|
ДЕВАЛЬВАЦИЯ ОЦЕНОК В БОРЬБЕ ДЗЮДО И ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА РОССИЙСКИХ ДЗЮДОИСТОВ
Кандидат педагогических наук, доцент
Ю. М. Схаляхо Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар В состав средств физической культуры, выполняющей функции развития, поддержания и коррекции здоровья всего общества [2], входят боевые искусства, обеспечивающие профессионально прикладную физическую подготовку (ППФП) в области силовых ведомств и профессиональную ориентацию к службе в них, что делает их социально значимыми. Динамичное развитие боевых искусств привело от сверхусловности одних видов и сверхжесткости других к системе физического воспитания и физической подготовки дзюдо [1]. Эта идея осуществлялась путем изучения приемов самозащиты в условном режиме и освоения техники приемов борьбы в условно контактном режиме (т.е. без явного сопротивления противника). При этом предполагалось, что приемы борьбы могут быть успешно выполнены на неподготовленном противнике. В начале пути системы дзюдо выполнение его бросков производило значительное впечатление. Зрителей восхищали высокоамплитудные, высокоскоростные броски на иппон (чистая победа). Однако, выйдя на мировую спортивную арену, японские специалисты дзюдо столкнулись с рядом не предвиденных проблем: дзюдо перестало быть демонстрационным, условно контактным видом боевого искусства, где доминировало сотрудничество партнеров, превратившись в жесткое соперничество. Спортивному мышлению (особенно руководителей сборных команд любой страны, отвечающих за конкретный результат) прежде всего претит принцип дзюдо как физкультурной категории. Из арсенала дзюдоистов всех стран исчезли броски группы Нагеваза (техника метания или броски без собственного падения). А для чего их проводить, если в соревновательных условиях высшая оценка дается за бросок с собственным падением? Так же практически исчезли броски из подгруппы Госиваза (техника бедра). Объясняется это тем, что жесткие захваты противника равной спортивной квалификации не позволяют атакующему выполнить необходимый поворот к противнику спиной. Такая же участь постигла и броски противника назад, связанные со значительным продвижением атакующего при выходе на старт броска. Все эти артефакты связаны с изменением ста то кинематических условий, заключающихся в усилении жесткости встречных захватов за кимоно. Практически все броски, демонстрируемые как Нагеваза (без собственного падения), на соревнованиях проводятся с собственным падением, что автоматически относит их к группе Сутемиваза (броски, жертвуя стойкой). Однако до сих пор при проведении педагогического контроля их относят к группе бросков без собственного падения, что свидетельствует о наличии артефакта при использовании данной классификационной системы [3, 7]. Итак, борьба дзюдо стала малоподвижной и силовой. Японские специалисты вынуждены были уступить влиянию спортивного принципа: максимальный результат с минимальным риском. Катастрофическое падение принципов дзюдо как средства физической культуры проявилось в первую очередь в девальвации оценок за бросковую технику, которая всегда была его рекламой. Так, если в начале пути спортивного дзюдо оценка иппон давалась за соблюдение таких качеств, как высота полета, скорость полета и падение на всю спину, то в настоящее время она дается за выполнение только одного из этих показателей (бывшая оценка юко). Естественно, что такая мера приводит к еще большей дискредитации авторитета дзюдо, и этот факт заставляет нас задумываться над проблемой реконструкции всей системы российского дзюдо, если уж мы не смогли выйти с борьбой самбо на олимпийский помост. Аналогичная ситуация сложилась в СССР с борьбой самбо. Молодежь привлекала эффектность бросков самбо, более чем виртуозность самих приемов самозащиты, ради чего и существует это единоборство. Со временем возобладал спортивный принцип без сохранения тенденции к овладению предметом как искусством. Первоочередное желание завоевать чемпионские звания и объективная неспособность большинства стать чемпионами являются началом конца функционирования вида спорта как массового явления. На наш взгляд, в России необходимо одновременно серьезно заниматься развитием и борьбы дзюдо, и борьбы самбо, поскольку представители обоих видов свободно участвуют в соревнованиях по двум видам. По всей вероятности, целесообразно иметь и объединенные федерации, деятельность которых должна опираться на интересы государственных силовых структур, занимающихся ППФП своих сотрудников и профессионально ориентированной работой среди молодежи. Надо сделать так, чтобы в каждом районе, поселке были организованы секции борьбы в одежде (самбо-дзюдо). Причем в эти секции должны не отбирать, а принимать любого желающего. Болезнь нашего спорта более всего просматривается в работе с детьми. Слишком ранняя специализация приводит к раннему "старению" не только физическому, но и эмоциональному. Теряется интерес к предмету исследования, поскольку растущий организм в процессе роста должен исследовать, а заранее установленный, тем более узкий регламент с большими монотонными физическими на грузками, несмотря ни на какую мотивацию к олимпийским вершинам, постепенно охлаждает интерес к данному виду деятельности. Для полного представления широты и серьезности данной проблемы стоит напомнить о ряде высказываний специалистов в области биологии, физической культуры и спорта о недопустимости акселерации спортивного процесса. 1. "Массированным использованием средств тренировки мы стремимся возместить их недостаточную направленность, что ведет к неоправданному разрастанию количественной стороны тренировки в ущерб ее качеству" [6]. 2. Увлечение многих тренеров общефизическими нагрузками не может быть оправдано, поскольку на соревнованиях в конечном итоге оцениваются не общефизические качества, а специфические действия [5, 8]. 3. "Наша страна богата одаренными людьми, что позволяет в ряде случаев добиваться больших спортивных достижений за счет природных качеств. Но достижение их требует полной отдачи сил на ковре. Намного легче и долговечнее был бы спортивный путь борцов, если бы они в юношеские годы приобрели навыки основ техники борьбы" [4]. Поэтому немаловажен вопрос о соотношении объемов технико-тактического и физического компонентов. В единоборствах, так богатых технико-тактическим компонентом, для овладения которым требуются многие годы, тренеры, следуя нашей теории, тратят время и энергию своих учащихся так, как будто их воспитанники собираются выступать по футболу или тяжелой атлетике. Мы не против разносторонней физической подготовки, но почему легкоатлеты не изучают спортивную борьбу, затрачивая на это время и энергию, как это делают в спортивной борьбе? Японские дети начинают изучать технику приемов пофазно, многократно повторяя эти незаконченные действия, без завершения всего приема. Им приходится или долго маневрировать перед противником, или выводить его из равновесия, без завершения самого приема. В России тренер, да и сами родители детей хотят быстрее получить соревновательный результат. Обратите внимание на тот факт, что у нас отсутствуют такие понятия, как III, II и I взрослые разряды: юноши из I юношеского разряда сразу же переводятся не в I взрослый, а чаще (незаконно) в кандидаты в мастера спорта. Практика показывает, что ранее, начиная занятия в 14 летнем возрасте, борцы заканчивали их к 30 годам, достигая квалификации мастера спорта. В настоящее время дети начинают занятия борьбой в 10 лет и заканчивают к 16 годам. Причем процент борцов, достигших звания мастера спорта, уменьшается [9]. До сих пор предусматривается изучение защиты и контрприемов сразу же после изучения атакующего действия, что приводит к разрушению еще хрупкой нервной связи. Такое же положение характерно и для области использования комбинаций из приемов борьбы на первом году обучения. При организации обучения дзюдо необходимо учитывать сенситивные периоды развития не только вегетативных функций детского организма, но и сенсомоторных функций. Слишком большой "размах" уровня развития соматической зрелости приводит к негативным последствиям, проявляющимся в неспособности ряда детей не только к полноценным физическим проявлениям, но и к неусвоению элементарной координации. В условиях ранней специализации необходимо отказаться от стремления к получению ранних спортивных результатов и продлить процесс освоения бросков дзюдо в постепенно усложняющихся кинематических и психострессорных ситуациях. Все перечисленные проблемы еще ждут решения при составлении полноценных программ для ДЮСШ и СДЮШОР. Литература 1. Антонов В. В., Левицкий А. Г. (История дзюдо (file://A:\История Дзюдо 7. files\hist5_7. htm 02.02.01). 2. Бальсевич В. К. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 1, с. 3 - 53. 3. Кано Дзигаро. Кодокан Дзюдо. - Ростов на Дону: "Феникс", 2000. - 222 с. 4. Колмановский А. А. Некоторые вопросы подготовки юношей // Пути совершенствования в спортивной борьбе / А. А. Колмановский. - М.: ФиС, 1963, с. 66 - 75. 5. Ленц А. Н. Повышение эффективности учебно-тренировочного процесса в спортивной борьбе / А. Н. Ленц // Теория и практика физ. культуры. 1972, № 12, с. 21. 6. Матвеев Л. П. О проблемах теории и методики спортивной тренировки / Л. П. Матвеев // Теория и практика физ. культуры. 1969, № 4, с. 49 53. 7. Свищев И. Д. Анализ технико-тактических действий сильнейших дзюдоистов мира в соревновательной деятельности / И. Д. Свищев // Спортивная борьба: Ежегодник. М., 1981, с. 8 11. 8. Торопин Г. И. Чтобы оставаться сильнейшими (проблемы подготовки резервов) / Г. И. Торопин // Спортивная борьба: Ежегодник. М., 1984, с. 41 - 43. 9. Туманян Г. С. Спортивная борьба (теория, методика, организация тренировки) / Г. С. Туманян. - Салоники: Изд-во братьев Кирьякидис, 1997, т. 4 (Планирование и контроль). - 383 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|