Abstract PEDAGOGICAL PRACTICE IN STRUCTURE OF VOCATIONAL TRAINING OF STUDENTS OF FACULTY OF PHYSICAL CULTURE E.V. Kryakina, postgraduate The Moscow state regional university, Moscow Key words: pedagogical practice, teacher of physical culture, professional work, professional preparedness, professionally significant skills. The pedagogical practice at the faculty of physical culture (FPC) is a major link between training future teachers and their independent professional work in educational establishments. During industrial practices there is a formation of the complete structure of professional work of a teacher of physical culture on the basis of the integration of professional skills. Till now the organization of the industrial pedagogical practice on the FPC had a cumulative character (all 20 weeks were planned in the 3-rd and 4-th years). According to the curriculum of the FPC the author offers the structure of of pedagogical practice of dispersed character.
|
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Аспирантка Е.В. Крякина Ключевые слова: педагогическая практика, педагог физической культуры, профессиональная деятельность, профессиональная готовность, профессионально значимые умения и навыки. Педагогическая практика на факультете физической культуры (ФФК) - важнейшее связующее звено между обучением будущих педагогов и их самостоятельной профессиональной деятельностью в образовательных учреждениях. В процессе производственных практик происходит формирование целостной структуры профессиональной деятельности педагога по физической культуре на основе интегрирования профессиональных умений и навыков. До настоящего времени организация производственной педагогической практики на ФФК носила кумулятивный характер (все 20 недель планировались на 3-м и 4-м курсах). В соответствии с учебным планом ФФК мы предлагаем следующую структуру педагогической практики рассредоточенного характера: - предварительный этап - учебные практики по базовым физкультурно -спортивным видам, дисциплинам педагогического физкультурно-спортивного совершенствования (ПФСС), теории и методике физического воспитания и спорта (ТМФВС); - первый этап - ознакомительная практика студентов 2-го курса в дошкольных образовательных учреждениях (2 недели); - второй этап - на 3-м курсе (6 недель) - практика в общеобразовательных учреждениях; - третий этап - летняя педагогическая практика (28 дней); - четвертый этап - практика в общеобразовательных учреждениях и профессионально ориентированная практика на 4-м курсе (по 4 и 2 недели соответственно); - пятый этап - на 5-м курсе (2 недели) - практика в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. Эти этапы являются базовыми, ориентированными на интеграцию знаний и умений в квазипрофессиональной деятельности (Ю. Д. Железняк). Предварительный этап включает учебно-практические занятия методического характера по базовым физкультурно-спортивным видам и дисциплине "Профессионально-физкультурное спортивное совершенствование". Полученные здесь знания и умения дополняются материалом занятий по ТМФВС. В процессе учебной практики у студентов формируются умения и навыки самостоятельного выполнения функций педагога и тренера-преподавателя, которые затем совершенствуются в процессе педагогической практики в образовательных учреждениях различного типа. На первом этапе практики работа студентов связана с овладением методикой отдельных организационных форм физического воспитания в дошкольных учреждениях. На втором этапе студенты осваивают систему работы базовой общеобразовательной школы по предмету "Физическая культура", изучают основные документы планирования и учета различных видов работы, особенности проведения уроков физической культуры и работы классного руководителя. При подготовке студентов к педагогической практике особое внимание уделяется следующим сторонам учебно-воспитательного процесса: - формированию умений планировать свою деятельность на год, четверть, серию уроков, отводимых на изучение конкретных тем, отдельный урок; - формированию умений проводить занятия по различным разделам школьной программы по физической культуре; - овладению навыками организации отдельных форм внеклассных занятий; - формированию умений анализировать, оценивать свою деятельность и деятельность коллег. В летний период студенты 3-го курса проходят предусмотренную учебным планом педагогическую практику в летних оздоровительных центрах отдыха, где работают в качестве инструктора по физической культуре и спорту. Этому виду практики предшествует методическая подготовка студентов и 3-5-дневный практикум на инструктивно-методическом сборе. На четвертом этапе студенты совершенствуют свои умения в планировании и проведении занятий с учащимися всех возрастных групп, изучают состояние здоровья учащихся, их физическое развитие и подготовленность. Профессионально ориентированная практика содействует формированию профессионально значимых качеств и психических свойств личности тренера-преподавателя. На пятом этапе студенты формируют и закрепляют в процессе конкретной деятельности основные организационные и педагогические навыки, необходимые в работе по физическому воспитанию в образовательных