ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ


Abstract

SELF-DEVELOPMENT OF HEALTH'S CULTURE OF STUDENT IN PROCESS OF SPORTS FOCUSED PHYSICAL EDUCATION

V.V. Kozhanov, Ph. D., associate professor

The Chuvash state I.Ya. Yakovlev's pedagogical university, Cheboksary

Key words: improvement of society, valeological consciousness, self-development of culture.

The author allocated the levels of health's culture of student: adaptive, reproductive, heuristic and creative.

The author understands the continuous process of change of needs, abilities of valeological consciousnesses as self-development of culture of health, with the purpose of the sanction of the contradiction between desirable and valid in the state of health of a person.

The requirements, features and principles of the organization of pedagogical process of the self-development of culture of health of the student, and also the levels of self-development of culture of health of the student were determined and formulated by the author.


САМОРАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Кандидат педагогических наук, доцент В. В. Кожанов
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, Чебоксары

Ключевые слова: оздоровление общества, валеологическое сознание, саморазвитие культуры.

Современная наука доказывает, что проблемы здоровья и оздоровления населения выходят за границы здравоохранения. Получены новые научные материалы о негативных тенденциях в здоровье подрастающего поколения, связанные с особенностями современной системы образования, которая, во-первых, не побуждает и не научает "конструировать" собственное здоровье, во-вторых, противоречит естественным потребностям и является патогенным фактором в жизнедеятельности личности. Поэтому долю ответственности за ситуацию, сложившуюся со здоровьем детей и подростков, берет на себя система образования.

Оздоровление жизни нашего общества предполагает осознание огромной роли образования в утверждении самоценности человеческой личности, приоритета общечеловеческих ценностей. В этой связи среди многочисленных проблем современной педагогической науки особую актуальность приобретает проблема саморазвития культуры здоровья студентов как важная социально -педагогическая составляющая. От ее решения зависят качество подготовки современных молодых специалистов, развитие и использование интеллектуального потенциала общества, его здоровья.

В своем исследовании мы придерживаемся того мнения, что культура здоровья студента - это интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью, к организации здорового образа жизни, валеологического мышления, накопления опыта применения валеологических знаний, умений и навыков в практике организации здорового образа жизни, развития всех компонентов валеологического сознания.

Содержание культуры здоровья включает в себя три компонента:

1) интеллектуальный - знания в области валеологиии, организации здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья;

2) эмоционально-ценностный - активное положительное отношение к своему здоровью, к организации здорового образа жизни;

3) действенно-практический - применение валеологических знаний, умений и навыков в практике организации здорового образа жизни.

В процессуальном плане культура здоровья представляет собой многоуровневое образование, входящее в состав общей культуры, характеризующее глубину освоения валеологического опыта.

Нами были выделены уровни сформированности культуры здоровья студента: адаптивный, репродуктивный, эвристический и креативный.

В настоящее время основная часть молодежи не приучена заниматься сохранением здоровья самостоятельно. Поэтому в вузовской системе физкультурного воспитания нужна новая педагогическая технология, способствующая становлению потребности в саморазвитии культуры здоровья, которая понимается нами как такое состояние личности студента, которое возникает в результате разрешения противоречия между желаемым и действительным в состоянии здоровья личности и побуждает его самосовершенствоваться в валеологическом аспекте.

Под саморазвитием культуры здоровья мы понимаем непрерывный процесс изменения своих потребностей, способностей, валеологического сознания с целью разрешения противоречия между желаемым и действительным в состоянии здоровья личности.

На основе изученных работ нами были сформулированы требования, определены особенности и принципы организации педагогического процесса саморазвития культуры здоровья студента, а также уровни саморазвития культуры здоровья студента.

Педагогический процесс саморазвития культуры здоровья студента может характеризоваться следующими требованиями и особенностями:

- целостностью, замкнутостью структуры, открытостью информационной системы процесса саморазвития, реализуемой взаимодействием функциональных звеньев, основанием для выделения которых становятся присущие им специфические функции развития, системно и объективно взаимодействующие в общем процессе саморазвития;

- связью устойчивых особенностей системы саморазвития и ее индивидуальных различий со спецификой своеобразного уровня развития деятельности, личностных акцентуаций и особенностей психофизиологического потенциала отдельного индивида как способа организации его поведения; применимостью модели системы саморазвития к исследованию личностного и психофизиологического уровней саморазвития; регуляторно-личностными свойствами, которые в силу их системного характера могут быть предпосылками как формирования того или иного стиля развития, так и самореализации нового психофизиологического потенциала человека;

- стилевыми особенностями, характеризующими процессы развития планирования, моделирования, программирования, прогнозирования и оценки результатов, реализующих различные звенья системы саморазвития и целостную систему саморазвития и одновременно обнаруживающих свою принадлежность к личности как субъекту валеологической культуры и являющихся ее свойствами.

При реализации основных положений педагогического процесса саморазвития культуры здоровья студента учитывают следующие принципы:

- субъектного подхода - активной роли студента в реализации своих отношений с окружающим миром;

- единства двух сторон процесса психической активности человека в форме двух специфических способов его существования - сознания и действия;

- деятельностной опосредованности;

- уровневой саморегуляции предметной деятельности.

В операционном аспекте сложилась система организационно-педагогических направлений образовательной деятельности студентов по овладению знаниями, умениями и навыками саморазвития культуры здоровья:

- овладение базовыми теоретическими валеологическими знаниями;

- эксперсс-диагностика индивидуального состояния и физической подготовленности, уровня здоровья;

- определение последовательности алгоритмов формирования культуры здоровья;

- самостоятельные занятия по освоению технологии оздоровления;

- оценочная деятельность по формированию культуры здоровья;

- коррекционные воздействия при формировании культуры здоровья.

Выделяют три уровня в саморазвитии культуры здоровья.

На первом (низком) уровне потребность саморазвития культуры здоровья, его цели еще не приобрели конкретного содержания. Они существуют лишь в виде некоторого желания стать здоровее. Как правило, разовые воздействия студента на свою личность осуществляются на этом этапе под воздействием внешних условий и объективных требований. Такими же внешне заданными оказываются и средства саморазвития. Студент действует, подражая кому-то или по чьим-то советам. Самоконтроля может не быть совсем или он носит ситуативный характер.

На втором (среднем) уровне целеполагание становится более конкретным. Студент ставит перед собой определенные задачи по саморазвитию культуры здоровья. Но эти задачи пока касаются не его личности в целом, а каких-то частных качеств и умений. Это сказывается на последующих действиях по саморазвитию. Многое в них по-прежнему зависит от обстоятельств. Тем не менее студент уже делает свою личность объектом изучения, проявляет активность в определении целей самоизменения, приобретает умения по саморазвитию. Время от времени он отчитывается перед собой о ходе и результатах своей работы.

На третьем (высоком) уровне студент самостоятельно и всесторонне анализирует и предельно конкретно формулирует цели саморазвития культуры здоровья, осознает возможности их реализации в процессе практической работы. Самостоятельно осуществляет и планирование, намечает пути и средства самоизменения, находит оригинальные приемы работы над собой. Новое на этом этапе заключается в том, что студент легко улавливает формирующее влияние совершаемых им валеологических действий. Самоконтроль осуществляется как бы сам по себе, не требуя специального осмысления. Коррекция промежуточных и конечных результатов, уточнение целей саморазвития культуры здоровья, последовательности действий происходят непринужденно, свободно.

Общепризнано, что занятия физической культурой и спортом являются превентивным средством поддержания и укрепления здоровья и профилактики различных неинфекционных заболеваний и вредных привычек. Важнейшие слагаемые здоровья и здорового образа жизни - систематические занятия физической культурой и спортом. Их роль состоит не только в непосредственном влиянии на организм занимающихся, но и в воспитании ценностных ориентаций на здоровье, в формировании умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, использовать их в целях досуга, отдыха и самосовершенствования. В этой связи физическое воспитание особенно важно в формировании привычек здорового стиля жизни у подрастающего поколения.

Вовлекая студентов в процесс физического воспитания и самосовершенствования, можно влиять на саморазвитие их культуры здоровья. Функция учебного заведения состоит в создании развивающего пространства для коллектива в целом и каждого студента в частности с целью непрерывного развития у них потребностей в здоровом образе жизни - валеологического сознания, что позволит им сохранять и укреплять свое здоровье в повседневной жизни. Организация учебного процесса должна содержать механизм, обеспечивающий постоянную включенность каждого студента в систему валеологических отношений.

Физическая культура, являясь частью общей культуры, представлена в вузе как учебная дисциплина и неотъемлемый компонент целостного развития личности, профессиональной подготовки студента, гармонизации его жизнедеятельности. Важнейшая задача учебного и учебно-тренировочного процессов по физическому воспитанию, спорту заключена не только в конкретике обучения умениям и навыкам пользования средствами физической культуры, спорта, туризма в вузе, но и, главное, в обучении технологии и широкому использованию этих средств в будущем, мотивации к стилю, совершенствованию образа жизни, собственного "я", социума. Поэтому особая роль проектирования физического воспитания в конкретном учебном заведении состоит в том, чтобы, исходя из реальных условий вуза, предложить такие формы организации и обеспечения эффективности физического воспитания, которые способствовали бы формированию культуры здоровья студента и её саморазвитию.

Отсюда и образовательные задачи: теоретические и методико-практические занятия, повышенный контроль не только за физической подготовленностью, но и за основами теоретических знаний, умениями самостоятельно составлять и пользоваться развивающими и реабилитационными комплексами и упражнениями.

В концептуальном плане при проектировании модели физического воспитания, способствующей саморазвитию культуры здоровья студента, мы опирались на следующие методологические принципы:

- форма организации процесса физического воспитания студентов должна обеспечивать как можно большие возможности для освоения каждым из них ценностей физической культуры и спорта в соответствии с индивидуальными задатками, способностями, личностными установками, потребностями, притязаниями и интересами, уровнем физического развития и подготовленности;

- в процессе физического воспитания обязательно должны использоваться современные технологии спортивной, кондиционной и оздоровительной тренировки студентов, осуществляемой в тесном единстве с их моторным обучением;

- ведущим направлением в организации физического воспитания должно быть объединение в учебно-тренировочные группы студентов, относительно однородных по интересам, потребностям, притязаниям, уровню физической подготовленности, типологическим особенностям, морфофункциональному статусу и степени биологической зрелости.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!