Abstract RATIO OF ORGANIZATIONAL FORMS OF EDUCATIONAL PRO CESS IN TRAINING SPECIALISTS ON MARTIAL ARTS AT UNIVERSITY A.V. Litmanovich, Ph. D., associate professor The Siberian state university of physical culture and sports, Omsk Key words: training of specialists on martial arts, multilevel, continuous education, directions of activity, distribution of forms of classes’ organization, ratio of kinds of practice during university studying. The purpose of the research was the definition of the ratio of the directions of activity, balance of organizational forms which, on the one hand, answer to the certain social inquiry, and on the other hand, are limited to the opportunities which society (state) has in a single situation. The results of the research allow to track the changes of time, spent on the basic kinds of training, specializing in martial arts.
|
СООТНОШЕНИЕ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ВОСТОЧНЫМ ВИДАМ ЕДИНОБОРСТВ НА ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Кандидат педагогических наук, доцент
А. В. Литманович Ключевые слова: подготовка специалистов по восточным единоборствам, многоуровневое, непрерывное образование, направления деятельности, распределение форм организации занятий, соотношение видов практик в процессе вузовского обучения. Введение. Подготовка кадров - одна из важнейших задач в обеспечении нормального функционирования общества, создании условий для его сохранения, для наследования и передачи культурных ценностей во всех областях жизни. Возможные и реализуемые подходы к формированию кадровой инфраструктуры, принципы, на которых строится такая деятельность, находятся в тесной связи с особенностями развития всех основных подсистем общества: экономической, социальной, правовой, политической, безопасности. Цель исследования - определение рационального соотношения направлений деятельности, баланса форм организации, которые, с одной стороны, отвечают на определенный социальный запрос, а с другой - ограничены возможностями, которыми располагает данное общество (государство) в каждой конкретной ситуации. Подготовка специалистов на различных образовательных этапах тесно связана с проблемой планирования и организации учебного процесса. Учет многолетнего опыта работы ведущих специалистов, его обобщение, выявление наиболее эффективных средств и подбор рациональных форм организации учебно-тренировочного процесса способствуют повышению качества занятий при организации изучения предмета специализации и установленного соотношения различных видов практики на этапе вузовского обучения специалистов по восточным видам единоборств. Организация исследования. В исследовании приняли участие 11 ведущих специалистов по теории и методике единоборств, имеющие опыт составления учебных программ подготовки специалистов в раз личных их видах: доктора педагогических наук, профессора, представители ведущих физкультурных вузов страны - Москвы, Санкт Петербурга, Челябинска, Омска. Экспертам было предложено распределить время на изучение раз личных видов деятельности, выразить свое мнение в отношении соотношения форм организации занятий по предмету специализации "Физкультурно-спортивная деятельность" (ФСД) и "Физкультурно-спортивное совершенствование" (ФСС), определиться в использовании различных видов практик в структуре многоуровневого непрерывного образования. Период, о котором идет речь, охватывает этапы: вузовского обучения, базового (1-3-й курсы университета или колледжа), бакалаврской подготовки (1-4-й курсы университета), специалитет (5-й курс университета), магистратуру (5-6-й курсы университета). Результаты исследования. Специалистам в области физической культуры и спорта на различных этапах обучения приходится заниматься теоретическим, спортивным, научным, педагогическим и организаторским видами деятельности. Освоение этих видов деятельности или подготовка к их выполнению должны осуществляться в процессе обучения (довузовского, базового или бакалавриата, в магистратуре, на этапе послевузовского обучения). Анализируя материалы, полученные в результате экспертного опроса специалистов, касающиеся 1-го курса этапа вузовского обучения, можно отметить, что несмотря на высокий интерес к разделу спортивной (ведь именно занятия спортом в их практическом аспекте привлекают занимающихся) и теоретической деятельности (ряд теоретических аспектов восточных единоборств, включая такие, как история, философия, медицина, биоэнергетика), специалисты указывают на необходимость привлечения занимающихся на этом этапе обучения к педагогической, научно исследовательской и организаторской деятельности (табл. 1). Эти виды деятельности способствуют более качественному и осознанному участию занимающихся в учебно-тренировочном процессе, обдуманному восприятию разделов технико-тактической и других видов подготовки, способствуют активизации образовательного процесса, расширяют кругозор, формируют интерес к профессии тренера по восточным видам единоборств. В этой области есть опыт системной интерпретации и приме нения символов китайской философии "усин", "багуа" как для углубления понимания стратегии поединка и тренировки, так и в решении широкого спектра теоретических и практических задач. На 2-м курсе обучения динамика временных акцентов смещается в сторону теоретической подготовки, вторая позиция по значимости на данном этапе обучения, по мнению специалистов, сохраняется за спортивной и педагогической деятельностью. По сравнению с показателями 1-го курса объем часов, отведенных на научно исследовательскую деятельность, остается на прежнем уровне, а на организационную незначительно увеличивается. На протяжении всего учебного процесса, вплоть до 5-го курса, просматривается тенденция к увеличению объема времени, отведенного на теоретическую деятельность, снижению объема спортивной деятельности, продолжают увеличиваться затраты времени на педагогическую, научно исследовательскую и организаторскую деятельность. На всех образовательных этапах для подготовки к решению обозначенных задач по направлениям деятельности используются различные формы организации занятий: лекции, практические занятия и их разновидности: семинары, лабораторные работы, практикум, НИРС, самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя, производственная практика. В дидактике эти формы трактуются как способы управления познавательной деятельностью для решения определенных задач интеллектуальной подготовки. Лекция, семинар, практическое занятие, самостоятельная работа являются организационными форма ми обучения, т. к. выступают способами взаимодействия студентов и преподавателей, в рамках которых реализуются содержание и методы обучения. С целью оптимизации учебного процесса нами проведено исследование, в результате которого вы явлена тенденция к использованию различных форм обучения в вузе. На первом году вузовского обучения при решении задач предмета ФСД наибольший объем времени следует уделять лекционным, методическим и семинарским формам организации занятий. На втором году наблюдается снижение временных затрат на лекционные и семинарские, методические формы организации занятий и увеличивается интерес к проведению практических занятий, учебной практики, индивидуальных и самостоятельных форм организации занятий (табл. 2). На 3-м курсе обучения в вузе наблюдается снижение объема использования в учебном процессе лекционных, практических форм организации занятий и учебной практики. Временные затраты на семинарские, методические, лабораторные занятия, самостоятельные и индивидуальные формы организации занятий увеличиваются. На 4-м и 5-м курсах вузовского обучения снижается объем лекционных и лабораторных форм занятий. Объем времени на индивидуальную работу на 4-м курсе снижается, а к 5-му году обучения возрастает. Увеличивается объем практических занятий, а также времени, отводимого на самостоятельную работу. Наблюдается некоторая стабильность в организации учебного процесса в остальных формах организации занятий. На 6-м курсе обучения увеличивается объем времени на лекционные, семинарские занятия, учебную практику и лабораторные формы организации занятий. Отмечено снижение объемов использования остальных форм организации занятий. Предмет ФСС занимает одно из центральных мест в системе подготовки специалистов по восточным единоборствам. В его рамках решаются задачи двух направлений: первое - подготовка специалистов - спортсменов, специализирующихся в различных видах восточных единоборств, и повышение их спортивного мастерства; второе - подготовка специалистов - тренеров педагогов по различным видам восточных единоборств. В одном случае должен преобладать акцент соответственно на мысли "меня тренируют", в другом - "я тренируюсь", а в третьем - "я тренирую". Исходя из этого определяются структура и содержание предмета ФСС, просматриваются такие блоки, как повышение спортивного мастерства, судейская практика, учебно-исследовательская работа (оценка уровня физического развития, физической подготовленности, технико-тактического мастерства и психических состояний). Программа курса ФСС, применяемая при подготовке студентов спортсменов высокой квалификации, должна включать в свою структуру формы организации учебно-тренировочного процесса, позволяющие в полной мере обеспечить спортивное совершенствование учащихся. Это наиболее актуально для данной категории студентов, поскольку здесь решаются задачи их подготовки к качественной педагоги ческой деятельности как преподавателей тренеров по единоборствам. Для реализации поставленных задач программа подготовки данного контингента должна включать следующий набор форм организации занятий: учебные занятия, учебно-тренировочные занятия, тренировочные занятия, учебную практику, самостоятельную работу, индивидуальную работу. Результаты проведенного исследования позволили установить, что на первом году этапа обучения в вузе в большей степени следует использовать тренировочные, учебные, учебно-тренировочные занятия, в меньшем объеме - самостоятельные индивидуальные фор мы работы и учебную практику (табл. 3). На 2-м курсе увеличиваются временные затраты на тренировочные, учебно-тренировочные и учебные занятия. Увеличиваются доли самостоятельной работы и учебной практики и уменьшается объем времени на индивидуальную и учебную работу. На 3-м курсе увеличивается объем использования тренировочных форм занятий и учебной практики. Доля использования остальных форм организации занятий либо уменьшается, либо остается без значительного изменения. Для 4-го курса обучения в вузе характерно увеличение времени на учебную практику и самостоятельную работу, незначительное увеличение использования учебно-тренировочных и индивидуальных форм организации занятий. Затраты времени на использование учебных и тренировочных форм организации занятий на данном этапе обучения снижаются. Таблица 1. Распределение видов деятельности при подготовке специалистов по восточным видам единоборств на этапе вузовского обучения, %
Таблица 2. Распределение форм организации занятий предмета «Теория и методика ФСД» на этапе вузовского обучения при подготовке специалистов по восточным единоборствам, %
Таблица 3. Распределение форм организации занятий предмета «ФСС» на этапе вузовского обучения при подготовке специалистов по восточным единоборствам, %
Таблица 4. Распределение видов практики на этапе вузовского обучения при подготовке специалистов по восточным единоборствам
На 5-м курсе увеличивается объем использования учебных, учебно-тренировочных форм занятий. Объем использования остальных форм занятий на данном этапе обучения в вузе в разной степени снижается. На 6-м курсе увеличиваются объем учебной практики, индивидуальных и самостоятельных форм занятий, затраты времени на учебные, учебно-тренировочные и тренировочные занятия - снижаются. Выявленные в результате проведенного исследования виды практики необходимы для подготовки специалистов по восточным видам единоборств. В программе ознакомительной практики будущие специалисты привлекаются к видам деятельности, входящим в содержание работы тренера, при решении различных задач как в системе организации и планирования тренировки, так и во внетренировочной и соревновательной деятельности. Тренерская и педагогическая практики предназначены для ознакомления с работой в качестве тренера преподавателя по восточным видам единоборств и получения в них навыков. Во время научно исследовательской практики учащиеся изучают инструмент и методологию проведения научной работы, собирают первичный исследовательский материал, обрабатывают его с использованием математических методов, интерпретируют и корректируют учебно-тренировочные планы в соответствии с полученными результатами. В период прохождения стажерской практики учащиеся в относительно самостоятельном режиме постигают навыки педагогического и тренерского мастерства, работая со спортсменами различной квалификации и решая соответствующие их уровню и этапу обучения педагогические задачи. В свою очередь, судейская практика подразумевает судейство соревнований в различных амплуа и с разным их статусом. Учеба на судейских семинарах воздействует на процесс активного участия студентов в анализе и освоении задач тренировочного процесса, особенно по разделам технико-тактической подготовки. Преддипломная практика обеспечивает концентрированную работу по сбору и анализу научных мате риалов, соответствующих целям и задачам выпускной квалификационной работы, их осмыслению, интерпретации и внедрению в учебно-педагогический процесс. Так, ознакомительная, тренерская, педагогическая и судейская практики должны включаться в систему подготовки специалистов с 1-го курса обучения, практика, направленная на формирование умений и навыков проведения научно исследовательской работы, - со 2-го курса. Стажерская и преддипломная практики начинаются с 4-го курса обучения в вузе. При этом ознакомительная практика заканчивается на 5-м курсе, педагогическая - на 4 м, остальные виды практик находят свое отражение и в период обучения на 6-м курсе, т. е. во время обучения в магистратуре (табл. 4). Заключение. Результаты исследования позволяют проследить за динамикой времени, затрачиваемого на основные виды подготовки, специализирующимися в восточных единоборствах. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|