учреждениях различного типа. В ходе данного вида педагогической практики студенты овладевают организаторскими, гностическими, проектировочными, диагностическими, коммуникативными и рефлексивными педагогическими умениями. Качественное решение совокупности задач на всех этапах педагогической практики обеспечивает выполнение установленных Государственным образовательным стандартом ВПО требований к минимуму содержания, уровню знаний и умений, которыми должен овладеть будущий специалист по физической культуре и спорту. Ориентация на профессионализм деятельности требует новых подходов к определению содержания обучения студентов. Они заключаются в смещении акцентов с предметного обучения на интегрирование содержания обучения, на стремление к системному подходу. Модельные характеристики будущих специалистов по физической культуре и спорту предполагают выработку новой технологии обучения, основанной на системном объединении профилирующих дисциплин: теории и методики физического воспитания и спорта, базовых физкультурно-спортивных видов, педагогического физкультурно-спортивного совершенствования и медико-биологических дисциплин с выделением различных видов практик как интегрирующих компонентов. Эффективность данного процесса обеспечивается определенными средствами и условиями. К ним относятся: комплексная организация деятельности студентов, сочетающая в себе учебно-познавательную, учебно-практическую и самостоятельную деятельности; непрерывность и систематичность изучения профилирующих дисциплин; взаимосвязь теоретического и практического обучения, содержания, форм и методов преподавания. Главное условие эффективности любого вида практики - включение в содержание работы студентов заданий, наиболее адекватно отражающих будущую профессиональную деятельность, способствующих формированию профессионально значимых умений и навыков и раскрытию их творческого потенциала. В соответствии с программой практики студенты выполняют виды работ по следующим разделам: организационн ому, учебно-методическ ому, спортивно-массов ому и физкультурно -оздоровительн ому, учебно-исследовательск ому, воспитательн ому. По каждому из перечисленных видов работ студенты выполняют задания различной сложности. С целью повышения профессиональной готовности студентов к педагогической практике нами разработаны и используются следующие виды заданий по учебно-исследовательской работе: - оценить результаты определения уровня физической подготовленности учащихся на основе тестирования физических качеств. Используя полученные данные, разработать предложения по повышению уровня физической подготовленности учащихся; - дать педагогическую характеристику физической подготовленности учащихся определенного класса. На основе полученных данных определить особенности планирования и проведения уроков в данном классе; - дать сравнительный анализ уровней физической подготовленности учащихся одной параллели, обосновать полученные результаты; - проследить динамику развития физических качеств учащихся одного класса (классов одной параллели). На основе полученных данных определить особенности методики проведения занятий в данном классе(ах); - оценить технику выполнения учащимися изучаемых двигательных действий; - провести педагогический анализ урочного занятия студента-практиканта в начале практики и контрольного урочного занятия этого же студента с оценкой его педагогической готовности; - овладеть методом рейтинга (экспертных оценок) для оценки и самооценки динамики формирования профессионально значимых умений и навыков у студентов за период практики. Педагогическая практика является основой для интегрирования учебных дисциплин в целостное представление о профессии, обеспечивая логическую завершенность профессиональной подготовки студентов. Проведение учебно-методических занятий по ТМФВС строится с учетом материала по освоению специальных знаний, умений и навыков профессиональной деятельности педагога по физической культуре в процессе изучения базовых физкультурно-спортивных видов, дисциплины ПФСС и при проведении педагогической практики. Основные положения ТМФВС не повторяются, а раскрываются на предметной основе отдельной учебной дисциплины ("Гимнастики", "Спортивных игр", "Легкой атлетики" и др.). Педагогическая практика в образовательных учреждениях обеспечивает студентам возможность реализовать весь арсенал полученных знаний, сформированных умений и навыков по дисциплинам ТМФВС, ПФСС, спортивно -педагогическим, психолого-педагогическим и медико-биологическим для решения конкретных практических задач обучения и воспитания учащихся. По результатам педагогической практики студент получает дифференцированную оценку, которая складывается из следующих параметров: - уровень сформированности профессионально -педагогических умений, определяемый по коэффициенту выраженности методических умений и навыков в процессе проведения урока по физической культуре - К (по В. П. Беспалько); - эффективность проведения урочной формы занятий, физкультурно-оздоровительных и воспитательных мероприятий; - уровень анализа и самоанализа; - качество оформления документации; - проявление творчества и инициативы. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|