ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ



ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК КОМПЕНСАТОРЫ ПОТЕРИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

Кандидат педагогических наук, профессор Е. А. Земсков
Аспирант А. Е. Цыбизов

Московский городской педагогический университет, Москва

Респондентам была предложена анонимная анкета из 10 вопросов. Анкетирование было выборочное, по характеру процедуры и способу общения - личное и лично-групповое. В анкетировании приняли участие 45 учителей - слушатели ИПК МГПУ.

Проведенные исследования выявили субъективные мнения учителей по вопросу: какие физические качества преимущественно развиваются на уроках физкультуры разной образовательной направленности? Количество ответов определялось в процентах по отношению к числу респондентов.

Большинство учителей считают, что ловкость (координация движений) развивается на уроках подвижных игр (84,4 %), волейбола (68,9 %) и гимнастики (60,0 %). Развитие быстроты учителя связывают с уроками лёгкой атлетики (82,2 %), подвижных игр (55,5 %), баскетбола (44,4 %). Общая выносливость преимущественно развивается на уроках лыжной подготовки (82,2 %), лёгкой атлетики (75,5 %) и плавания (62,2 %). Уроки гимнастики содействуют развитию гибкости (73,3 %).

По мнению учителей, на других уроках гибкость не развивается (0,0 % ответов).

Исследования выявили большой разброс мнений учителей о влиянии уроков на развитие силы и скоростно-силовых качеств. По количеству ответов для развития силы предпочтение отдаётся урокам гимнастики (46,7 %) и плавания (44,4 %), в меньшей степени урокам лыжной подготовки (26,7 %), волейбола и лёгкой атлетики (по 20,0 %).

Треть респондентов полагают, что скоростно-силовые качества развиваются на уроках лёгкой атлетики, волейбола и баскетбола. Таким образом, анализ ответов показывает, что в школах приоритет отдаётся урокам подвижных игр, волейбола, баскетбола, лёгкой атлетики. Снижается интерес учителей к профессиональному проведению уроков гимнастики, лыжной подготовки, плавания.

Прежде чем выявить мнение учителей по вопросу: какие средства в качестве компенсаторов используются на уроках разной образовательной направленности, мы определили, что 82,2 % опрошенных считают возможным использовать упражнения-компенсаторы на уроках физической культуры.

Учителя не имеют достаточно полного представления о назначении упражнений-компенсаторов с целью выравнивания уровня развития физических качеств в процессе использования практического материала программы по четвертям учебного года. Это подтверждается количеством случаев, когда учителя затруднялись в ответах относительно применения упражнений-компенсаторов (от 26,7 до 64,4 %). Упражнения лыжной подготовки и плавания не применяются как компенсаторы. Вместе с тем 24,4 % учителей рекомендуют использовать легкоатлетические упражнения на уроках лыжной подготовки, гимнастические упражнения (20,0 %) - на уроках плавания. На уроках подвижных игр учителя рекомендуют в качестве компенсаторов средства лёгкой атлетики (33,3 %), баскетбола (22,2 %), волейбола (15,5 %) и гимнастики (13,3 %); лёгкой атлетики - средства гимнастики (24,4 %), подвижных игр (15,5 %), баскетбола и волейбола (по 11,1 %); баскетбола - средства гимнастики и лёгкой атлетики (по 26,7 %), подвижных игр (13,3 %); волейбола - средства гимнастики (28,9 %), подвижных игр (15,5 %); гимнастики - средства подвижных игр (22,2 %), лёгкой атлетики (8,9 %).

В качестве компенсаторов учителя чаще называли легкоатлетические, гимнастические упражнения и реже - средства подвижных игр, баскетбола и волейбола.

Результаты социологического исследования позволяют определить исходные предпосылки системной организации процесса физической подготовки учащихся:

- образовательная направленность уроков характеризуется преимущественно развитием отдельных физических качеств;

- одним из способов выравнивания уровня развития физического качества является использование физических упражнений-компенсаторов;

- программный материал урока предопределяет формы и развивающее воздействие физических упражнений-компенсаторов.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: