Abstracts CONCEPT OF DEVELOPMENT INDIVIDUAL FOCUSED SYSTEM OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN LENINGRAD REGION S.A. Vazhenin, Ph. D., senior researcher Northwest academy of public service, Saint Petersburg Key words: concept, individual focused system of physical culture and sports, methodological bases of concept, specific principles of management of system of physical culture and sports. The author submits for consideration his own concept of the individual focused physical culture and sports. it allows optimally to combine interests of professional work and of a concrete person by means of its familiarizing with the process of physical perfection at different age stages of the individual physical development. the program "The Development of physical culture and sports in Leningrad region for the period of 2005-2010" accepted on the basis of the Concept developed by the authors already bears the fruits. By the end of 2005 the number of the ones who is engaged in sports has grown up to 10,56%.
|
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Кандидат
педагогических наук, старший
научный сотрудник С. А. Важенин Ключевые слова: концепция, личностно ориентированная система физической культуры и спорта, методологические основы концепции, специфические принципы управления системой физической культуры и спорта. Физическая культура и спорт (ФКиС) как составная часть культуры и социальной сферы общества переживаю т те же трудности, что и все общество в условиях перестройки политического строя и социально-экономических отношений. Все вышеизложенное легло в основу разработки "Концепции развития личностно ориентированной системы физической культуры и спорта", которая была затем реализована в региональной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Ленинградской области на 2005-2010 годы"[1]. Развитие ФКиС будет осуществляться успешно, если органы государственного и общественного управления, специалисты физкультурно -спортивных объединений и организаций, ученые выберут правильную стратегию действий. Для выработки такой стратегии необходимо основываться лишь на объективном критическом анализе и интерпретации не только отечественного, но и зарубежного опыта, на оценке современных тенденций развития всей сферы физической культуры и ее отдельных направлений. Только исходя из этого строится, а затем и реализуется вся нормативная и программно-методическая база данной системы социального воздействия на телесную и духовную сферы человека. Среди основных мировых тенденций развития физического воспитания и спорта следует выделять: - постоянный рост числа занимающихся спортом и физической культурой; - опережающее развитие массового спорта для всех по отношению к спорту высших достижений. Эта тенденция наиболее выражена в экономически сильных странах с развитой демократией и высокой ценностью жизни и здоровья человека; - изменение мотивов занятий спортом: снижение значимости мотива достижения высоких спортивных результатов и самоутверждения, усиление таких мотивов, как получение удовольствия, укрепление здоровья, атлетическая фигура и т. д.; - усиление взаимосвязи спорта для всех с экологией с целью привнесения в общественное сознание необходимости активного решения экологических проблем; - увлечение молодежи наряду с традиционными видами спорта спортом "острых ощущений"; - эмансипация спорта; - создание условий для совместных занятий физической культурой семьи, матери и ребенка. Основное предназначение системы ФКиС в Ленинградской области - более широкое, чем было раньше, привлечение населения к систематическим занятиям физическими упражнениями. Физическую культуру необходимо рассматривать не только как совокупность физических упражнений, но и как средство закаливания, аутогенную тренировку и дыхательную гимнастику, массаж и использование природных факторов, полноценный сон и адекватное питание, а также отказ от вредных привычек, что в значительной степени является стержнем здорового образа жизнии его движущей силой. Здоровый образ жизни - это не что иное, как комплекс поведенческих актов людей, обуславливающий сохранение и укрепление их здоровья в объективных условиях труда, быта, свободного времени, экономики и экологии. Под концепцией в общем смысле данного понятия понимается комплекс взглядов на сущность процесса того или иного явления и управление им, объединенных общим замыслом и определенной методологией [2, 3]. Исходя из этого наша концепция - это концепция личностно ориентированной физической культуры и спорта, позволяющая оптимально сочетать интересы профессиональной деятельности и конкретной личности посредством активизации механизма ее социокультурного приобщения к процессу физического совершенствования на разных возрастных этапах индивидуального физического развития (в онтогенезе), последовательного формирования устойчивых мотивов, убеждений, интересов и привычек к систематическим занятиям физическими упражнениями благодаря гибкому применению определенных организационных форм и способов управления этим процессом в различных сферах жизнедеятельности и в условиях различного социального статуса каждого занимающегося, создания благоприятной физкультурно -спортивной микросреды и психолого-педагогических условий, оказывающих положительное влияние на формирование у каждого из них собственного образовательного маршрута в приобщении к здоровому образу жизни. Истинность любой концепции обуславливается глубиной научного познания объективных потребностей общества, обоснованностью теоретических представлений о структуре и содержании процесса и управления им, а также полнотой учета реальных возможностей для ее реализации [3-5]. Методологическими основами концепции явились: а) управленческие основы в виде: - эволюционных тенденций развития управления от "технократических подходов" к человеку и его месту в системах управления до повышения роли "человеческого фактора" в обеспечении эффективности функционирования системы; - системно-управленческих основ как закономерностей изменения и дифференциации способов управления на этапах формирования и развития системы, ее совершенствования ; б) культурологические основы в виде: - общей теории культуры, рассматривающей ФКиС как процесс и результат физического совершенствования людей, а также как совокупность материальных и духовных ценностей , накопленных человечеством, как институт культуры, транслирующий социально значимый опыт и приобщающий объект управления к общечеловеческим ценностям; - социальной культурологи и как области знания, рассматривающей общество в особом социальном измерении, исследующей механизмы деятельности и регуляции личности, входящие в ее духовную сферу во всем разнообразии этого понятия; - структурной морфологии культуры, позволяющей рассматривать ФКиС как область не только телесного, но и духовного развития, в рамках которой происходит трансляция профессионального и социально значимого знания со специализированного на обыденный уровень; - динамических составляющих понятия "культура" в виде отражения в предлагаемых моделях элементов здорового образа жизни и предполагаемых социальных позиций, а также набора личностных качеств и профессиональных функций и отношений к ним; в) психолого-педагогические основы в виде: - положений концепции человека как активного субъекта, способного к результативной деятельности, на основе необходимых и достаточных потенциальных врожденных свойств, являющихся ее предпосылками; - закономерностей формирования конкретной личностью возможных направлений собственного поля активности от освоения окружающей ее среды до получения желаемых результатов, опирающихся на фундаментальные свойства взаимодействия человека с окружающей средой, обеспечивающего его связи с миром; - гуманистической психологии, рассматривающей личность как уникальную и неповторимую целостность и ценность, устремленную в будущее и потенциально готовую к непрерывному саморазвитию. При этом любое воздействие на личность в рамках данной теории исключает прямое внушение и внедрение во внутренний мир и опирается на косвенные формы реализации воспитательных воздействий; - психологических основ формирования положительной мотивации к физкультурно-спортивной деятельности на основе учета объективных закономерностей данного процесса и субъективных характеристик личности занимающихся; - теории личностно ориентированной физической культуры и спорта как специфического педагогического процесса и формы общения преподавателя и обучаемого, учителя и школьника, тренера и спортсмена, исключающего субъект-объектное ролевое доминирование в процессе педагогического взаимодействия и предполагающего сдвиг педагогической стратегии с формальных воздействий на создание благоприятных психолого-педагогических условий для самореализации личности. Концепция включает в себя следующие структурные компоненты: 1. Сущность процесса физического совершенствования и приобщения к здоровому образу жизни различных категорий населения. 2. Цели и задачи различных подсистем системы физической культуры и звеньев физического воспитания. 3. Специфические принципы управления системой ФКиС в стране на современном этапе развития нашей государственности. 4. Концептуальные подходы к обоснованию содержания и педагогических технологий физического совершенствования различных категорий населения. 5. Субъекты и объекты управления различными подсистемами системы ФКиС. 6. Управление многоуровневой системой физического совершенствования различных категорий населения области. Процесс физического совершенствования населения Ленинградской области и в целом всей страны осуществляется в соответствии с дидактическими принципами обучения, принципами физического воспитания и спортивной тренировки. Вместе с тем на современном этапе развития ФКиС, когда она превратилась в отрасль народного хозяйства по оказанию физкультурно-спортивных услуг населению, для управления различными подсистемами системы ФКиС для нее характерно наличие специфических принципов управления. Не раскрывая сущности представленных компонентов концепции , остановимся лишь на специфических принципах управления системой ФКиС. Принцип преемственности национальных средств, методов и форм управления процессом физического совершенствования различных категорий населения предполагает наличие государственных органов управления, имеющих традиционные технологии и применяющих линейно-функциональные формы воздействия на занимающихся и различные общественные физкультурно-спортивные организации рекреационно-оздоровительной и спортивной направленности. Разнообразные программы по физическо му воспитани ю и спортивной тренировк е должны быть составлены с учетом пола, возраста, состояния функциональных систем и тренированности. Это во многом зависит от взаимодействия субъектов управления физкультурно-спортивным движением и координации их действий. Принцип заблаговременной социально -психологической адаптации к предстоящей учебной или трудовой деятельности направлен на совершенствование функциональных резервов посредством наращивания учебных нагрузок на последних этапах обучения (воспитания) и минимизации стрессовых ситуаций в дошкольных учреждениях, школах, вузах, силовых структурах, в трудовых коллективах. Принцип воспитания самосозидающей гармонично развитой личности предполагает такую организацию базовой подготовки в физкультурно-спортивной деятельности, чтобы занимающиеся овладевали методами и приемами самостоятельного наращивания знаний, формирования убеждений и привычек к занятиям физическими упражнениями, приобретения нравственных, этических, эстетических, правовых, коммуникативных качеств; приобщения к здоровому образу жизни. Принцип рационального
сочетания централизованного и
децентрализованного управления
позволяет поддерживать баланс
интересов общества, учебных
(трудовых) коллективов, личности
каждого отдельного занимающегося.
Он предполагает переход от
жестко-административных подходов к
проблеме обучения и воспитания
молодежи к демократическим приемам
управления на основе всестороннего
изучения психофизиологических
особенностей, учета сильных и Принятая на основе Концепции программа "Развитие физической культуры и спорта в Ленинградской области на период 2005-2010 годов" уже приносит свои плоды. В 2001 г. общая численность занимающихся в различных физкультурно-спортивных организациях равнялась 144 001 человеку, что составляет 8,7 % от численности населения, проживающего на территории области. К концу 2005 г. число занимающихся выросло до 10,56 %. Исполнение бюджета по статье "Физическая культура и спорт" в 1997 г. составило 44 %, в 1998 г. - 57 %, в 1999 г. - 78 %, а в 2000 г. уже 130 %. Если в 2000 г. на развитие ФКиС было отпущено 16 млн 873 тыс. руб., то в 2004 г. - 80 млн 852 тыс. руб. Финансирование строительства и реконструкции спортивных сооружений также осуществлялось с положительной динамикой : от 0 руб. в 2000 г. до 18 млн 358 тыс. руб. в 2004 г. Важный показатель успешности реализации программы - достижения молодых спортсменов области на I (2003 г.) и II (2005 г.) Спартакиадах учащихся России. В финале I Спартакиады сборные команды нашего региона заняли 21-е место, а в финале II Спартакиады - 13-е место из 79 участвующих команд с результатом 1158 очков. Литература 1. Большая советская энциклопедия. - 3-е изд. - М.: изд-во "Советская энциклопедия", 1973, т. 13, с. 270. 2. Большой российский энциклопедический словарь: - М.: Научное изд-во "Большая российская энциклопедия", 2003, с. 732. 3. Лубышева Л.И. Концепции формирования физической культуры человека. - М.: ГЦОЛИФК, 1992. - 52 с. 4. Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Моделирование воспитательных систем: теория - практике. М. 1995, с. 46-54. 5. Пономарев Н.И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека. - СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1996. -284 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|