КОНСУЛЬТАЦИИ



СПОРТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КЛУБОВ

Кандидат педагогических наук, профессор, 
заслуженный работник физической культуры
Ф.М. Зезюлин

Одна из основных задач физической подготовки курсантов и слушателей высших учебных заведений правоохранительных органов России - воспитание у обучаемых привычки к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Не секрет, что у выпускников образовательных учреждений через непродолжительный промежуток времени, как правило через 1-2 года, резко снижается уровень функциональной подготовленности, ухудшаются двигательные навыки и умения выполнять приемы самозащиты. Однако ряд сотрудников, у которых сформировалась жизненная потребность в спортивной культуре, находят место и время для самостоятельных занятий и участия в соревнованиях. Процент сотрудников, которых можно отнести к категории физкультурников, очень незначителен. По разным данным, он не намного превышает процент населения нашей страны, активно занимающегося физическими упражнениями (8 - 10 %). Существуют приказы и другие нормативные документы, которые обязывают сотрудников регулярно заниматься физической подготовкой не менее 2 ч в неделю, причем 1 ч - за счет служебного времени и 1 ч - в личное время. Ежегодно физическая подготовленность сотрудников должна подвергаться проверке. Вместе с тем напряженная служебная деятельность всегда позволит сотруднику найти оправдание перед собой и руководством за непосещение занятий по физической подготовке. По мере же угасания физической подготовленности вернуться к регулярным занятиям становится все труднее.

Нерешенной остается важнейшая задача физической подготовки в образовательных учреждениях правоохранительных органов: как привлечь к регулярной физической активности, как сформировать потребность в ней на протяжении всей службы? Причин этому несколько. В содержание рабочих и тематических планов по физической подготовке включены боевые приемы борьбы, легкая атлетика, лыжи, спортигры, плавание (при наличии условий), преодоление полосы препятствий, различные виды упражнений общефизической подготовки. Занятия по физической подготовке проводятся 2 раза в неделю по 2 ч в течение всего периода обучения. Как показывает практика обучения в средних специальных учебных заведениях, изучение сугубо профессионального содержания учебной программы можно завершить в течение 2 лет. За этот период обучаемые должны освоить содержание служебно-прикладного самбо и получить навыки, необходимые сотруднику для выполнения служебных обязанностей. Остальную часть обучения курсантов в рамках физической подготовки предлагается проводить в виде учебно-тренировочных занятий по избранным видам спорта с ежегодной сдачей контрольных нормативов и зачетов в соответствии с требованиями наставления.

Для организации этого процесса предусматривается создание учебно-тренировочных групп в соответствии с количеством преподавателей - специалистов по видам спорта и материальной базы для обеспечения занятий. Курсанты приходят на занятия в составе курса в соответствии с типовым расписанием 2 раза в неделю и занимаются не в учебной, а в спортивной группе по избранному виду спорта. На каждую спортивную группу заводятся свой журнал и необходимый пакет планирующей и методической документации. Например, курс (140 курсантов) состоит из 5 учебных групп, с которыми проводят занятия 10 преподавателей. Создается 10 учебно-спортивных групп, в том числе 4 - по самбо и дзюдо, 2 - по рукопашному бою, 2 - по легкой атлетике и лыжным гонкам, 1- по гиревому спорту и штанге, 1 - по общефизической подготовке.

Преподаватель отвечает не только за рост спортивного мастерства, но и за уровень физической подготовленности курсантов, в том числе за сохранение навыков самозащиты. Это он должен учитывать при составлении тематических планов. Кроме того, для воспитания навыка самостоятельных занятий педагог должен продумать содержание и организацию одной самостоятельной дополнительной тренировки в неделю, выполнение которой занимающиеся фиксируют в своем дневнике, там же они записывают задание для следующей самостоятельной тренировки.

Такая организация учебного процесса по физической подготовке в высшем учебном заведении, которая успешно реализуется у нас в последние два года, вероятно, будет способствовать воспитанию у занимающихся привычки к регулярным занятиям физической культурой и спортом, поскольку при подобной организации занятий на первом месте будет их личная заинтересованность. Тренировки в избранном виде спорта, попытка добиться максимального личного результата потребуют от курсантов освоения теоретических основ спортивной деятельности и, как правило, будут сопровождаться ростом уровня общей культуры.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: