|
ПРОГРАММИРОВАНИЕ ТАКТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В СИСТЕМЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ Доктор
педагогических наук, профессор
Д. А. Тышлер Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва Тактические знания являются неотъемлемой частью содержания специальной тренировки фехтовальщиков. Приобретенные на тренировках, и прежде всего на соревнованиях, они анализируются в течение всей спортивной карьеры и превращаются в боевой опыт. Наиболее важные изменения в оценках тактики у каждого фехтовальщика происходят после официальных турниров. Ведь участие в них подвергает тренированность наибольшим испытаниям, вынуждает каждый раз оценивать ее, сравнивая новую информацию с уже имеющейся. Таким образом формируется соревновательный опыт и повышается эффективность реализации в поединках имеющихся тактических данных. Кроме того, использование знаний о каждом противнике позволяет фехтовальщику повысить точность оценок тактической сущности применяемых подготавливающих действий, учесть возможные тактические намерения и действия противников. Этап начальной подготовки. Первая информация о фехтовании, включающая ее тактические компоненты, сообщается занимающимся при ознакомлении со специализированными положениями и приемами передвижений. В частности, обосновываются особенности держания оружия, боевой стойки, позиций и соединений, передвижений вперед и назад, выпада, закрытия с выпада назад и др. Затем, при освоении необходимых в начальном обучении терминов, раскрывается их содержание, особенно предназначение специализированных движений оружием, таких как перемены позиций и соединений. Частью тактических знаний являются первоначальные характеристики изучаемого вида фехтования, такие как поражаемая поверхность, сектора и основные способы нападений, пространство поля боя, продолжительность поединков, установленное количество уколов или ударов для достижения победы. В характеристиках вида фехтования анализируются конструкции спортивного оружия и боевое предназначение его отдельных частей, способы безопасного обращения с ним при перемещениях в зале и в перерывах на отдых между упражнениями, этическое и тактическое содержание исходного положения перед боем, салюта, приветствия и других движений клинком. Дальнейшая тактическая информация для начинающего фехтовальщика включает обоснования требований к сохранению определенного расстояния (дистанции) между участниками боя, а также и до партнера во время упражнений. Осваиваются тактические установки на применение атаки в открытый сектор, прямой защиты и ответа, нападения переводом, атаки с батманом (направленным на отстранение клинка противника) и нападением в открытый сектор, атаки с финтом в открытый сектор (вызывающим защитную реакцию у противника) и уколом (ударом) в открываемый сектор. Анализируются и запоминаются ситуации для применения двухтемповых атак с одним финтом и уколом (ударом), батманом и уколом (ударом) с учетом исходных положений оружия у атакующего и защищающегося и предполагаемых (заданных в упражнениях) реакций противников на начало атак. Важны тактические
указания тренера по ведению боя,
учет которых облегчает выбор
способов нападения и защиты, а
также Среди тактических советов выделяется доступность атак с выпадом в случаях возникновения короткой дистанции, а с дальней дистанции - атак с шагом вперед и выпадом или даже с серией шагов вперед и выпадом. Внимание и мышление спортсмена в поединке следует направлять на анализ действий противника и поиск наиболее правильных решений для каждой тактической ситуации. Если действия противника в бою повторяются, то более верными тактическими решениями являются: -совершить простую атаку с максимальной быстротой на контратакующего противника; -атаковать с финтом (финтами) защищающегося противника; -защититься и нанести ответ противнику, совершающему простую атаку; -контратаковать противника, атакующего с финтами (с длинной фазой сближения). Обязательной для обучаемых является детализация тактических знаний, относящихся к оценке эффективности конкретных действий наступления и обороны по отношению к избранному виду фехтования. Например, для фехтовальщиков на рапирах и шпагах важно разграничение ситуаций для применения атак уколом прямо и атак переводом, атак с финтом в открытый сектор и переводом в открываемый сектор, атак с батманом и уколом прямо и атак с батманом и переводом. В свою очередь, фехтовальщикам на шпагах и саблях необходима конкретизация сектора атак (контратак) для их завершения в туловище (маску в сабле) или в вооруженную руку. Этап учебно-тренировочный. Осваивается тактическая информация, определяющая выбор ситуаций и способов применения действий в поединках. Первоначально обучаемым сообщаются основные тактические установки на применение разновидностей атак - простых, с финтом(тами), с действием на оружие. Конкретизируются ситуации взаимодействия с оружием противника, которые определяют возможности их результативного применения, в частности: -исходные положения клинков; -предстоящее реагирование или нереагирование противника на начало нападения; -направленность передвижений противника в начале схватки (вперед или назад); -исходная дистанция между фехтовальщиками. Затем формируются оценки возможностей применения атак на различных этапах развития схваток, в частности атак основных, повторных, на подготовку, ответных. Аналогично осваивается тактическая информация, разграничивающая разновидности применения защит от атак, контрзащит и контрответов от ответов противника. Конкретизируются тактические обоснования на применение верхних защит от уколов в туловище (рапира), от ударов и уколов в туловище и маску (сабля), нижних защит от уколов в бедро (шпага). Сообщая обучаемым тактические знания о подготавливающихся действиях, следует прежде всего обосновать назначение маневрирования, обеспечивающего более безопасные условия и необходимое время для применения оборонительных действий и выбора способа и момента выполнения атаки. Применение маневрирования представляется также как самостоятельное средство обороны и как эффективный способ избегать внезапных нападений со стороны противника. Затем изучаются тактические поводы для разведывания оборонительных намерений и реагирований противников и, в частности, определяющих вероятность применения определенной защиты или длины оборонительного маневра. А в целях обороны должны учитываться потребности в разведывании наиболее вероятного сектора атаки противника. Более сложной, но необходимой является информация, позволяющая обучаемым оценивать общую настроенность противника по ходу поединка на преимущественное применение атак или противодействий атакам, ее изменения по ходу боя. Следующие необходимые тактические знания относятся к анализу действий противника, позволяющие сделать вывод о том, какого вида будет атака или какой способ обороны будет использован. Для успешного применения обучаемыми действий маскировки первоначально необходимо знать об эффективности ложных отступлений и сближений с различной длиной для последующих атак или защит с ответом. В свою очередь, для вызовов противника на атаку в определенный сектор также эффективны маневрирование назад с различной длиной, а также применение ложных защитных реагирований в определенную сторону. Вместе с тем наибольший эффект для первоначального применения действий маскировки и вызовов является понимание обучаемыми необходимости не реагировать на движения противника, которые он использует в условиях безопасной дистанции или в начальной фазе нападений. Этап спортивного совершенствования. В тактических характеристиках боевых действий осваиваются разграничения между ними по степени готовности спортсменов к их применению (преднамеренно, экспромтно, пренамеренно -экспромтно), понятия о ступенях реализации инициативы в схватке (действия первого намерения, действия последующего намерения), характер реагирований спортсменов в процессе выполнения действий (обусловленно, с выбором, с переключением). В оценке боевых действий учитываются моментные и ритмические параметры их выполнения (начало или завершение, ускорение или замедление, возможная задержка), направления движений оружием и характер взаимодействий с оружием противника (сектор финта и укола; номер соединения, защиты, батмана, захвата). При анализе техники и тактики применения нападений подчеркиваются продолжительность их выполнения (однотемповые, двухтемповые, многотемповые); двигательные и тактические особенности их завершающей фазы (в заранее установленный сектор, с выбором сектора, с переключением к парированию контратаки или нападению в открывающийся сектор). Дополнительной информацией о защитных действиях являются понятия о конкретных защитах, отражающих нападение в определенный сектор, обобщающих защитах, а также защитах с выбором. Изучается тактическая сущность контратак и ремизов, на понимании которой основываются выбор и подготовка ситуаций для их преднамеренного применения. Осваиваются ситуации применения действий из положения "оружие в линии", а также пригодные для противодействия противнику, использующему положение "оружие в линии". По отношению к подготавливающим действиям необходима информация о возможностях расширения задач разведывания, маскировки, вызовов. Обосновывается в целях разведывания намерений и привычных действий у противников использование широкого круга атак и средств противодействия атакам, выполняемых как с имитационными характеристиками, так и с угрозой нанесения удара или укола. Подчеркиваются возможности оценки схваток, закончившихся безрезультатно, для уточнения намерений, необходимых в целях реализации последующих схваток. Информация об эффективности применения действий маскировки и вызовов акцентируется на широких возможностях взаимозамен между их разновидностями, предназначенными для решения аналогичных тактических задач. Например, за счет использования отступлений или сближений различной длины, сближений с заметной или малозаметной стартовой фазой, вращательных или боковых перемещений туловища, преждевременных коротких встречных нападений. Изучаются тактические характеристики построения боев, относящиеся к инициативе начала схваток (наступательно или оборонительно), использованию пространства фехтовальной дорожки (маневренно или позиционно), времени на подготовку действий (позиционно или выжидательно), тактические особенности применения действий в ближнем бою. В результате формируются тактические модели ведения поединков, предназначенные для противодействия различным по оснащенности боевым действиям и уровню тактической активности, а также темпераменту противник ов. Ускоряется освоение технико-тактических особенностей построения боев, диктуемых условиями и ситуационным разнообразием соревнований. Например, необходимое позиционное и оборонительное ведение боя в начале поединка с незнакомым противником, при недостаточной разминке в промежутках между ступенями турниров, достигнутом значительном преимуществе в счете матча прямого выбывания или командной встречи, приближающемся окончании времени боя с целью сдержать вынужденную наступательную инициативу противника и сохранить соотношение в уколах или ударах. В свою очередь, ведение наступательного и скоротечного боя требуется для подавления инициативы противника в условиях определившейся эффективности избранной тактики ведения поединка, а также и при необходимости ликвидировать достигнутое противником преимущество в счете матча с прямым выбыванием или в соотношении уколов (ударов) по ходу командной встречи, при истечении ее продолжительности и др. Исключительно значимым является понимание многоцелевой тактической составляющей маневрирования, которым реально, в частности: - усложнить противникам выбор и подготовку моментов для начала атак; - создать внезапность применяемым собственным атакам и контратакам; - затруднить противникам реализацию тактических намерений из-за отвлечения их внимания на выбор моментных компонентов применения; - ставить противников в условия вероятностного появления технического "брака" в движениях оружием и дистанционных ошибок в начальных фазах схваток. В тактической и психологической подготовке фехтовальщиков особую роль начинает играть реализаци я тактических установок на ведение тренировочных боев и поединков в официальных соревнованиях. Первоначально задачу преимущественно го применени я определенных действий или конкретной тактики построения боев определяет тренер. Лишь затем спортсмен будет способен контролировать по ходу боевой практики и соревнований использование необходимых компонентов при подготовке и применении средств ведения поединков, а также оценивать эффективность реализации тактических намерений, диктуемых потребностями процесса повышения уровня своей технико-тактической подготовленности. Этап высшего спортивного мастерства. Спортсмен, достигший уровня кандидата в мастера спорта, а тем более выполнивший норматив мастера спорта, уже владеет многими средствами ведения поединков, имеет соревновательный опыт ведения боев со спортсменами различного уровня, роста, опыта, квалификации, отличающихся различными тактическими моделями ведения боев, особенностями проявлений психической сферы. Поэтому для повышения уровня мастерства необходимы не только четкие самооценки того, что умеет делать в тренировке спортсмен, а прежде всего четкие представления о тех средствах и тактических намерениях, которые вносят преимущественный вклад в спортивные результаты, те ситуации, в которых спортсмен получает наибольшее число ударов или уколов. Осмысление собственной оснащенности как фехтовальщика позволит учитывать реальную вариантность способов ведения поединков в типовых ситуациях. Например, учет количества приемов противодействия контратакам противника, используемых спортсменом, позволит сопоставить их эффективность и реально приблизиться к пониманию необходимости расширения диапазона тактических решений и способов действий в подобных схватках. Ведь наиболее распространенными средствами борьбы против контратак являются простые атаки, а также подготавливающие сближения с последующей защитой и ответом. Вместе с тем не все простые атаки позволят стать победителем схватки при ожидании контратаки со стороны противника, ибо в колющих видах фехтования возможно попадание в оппозицию из-за ошибочно выбранного исходного положения перед атакой и не адекватно ожидаемой контратаке выбора сектора нанесения укола. Следовательно, фехтовальщику понадобится информация о возможностях применения атаки с действием на оружие и уколом в открытый сектор, а в других ситуациях атаки с действием на оружие и уколом в открываемый сектор, эффективности применения ложной короткой атаки и действительной повторной атаки, комбинации с парированием возможной контратаки по ходу сближения в атаке, а также и о других способах противодействия контратакам. Аналогичный подход понадобится при накоплении информации о разнообразии способов противодействия защищающимся противникам, для конкретизации пространственных, моментных и ритмических параметров ожидаемых защитных действий оружием, направления и длины перемещений противников и оружия в момент применения защит, возможном использовании ими дополнительных (ложных) движений туловищем, вооруженной (и невооруженной) рукой и клинком. Специальные данные необходимы и для усиления обороны, чтобы разнообразить и повысить эффективность применения защит с ответом, используя не только прямые, полукруговые и круговые защиты, конкретные и обобщающие, но и с различным моментом парирования, совмещаемые с различными по направленности перемещениями. Самостоятельную значимость имеют анализ данных о возможностях нанесения ответных уколов или ударов, зависимость результативности ответов от учета расстояния до противника в момент парирования, быстроты и точности его контрзащитных реагирований, моментных характеристик противодействий оружием. Важными являются умения выбрать сектор для нанесения ответов, а также трансформирования длины движений оружием с реагированием на изменения противниками дистанции в момент выполнения ответов. Должны учитываться также возможности перехода в ближний бой при неудавшемся ответе. Применение контратак лимитировано объемом информации о возможностях повышения их результативности при учете быстроты и длины сближений противников в атаках ожидаемых секторов завершения атак, стороны действий на оружие и направления финта, особенностей реагирований атакующих в фазах основного сближения. Самостоятельным разделом тактических знаний, необходимых для повышения мастерства фехтовальщика, является оценка данных об уровне эффективности использования зрительных помех, и прежде всего для усиления оборонительных действий, ибо ложные движения оружием, туловищем, головой и ногами, полуповороты туловищем воздействуют на анализаторные системы атакующих. Они вызывают задержки, замахи в движениях клинком, замедления сближений, нарушают технические структуры выполнения атак, что рассматривается как брак, который зрительно фиксируется судьями в боях на рапирах и шпагах. Причем атакующий также может создавать зрительные и звуковые помехи, воздействующие на реакции обороняющегося, вызывая преждевременные контратаки и защиты, задержки в движениях оружием, затрудняя ведение ближнего боя. Фехтовальщику поможет сравнительный анализ эффективности собственной наступательной и оборонительной тактики, объемов и состава разновидностей подготавливающих действий, конкретизации их направленности на отвлечение внимания противника или на использование с целью воздействия на его тактические решения. Анализируя итоги поединков с основными противниками, следует не только оценивать собственные действия, но и предполагать со стороны противников применение заранее осмысленной тактики, выводов и контрмер с учетом результатов предыдущих схваток и тренировок. Таким образом, чтобы получить достаточно полную тактическую информацию о каждом из противников, понадобится продолжительное время. Вместе с тем вначале фехтовальщик фиксирует лишь наиболее часто применяемые противниками атаки и оборонительные действия, дистанцию и моменты для их применения. Затем анализируются двигательные и психологические особенности применения тактических намерений. Полученные тактические знания прежде всего как результат анализа собственных боев постепенно систематизируются, ибо практически после каждого турнира или серии тренировочных боев следует осмысливание их результатов и тактики ведения. Уточняются и расширяются объемы данных о многих противниках, что и составляет основу накопления соревновательного опыта. Представленные тактические знания, систематизированные с учетом возраста и квалификации занимающихся, позволяют ускорить процесс технико-тактического совершенствования и сделать его более осознаваемым, повышающим активность обучаемых, сокращающим сроки освоения программного материала на всех этапах подготовки. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|