|
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ У СТУДЕНТОВ ВУЗА МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ Аспирант А. И. Панарин Готовность - существенная предпосылка успешной деятельности. Она имеет определенную структуру: положительное отношение к конкретной деятельности, в том числе профессиональной; адекватные требованиям профессиональной деятельности черты характера, темперамент, мотивацию, знания, навыки, умения. В. В. Ярошенко трактует готовность к выбору профессии как сложное целостное состояние личности, характеризуемое совокупностью нравственно волевых и психологических качеств человека, позволяющих ему осознать свои возможности, способности и свое отношение к определенной профессиональной деятельности (В. В. Ярошенко, 1993). В связи с этим формирование готовности к профессиональному самоопределению у студентов в отличие от старшеклассников, мы считаем, необходимо рассматривать как процесс образования, про явления, и развития тех необходимых качеств личности, мотивационных установок, навыков, которые бы обеспечивали ей возможность эффективно самореализоваться в избранной профессиональной деятельности. По нашему мнению, наибольший эффект в педагогической поддержке профессионального самоопределения студентов может быть достигнут только в том случае, если она основывается на знании об особенностях профессионального самоопределения у конкретного студента. Из этого вытекают два вывода: о настоятельной необходимости в индивидуальном подходе в педагогической поддержке профессионального самоопределения студентов вуза; в комплексной диагностике особенностей профессионального самоопределения у конкретного студента. При этом следует использовать еще один принцип педагогической поддержки профессионального самоопределения школьников - учет "сильных и слабых" сторон студентов, обладающих разными вида ми способностей. Реализация этого принципа пред полагает опору на сильные стороны студентов стараясь развить в первую очередь то, что уже заложено в человеке, а также исправляя, компенсируя и по возможности развивая слабые. Выделенные критериев и показателей готовности личности студента вуза к профессиональному самоопределению позволят достаточно полно описать его как сложный социально психологический и биологический феномен, отражающий различные стороны и уровни личности студента - физическую подготовленность, нейродинамическую обеспеченность деятельности, психологические условия. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|