ПСИХОЛОГИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Abstract

PSYCHO-PEDAGOGICAL ASPECTS OF INTEGRATIVE APPROACH TO DEVELOPMENT OF INDIVIDUALITY OF ATHLETE

V.V. Markelov, Ph. D., associate professor

The Perm regional institute of improvement of professional skill of workers of education, Perm

Key words: individuality, individual style, integration, optimization, vocational training, system, sports, physical culture.

The purpose of the research was the search of ways of the system approach to the realization of the principle of individualization in an educational-training process. At the moment Some approaches to solving the problem of the individualization were generated: selection, application of the individualized training programs, stimulation of motivation and formation of the individual style of activity. The role of the individual style of activity as a universal system forming factor in the harmonization of the individuality of a young athlete was analyzed in the research.


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЕМ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СПОРТСМЕНА

Кандидат психологических наук, доцент В.В. Маркелов
Пермский региональный институт повышения квалификации работников образования, Пермь

Ключевые слова: индивидуальность, индивидуальный стиль, интеграция, оптимизация, профессиональная подготовка, системa, спорт, физическая культура.

Цель нашего исследования состояла в поиске путей системного подхода к реализации принципа индивидуализации в учебно-тренировочном процессе. В настоящее время сформировалось несколько подходов к решению проблемы индивидуализации - это отбор, применение индивидуализированных обучающих программ, стимулирование мотивации и формирование индивидуального стиля деятельности. В нашем исследовании анализируется роль индивидуального стиля деятельности как универсального системообразующего фактора в гармонизации индивидуальности юного спортсмена.

В свете теории интегральной индивидуальности В. С. Мерлина субъект образовательного процесса рассматривается в единстве биологических, психодинамических, личностных и метаиндивидуальных свойств. Основным звеном, опосредующим компенсацию, адаптивность, результативность деятельности, интеграцию и саморазвитие индивидуальности, является индивидуальный стиль деятельности. Структура стиля представляет собой определенный тип связей между разными свойствами индивидуальности, а также приемами и способами осуществления деятельности. Обобщенные стилевые характеристики - соотношение проявлений моторной, эмоциональной, волевой, учебной активности, контрольно-ориентировочных и исполнительных действий, полезависимости-поленезависимости, аналитичности-синтетичности, импульсивности-рефлексивности и др. Благодаря формированию и реализации системы индивидуальных стилей деятельности между разноуровневыми свойствами образуются функциональные взаимоотношения, интегрирующие индивидуальность и способствующие ее самореализации и саморазвитию. Традиционная система обучения игнорирует стилевые особенности активности учащихся, рассматривая развитие индивидуальности преимущественно как процесс социализации индивида. При жесткой регламентации педагогических требований, за исключением зоны неопределенности деятельности, возможности самостоятельного выбора действий снижаются, что ведет к деиндивидуализации личности. В последние годы обнаружился интерес к комплексному и системному изучению детерминации стилей активности в сфере физического воспитания и спорта (Б. А. Вяткин,1982, Ю. Я. Горбунов, 1992, Л. Я. Дорфман, 1988, Е. П. Ильин, 1982, Л. Н. Мальчиков, 2000, И. Е. Праведникова, 1993, О. В. Сиротин, 2000, В. А. Толочек, 1992, П. В. Токарев,1991, и др.).

В настоящем исследовании предметом изучения явился стиль игровых действий и его роль в формировании интегральной индивидуальности юного спортсмена.

Методы и организация исследования . В эксперименте участвовал и 50 ведущих баскетболистов студенческих клубов Прикамья. В целях определения стилей игровых действий нами была разработана детализированная программа наблюдений за проявлениями соревновательной деятельности, включающая 27 показателей игровой (18) и организаторско-коммуникативной (9) деятельности (каждый спортсмен наблюдался в 10 играх). Эти показатели связывалась с комплексом метаиндивидуальных, мотивационно-личностных, когнитивных, психодинамических, нейродинамических и морфофункциональных свойств. Для диагностики морфофункциональных, нейродинамических и психодинамических, личностных, интеллектаульных и метаиндивидуальных свойств использовались показатели роста, веса, опросники Я. Стреляу, Г. Айзенка, Р. Кеттелла, Е. А. Калинина и экспериментальные методики Д. Н. Узнадзе, Ф. Д. Горбова и Л. Д. Чайновой, К. Юнга, В. С. Мерлина и Д. Морено, Д. В. Дембо и Д. Равена. Эксперимент включал два этапа: констатирующий и формирующий.

В результате факторизации по результатам констатирующего эксперимента нами обнаружено 4 фактора игровой деятельности баскетболистов общей информативностью 48,4 %. В первый фактор вошел комплекс показателей свойств личности - волевой контроль (0,61), расчетливость (0,66), радикализм (0,49) и открытость (0,51), темперамента - пластичность (0,37) и эмоциональная возбудимость (0,40), подвижности нервных процессов (0,38) и роста (0,82). В данный фактор вошли показатели эффективности бросков с ближней дистанции без сопротивления (0,38) и с сопротивлением (0,39), а также подборов мяча под своим щитом (0,82).

Во второй фактор вошли показатели статусов в системе деловых и межличностных отношений (соответственно 0,42 и 0,40), мотивации борьбы (0,38), самосовершенствования (-0,40), доминантности (-0,47), социальной смелости (0,49), фрустрируемости (-0,40), активности переключения (0,38), эмоциональной возбудимости (-0,37), интеллекта (0,37), силы процесса возбуждения (0,48), показатели эффективности бросков с сопротивлением с близкой (0,53), средней (0,88) и дальней дистанций (0,66), острых передач (0,65), единоборств в защите (0,51) и позитивного оценивания действий партнеров (0,39).

Третий фактор включал показатели статуса в системе межличностных отношений (0,53), эмоциональной устойчивости (0,38), силы процесса возбуждения (0,38), подвижности нервных процессов (0,37), веса (0,43). С этими свойствами оказались сопряженными показатели эффективности единоборств в атаке (0,64), подборов под щитом соперника (0,66), острых передач (0,55) и штрафных бросков (0,90).

В четвертый фактор вошли показатели мотивации достижения (0,88), борьбы (0,45), самосовершенствования (0,78), общения (0,49) и интегральный индекс мотивации (0,90), личностных черт - социальной смелости (0,40), доверчивости (0,42), фрустрируемости (-0,48), темперамента - эмоциональной стабильности (0,38), нервной системы - силы процесса возбуждения (0,66) и торможения (0,80) и подвижности (0,43). Этот комплекс оказался связанным с эффективностью ближних бросков без сопротивления (0,38) и с сопротивлением (0,37), единоборств в атаке (0,40), проходов (0,37) и количеством управляющих действий в форме советов.

На формирующем этапе исследования тренеров-преподавателей и испытуемых знакомили с результатами эксперимента и индивидуальными характеристиками. На основе совместных консультаций с тренерами -преподавателями и спортсменами разрабатывались индивидуализированные программы совершенствования в соответствующих компонентах игровой деятельности. По итогам годичной коррекционно-развивающей работы было проведено вторичное наблюдение за проявлениями стиля в соревновательной деятельности. Факторизация показателей игровых и коммуникативно-организаторских действий, а также свойств индивидуальности позволила выделить 4 фактора общей информативностью 45,0 %.

Первый фактор, по набору игровых действий напоминающий 3-й фактор первой серии (эффективные ближние броски с сопротивлением (0,38) и без сопротивления (0,75), острые передачи (0,75), единоборства в атаке (0,72), подборы под щитом соперника (0,67) и перехваты (0,54), оказался связанным с показателями делового статуса (0,37), мотивации самосовершенствования (0,38), эмоциональной устойчивости (-0,37) и интеллекта по Р. Кеттеллу (0,58). Факторные веса показателей свойств нервной системы понизились и оказались на уровне, близком к значимости - с силой возбуждения (0,31), с подвижностью (0,25). Следует предположить, что роль свойств нервной системы в детерминации данного стиля несколько понизилась. Вместе с тем роль мотивационных свойств повысилась. В качестве одного из факторов, обусловливающ их данный стиль, выступил интеллект. Место показателя статуса в системе межличностных отношений занял показатель делового статуса (0,37). Расширился диапазон игровых действий (7 против 5). В фактор вошли показатели коммуникативно -организаторских действий - управление словом (0,39) и показатели экспансивности при оценивании партнеров (позитивное - 0,87, негативное - 0,75). Данный фактор можно интерпретировать как проявление гармонического стиля инициативных игровых действий в нападении.

Второй фактор, включающий показатели подборов мяча под своим щитом (0,54) и под щитом соперника (0,44), также содержит показатели делового (0,74) и неформального (0,40) статусов, направленности личности на других (0,76), интегральный показатель мотивации (0,38), низкие показатели доминантности (-0,39), агрессивности (-0,32), фрустрируемости (-0,37), В данный фактор вошли показатели нейродинамической лабильности (-0,39), нейротичности (0,57), ригидности (0,44) и роста (0,65). Этот стиль можно интерпретировать как позиционный.

Третий фактор, включающий широкий спектр показателей успешности бросков, единоборств, острых передач и перехватов, содержит показатели направленности личности на себя с отрицательным знаком (-0,49), на задачу (0,38), самооценки (0,38), радикализма (0,39), интеллекта по Р. Кеттеллу (0,39) и Д. Равену (0,72), силы процесса возбуждения (0,39) и лабильности (0,37). Следует отметить, что в данный стиль вошел коммуникативно -организаторский компонент - управление словом (0,38). Этот фактор можно интерпретировать как проявление гармонического остроатакующего стиля. В данном факторе представлены свойства всех исследуемых уровней интегральной индивидуальности спортсменов.

Четвертый фактор, включающий показатели успешности в дальних бросках с сопротивлением (0,37) и без сопротивления (0,42), в штрафных бросках (0,38) и единоборствах в защите (0,59), а также низкие показатели коммуникативной активности (выражение позитивного (-0,38) и негативного отношения к партнерам (-0,47), можно рассматривать как фактор защитно-контратакующего стиля.

Резюмируя результаты исследования, следует отметить ряд характерных тенденций, обнаружившихся по мере совершенствования индивидуального стиля деятельности. По мере обретения мастерства выявлена более четкая дифференциация стилей по комплексу игровых и коммуникативных действий. В структуру стилей вошло значительно большее количество показателей разноуровневых свойств игровых и организационно -коммуникативных действий (73 против 59). На стадии совершенствования несколько увеличился спектр детерминант (41 против 37). На данной стадии значительно повысилась роль интеллектуальных качеств в детерминации стиля деятельности (5 против 1). Этот факт согласуется с представлениями Е. А. Климова (1980), В. С. Мерлина (1986) и М. Р. Щукина (1990) о том, что высокие показатели интеллекта являются необходимым условием формирования эффективного и адекватного стиля деятельности.

Несомненный интерес представляют результаты сравнительного анализа взаимосвязей разноуровневых свойств в структуре индивидуальности на разных этапах исследования. Обнаружилось изменение структуры связей метаиндивидуальных и личностных свойств в сторону увеличения их количества (с 6 до 11) и повышения коэффициентов корреляций. Обнаружились новые положительные связи делового статуса с показателями мотивации достижения успеха (0,38), направленности на других (0,64) и отрицательная связь с направленностью на себя (-0,62). Увеличилось количество связей статуса с такими свойствами личности, как оптимистичность (0,42), доминантность (-0,44), агрессивность (-0,55), что можно объяснить повышением уровня интеграции спортсменов в коллективе. Это подтверждается повышением коэффициента групповой сплоченности (в среднем с 0,35 до 0,66). На втором этапе обнаружилась связь неформального статуса с социальной смелостью (0,55) и самооценкой (0,40). Имеет место сближение структур связей делового и межличностного статусов со свойствами личности спортсменов. Это можно объяснить тем, что на стадии более высокой сплоченности коллективов межличностные отношения начинают восприниматься спортсменами через призму оценки деловых качеств партнеров. Количество связей делового статуса со свойствами психодинамики повысилось с 2 до 4, а число связей межличностного статуса со свойствами темперамента соответственно понизилось.

По мере совершенствования стиля и отношений в коллективах при оценке делового статуса возрастает роль эмоциональной стабильности (0,55) и ригидности (0,48) и понижается роль экстравертированности (до 0,15). Ослабляются связи неформального статуса с агрессивностью (с -0,17 до -0,46) и с эмоциональной возбудимостью (с 0,41 до 0,25) и нейротизмом (с 0,39 до 0,00). По-видимому, эти свойства препятствуют поддержанию нормальных межличностных отношений и в процессе совместной деятельности корректируются. Число статистически значимых связей делового статуса с биологическими свойствами уменьшается (с 3 до 0), а число соответствующих связей межличностного статуса сохраняется. Вероятно, при оценке деловых качеств партнеров нейродинамические и морфофункциональные свойства теряют свое значение. Показатель межличностного статуса коррелирует лишь с уравновешенностью, создающей предпосылки бесконфликтного общения. Связи показателей статусов с росто-весовыми показателями несколько ослабляются. Эти факты согласуются с данными В. А. Плахтиенко, Ю. М. Блудова (1983) и Л. Н. Мальчикова о том, что биологические факторы имеют значение при оценке партнеров преимущественно на начальных стадиях формирования спортивного коллектива.

На втором этапе исследования повысилось количество связей личностных и психодинамических свойств (с 50 до 77), что свидетельствует о повышении уровня многозначности связей между свойствами этих подсистем. Появилась связь экстраверсии с основными показателями мотивации спортивной деятельности, т. е. она в качестве психодинамической основы оказалась включенной в систему социально ценных личностных свойств. Понизилась связь психодинамической агрессивности с личностной. Возникли связи интеллекта по Д. Равену с показателями мотивации борьбы и ориентацией на решение задач. Повысились связи интеллекта с эмоциональной устойчивостью и волевым контролем и понизилась связь с агрессивностью, что можно рассматривать как интеллектуализацию мотивационно-личностной сферы баскетболистов. Изменился характер связей свойств личности и свойств темперамента. Усилилась связь активности с мотивацией самосовершенствования (с 0,26 до 0,46). Понизилась связь активности с доминантностью (до -0,45). Обнаружено ослабление связи личностной и психодинамической агрессивности (с 0,54 до 0,35). Изменилась связь импульсивности с личностной тревожностью (с 0,39 до -0,39), что можно объяснить повышением уровня социальной адаптированности импульсивных.

Полученные экспериментальные данные согласуются с положениями теории интегральной индивидуальности В. С. Мерлина, а также с концептуальными положениями его последователей (Б. А. Вяткина, А. А. Волочкова, А. И. Щебетенко). В процессе направленного формирования индивидуального стиля игровой деятельности в структуре индивидуальности спортсмена происходит образование системы связей, обеспечивающих интеграцию разноуровневых свойств.

Внедрение индивидуальных обучающих программ сопровождалось повышением эффективности игровых действий как отдельных игроков, так и участвующих в эксперименте команд. Коллективы, участвующие в эксперименте ("Политехник", "Учитель", "Фармацевт"), неоднократно становились призерами республиканских соревнований среди студентов. Данные исследований были учтены при подготовке молодых баскетболистов ПБК "Урал-Грейт" (сезоны 1995 - 2001 гг.) и в настоящее время внедряются в учебно-тренировочный процесс МОУДОД ДЮСШ "Урал-Грейт-Юниор". Полученные результаты нашли отражение в программах курса ПФСС (специализация "Баскетбол") и факультатива "Психолого -педагогические основы индивидуального подхода в физическом воспитании и спорте".

Литература

1. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. - М.: ФиС, 1981.

2. Вяткин Б.А. Избранные психологические труды. - Пермь: Книжный мир, 2005.

3. Вяткин Б.А. Полисистемное исследование индивидуальности человека. - М.: ПЕР СЭ, 2005.

4. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. - М.: Просвещение, 1983.

5. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. - М.: Просвещение, 1987.

6. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969.

7. Либин А.В. Дифференциальная психология. - М.: СМЫСЛ - ПЕР СЭ, 2000.

8. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика, 1986.

9. Плахтиенко В.А., Блудов Ю.М. Надежность в спорте. - М.: ФиC, 1983.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: