ПРОФЕС-
СИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Abstract

MODEL OF SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING OF SPECIALISTS IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ON BASIS OF INNOVATIONAL TECHNOLOGIES

V.A. Magin, Ph. D., associate professor

The Stavropol state university, Stavropol

Key words: specialist in physical culture and sport, professional training, model, principles and conditions of models functioning , innovational technologies, quality of education.

The organizational, psychological, systematic and teaching conditions of its function are examined.

The model of the system of professional training of specialists in physical culture and sports on the basis of innovational technologies is represented in this article. The model is created with the use of synergetic and system ways. The leading principles of the models building such as adequation, technology, variation, dynamics and individualization were examined in the article.


МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Кандидат педагогических наук, доцент В. А. Магин
Ставропольский государственный университет, Ставрополь

Ключевые слова: специалист по физической культуре и спорту, профессиональная подготовка, модель, принципы и условия функционирования модели, инновационные технологии, качество образования.

Принцип развития системы инновационного образования, результатом которой является подготовка специалистов, способных обеспечить позитивные изменения в области своей профессиональной деятельности и в конечном итоге в экономике и социальной сфере России (Ю. Похолков, 2006), положен в основу разработки критериев деятельности университетов инновационного типа России в рамках федеральной программы "Приоритетные национальные проекты".

Для решения данной проблемы нами предпринята попытка моделирования такой педагогической системы, которая позволила бы с учетом современных реалий осуществлять подготовку специалистов инновационного типа в области физической культуры и спорта (ФКиС). Модель разрабатывалась как совокупность определенных компонентов и в обобщенном виде представлена на схеме.

Проектирование модели осуществлялось на основе системного анализа структуры, содержания и процесса функционирования предстоящей деятельности будущих специалистов в области ФКиС.

Практическая ценность такой модели видится нам в адекватности и полноте отражения основных требований, предъявляемых к современному специалисту в области ФКиС.

При разработке модели мы прежде всего руководствовались следующим:

- квалификационными требованиями к современному специалисту в области ФКиС, обусловленными социальным заказом;

- содержанием Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности "Физическая культура и спорт";

- образовательным стандартом национально-регионального (вузовского) компонента по специальности "Физическая культура и спорт";

- учебным планом по специальности "Физическая культура и спорт".

Как известно, системообразующей характеристикой любой деятельности является её цель. Основная цель профессиональной подготовки специалистов в области ФКиС - создание педагогической системы, основанной на инновационных технологиях научно-педагогического образования, позволяющих достигнуть современного качества подготовки специалиста нового типа. Достижению именно этой цели подчинены все компоненты модели системы высшего профессионального физкультурного образования.

Следует также отметить, что при построении данной модели мы использовали синергетический подход, раскрывающий принципы развития самоорганизующихся систем. Ведь именно такой открытой, нелинейной, состоящей из многих объектов, со сложными взаимопереходами, удаленной от равновесия, обладающей явными признаками самоорганизации, самодостраивания системой является разработанная нами модель.

Согласно синергетическому подходу среда, в которой творческие способности студента могли бы актуализироваться, должна обладать высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариантностью. Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а многовариантность обеспечивает возможность их нахождения.

Следовательно, ведущим общим принципом служит открытость моделируемой системы. Внешняя открытость обеспечивается гибким реагированием на быстро меняющуюся социально -педагогическую ситуацию, стремлением чутко улавливать социальный заказ. Внутренняя открытость связана со стремлением в каждом случае подобрать для определенного студента индивидуальную траекторию развития с учетом его психологических особенностей, способностей и склонностей.

Помимо синергетического подхода мы основывались на системном подходе. Системный подход рассматривается нами как один из важнейших путей повышения эффективности учебно-воспитательной работы в вузе при подготовке будущих специалистов в области ФКиС и является методологической основой модернизации системы высшего физкультурного образования на основе инновационных технологий. Данный подход позволяет целенаправленно формировать профессиональную направленность и на ее основе профессионально значимые личностные качества будущих специалистов в этой области, необходимые психолого-педагогические знания, умения и навыки, направленные на реализацию инновационных технологий в области физической культуры и спорта.

Системный подход обеспечивает целостность учебно-воспитательного процесса, способствуя тем самым его оптимизации, и позволяет рассматривать процесс профессиональной подготовки будущих специалистов в области физической культуры и спорта как единую систему с многообразными внутренними преемственными связями.

Нами выделены следующие принципы функционирования модели:

- принцип адекватности моделируемой системы конечным целям и задачам профессиональной подготовки специалистов в области ФКиС;

- принцип технологичности , согласно которому практическая реализация модели профессиональной подготовки должна быть представлена в виде технологического процесса, направленного на формирование компетенций будущих специалистов в области ФКиС;

- принцип вариативности, предусматривающий разработку вариативного компонента, позволяющего студентам активно осваивать инновационные технологии в области ФКиС, наиболее востребованные в регионе;

- принцип динамичности , обеспечивающий постоянное развитие разработанной системы в соответствии с новыми реалиями, запросами личности, социальным заказом.

- индивидуализации, дающий возможность удовлетворять интересы каждого студента.

Для успешного функционирования модели системы высшего профессионального физкультурного образования на основе инновационных технологий были определены условия, ведущие из которых - организационные, психологические, педагогические и методические.

При рассмотрении организационных условий (первая группа) функционирования модернизированной системы высшего профессионального физкультурного образования на основе инновационных технологий мы выделяем следующие:

1. Осуществление постоянной взаимосвязи с образовательным комплексом с целью совершенствования профессиональной подготовки специалистов по специальности 032101 - "Физическая культура и спорт".

2. Гибкое реагирование на изменяющиеся требования к специалистам по специальности 032101 - "Физическая культура и спорт" со стороны социума (отслеживание социального заказа).

3. Разработка и совершенствование образовательного стандарта национально-регионального (вузовского) компонента, учебного плана по специальности 032101 - "Физическая культура и спорт" в соответствии с изменяющимися требованиями к специалистам данного профиля.

4. Введение в образовательно-профессиональную программу базовых курсов общепрофессиональной, гуманитарной и естественно-научной подготовки сведений, направленных на формирование научно-педагогического и инновационного мышления.

5. Введение в содержание курсов общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специализации материала, направленного на формирование у будущих специалистов знаний, умений и навыков организации инновационной деятельности в области ФКиС.

6. Разработка и внедрение элективных курсов, направленных на знакомство студентов с инновациями и инновационными технологиями в области ФКиС и формирование профессиональных умений их реализации.

7. Организация педагогической и производственной практики в образовательных и физкультурно-спортивных учреждениях. Основные принципы организации инновационной педагогической практики студентов: единство теории и практики; педагогическая рефлексия; профессиональная целесообразность; культуросообразность; гуманизация и демократизация.

В качестве критериев, обуславливающих выбор базы практики, выступают: инновационная направленность работы образовательного учреждения; наличие в образовательном учреждении оптимальной материальной базы; наличие учителей-новаторов или учителей - победителей конкурса "Учитель года"; заинтересованность педагогического коллектива в инновационной деятельности.

8. Создание условий для формирования инновационной образовательной среды вуза:

- повышение квалификации преподавателей, постоянный обмен педагогическим опытом;

- проведение круглых столов с целью знакомства преподавателей с инновационными технологиями в области физической культуры и спорта, а также с инновационными технологиями организации учебно-воспитательного процесса в условиях высшей школы;

- использование инновационных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе, способствующих формированию специалиста инновационного типа.

9. Организация предметных олимпиад по дисциплинам учебного плана для апробации инновационных технологий в области ФКиС.

10. Совершенствование НИР и НИРС, планирование направлений научно-исследовательской работы, связанных с изучением и внедрением инновационных технологий ФКиС, в образовательную практику.

Таким образом, организационные условия функционирования модели должны способствовать направленности всех элементов, а также всех субъектов учебно-воспитательного процесса вуза на формирование у будущих специалистов в области физической культуры инновационных знаний, умений и навыков.

Во вторую группу вошли психологические условия, способствующие формированию у студентов:

- готовности реализовывать инновационные технологии в области ФКиС;

- мотивационно-ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности;

- активной жизненной позиции;

- профессионально значимых личностных качеств.

Для решения поставленных задач необходимо создание психологически комфортной атмосферы в студенческих группах, которая обеспечивает повышение инновационного потенциала каждого студента :

- использование на занятиях инновационных технологий, способствующих активному участию студентов учебном процессе;

- создание мотивации успеха;

- создание атмосферы сопереживания и сотрудничества;

- организация совместной творческой деятельности в процессе освоения инновационных технологий;

- создание положительной эмоциональной обстановки на занятиях.

Методические условия нашей модели (третья группа) представлены системой дидактических средств - традиционных и инновационных. Большое внимание уделяется использованию информационных технологий в учебно-воспитательном процессе. При этом формируется информационная культура будущих специалистов, без которой невозможно сформировать специалиста нового типа в любой области, в том числе и в области ФКиС.

В совокупности методические условия должны обеспечивать:

- выбор форм, методов и средств обучения, позволяющих сформировать инновационную мыследеятельность будущих специалистов в области ФКиС;

- реализацию личностно-деятельностного, синергетического подхода в обучении;

- направленность учебно-воспитательного процесса на раскрытие, дальнейшее развитие и совершенствование способностей и личностных качеств студентов.

Четвертая группа детерминант образована педагогическими условиями. В нашем понимании они выражаются в практической реализации современных принципов организации учебно-воспитательного процесса в высшей школе, включающих:

1. Соотнесение содержания профессионального обучения с основными особенностями профессиональной деятельности.

2. Оптимальное сочетание общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса в вузе, создание условий для самостоятельной работы студентов.

3. Рациональное применение инновационных методов и средств обучения на различных этапах профессиональной подготовки.

4. Соотнесение результатов подготовки специалистов с требованиями социального заказа к качеству подготовки специалистов данного профиля.

5. Формирование у студентов знаний и умений, личностных качеств, необходимых для реализации инновационных технологий в области ФКиС.

Таким образом, лишь при комплексной практической реализации выделенных условий можно решить проблему подготовки специалиста инновационного типа в области ФКиС.

В процессе организации модернизированной системы профессиональной подготовки специалистов инновационного типа в области ФКиС мы использовали компетентностный подход. Среди основных компонентов профессиональной компетентности специалистов инновационного типа в области ФКиС были выделены: мотивационный, личностный, когнитивный, операционный.

В каждый компонент включены отдельные компетенции, которые мы рассматриваем в качестве ключевых компетенций специалиста в области ФКиС. В мотивационный компонент вошли следующие компетенции:

- сформированность научно-педагогического мышления;

- сформированность инновационного мышления;

- готовность реализовывать инновационные технологии в области ФКиС.

Личностный компонент представлен:

- сформированной потребностью в непрерывном образовании, самообразовании и самосовершенствовании;

- способностью к мобилизации личного креативного потенциала в процессе организации инновационной деятельности;

- социальной активностью специалистов в процессе внедрения инновационных технологий в практику ФКиС.

Когнитивный компонент представлен системой естественно-научных, гуманитарных, специальных знаний будущих специалистов, а также знаний ведущих инновационных технологий ФКиС.

Операционный компонент включает прежде всего умения организовать инновационную деятельность в конкретных видах физкультурной, спортивной и педагогической деятельности и сформировать информационную культуру и умение применять инновационные технологии в теории и практике ФКиС.

В процессе формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в рассматриваемой нами области мы выделяем три основных этапа:

Первый этап (1-2-й курсы) направлен прежде всего на формирование у студентов инновационного мышления, мотивированного освоения инновационных технологий, понимания того, что лишь инновационные технологии позволят практически реализовать идеи новой парадигмы в области ФКиС.

Второй этап (3-4-й курсы) направлен на непосредственное знакомство с традиционными и инновационными технологиями в рассматриваемой области. На данном этапе, когда студенты приступают к изучению специальных дисциплин, необходимо максимально донести до них содержание наиболее известных инновационных технологий в области ФКиС и сформировать способность к поиску и освоению передового опыта и проецированию его на сферу профессиональной деятельности.

Третий этап (4-5-й курсы) предусматривает практическую реализацию инновационных технологий ФКиС в процессе педагогических и производственных практик.

Модель модернизированной системы профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту на основе инновационных технологий

Хотелось бы отметить, что разделение на этапы и определение ведущих целей для каждого из них достаточно условно, так как формирование всех компонентов профессиональной компетентности происходит в той или иной степени на каждом из этапов. Однако, как уже отмечалось, для эффективной подготовки специалистов инновационного типа в рассмативаемой нами области необходимо, чтобы каждая дисциплина, каждая форма работы со студентами была направлена на решение этой проблемы. Лишь в этом случае можно достигнуть конечного результата: подготовки специалистов инновационного типа в области ФКиС.

Для определения эффективности функционирования разработанной модели нами установлены уровни сформированности профессиональной компетентности специалистов инновационного типа в области ФКиС: репродуктивный , адаптивный , творческий.

Представленная модель системы высшего профессионального физкультурного образования на основе инновационных технологий рассматривается как эффективный инструментарий организации системы подготовки специалиста инновационного типа в области ФКиС. Модель носит открытый характер, постоянно развивается и при необходимости может пополниться новыми компонентами.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: