Abstract ESTIMATION OF FORMATION OF PHYSICAL CULTURE OF STUDENTS IN EDUCATIONAL PROCESS OF TECHNICAL HIGH SCHOOL D.N. Davidenko, The honoured worker of the higher school of the Russian Federation, Dr. Biol., professor The St.-Petersburg state polytechnical university, Saint Petersburg Key words: physical education, educational process, valuable potential. The purpose of the research was the development and the experimental substantiation of the ways of optimization of educational process on the discipline "physical culture" and the opportunities of more effective attraction of students of high school to the development of the valuable potential of the physical culture. In the authors opinion, the formation of the physical culture of students of high school is most effectively carried out on the basis of qualitative perfection of the educational process on the discipline "physical culture" and the wide use of modern pedagogical technologies. The Optimum equation of realizing directions of the curriculum purposefully allows to solve the given tasks in the field of physical culture according to the State educational standard. The article is dedicated to the experimental confirmation of these positions.
|
ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА Заслуженный
работник высшей школы РФ, доктор
биологических наук, профессор Д.Н. Давиденко Ключевые слова: физическое воспитание, образовательный процесс, ценностный потенциал. В вузах физическая культура представлена как важнейший базовый компонент формирования общей культуры студентов. В настоящее время общепризнанны такие формы физической культуры, как неспециальное физкультурное образование, спорт, физическая рекреация и двигательная реабилитация. Важнейшими элементами формирования физической культуры студентов становятся также мотивационная сфера личности, широта и глубина теоретических и методико-практических знаний, умений и навыков в области физической культуры и ее видов. Ценностное отношение к физической культуре приобретается личностью в процессе собственной активной деятельности, и эффективность данного процесса зависит от реализации принципа единства ее физического, интеллектуального и нравственного потенциалов. Согласно современным представлениям образовательный процесс, с одной стороны, соотносится со своим социально значимым содержанием, с другой - обусловлен опытом студента как субъекта образовательного процесса и носителя собственной культуры. В последние годы все чаще говорят о физической культуре не только как о социальном феномене, но и как об устойчивом качестве личности. Поэтому образование в вузе ориентировано на формирование студента как субъекта собственной физической культуры. Физическая культура, будучи одной из граней общей культуры, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, общении, способствует решению социально -экономических, воспитательных и оздоровительных задач [2, 4, 3]. Научная литература изобилует данными, показывающими значимую роль физической культуры в оздоровлении организма человека и в становлении здорового образа жизни. Вместе с тем фактически отсутствуют данные, характеризующие реальное выполнение учебной программы по физической культуре в вузе и ее реальный вклад в динамику уровня физического развития и здоровья студентов, в формирование мотивационно-ценностного аспекта личностной физической культуры студента на различных этапах обучения. До сих пор не раскрыта динамика становления физической культуры студентов в процессе освоения ими данного вида культуры через учебную дисциплину "физическая культура". Теоретический и методико-практический разделы учебной программы дисциплины "физическая культура" - наиболее сложные для реализации в образовательном процессе, поэтому чрезвычайно актуально получение отсутствующих в настоящее время данных о том, как отражается реальное изучение дисциплины "физическая культура" на фактическом формировании личной физической культуры студентов, с тем чтобы наметить пути совершенствования учебного процесса. Целью проведенного нами исследования стали разработка и экспериментальное обоснование путей оптимизации образовательного процесса по дисциплине "физическая культура" и возможности более эффективного привлечения студентов вуза к освоению ценностного потенциала физической культуры. При организации исследования мы исходили из того, что в основе формирования физической культуры студентов заложен анализ динамики и показателей физической и функциональной подготовленности, уровня потенциала соматического здоровья, отношения к ценностям физической культуры, степени овладения системой теоретических и методико-практических знаний, умений и навыков. Формирование физической культуры студентов вуза наиболее эффективно осуществляется на основе качественного совершенствования образовательного процесса по дисциплине "физическая культура" и широкого использования современных педагогических технологий. Оптимальная сбалансированность реализуемых направлений учебной программы позволяет целенаправленно решать поставленные задачи в области физической культуры в соответствии с Государственным образовательным стандартом. При организации исследования, направленного на оценку уровня сформированности физической культуры студентов и поиска путей повышения эффективности образовательного процесса мы посчитали важным проанализировать: 1) показатели, определяющие уровень физической культуры студентов; 2) показатели, характеризующие особенности организации образовательного процесса по формированию физической культуры студентов; 3) возможные изменения в организации образовательного процесса по физкультурному воспитанию путем внедрения новых педагогических технологий. Оценка сформированности физической культуры студентов осуществлялась по: 1) показателям физической и функциональной подготовленности студентов; 2) динамике уровня потенциала здоровья; 3) анализу отношения студентов к ценностям физической культуры; 4) уровню знаний в области физической культуры. В эксперименте по исследованию физического состояния принимали участие свыше 1000 студентов Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Оценка физического состояния осуществлялась по следующим показателям: уровню артериального систолического давления, частоте сердечных сокращений (ЧСС) в состоянии покоя, жизненной емкости легких (ЖЕЛ), времени восстановления ЧСС после выполнения дозированной физической нагрузки, уровню соматического здоровья (по Г.Л. Апанасенко, 1992). Оценку физической подготовленности студентов осуществляли по результатам выполнения обязательных тестов, рекомендованных программой дисциплины "физическая культура": 1) "Бег на 100 м", 2) "Бег на 3000 м" для мужчин и "Бег на 2000 м" для женщин, 3) "Подтягивание на перекладине" для мужчин и "Поднимание туловища из положения лежа на спине в положение сидя" для женщин, 4) по общей оценке выполнения перечисленных выше тестов. Для изучения динамики
показателей физического состояния
студентов в образовательном
процессе было проведено
тестирование одних и тех же
студентов пяти групп спортивных
специализаций основного отделения:
"Гандбол" (n = 46), "Волейбол"
(n = 57), "Футбол" (n = 45),
"Гимнастика" (n = 55),
"Баскетбол" (n = 56) на 1-м и 2-м
курсах (IV семестра). Для определения
потребностно -мотивационной сферы
деятельности студентов в области
различных компонентов физической
культуры, поиска путей и средств
формирования физической
подготовленности и здорового
образа жизни нами была разработана
специальная анкета, включающая 27 Уровень соматического здоровья студентов (по Г.Л. Апанасенко, 1992), занимающихся гандболом, составил 5,19 ± 0,43 балла, футболом - 3,85 ± 0,53, волейболом - 5,79 ± 0,55, борьбой - 4,74 ± 0,64 и оказался "ниже среднего" (2-й уровень), а студентов, занимающихся тяжёлой атлетикой, - 7,18 ± 0,36, - "средний" (3-й уровень), баскетболом - 6,77 ± 0,49 и плаванием - 6,80 ± 0,20 балла - ближе к "среднему", а точнее на границе 2-го и 3-го уровней. Уровень соматического здоровья гимнасток - 3,71 ± 0,34 балла и находится на границе 1-го ("низкого") и 2-го ("ниже среднего") уровней. Учитывая, что "безопасный уровень" соматического здоровья находится между 3-м и 4-м уровнями и соответствует 12 баллам по шкале оценки соматического здоровья, можно сделать заключение, что уровни здоровья исследуемых групп студентов определяются ниже порога, ответственного за нормальную адаптационную возможность организма, и не защищают его от воздействия факторов риска заболеваний. Особый интерес представляют обобщенные данные физического состояния студентов. Полученные данные показали, что фактически уровень соматического здоровья мужчин и женщин находится на одном уровне - около 6 баллов - на границе между "средним" и "ниже среднего" уровнями; обобщенный показатель уровня физической подготовленности - около 3 баллов и говорит об относительно низкой анаэробно-аэробной выносливости, определяющей в наибольшей степени уровень физического состояния человека. При сопоставлении показателей физического состояния студентов обнаружено, что значительных различий в них в зависимости от спортивной специализации фактически не наблюдается. Так, отмечаемая неудовлетворительная оценка по результату в беге на 3000 м, вероятно, говорит о низком уровне общей физической подготовленности студентов, что сказывается и на низком уровне соматического здоровья. Для оценки динамики показателей физического состояния студентов в учебном процессе в I - IV семестрах было проведено тестирование состояния одних и тех же студентов пяти спортивных специализаций: "Гимнастика", "Гандбол", "Волейбол", "Футбол" и "Баскетбол". Не вдаваясь в детальное описание динамики отдельных показателей физического состояния студентов на протяжении первых четырех семестров, отметим лишь те изменения, которые статистически значимы при р = 0,05. В группе спортивной специализации "Гандбол" обнаруживается достоверное повышение уровня соматического здоровья с 5,2 балла в I семестре до 6,9 балла во II и дальнейшее повышение в III семестре до 7,4 балла. Однако в IV семестре наблюдается снижение до 6,2 балла, но это значение превосходит уровень I семестра. Динамика остальных показателей физического состояния студентов -гандболистов не претерпела существенных изменений, за исключением показателя физической подготовленности по количеству подтягиваний на перекладине. Этот показатель возрос с 2,9 балла в III семестре до 4,9 балла в IV. В группе спортивной специализации "Баскетбол" у студентов наблюдается лишь достоверное равномерное повышение уровня соматического здоровья с 6,7 балла в I семестре до 10,3 балла в IV. Аналогичная картина характерна и для футболистов (с 3,8 балла в I семестре до 9,9 балла в IV). По остальным показателям достоверных изменений не обнаружено. В группе спортивной специализации "Волейбол" у студентов обнаружено статистически значимое повышение уровня соматического здоровья во II семестре (с 3 до 8,22 балла), снижение в III семестре (до 6 баллов), а затем повышение до 8,9 балла. В группе спортивной специализации "Гимнастика" у студенток уровень соматического здоровья достоверно повышается к III семестру (с 3,7 до 4,5 балла), достигая в IV 4,7 балла. При анализе динамики показателей физического состояния студентов выяснилось, что она наиболее четко прослеживается только в интегральном показателе, каким является уровень соматического здоровья, рассчитываемый с учетом массы тела и роста, по значению силы кисти, ЖЕЛ, времени восстановления ЧСС после стандартной нагрузки и уровню артериального систолического давления. Результаты исследования в целом показывают, что на протяжении первых четырех семестров у студентов всех спортивных отделений наблюдается некоторое повышение уровня соматического здоровья, но достигаемый уровень по "шкале оценки" характеризуется как "ниже среднего" и "средний". Формирование физической культуры студентов в образовательном процессе вуза проявляется и в их отношении к ценностям физической культуры и уровню развития их собственной физической культуры. Студенты, принявшие участие в исследовании, по данным анкетирования, в зависимости от их отношения к физической культуре и уровня физкультурно-спортивной активности, условно могут быть разделены на четыре типологические группы по времени, затрачиваемому на занятия физической культурой. 1. Студенты, не проявляющие физкультурно -спортивной активности, затраты времени у которых на занятия физической культурой не более 1 ч в неделю (14,4% опрошенных). 2. Студенты с низкой физкультурно-спортивной активностью, затраты времени у которых менее 6 ч в неделю (60,4% опрошенных). 3. Студенты с оптимальной физкультурно-спортивной активностью, затраты времени у которых составляют от 6 до 7 ч в неделю (16,3% опрошенных). 4. Студенты с относительно высокой физкультурно -спортивной активностью, занимающиеся в неделю 8 ч и более (8,9% опрошенных). Если спроецировать данные типологические группы по курсам обучения, то получим, что число студентов, занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью не более 1 ч в неделю, к 3-му курсу возрастает (на 1-м курсе - 8,8%) и достигает 29,9%. Уменьшается от 1-го курса к 3-му и число студентов, занимающихся физической культурой не более 6 ч в неделю: соответственно с 64,3 до 52,6%. К 3-му курсу уменьшается число студентов с оптимальной физкультурно-спортивной активностью, затраты времени которых составляют 6 - 7 ч в неделю: на 1-м курсе - 18,3%, к 3-му курсу - 9,4% опрошенных. При рассмотрении ответов на вопрос о достаточности двигательного режима для нормальной жизнедеятельности и сохранения здоровья было установлено, что 59,2% опрошенных студентов ответили удовлетворительно; 24,4% затруднились ответить; 16,3% готовы признать недостаточным собственный двигательный режим. В отрицательной оценке собственного двигательного режима в структуре жизнедеятельности студентов и его влияния на сохранение здоровья в большей мере прослеживается динамика по курсам: 13,4% первокурсников, 18,1% второкурсников и 20,5% третьекурсников считают недостаточным свой двигательный режим. Это свидетельствует о том, что студенты старших курсов более критичны в оценке содержательных аспектов собственной жизнедеятельности. Если проследить систематичность занятий физической культурой студентов по половому признаку, то выясняется, что к спортсменам себя отнесли 7,5% женщин и 22,3% мужчин; к физкультурникам - 61,8% женщин и 49,5% мужчин; к не занимающимся физической культурой и спортом - 30,5% женщин и 28,1% мужчин. Таким образом, женщины в меньшей степени заинтересованы в активной физкультурно-спортивной деятельности по сравнению с мужчинами; около 1/3 студентов (женщин и мужчин) не занимаются физическими упражнениями. Итак, можно сделать вывод о том, что чем старше становится студент, тем меньшую систематичность приобретают его занятия физической культурой и спортом. Об этом говорят данные: к спортсменам себя отнесли 16,3% первокурсников, 19,5% второкурсников и 12,9% третьекурсников; к занимающимся физической культурой - 59,0% первокурсников, 53,4% второкурсников и 46,8% третьекурсников. Бросается в глаза рост числа студентов, не занимающихся физической культурой и спортом: на 1-м курсе - 24,6%; на 2-м - 26,9%; на 3-м - 40,1% опрошенных студентов. Анализ полученных данных показывает, что существенно влияют на уровень физкультурно-спортивной активности студентов следующие факторы: желание повысить свою физическую подготовленность (54,4%); необходимость оптимизировать вес, улучшить фигуру (45,7%); необходимость получить зачет по предмету "физическая культура" (24,6%); возможность снять усталость, повысить работоспособность (21,8%); воспитать волю, характер (15,3%). По мнению студентов, их потребности, интересы и мотивы включения в физкультурно-спортивную деятельность определяются состоянием материально -спортивной базы, направленностью содержания учебного и тренировочного процессов, наличием инвентаря, спортивной формы, доброжелательной атмосферы. Препятствуют формированию мотивации и активного положительного отношения к физкультурно-спортивной деятельности такие внутренние факторы, как: недостаток времени, отсутствие потребности в физкультурно -спортивной деятельности, вредные привычки (алкоголь, курение и т. п.), состояние здоровья и др. Для повышения эффективности физкультурно -спортивной деятельности следует рассмотреть приоритетность выбора форм занятий физическими упражнениями в вузе. Значительный интерес студенты проявляют к секционным занятиям по избранному виду спорта (39,2%). Второй по значимости формой физической активности выступают прогулки, игры, плавание (30,3% студентов). Часть студентов считают для себя наиболее приемлемой формой занятия в клубах по физкультурно-спортивным интересам (17,7%). Определенное число студентов хотели бы использовать для физкультурно-спортивной деятельности самостоятельную форму занятий (15,4%). Если рассмотреть формы физической активности студентов по курсам, то у первокурсников на первом месте стоят секционные занятия по выбранному виду спорта (38,1%), а затем уже прогулки, игры, плавание (27,3%); второкурсники, как оказалось, еще в большей мере заинтересованы в секционных занятиях по выбранному виду спорта (47,4%), а затем в прогулках и играх (24,6%); 41,9% опрошенных третьекурсников свою физкультурно -спортивную деятельность в первую очередь хотели бы проявить в играх, плавании, прогулках, а затем уже в секционных занятиях по избранному виду спорта. Важным источником для последующих обобщений и выводов выступает анализ результатов ответов студентов на вопрос: "Что значит для студентов физическая культура"? Подавляющее большинство опрошенных студентов считают физическую культуру лишь приятным времяпрепровождением, игрой, развлечением (41,4%, в том числе 39,7% мужчин и 43,7% женщин). Результаты анкетирования, опроса преподавателей и студентов по оценке выполнения учебной программы по дисциплине "физическая культура" по годам обучения показали, что выполняемый объем лекционного курса и методико-практических занятий, рекомендованных Минобразованием РФ, недостаточен для качественного усвоения основ физической культуры. Выявленный уровень организации учебного процесса по физкультурному воспитанию не создает необходимой основы для эффективного формирования физической культуры студентов и получения ими неспециального физкультурного образования, а может лишь решать задачу физической подготовки и рекреации студентов. Проведенный анализ позволил предложить следующие пути формирования физической культуры студентов. 1. Прохождение в полном объеме теоретического и методико-практического разделов программы по физической культуре, рекомендованной Минобразованием РФ, с использованием новых информационных технологий, активных методов и средств общения и взаимодействия со студентами (для теоретического раздела: лекция-визуализация, лекция с проблемным изложением, аргументированность информации и др.; для практического раздела: анализ конкретных ситуаций, игровой и соревновательный методы, моделирование, дискуссии и др.). 2. Проведение итоговой аттестации студентов по дисциплине "физическая культура" с использованием программированных материалов и компьютерных программ, составление сравнительных таблиц и др. 3. Расширение теоретического и контрольного разделов программы по теме "Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья". Особое внимание уделялось значению средств физической культуры для профилактики аутопатогении - саморазрушающему поведению (наркомании, алкоголизму, курению и т.д.). 4. Организация самостоятельного изучения студентами во внеучебное время теоретического раздела программы путем использования компьютерного учебника "Социальные и биологические основы физической культуры и здорового образа жизни", созданного нами на кафедре физического воспитания Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. 5. Освоение студентами нового методико-практического занятия "Ментальный тренинг" с набором аудиопрограмм для самостоятельного использования в домашних условиях. 6. Проведение индивидуальных консультаций при организации студентами собственной физической активности и выбора форм и интенсивности занятий, обеспечение необходимыми теоретическими и методико-практическими материалами, совместное решение познавательных задач и др. Предложенные пути формирования физической культуры студентов были апробированы в ходе педагогического эксперимента, проведенного на кафедре физического воспитания Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Эксперимент проходил в естественных условиях учебного процесса. Для проведения педагогического эксперимента были сформированы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы. Со студентами КГ проводились только традиционные учебно-тренировочные занятия. Экспериментальное обучение осуществлялось по разработанной методике, включающей прохождение усовершенствованного нами теоретического и методико-практического разделов вузовской программы. Анонимная форма высказывания мнения студентами, осуществленная по окончании педагогического эксперимента, показала, что 80% студентов КГ и все студенты ЭГ высказались за целесообразность проведения теоретических и методико-практических занятий. Анализ результатов анкетирования по окончании педагогического эксперимента показал, что студенты ЭГ в отличие от КГ: - в меньшей степени уверены в том, что их физическое развитие соответствует уровню, необходимому для продуктивного труда и сохранения здоровья, и их двигательный режим достаточен для нормальной жизнедеятельности; - считают занятия физической культурой скорее более сложными, нежели простыми; - в большей мере заинтересованы в систематических занятиях физической культурой в оздоровительных целях и повышении уровня своего физического развития; - больше затрачивают времени на занятия физической культурой; - в большей степени удовлетворены качеством преподавания учебной дисциплины "физическая культура". Подводя итоги исследования, можно заключить следующее. 1. В результате исследования проведена оценка сформированности физической культуры студентов в процессе образования по показателям их физического состояния, уровню потенциала здоровья и отношению к ценностям физической культуры. Средний обобщенный показатель физической подготовленности студентов составляет по пятибалльной шкале около 3 баллов. Уровень соматического здоровья, оцениваемый по 18-балльной шкале, равен около 6 баллам и характеризуется как "средний" и "ниже среднего". Некоторая положительная динамика роста уровня соматического здоровья к окончанию 2-го курса не позволяет им достигнуть "безопасного уровня" (12 баллов и более), обеспечивающего адаптационную возможность организма без риска возникновения заболеваний. 2. У студентов выявлена слабо сформированная ценностно-мотивационная составляющая физической культуры, недостаточная для устойчивой потребности в активной самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности. Часть студентов, вообще не проявляющих физкультурно-спортивной активности, составляет 14,4%, проявляющих низкую активность - 60,3%, оптимальную - 16,3% и относительно высокую (в основном спортивную) - лишь 8,8%. К 3-му курсу сохраняется только часть студентов с относительно высокой физкультурно-спортивной активностью. 3. Принципиальные статистически значимые отличия в показателях физического состояния студентов и их мотивационно-ценностных ориентациях в зависимости от курса обучения, особенностей факультета и спортивной специализации не обнаружены. 4. Выявлены основные причины, препятствующие формированию физической культуры студентов в образовательном процессе вуза: преобладание в методике преподавания дисциплины "физическая культура" воздействия на двигательную деятельность человека в ущерб теоретическим и методико-практическим занятиям; недостаточное использование в учебном процессе новых информационных технологий обучения; материально -техническая база кафедр физического воспитания не отвечает всем требованиям качественного проведения учебных занятий. 5. Предложенные и экспериментально проверенные пути и методы формирования физической культуры студентов направлены на становление и развитие собственной физической культуры студента, освоение ее ценностного потенциала, обеспечение студентов важнейшими аспектами знаний о жизнедеятельности человека, потенциале его здоровья и овладение практическими навыками и умениями по физическому совершенствованию личности. Использование предложенных путей и методов организации образовательного процесса существенно повысило его эффективность: - при приобретении
теоретических знаний и
методико-практических умений и
навыков у студентов ЭГ по сравнению
со студентами КГ наблюдались
положительные - в ЭГ увеличилось количество студентов с оптимальной и относительно высокой физкультурно -спортивной активностью (на 17%); - в ЭГ возросло число студентов, заинтересованных в систематических занятиях физической культурой в оздоровительных целях - на 22%; в повышении уровня своего физического развития - на 17%. 6. Полученные положительные результаты ориентируют преподавателей на использование активных методов обучения и форм организации образовательного процесса по дисциплине "физическая культура", способствуют воспитанию сознательного отношения к занятиям физической культурой и нормам здорового образа жизни. Литература 1. Апанасенко Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. СПб., 1992. 2. Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания) // Теория и практика физ. культуры. 1991, № 7, с. 37-41. 3. Виленский М.Я. Студент как субъект физической культуры // Теория и практика физ. культуры. 1999, № 10, с. 2-5. 4. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 1, c. 5-11. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |