Abstracts MANAGEMENT OF FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN RUSSIAN FEDERATION: CONSTITUTIONAL BASES OF INTERACTION V.V. Novokreschenov, Ph. D., associate professor The Izhevsk state technical university, Izhevsk Key words: state, Constitution, powers, management, interaction, field of physical culture and sports, results of interaction. As a result of studying and the analysis of norms of the Constitution of the Russian Federation in the subject of interaction of federal bodies of the government in the sphere of management of physical culture and sports the author has come to the conclusion, that the organizational structure of the system of the federal bodies of the government in the Russian Federation according to the Constitution of the Russian Federation provides their very close interaction. At the same time the author marks, that the resource opportunities of the system of interaction of the federal bodies of the government are used in insufficiently full measure. So, for example, for different reasons the State Duma of the Russian Federation can not start the consideration of the new draft "About physical culture and sports in the Russian Federation", that substantially constrains the development both mass physical culture, and sports of the maximum achievements.
|
УПРАВЛЕНИЕ СФЕРОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Кандидат
педагогических наук, доцент В. В. Новокрещенов Ключевые слова: государство, конституция, полномочия, управление, взаимодействие, сфера физической культуры и спорта, результаты взаимодействия. Введение. Все более возрастающую роль в управлении отдельными сферами социальной жизни общества начинает играть деятельность государства [28]. Растущее влияние государства в сфере физической культуры и спорта (Фикс) находит свое отражение не только в количественном росте государственных расходов [3], но и в возрастании его присутствия в сфере правового регулирования различных общественных отношений по реализации конституционных прав граждан на занятия Фикс [1, 7, 20, 29, 35]. Роль государства в управлении сферой Фикс в нашей стране в советское время и в период новой истории России изучали многие специалисты [4, 10, 11, 14, 15, 18, 19, 22, 27, 32, 33]. В начале XXI в. большое число исследований также было посвящено все возрастающей роли государства и анализу правовых основ в управлении сферой Фикс [2, 6, 7, 9, 12, 17, 35]. В перечисленных работах отмечается, что с изменением социально-экономических условий в стране соответственно меняется и роль государства в управлении сферой Фикс. Методы управления из преимущественно административных становятся все более основанными на регулировании отношений с помощью норм права. Вместе с тем мы не нашли работ, предметом которых явилось бы изучение процессов взаимодействия различных институтов власти и общества, реализующих те или иные взаимосвязи: прямые и обратные, вертикальные и горизонтальные, подчиняющие и поддерживающие. Только некоторые стороны взаимодействия государства и общественных объединений спортивной направленности обсуждались на прошедших в марте 2005 г. парламентских слушаниях в Государственной Думе Российской Федерации [5]. Поэтому предметом данного исследования мы избрали взаимодействие между различными органами государственной власти на уровне Российской Федерации исходя из возможностей Конституции РФ. В настоящее время, по мнению многих исследователей [1, 7, 13, 17], специалисты по управлению сферой Фикс находятся в поиске оптимальной организационной модели, отвечающей требованиям гражданского общества, с одной стороны, и государства - с другой. Этот поиск продолжается уже не один год. Не случайно только название уполномоченного государственного органа управления в сфере Фикс на уровне Российской Федерации с 1992 по 2004 г. менялось 12 раз [37]. Столько же раз менялось положение об этом органе управления, происходила смена его функций и полномочий. Да и в настоящее время нельзя сказать, что найдена оптимальная модель управления, в которой были бы учтены интересы ее элементов и частей, начиная с тех, которые находятся в непосредственной близости от рядового гражданина - жителя конкретного муниципального образования, и до самой ее вершины - органов государственной власти на федеральном уровне. Методом исследования стал анализ норм Конституции РФ, нормативных правовых актов и документов, литературных источников, интернет-поиск научных публикаций, сравнительный анализ. Основой взаимодействия в управлении сферой Фикс в системе государственной власти на федеральном уровне является норма Конституции Российской Федерации [16], на основании которой государственную власть в стране осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание и Правительство Российской Федерации (ст. 11). Деятельность Президента. Федерального Собрания. Правительства Российской Федерации по организации взаимодействия в управлении сферой физической культуры и спорте в Российской Федерации (на основе анализа норм Конституции РФ)
Источником информации для нашего анализа явились нормы Конституции Российской Федерации, регламентирующие полномочия и деятельность названных органов государственной власти по взаимодействию между собой и с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общественными объединениями, так как результаты их взаимодействия, по нашему предположению, должны оказывать влияние на эффективность управления сферой Фикс в Российской Федерации. Многие специалисты по конституционному праву [8, 21, 28] отмечают, что конституционные установления имеют всеобщий, универсальный характер, обращены ко всем или ко многим видам субъектов. Рассматривая основные социальные и правовые характеристики конституционных правоотношений, мы исходили из того, что даже выраженные в самой общей форме нормы-принципы, нормы-определения носят поведенческий характер, ибо с содержащимися в них установлениями должны соотносить свое поведение, свою деятельность любые социальные субъекты. Основываясь на изложенном, можно сделать вывод о значительном управленческом потенциале конституционных норм, который, к сожалению, востребован еще не в полной мере. Представляется, что такой вывод небезоснователен и по отношению к управлению сферой Фикс. Следует отметить, что в теории и практике государственного управления конституционной основой организационной деятельности по взаимодействию названных выше субъектов государственного управления сферой Фикс являются нормы Конституции РФ о праве каждого на охрану здоровья (п.1, ст. 41), о роли государства в развитии физической культуры и спорта (п. 2, ст. 41), о предметах совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п.1., ст. 72). Результаты и их обсуждение . Реализация вышеназванных положений Конституции РФ в системе организации работы федеральных органов государственной власти по взаимодействию в управлении сферой Фикс выглядит, по результатам нашего анализа (с целью сокращения объема статьи анализ полномочий и направлений взаимодействия с другими органами государственной власти приведен нами только на примере Президента РФ. Результаты анализа полномочий, направлений деятельности и взаимодействия Федерального Собрания и Правительства РФ по состоянию на декабрь 2005 г. в сокращенном виде приведены в таблице). Президент Российской Федерации является главой государства. Его полномочия и компетенции установлены нормами Главы IV Конституции РФ (ст. 80-93) и распространяются на всю территорию Российской Федерации, а также на все органы государства, органы государственной власти и местного самоуправления через принимаемые Президентом РФ и с участием Президента РФ законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Роль управленческих воздействий главы государства и их влияние на любую сферу жизнедеятельности граждан РФ, в том числе и на сферу Фикс, трудно переоценить. В ст. 80 (п. 2) Конституции РФ говорится , что Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В свою очередь, права граждан РФ в сфере Фикс установлены в ст. 41 Конституции РФ, где указано, что в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по ... развитию физической культуры и спорта. Там же подчеркивается, что каждый имеет право на охрану здоровья.... Обратим внимание на то, что Президент РФ гарантирует развитие физической культуры и спорта как отвечающий за исполнение основного Закона страны. Нормами ст. 80 также определено, что глава государства "обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти" (п. 2, ст. 80 Конституции РФ). Эта норма устанавливает необходимость и одновременно создает условия всем органам государственной власти для осуществления согласованного функционирования и взаимодействия по реализации конституционных прав в интересах единственного источника власти в Российской Федерации - многонационального народа (п.1. ст. 3 Конституции РФ). Результатом этого функционирования и взаимодействия органов государственной власти в сфере физической культуры и спорта должна стать эффективная национальная спортивная система, которая учитывала бы все факторы, влияющие на ее формирование: тип государства, исторические традиции, политические и социально-экономические условия, систему общественных и культурных ценностей, демографические и образовательные характеристики, религию и др. По мнению В. Н. Зуева [13], в настоящее время идет поиск оптимальной организационной и функциональной модели управления сферой Фикс и ее идентификация вышеперечисленным факторам. Приведем несколько примеров взаимодействия главы государства с другими субъектами управления в реализации ряда его полномочий. Так, согласно ст. 84 (п. "г") Президент РФ "вносит законопроекты в Государственную Думу". Результатом этого взаимодействия, по мнению И. С. Кузнецова [20], стала сформированная в РФ отрасль законодательства о спорте. Безусловно, созданное в стране правовое поле спорта инициировано не только Президентом, но и другими субъектами законодательной инициативы, вклад которых в правовое регулирование сферы Фикс мы еще будем обсуждать. Важный инструмент воздействия на формирование основных направлений внутренней политики в стране - содержание ежегодного Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ. К примеру, в Послании 2004 г. Президент РФ обращает внимание Федерального Собрания на проблемы в сфере здравоохранения и образования [24], а в Послании 2005 г. уже приводит конкретные примеры потерь в стране от нездорового образа жизни и необходимости использования средств физической культуры и спорта в укреплении здоровья населения [25]: "Особо остановлюсь на другой сложной для нашего общества теме - последствиях алкоголизма и наркомании. В России только от отравления алкоголем , и прежде всего его суррогатами , ежегодно умирает около 40 тысяч человек. В основном это молодые мужчины, кормильцы семей. Однако эту проблему невозможно решить методом запретов. И результатом нашей работы должна стать осознанная молодым поколением необходимость в здоровом образе жизни, в занятиях физической культурой и спортом. Каждый молодой человек должен осознать, что здоровый образ жизни - это успех, его личный успех. Между тем, просматривая бюджетные программы следующего года, инвестиционные программы Правительства, не увидел там никакого желания решать эту проблему на федеральном уровне. Понятно, что это прежде всего по законодательству вопросы региональные и муниципальные, но без соответствующей поддержки со стороны федерального Правительства проблему нам эту не решить. Прошу внести соответствующие изменения" (курсив наш - В. Н.). Необходимо отметить, что замечания Президента уже учтены при подготовке проекта Целевой программы развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 гг., в которой предполагается направить на развитие физической культуры и спорта в РФ в течение срока реализации программы более 106 655 млн рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 53 613 млн рублей; за счет средств бюджетов субъектов РФ - 47 962 млн рублей; из внебюджетных источников - 5080 млн рублей [37]. Казалось бы, какое отношение имеет к управлению сферой физической культуры и спорта норма Конституции РФ, касающаяся решения Президентом РФ вопросов гражданства Российской Федерации (ст. 89)? Однако решение вопросов российского гражданства бывает очень актуальным для спортсменов высокой квалификации в преддверии крупных спортивных событий. Гражданам иностранных государств и лицам без гражданства-спортсменам при поддержке руководителей органов управления в сфере физической культуры и спорта, спортивных федераций и спортивных клубов приходится обращаться к Президенту РФ с ходатайствами о решении вопросов российского гражданства для целого ряда высококвалифицированных спортсменов, кандидатов в сборные команды РФ [36]. Статья 90 (п.1) устанавливает, что Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. На официальном сайте Федерального агентства по физической культуре и спорту РФ [37] мы обнаружили большое число нормативных правовых документов, подписанных Президентом РФ, имеющих прямое отношение к сфере физической культуры и спорта. В целом за короткий период новой истории России издано более 400 указов и распоряжений Президента Российской Федерации, нашедших правоприменение в управлении сферой физической культуры и спорта [23]. Аналогичный подход использован нами и в исследовании конституционных полномочий, а также направлений взаимодействия двух других органов государственной власти на уровне РФ: представительного - Федерального Собрания РФ и исполнительного - Правительства РФ. В таблице также представлены результаты этого анализа. Заключение. В результате изучения и анализа норм Конституции РФ по предмету взаимодействия федеральных органов государственной власти в сфере управления физической культурой и спортом есть основания сделать следующие выводы: 1. Конституция РФ предусматривает необходимость взаимодействия федеральных законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти при подготовке и принятии нормативных правовых документов, в том числе и при подготовке решений, связанных с управлением сферой физической культуры и спорта в Российской Федерации. 2. Нормы конституционного права, определяющие полномочия федеральных органов государственной власти, вполне обеспечивают создание полноценной системы взаимодействия между самими органами государственной власти, а также с другими элементами системы управления сферой физической культуры и спорта, включая органы государственной власти в субъектах РФ, органы местного самоуправления, представителей гражданского общества: бизнес и профессиональные сообщества (спортивные федерации). Такое взаимодействие также должно быть предусмотрено как обязательное условие и в документах, регламентирующих деятельность уполномоченных в сфере управления физической культурой и спортом органов государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, а также в органах местного самоуправления муниципальных образований. Организационная структура системы федеральных органов государственной власти в РФ в соответствии с Конституцией РФ обеспечивает их теснейшее взаимодействие. Вместе с тем следует отметить, что ресурсные возможности системы взаимодействия федеральных органов государственной власти используется в недостаточно полной мере. Так, например, по разным причинам Государственная Дума РФ не может приступить к рассмотрению нового законопроекта "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", что в значительной степени сдерживает развитие как массовой физической культуры, так и спорта высших достижений. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|