцевальной аэробики и их влияние на уровень развития двигательных координаций. Для реализации поставленных целей был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие студентки 1-го курса факультета информатики-экономики. Были организованы экспериментальная - ЭГ (20 чел.) и контрольная - КГ (20 чел.) группы, занимавшиеся в течение 9 месяцев под руководством одного и того же преподавателя. Проанализировав содержание занятий по оздоровительной аэробике танцевальной направленности, мы выделили следующие двигательные координации [9], характерные для данного вида двигательной деятельности: - ритмичность: при выполнении упражнения под музыку занимающимся необходимо соотносить свои движения с музыкальным ритмом произведения; точно воспринимать и отражать в движениях тела длительность музыкальных звуков и их соотношений, метрических акцентов; соразмерять усилия во времени и в пространстве, согласовывать длительность каждого движения с музыкой, а также с движениями партнера (группы); - пластичность: во время выполнения танцевальной комбинации человек переживает определенные эмоции, создает свой образ, выявляется его артистичность; движения гармонично переходят из одного в другое и т. д.; - ловкость: знакомые движения выполняются в новых, необычных для занимающихся условиях: складываются в связки, танцевальные комбинации; происходит взаимодействие участников в группе, парах, при перемещениях в различных направлениях и т. д. Таким образом, качественное выполнение двигательных действий участниками процесса предполагает развитие таких проявлений данного двигательно-координационного качества, как: способности к дифференцированию различных параметров движения, ориентированию в пространстве, перестроению движений, соединению движений, приспосабливанию к изменяющейся ситуации и к необычной постановке задачи, рациональному расслаблению мышц; - равновесие: повороты на месте и в движении, прыжковые упражнения являются неотъемлемыми компонентами танцевальных комбинаций оздоровительной аэробики, что предъявляет особые требования к устойчивости тела; - прыгучесть: базовые движения в основном носят прыжковый характер; возможно, их выполнение влияет на развитие данной двигательной координации; - точность: движения оздоровительной аэробики имеют свою технику, несущую определенную смысловую нагрузку. Без четких, выверенных параметров движения нельзя технически правильно усвоить упражнение; - гибкость и подвижность: занятия обязательно включают упражнения на растягивание мышечных групп, участвующих в основной работе; наклоны, вращательные движения, махи и т. д. (в танцевальных комбинациях). До начала эксперимента был определен уровень физической подготовленности занимающихся и проведено тестирование следующих двигательных координаций, их разновидностей и проявлений: координационных способностей, относящихся к целостным действиям; статического и динамического равновесия, способности к реакции; способности к согласованию движений и дифференцированию мышечных усилий; точности движений в ответ на внешний раздражитель и баллистических движений; гибкости; ритмичности и пластичности телодвижений. Исходные данные в ЭГ и КГ не имели существенных различий, что свидетельствовало о примерно одинаковом уровне подготовленности всех занимающихся (p>0,05). Учебно-тренировочные занятия в КГ проводились на основе рекомендаций программы по предмету "Физическая культура" для вузов. В ЭГ подготовительная часть занятий строилась по всем правилам разминки, используемой в оздоровительной аэробике: включала танцевальные элементы и общеразвивающие упражнения, которые выполнялись под музыку (табл. 1). Использовался поточный способ проведения упражнений. Специфический подбор мелодий для фонограммы позволял задавать различный темп выполнения движений. Упражнения для танцевальной комбинации подбирались с учетом вида деятельности в основной части занятия. Таким образом, к работе были подготовлены необходимые мышечные группы, а нетрадиционная форма выполнения знакомых движений способствовала развитию двигательных координаций, эмоциональному восприятию нагрузки и как следствие - повышению интереса к занятиям. Таблица 1. Сравнительная характеристика педагогических условий организации подготовительной части учебного занятия в экспериментальной и контрольной группах
Подготовительная часть занятия состояла из базовых шагов классической аэробики, различных танцевальных направлений оздоровительной аэробики и их модификаций. Так как темп выполнения упражнений в разминке невысокий, была возможность разучивать новые элементы, применяя метод расчленения, линейный метод [5], методы блоковой и "бэйс" (базовой) хореографии [1], используемые в оздоровительной аэробике. Традиционно в легкоатлетических занятиях в разминке выполняют специальные беговые упражнения. Так как многие из них схожи по своей структуре с базовыми движениями классической аэробики (табл. 2), традиционная форма их выполнения на занятиях по легкой атлетике была заменена комбинацией танцевальной направленности. В начале применения экспериментальной методики больше времени уделялось технике выполнения упражнений, так как правильное исполнение новых движений уже представляло координационную сложность для занимающихся. Разучивались 2-4 движения ногами (в зависимости от технической сложности) и складывались в простые связки. Постепенно координационная трудность выполнения этой комбинации изменялась, например при добавлении движений руками, перемещениях, изменении ритма движений, использовании разнонаправленных движений в суставах различных частей тела, различных плоскостей движений, изменении частоты выполнения новых движений [1]. В одном занятии применялось несколько способов увеличения координационной сложности упражнения. На следующем занятии связка обязательно повторялась, добавлялись новые движения или уже знакомая комбинация усложнялась при помощи перечисленных способов. Для развития двигательных координаций использовались приемы: разделение группы на две половины и выполнение уже разученной комбинации лицом друг к другу; в зеркальном отображении, выполнение задания в противоположном направлении; одновременное выполнение комбинации одной подгруппой с начала танцевальной связки, а другой - с ее середины и др. Основой подготовительной части занятий, проходивших в зале, являлось выполнение модификаций базовых шагов оздоровительной аэробики согласно стилям различных танцевальных направлений (латина, фанки, хип-хоп, танго, ирландский танец, русский народный танец, джаз, дэнс-аэробика и др.). Разучивание комбинаций и усложнение координации происходило по той же схеме, но добавлялись движения в парах, перемещения и изменение местоположения участниц относительно друг друга в группе. Так как подготовительная часть проводилась поточным способом, в ней не было простоев для объяснений и показа: в это время выполнялись предыдущее упражнение, ходьба или приставной шаг. Разучивание в нашем случае не являлось главной задачей подготовительной части занятия (хотя в процессе его могут совершенствоваться координационные способности занимающихся). Если на разучивание тратить много времени, то ценность воздействия упражнений на функциональные системы снизится, да и интерес может пропасть. Поэтому ознакомление и разучивание не были продолжительными. Во всех занятиях обращалось внимание на правильную осанку, свободную и легкую походку, красоту движений, пластику, эмоциональность. Занимающимся объяснялась значимость предлагаемых двигательных заданий. Для этого в ЭГ использовались методы эстетического воспитания [11]. Таблица 2. Сравнительная таблица техники выполнения базовых движений в аэробике и специальных подготовительных упражнений в легкой атлетике
Каждое занятие содержало элемент новизны, что оказывало влияние на формирование двигательных координаций у студенток. Запас двигательных умений и навыков занимающихся постоянно увеличивался и обновлялся. Координационная сложность заданий возрастала вследствие увеличения числа вариативности упражнений; повышались требования к точности, быстроте, целесообразности, экономичности и стабильности выполнения технических приемов в одно и то же время; координационные упражнения выполнялись в условиях дефицита времени; увеличивалось число различных упражнений в связке при сохранении одинакового числа повторений. В занятии использовалось небольшое число повторений постепенно усложняющихся упражнений. Уже освоенные упражнения многократно повторялись при целенаправленном изменении параметров выполняемых движений и условий упражнений: освоенные движения вставлялись в танцевальные комбинации с другим ритмическим рисунком, выполнялись в парах, с перемещениями в другом направлении и др. Симметричная подготовка предусматривала выполнение всевозможных элементов техники обеими руками (ногами) и в обе стороны. К концу 1-го курса занимающиеся владели техникой выполнения базовых шагов оздоровительной аэробики, имели представление обо всех вышеперечисленных танцевальных направлениях, умели выполнять основные шаги каждого стиля, знали и могли эмоционально и эстетично исполнить несколько мини-композиций. В конце учебного года (через 9 месяцев систематических занятий, 2 раза в неделю по 1,5 ч) было проведено повторное исследование развития двигательных координаций. В результате применения экспериментальной методики по всем исследуемым двигательным координациям наблюдается увеличение исходных результатов. Достоверные изменения (p<0,05) в динамике произошли при определении уровня развития статического (ЭГ - 219,3 %, КГ 83,7 %) и динамического равновесия (ЭГ - 49,5 %, КГ - 36,2 %), способности к реакции (ЭГ: правая рука - 53,7 %, левая - 30,6 %; КГ - соответственно 4,4 и 9,5 %), точности движений в ответ на внешний раздражитель (ЭГ - 57,7 %, КГ - 30,8 %), способности дифференцирования мышечных усилий (ЭГ - 35,3 %, КГ - 22,2 %), точности баллистических движений (ЭГ - 12,8 %, КГ - 5,1 %), ритмичности (ЭГ - 35,4 %, КГ 11,2 %) и пластичности (ЭГ - 42,2 %, КГ - 7,9 %). Использование в занятиях элементов оздоровительной танцевальной аэробики способствовало расширению двигательной активности студенток, занимавшихся в ЭГ, и оказало воздействие на компоненты физической подготовленности. Уровень физической подготовленности занимающихся определялся с помощью тестов, предусмотренных программой физического воспитания (рис. 1, 2). По всем показателям тестовых заданий (кроме бега на 2000 м) преимущества имели девушки ЭГ.
Рис 1. Динамика показателей физической подготовленности в тестовых заданиях:1 - прыжок в длину с места, 2 - поднимание туловища, 3 - бег на 100 м
Рис. 2. Динамика показателей физической подготовленности девушек в тестовых заданиях: 1 - кросс на 500 м, 2 - ОФП, 3 - бег на 2000 м; 4 - прыжки со скакалкой, 5 - сгибание-разгибание рук в упоре лежа на скамейке Включение в практические занятия элементов оздоровительной танцевальной аэробики явилось стимулом для регулярных занятий физическими упражнениями с целью самосовершенствования: в ЭГ посещаемость занятий возросла на 25 %, все участницы эксперимента испытывали чувство удовлетворения от занятий, к концу учебного года все студентки ЭГ применяли формы активного отдыха во внеучебное время. Таким образом, в процессе исследований получены объективные данные, доказывающие эффективность применения экспериментальной методики в процессе физического воспитания студенток, что нашло подтверждение в результатах повышения показателей общей физической подготовленности, изменении характера двигательно-координационных реакций, а также в повышении интереса к занятиям. Литература 1. Аэробика. Теория и методика проведения занятий / Под ред. Е.Б. Мякинченко, М.П. Шестакова. - М.: СпортАкадемПресс, 2002, с. 35. 2. Бальсевич В. К. Онтокинезиология человека. - М.: Теория и практика физической культуры. 2000. - 278 с. 3. Воячкова Г. Движение - залог здоровья и красоты женщины. - М.: ФиС, 1965, с. 3-4. 4. Косилов С. А. Значение открытий Н. А. Бернштейна в подготовке молодежи к труду и спортивным достижениям // Теория и практика физ. культуры. 1991, № 3, c. 28-30. 5. Лисицкая Т. С., Сиднева Л. В. Аэробика. Т. 1. Теория и методика. - М.: Федерация аэробики России, 2002, c. 181. 6. Лоу Б. Красота спорта. - М.: Радуга, 1984. - 255 с. 7. Лубышева Л. И. Десять лекций по социологии физической культуры и спорта. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 151 с. 8. Лях В. И. Координационные способности в спорте: теории, модели, направления настоящих и будущих исследований // Моделирование управления движением человека: Сб. науч. тр. / Под ред. М.П. Шестакова и А. Н. Аверкина. - М.: СпортАкадемПресс, 2003, с. 158-202. 9. Назаренко Л. Д. Примерная классификация базовых двигательных координаций по ряду общих и специфических признаков и структурных элементов // Теория и практика физ. культуры. 2003, № 8, с. 19-21. 10. Назаренко Л. Д. Средства и методы развития двигательных координаций. - М.: Теория и практика физической культуры, 2003. - 259 с. 11. Сараф М. Я., Столяров В. И. Введение в эстетику спорта: Учеб. пособие для ин-тов физ. культ. - М.: ФиС, 1984. - 104 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|