Abstract ECONOMIC FACTOR IN SPORTS V.S. Rossadyuk, Ph. D., associate professor The St.-Petersburg sea technical university, Saint Petersburg Key words: professional sports, marketing activity, economic research, maximization of profit and utility. In the article the importance of the economic factor as additional and supplementing the process of the work of a trainer is proved at the preparation of a sportsmen team. Certainly, the economy of sports still has many unexplored questions. first of all these are the questions of sports management, the labour market in sports, sports sponsorship. It is possible even to tell, that the completely generated economy of sports as a science still doesn't exist. But the process of its development as a constituent of the economic science, goes quickly enough.
|
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР В СПОРТЕ Кандидат
военных наук, доцент В. С. Россадюк Ключевые слова: профессиональный спорт, маркетинговая деятельность, экономическое исследование, максимизация прибыли и полезности. За последнее время спорт стал важной отраслью экономики многих стран, в том числе и России. В него вовлечены значительные финансовые средства и большое количество рабочей силы. Постоянно совершенствуются и разрабатываются новые модели управления спортом и его финансирования. Вместе с тем усиливающиеся тенденции коммерциализации и профессионализации, с одной стороны, а также острая конкуренция вокруг бюджетных средств - с другой, свидетельству ют о том, что спорт должен научиться самостоятельно извлекать прибыль из имеющихся в его распоряжении ресурсов. Долгое время спорт и экономика рассматривались даже на Западе как две отдельные отрасли. Считалось, что спорт - это хобби, свободное времяпровождение, и он не имеет ничего общего с экономикой, профессией, торговлей. Сегодня все кардинально изменилось: в спорте можно заработать неплохие деньги, разумеется, в условиях жесткой конкуренции, но и традиционные ресурсы спорта становятся все более ограниченными. Вследствие этих процессов становится ясно, что спорт нуждается не только в профессиональных спортсменах и тренерах, но и в профессиональных экономистах, управленцах, юристах, социологах [3]. Это касается всех его сфер: спорта для зрителей, профессионального спорта, спортивных союзов и клубов, коммерческого предложения или государственного и регионального управления. Спорт нуждается в людях, которые могли бы, например, рассчитать стоимость строительства бассейна или проведения крупного спортивного события и не обладали при этом отрывочными знаниями о финансах, менеджменте, маркетинге, а разбирались в спортивной продукции, организациях, культуре спорта. Следует отметить: поскольку спорт во многих своих проявлениях очень четко классифицируется с экономической и управленческой сторон, то очень многое из экономической теории и теории управления применимо и в спорте. Можно трактовать экономику спорта как науку, изучающую не только экономические аспекты спорта, но и социологические, психологические, юридические , с которыми сталкиваются в своей работе спортивные организации всех видов. Последние, естественно, должны рассматриваться в контексте экономики. Безусловно, экономика спорта имеет еще много неисследованных вопросов [1, 5]. Это в первую очередь вопросы спортивного менеджмента, рынка труда в спорте, спортивного спонсорства. Правомочн о даже сказать, что полностью сформировавшейся экономики спорта как науки еще нет. Но процесс ее развития как составляющей экономической науки идет достаточно быстро. При этом экономика спорта должна демонстрировать особенности, присущие каждой отдельно взятой стране, например в Германии это прежде всего доминирующее положение спортивных союзов и клубов; в США - образцовый профессиональный командный спорт. В России становление экономики спорта как науки необходимо для того, чтобы с наибольшим эффектом использовать то, что еще осталось от прошлого, показать возможные резервы ресурсного обеспечения спорта, а в конечном итоге - для сохранения здоровья нации [2]. Спорт - это одна из немногих отраслей, где Россия все еще конкурентоспособна. И сегодня, когда все больше людей ищут баланс между стрессом и разрядкой, хотят найти свое призвание, сохраняя здоровье и чувствуя себя работоспособными, физическая культура, спорт, профилактика и реабилитация - это как раз и есть те понятия, которые тесно увязаны с успехами любого современного общества. Если мы хотим иметь в будущем здоровую нацию - сейчас нужны специалисты, понимающие, что спорт - это значительно большее, чем стоящие в центре внимания события с рекордами, победами и медалями, что спорт - часть экономики и управление им в профессиональной, коммерческой или любой другой сфере требует соответствующих специалистов, методов и форм. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29.04.99 г. № 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" [6] профессиональный спорт - предпринимательская деятельность, цель которой - удовлетворение интересов профессиональных спортивных организаций, спортсменов, избравших спорт своей профессией, и зрителей. Организационная структура профессионального спорта определяется спецификой каждого вида спорта. Она может состоять из профессиональных спортивных лиг, ассоциаций, союзов, входящих в официально признанную федерацию по какому-либо виду спорта, профессиональных спортивных клубов, а также спортивных команд и спортсменов -профессионалов, заключающих контракты в установленном порядке с указанными профессиональными физкультурно -спортивными объединениями. Для представительства и защиты своих прав и законных интересов спортсмены-профессионалы, тренеры могут в соответствии с Федеральным законом от 12.01.96 г. № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" объединяться в профессиональные союзы. Деятельность спортсменов-профессионалов регулируется трудовым законодательством Российской Федерации, а также нормами, разработанными на основе уставов международных и российских физкультурно -спортивных организаций и утвержденными профессиональными физкультурно-спортивными объединениями по согласованию с общероссийскими федерациями по соответствующим видам спорта. Контракт о спортивной деятельности должен содержать перечень обязанностей спортсмена, его прав на социальное и медицинское страхование, условия заключения и расторжения такого контракта. Контракт может содержать и другие условия и обязательства. Физкультурно-спортивная организация обеспечивает спортсмену условия для подготовки к спортивным соревнованиям и участия в них, своевременную выплату заработной платы, выполняет иные обязательства, предусмотренные контрактом о спортивной деятельности и не противоречащие законодательству Российской Федерации. В профессиональном спорте Российской Федерации устанавливается рыночный механизм использования услуг игроков. Субъектами механизма являются профессиональные спортивные клубы, их владельцы, профессиональные игроки, непрофессиональные таланты. Сохранение в команде талантливых игроков в большинстве случаев означает обладание активом, приносящим значительную отдачу (прибыль) владельцу клуба. Эта прибыль может быть получена либо в результате непосредственного использования таланта игрока, контрактом которого владеет собственник клуба, либо в результате продажи этого контракта другим командам. Профессиональные спортсмены и клубы - два основных элемента микроэкономики профессионального спорта. Спортсмены, располагающие профессиональными возможностями, получают доход от их продажи на рынке игровых контрактов. Клубы применяют контракты для получения дохода от игровых выступлений. Неоклассическая теория фирмы построена на предположении, что цель фирмы заключается в максимизации прибыли при заданной спортивной функции и заданных ценах побед и ценах затрат (оплата стоимости контрактов). Решая задачу на период спортивного сезона, клуб свободен выбрать любой вектор затрат из пространства затрат, поэтому задача формулируется в следующем виде: Мах П (х) = Pf (x) - wx при условии х > 5, где П (х) - целевая функция прибыли; Р - цена победы игрока в лиге; f (x) - спортивная функция, характеризующая количество побед; w - стоимость содержания игрока в клубе; х - инструментальная переменная, характеризующая талантливого игрока [4]. Клуб может продать игровой контракт по заданным ценам и получить доход. Однако клуб получает доход и от игровых матчей. Экономическая теория личного потребления моделирует деятельность владельца клуба, направленную на максимизацию полезности. Полезность, получаемую владельцем, ограничивают бюджетом клуба: Wr + Sn = Рс, где Wr - общий доход от продажи контрактов; Sn - доход от игровых матчей; Рс - общий расход. Основная задача экономических исследований заключена в нахождении равновесия между максимизацией прибыли и полезности. Исходя из модели максимизации прибыли владелец будет нанимать спортсменов, которые принесут максимальный доход из разных источников (продажа контрактов, доход от аренды и т. д.). Исходя из модели максимизации полезности, владелец клуба получает прибыль благодаря победе на соревнованиях и будет приобретать дополнительные контракты до тех пор, пока предельная полезность побед превосходит предельную стоимость контрактов. Если владельцы клубов будут максимизировать прибыль, они могут надеяться на присвоение краткосрочного дохода. Если же они стремятся к максимизации полезности, можно рассчитывать на долгосрочный доход от сохранения в команде талантливого спортсмена. Существенное различие между моделями состоит в подходе к распределению дохода клуба и обязательной выплате заработной платы [7]. Исследования влияния современных экономических моделей на достижение общего равновесия двух элементов микроэкономики показывают, что в практике профессионального спорта максимизация полезности заменяет владельцам клубов максимизацию прибыли, одновременно улучшая конкурентный баланс профессиональной лиги. Литература 1. Бауэр В.Г. Социальная значимость физкультуры и спорта в современных условиях развития России // Теория и практика физ. культуры, 2001, № 1, с. 50-56. 2. Венчурное предпринимательство в спорте // Теория и практика физ. культуры, 1994, № 7, с. 39. 3. Галкин В.В., Сысоев В.И. Экономика физической культуры и спорта. Учеб. пос. для вузов физ. культуры. 2-е изд.- Воронеж: изд-во Моск. акад. экономики и права, 2000. 4. Менеджмент и маркетинг в спорте: Краткий словарь-справочник/ Авторы- составители М.И.Золотов, В.В.Кузин, М.Е.Кутепов. - М.: Союз менеджеров СССР (Моск. отдел), Школа спортивного бизнеса ГЦОЛИФК, 1991.- 112 с. 5. Проблемы умственного труда: Умственный труд и физическая культура. Вып. 3.- М.: изд-во МГУ, 1973. - 125 с. 6. Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"// "Российская газета" от 6 мая 1999. 7. Шааф Ф. Спортивный маркетинг / Пер. с англ.- М.: Филин, 1998. - 464 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|