Abstracts TRANSFORMATION OF ORGANIZATIONAL-LEGAL FORMS OF PROFESSIONAL CLUBS A.V. Pochinkin, Ph. D., professor The Moscow state academy of physical culture, Малаховка Key words: organizational-legal forms of professional clubs, professional commercial sports, owners of professional clubs. The transformation of the organizational-legal forms of subjects of professional sports is an important aspect of the forming Russian model of professional sports. According to this criterion it is possible to judge those internal changes which occur in domestic professional commercial sports. The analysis of the transformation of the organizational - legal forms of the professional clubs of Russia for the last 15 years has shown, that the given process has a dynamical character and is not completed to this day and the subjects of the professional sports are in search of the organizational - legal forms of functioning adequate to the modern conditions.
|
ТРАНСФОРМАЦИЯ В ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ Кандидат
педагогических наук, профессор А. В. Починкин Ключевые слова: организационно-правовые формы профессиональных клубов, профессиональный коммерческий спорт, владельцы профессиональных клубов. Трансформация организационно-правовых форм субъектов профессионального спорта является важным аспектом формирующейся российской модели профессионального спорта. По этому критерию можно судить о тех внутренних переменах, которые происходят в отечественном профессиональном коммерческом спорте. Вместе с тем он практически не рассматривается в трудах, посвященных близкой к данной статье теме [1, 2, 9]. Процесс становления и развития профессионального коммерческого спорта потребовал формирования принципиально новых экономических основ и поиска организационно-правовых форм функционирования его субъектов. Если еще в начале 90-х гг. прошлого века профессиональные клубы, как правило, находились в системе силовых структур, а их владельцем, по существу, являлся военно-промышленный комплекс (ЦСКА, "Динамо", СКА разных городов), или принадлежали государственным предприятиям ("Торпедо" - завод ЗИЛ; "Москвич" - завод АЗЛК) и различного рода ведомствам ("Локомотив" - Министерство путей сообщения), или профсоюзным обществам ("Спартак", "Зенит"), то с переходом к рыночным отношениям клубы в основном сменили своих владельцев . Ко второй половине 90-х гг. количество категорий владельцев команд значительно расширилось. Это произошло как за счет сохранения отчасти старой структуры, так в основном и за счет появления новых категорий хозяев. Ими стали структуры государственной власти (от районного до республиканского масштаба), способные в новых условиях обеспечивать финансирование; акционерные общества и предприятия, опирающиеся на финансовую поддержку спонсоров; попечительcкие советы, включающие людей, принадлежащих к политической и финансовой элите общества. В то время большая часть клубов построила финансовую политику, не ориентируясь на доходы от спортивной деятельности, а делая расчет на спонсоров, бюджетные ассигнования или доходы в областях, далеких от спорта. Только 17 % команд имели доходы от коммерческо-лицензионной деятельности [3]. Российские клубы в тот период практически не получали доходов от сотрудничества с телевидением . Организационные объединения российских команд практически не занимались вопросами экономической защиты и поддержки клубов. Для владельцев клубов в начальный период становления профессионального коммерческого спорта (первая половина 90-х гг.) основными направлениями деятельности были: реформирование форм собственности; поиск новых источников финансирования, попытки получения доходов. Ближе к концу 90-х гг. клубы начали претворять в жизнь финансовую и маркетинговую политику, направленную на поиск основных и дополнительных источников финансирования. Увеличились доходы клубов непосредственно от спортивной деятельности. Дополнительные поступления в казну были связаны со сменой правовой формы (например, переход на акционерную форму владения с привлечением к числу акционеров крупных коммерческих структур или богатых частных лиц), с открытием магазинов, ресторанов, усилением издательской деятельности. Сократилось использование спортивных сооружений не по прямому назначению. На уровне федераций и лиг этот процесс протекал в направлении создания эффективной системы управления командами и национальным чемпионатом; разработки календаря и системы проведения соревнований, акцентированных на привлечении зрителя, телевидения. Примечателен факт появления в профессиональном спорте клубов, владельцами которых стали частные лица (в футболе клубы "Асмарал", "Ротор"). Формально немалую роль в управлении профессиональным спортом играли государственные спортивные организации - комитеты. К концу 90-х гг. они являлись владельцами около 12 % футбольных и волейбольных профессиональных команд [3, 4], выступая, как правило, совладельцами клубов при значительно большем финансовом участии других партнеров. К началу нового тысячелетия роль спорткомитетов в финансировании профессиональных команд фактически сошла на нет. Вместе с тем, несмотря на значительное ослабление позиций, особенностью развития коммерческого спорта в конце прошлого века оставалось доминирование государственного сектора. И хотя участие государства во владении профессиональными командами проявлялось в различных формах (разного рода структуры административной власти, государственные предприятия, спортивные комитеты, силовые структуры, учебные заведения), в сумме государственные структуры к концу 90-х гг. владели 69 % спортивных клубов [3]. Силовые структуры до середины 90-х гг. имели прочные позиции в руководстве и управлении профессиональным спортом. Причины этого кроются в существовавшей в прошлом системе управления спортом высших достижений и подготовки спортсменов высокого класса. Вспомним, что большая часть атлетов готовилась в системе ЦСКА и "Динамо" (75 % олимпийских медалей, завоеванных советскими спортсменами на Играх, приходится на долю армейцев и динамовцев) [5]. Но постепенно развитие армейского спорта вошло в противоречие с правовыми и экономическими реформами в стране. Законодательная база Российской Федерации запрещает ЦСКА, равно как и "Динамо", заниматься профессиональным спортом, так как Министерство обороны лишено права вести коммерческую деятельность, составляющую суть профессионального спорта. Эти противоречия привели к резкому сокращению числа армейских команд, громким скандалам руководства армейского спорта с тренерами В. Тихоновым (хоккей) и А. Тархановым (футбол). К концу 90-х гг. число профессиональных футбольных клубов сократилось до 3 против 8, участвовавших в последнем Чемпионате СССР (1991 г.). А сам армейский спорт стал другим. Управление армейскими командами в тех видах спорта, которые встали на путь коммерческого развития (футбол, баскетбол, хоккей), подверглось коренным изменениям . Название команд сохранилось, но отношения к армии они практически не стали иметь. У Министерства обороны остались стадионы и дворцы спорта, но деньги на содержание команд перестали выделяться с 2000 г. Выход у клубов был один - поиск и привлечение в качестве хозяев и спонсоров представителей крупного капитала. С февраля 2001 г. 51 % акций футбольного ЦСКА официально стали принадлежать российской компании "АВО-Капитал", 49 % - английской фирме "Blue Castle". Однако истинным хозяином клуба стал банк "Еврофинанс", который приобрел акции клуба у дочерней фирмы холдинга "Blue Castle Enterprizes Limited". Таблица 1. Сложившийся к 1998 г. состав владельцев профессиональных спортивных клубов (на примере футбола и волейбола)
* Так как в отдельных случаях имело место совместное владение командой, общее количество владельцев превышает число клубов. Таблица 2. Удельный вес некоммерческих форм собственности профессиональных клубов России (на примере футбола) на 1.01 2001 г.
Новые владельцы футбольного клуба вложили деньги в покупку игроков (около 7 млн долл.), пригласили на пост тренера одного из лучших специалистов России В. Газзаева, ставшего вскоре и тренером сборной России. В короткие сроки клуб значительно усилил позиции в отечественном чемпионате, а в 2005 г. после новых финансовых вложений смог добиться феноменальной победы, став победителем турнира на Кубок УЕФА. Акционерные общества - владельцы профессиональных клубов в середине 90-х гг. были крупными коммерческими структурами, которые имели высокий рейтинг как на российском, так и на мировом рынках. Не случайно из 12 акционерных обществ - хозяев профессиональных команд по футболу и волейболу (1998 г.) 5 входили в 60 самых преуспевающих российских компаний по итогам 1997 г. [6]. Качественный состав владельцев профессиональных клубов, сложившийся к 1998 г. на примере футбола (премьер-лига) и волейбола (суперлига, мужчины и женщины), представлен в табл. 1. По этому критерию было исследовано 42 профессиональные команды. Сравнительный анализ форм собственности и владения футбольными клубами с 1998 по 2001 г., осуществленный в 3 дивизионах ПФЛ, показал, что за короткий промежуток времени произошли перемены, связанные с постепенной утратой государственными структурами влияния на профессиональный коммерческий спорт. Одновременно было выявлено, что 69,5 % (89 клубов) избрали организационно-правовую форму некоммерческой организации (общественная организация, некоммерческое партнерство, автономные некоммерческие организации, учреждения, фонды) (табл. 2). Данные нашего исследования не позволяют согласиться с мнением профессора И.И. Переверзина, что "организации профессионального спорта создаются в организационно-правовых формах коммерческих организаций..." [7, с. 134]. То, что характерно для зарубежного профессионального коммерческого спорта, пока не типично для нашей страны. Только 30,5 % футбольных клубов к 2001 г. являлись коммерческими организациями с разнообразными формами собственности. Наиболее широко распространенной формой в профессиональном футболе была "общественная организация ", относящаяся к некоммерческим организациям. Удельный вес этой формы составил 25 % как в целом по всем клубам ПФЛ, так и по клубам премьер-лиги. Около трети футбольных клубов России в 2001 г. были зарегистрированы как коммерческие организации (табл. 3). Причем ими стала большая часть клубов Высшего дивизиона (56 %). Наиболее распространенными коммерческими формами собственности являлись акционерные общества (13 %) и общества с ограниченной ответственностью (14 %). И всего 3 % футбольных клубов - участников Чемпионата России в 2002 г. являлись муниципальными или государственными предприятиями (табл. 4). Начало нового столетия характеризуется более целенаправленным развитием профессионального коммерческого спорта. Процесс смены владельцев и изменения форм собственности клубов продолжал носить динамичный характер. О серьезной трансформации армейского спорта речь шла выше, аналогичные перемены затронули и "динамовский" спорт, в частности футбольный клуб "Динамо" (Москва), который в 2004 г. стал акционерным обществом закрытого типа. С развитием рыночных отношений на финансовое благополучие клубов большое влияние стала оказывать "коммерческая ценность" вида спорта. Произошло экономическое расслоение клубов, обусловленное видом спорта, финансовыми возможностями региона, маркетинговой деятельностью, спортивными успехами команды. За 15 лет, в течение которых мы отслеживаем этот процесс, большинство клубов по несколько раз меняли форму собственности. Особенно ярко это проявилось в 2001 - 2002 гг., когда футбольные клубы проходили очередную перерегистрацию. В табл. 5 представлена динамика изменения форм собственности футбольных клубов с 2001 по 2003 г. Таблица 3. Удельный вес коммерческих форм собственности профессиональных клубов России (на примере футбола) на 1.01. 2001 г.
Таблица 4. Удельный вес профессиональных футбольных клубов, избравших форму собственности государственные и муниципальные предприятия (на 1.01. 2001 г.)
Таблица 5. Динамика изменения организационно-правовых форм футбольных кпубов премьер-лиги с 2001 по 2003 г.
Таблица 6. Владельцы профессиональных клубов (на примере футбольных клубов премьер-лиги, 2004 г.)
О чем говорят данные, приведенные в таблице? Во-первых, они свидетельствуют о продолжении процесса поиска оптимальных и наиболее эффективных юридических форм функционирования профессиональных клубов. Во-вторых, большинство клубов премьер-лиги к 2003 г. остановились на акционерной, как правило, закрытой форме (10 клубов - 62,5 %). При этой форме в отличие от открытой акции клуба могут распределяться только между существующими акционерами и не поступают в открытую продажу. В-третьих, сохраняют определенную роль государственные предприятия. Однако ситуация кардинально изменилась как по отношению к концу 80-х гг., так и по отношению ко второй половине 90-х гг. Если всего несколько лет назад государственные структуры владели до 70 % команд, то к 2003 г. этот процент резко снизился и составил по премьер-лиге меньше 20 %. В 2001 г. эту юридическую форму имел 1 клуб, а в 2003 г. - 3 клуба (18,75 %). Эти данные заслуживают внимания. Что это за команды? Это: федеральное
государственное унитарное
предприятие "Футбольный клуб
"Локомотив"" - Московские
железные дороги",
государственное учреждение
Московской области
"Сатурн-Ren-TV", коммунальное
предприятие "Футбольный клуб
"Рубин"". Однако считать, В-четвертых, часть клубов продолжают функционировать как общественные и некоммерческие организации. Если в 2001 г. таких клубов в премьер-лиге было 25% (4 команды), то в 2003 г. их стало 18,5% (3 команды). Возникает вопрос: почему профессиональные клубы России продолжают избирать такие юридические формы, которые изначально не предполагают получения прибыли? Ответ прост: они позволяют использовать бюджетные средства и деньги спонсоров и при этом еще и минимизировать налоги. В-пятых, нельзя не обратить внимание на тот факт, что частная форма владения, которая имела место в 90-е гг., сегодня практически отсутствует в России. Изменение форм собственности во многом связано со сменой хозяев профессиональных клубов. Этот процесс продолжается по сей день и, очевидно, еще не завершен. В табл. 1 на примере футбола и волейбола представлены владельцы профессиональных команд, состав которых сложился к 1998 г. Однако спустя всего несколько лет картина значительно изменилась, что свидетельствует о серьезной трансформации организационных основ коммерческого российского спорта. В табл. 6 на примере футбола отражен этот процесс, выразившийся в смене владельцев команд к 2005 г. Сравнительный анализ данных, помещенных в табл. 1 и 6, позволяет заключить, что: Во-первых, государственные предприятия, которые еще относительно недавно (2003 г.) были владельцами около 20 % профессиональных команд, полностью утратили свои позиции. К 2005 г. в премьер-лиге не осталось ни одного клуба (не считая московского "Локомотива", речь о нем шла выше), хозяином которого было бы государственное предприятие. Во-вторых, силовые структуры также значительно утратили влияние на профессиональный спорт, который практически лишился их опеки. В-третьих, спортивные комитеты перестали быть владельцами профессиональных клубов. В-четвертых , к 2005 г. среди владельцев профессиональных команд не стало частных лиц, как, впрочем, и учебных заведений, которым сегодня не под силу содержать профессиональную команду. В-пятых, к 2005 г. достаточно четко определились основные категории владельцев. Ими стали: союзы властных и олигархических структур (например, недавно созданный клуб "Москва" принадлежит городским властям и компании "Норильский никель", а клуб "Анкар" - пермским городским властям и ОАО "Минеральные удобрения"); властные структуры в лице городских и региональных органов власти (например, президентом казанского "Рубина" является мэр города). Союз крупного бизнеса и государственных структур стал основой успешного менеджмента профессиональным спортом в России. В числе хозяев клубов появились союзы коммерческих структур (московский "Спартак"), а также стадион ("Лужники"), который в новых условиях хозяйствования, по сути дела, сам стал крупной коммерческой организацией. Изменилась роль нефтегазовых компаний, которые в середине 90-х гг. являлись одними из ведущих спонсоров отечественного профессионального спорта. Во многих случаях они сменили свое амплуа: из спонсоров превратились во владельцев акций команд, став, таким образом, совладельцами клубов. Выводы. Анализ трансформации организационно -правовых форм профессиональных клубов России за 15 последних лет показал, что: - данный процесс носит динамичный характер и не завершен по сей день; - субъекты профессионального спорта находятся в поиске адекватных современным условиям организационно-правовых форм функционирования; - большинство клубов (43,75 % в 2003 г.) избрали форму закрытого акционерного общества; - при сохранении определенной роли государственных структур в управлении профессиональными клубами удельный вес государственных организационно-правовых форм неуклонно сокращается (с 1998 по 2003 г. он снизился с 69 до 18,5 %); - наличие государственных и муниципальных предприятий среди субъектов профессионального спорта объяснимо национальными традициями развития спорта в стране и в настоящее время отражает специфику формирования российской модели профессионального коммерческого спорта. Использованная литература 1. Воронин С.Э., Филиппов С.С. Организационно-правовые формы физкультурных организаций в современных условиях // Теория и практика физ. культуры. 1999, № 4, с. 14-15. 2. Гуськов С.И. Профессиональный спорт и российская действительность // Физическая культура и спорт в Российской Федерации. - М.: Импульс - Принт, 2000, с. 66-85. 3. Котов А.В. Социально-педагогические аспекты становления профессионального коммерческого спорта в Российской Федерации: Канд. дис. Малаховка, 1998. - 173 с. 4. Котов А.В. Организационно-управленческие и экономические аспекты становления профессионального спорта в России // На рубеже ХХI века. Год 1999-й. Научный альманах. Т. I. - Малаховка: МГАФК, 1999, с. 193-200. 5. Саливон В. "Совковый" профессионализм // Московская правда. 2001, 17 апреля. 6. Мухина Т. Центральный спортивный клуб банка // Эксперт. № 40. 20 октября 1997, с. 34-35. 7. Переверзин И.И. Менеджмент спортивной организации: Учеб. пос., 2-е изд., перераб. и доп. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 244 с. 8. Починкин А.В. Трансформация организационно-правовых форм профессиональных клубов как один из аспектов формирования российской модели профессионального коммерческого спорта: Материалы науч. конф. профессорско-преподавательского состава МГАФК. Выпуск III. - Малаховка: МГАФК, 2005, с. 141-148. 9. Сейранов С.Г. Управленческие отношения в сфере физической культуры и спорта в условиях перехода к рыночной экономике: Докт. дис. СПб., 1995. - 295 с. 10. Тукманов А.В. Организационные и маркетинговые предпосылки эффективного проведения соревнования (на примере футбола): Автореф. канд. дис. М., 2002. - 25 с. 11. Хансверов Р. Организационно-правовая форма футбольного клуба Премьер-Лиги. // Индустрия футбола. 2003, № 1, с. 15-18. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |