Abstract EDUCATION AS MECHANISM OF SOCIO CULTURAL DIFFERENTIA TION (ON EXAMPLE OF SPORTS EDUCATION) L.M. Grzhebina The Russian state university of physical culture, sports and tour ism, Moscow Key words: activity motives, valuable orientations. The choice of a university by young people is professional self determination, the recognition of a certain way of life, the major stage, in many respects determining their future destiny. The author has found out, what really occurs to the education in a modern society, having considered a developed situation on the basis of the results of the carried out sociological researches "Valuable Students’ Orientations and their Motives for the Further Activity" and "The Students’ Attitude to Studies".
|
ОБРАЗОВАНИЕ КАК МЕХАНИЗМ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
Л. М. Гржебина Ключевые слова: мотивы деятельности, ценностные ориентации. Цели наших исследований выглядят следующим образом: определить мотивы студентов РГУФКа к дальнейшей деятельности через изучение их ценностных ориентаций, а также выяснить их отношение к учебе и организации учебного процесса, с тем чтобы в дальнейшем дать рекомендации по усовершенствованию данного процесса в оптимальном на правлении. Мы сформулировали следующие приоритетные задачи: выяснить, является ли для студентов РГУФКа высшее физкультурное образование ценностью; определить место ценности образования среди других ценностей; выяснить, соответствует ли полученное образование ожиданиям; выяснить, изменился ли взгляд на ценность образования за время учебы; определить зависимость изменения отношения к ценности образования от процесса обучения; выявить степень осознанности выбора данного вуза; обозначить основные мотивы поступления; определить мотивы студентов к дальнейшей деятельности; определить степень соответствия студенческого самосознания окружающей его реальности; выявить влияние социально демографических и экономических факторов на формирование жизненной позиции студентов. В нашем исследовании мы использовали методы опроса (анкетирование и интервьюирование), наблюдения, анализа документов. Исследование проводилось в два этапа. В общей сложности Учебно-исследовательским социологическим центром РГУФКа было опрошено 1047 студентов. На основе полученных нами результатов механизм социальной дифференциации можно рассматривать как взаимодействие следующих факторов: социально демографических (и его аспектов: региональных, гендерных, возрастных); социально профессиональных (например, преемственность студентами РГУФКа социального статуса родителей, социальный со став студенчества в определенной степени отражает социальную структуру общества в целом, хотя, скорее всего, в его структуре происходят отклонения в сторону выходцев из высших и средних слоев); социально экономических (молодежь из разных социально экономических слоев имеет неодинаковые шансы уже на этапе жизненного старта, при этом институт образования и аттестаты о высшей профессиональной квалификации все еще сохраняют функции инструментов вертикальной мобильности и материальной обеспеченности); психофизиологических факторов, связанных со способностями и адекватностью методов организации педагогического (при этом специфического - физкультурного) процесса; мотивационных факторов, в отношении которых сложилась далеко не стабильная ситуация, так как ориентация выпускников средних школ и их родителей на поступление в вузы в действительности имеет очень сложную мотивацию, которая не сводится лишь к тяге к знаниям и во многом обусловлена неопределенностью и повышенными рисками общей социальной ситуации и соответствующими адаптационными стратегиями. Тем не менее надо подчеркнуть, что сама ценность высшего физкультурного образования и ее положение в системе ценностных ориентаций студента продолжают играть большую роль. Эффективность и результативность учебной деятельности студентов во многом определяются сложной системой мотивов (можно выделить два больших блока: непосредственные и опосредованные мотивы), которая развивается на основе ранее сформированных потребностей, интересов, способностей. На основании анализа мотиваций и ценностных ориентаций нам удалось вы делить три типологические группы по отношению к учебе и удовлетворенности ею: Группа 1. Процесс образования не приносит удовлетворения некоторым студентам; это для них лишь средство, с помощью которого впоследствии они могут заработать деньги. Соответственно людей, проявляющих инициативу, самостоятельность, творческие способности, самоконтроль, в этой категории немного. Ожидаемые результаты выглядят следующим образом: такие студенты готовы к обучению, если у них есть уверенность в будущей соответствующей заработной плате и удовлетворяющей их работе. При этом если требования достаточно упрощены, а обучаемые находятся под строгим контролем, то они в состоянии справиться с предлагаемыми образовательным процессом задачами. Группа 2. Студенты, которых мы причисляем к данной группе, обычно стремятся быть полезными и значимыми, они постоянно испытывают желание быть интегрированными в общее дело и пытаются добиться признания как личности; сначала это происходит в учеб ной деятельности, а затем и в трудовой. Эти потребности наиболее важны в побуждении и мотивированности к обучению. Постоянный обмен информацией и постоянное взаимодействие на уровнях: студент - пре подаватель и студент - студент удовлетворяет основным потребностям таких индивидов в общении и в чувстве собственной значимости и необходимости. Положительная оценка работы такого студента поднимает его дух и увеличивает желание к приобретению и воспроизведению новой информации и новых знаний. Группа 3. Данной группе студентов обучение при носит истинное удовлетворение. Такие учащиеся уже на раннем этапе стремятся внести свой вклад в науку, они обычно очень ответственны, способны к самостоятельной деятельности, к творчеству, к личному самоконтролю, иногда даже большему, чем этого требует их социальный статус. Возможность принимать непосредственное участие в научной деятельности, способность выделить и отстоять свою точку зрения и делают из таких индивидов выдающихся ученых. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|