|
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ПРЫЖКА В ДЛИНУ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИФИЧЕСКИХ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ Кандидат
педагогических наук, доцент Е. В. Шустова Традиционная методика обучения технике прыжка в длину студентов факультетов физической культуры недостаточно эффективна из-за тенденции к усвоению внешней формы упражнения, подражанию эталону, образцу, а не осмыслению внутреннего содержания двигательного действия. В этой связи представляет определенный интерес рассмотрение взаимосвязи специальных и специфических координационных способностей с двигательными умениями и навыками, в факторе "техника-координация". Процесс формирования навыка сопряжен с параллельным совершенствованием координационных функций и образованием на этой основе более сложных форм их проявления. Специфические координационные способности лежат в основе проявления различных координационных характеристик двигательных действий, в связи с чем их рассматривают как вещественные корреляты технической подготовленности спортсменов (М.П. Шестаков, 1998; Ю. Войнар, С. Бойченко, В. Барташ, 2001; С. Д. Бойченко, 2003). Специальные координационные способности относятся к целостным целенаправленным гомогенным группам двигательных действий, упорядоченным по возрастающей сложности: координационные способности, относящиеся к группе циклических и ациклических локомоций; координационные способности применительно к акробатическим и гимнастическим упражнениям на снарядах; координационные способности, проявляющиеся в спортивно-игровых двигательных действиях, и др. Наряду со специальными
координационными способностями
выделяются специфические , или
частные, координационные
способности. К основным из них
относятся способности к
равновесию, ориентированию в
пространстве; ритму,
дифференцированию и
воспроизведению пространственных,
силовых и Результат ы развития специальных и специфических координационных способностей обобщаются в понятии "общие координационные способности " или "общая координационн ая готовност ь". Теоретическое обоснование выбора специфических для прыжка в длину координационных способностей в нашей работе осуществлялось на основе психофизиологической концепции Н.А. Бернштейна о многоуровневой теории управления произвольными движениями человека; классификации специальных и специфических координационных способностей (В. И. Лях, 1996); логического анализа эффективности техники прыжка в длину (С. Н. Монастырев, 1986; Л. П. Шульгатый, 1996, 1999; В. П. Попов, 2001). Специфичность отобранных координационных способностей мы попытались обосновать при помощи поиска взаимосвязей между показателями тестов, их определяющих, и результатом в прыжке в длину с разбега. Специфические для прыжка в длину координационные способности и тесты, их определяющие, были распределены в соответствии с уровнями управления двигательным навыком (табл. 1). Отбирались коэффициенты корреляции, которые имели высокие и средние статистически достоверные показатели. Далее определяли степени внутриуровневых связей и связей с результатами тестов остальных уровней управления прыжком. Анализ 102 парных коэффициентов корреляции показал, что только 43 коэффициента оказались статистически достоверными (р<0,05), отражая среднюю меру связи, и, следовательно, не имеют самостоятельной прогностической значимости. Возникает необходимость в выделении комплексов специфических координационных способностей, имеющих высокую степень взаимосвязей с результатом в прыжке в длину с разбега, которые оказали бы положительное педагогическое воздействие на повышение результативности прыжка. Таблица 1. Соответствие специфических координационных способностей уровням управления движениями прыжка в длину с разбега и тестам (по В. И. Ляху, 1996)
Данный вывод подтверждают высказывания авторов, отмечающих, что специфические координационные способности никогда не проявляются изолированно, а всегда взаимодействуют с другими координационными способностями и часто одновременно с кондиционными, интеллектуальны-ми и волевыми в комплексе (В.И. Лях, 1988, 1991; С.Д. Бойченко, Е.Н. Карасеко, В.В. Леонов, А.Л. Смотрицкий, 2003). Полученные парные коэффициенты корреляции в соответствии с многоуровневой теорией управления двигательными действиями (Н. А. Бернштейн, 1991) были исследованы на предмет определения тесноты взаимосвязи между специфическими координационными способностями ведущего и фоновых уровней управления прыжком в длину. Фоновый уровень (А) представлен тестом "Прыжок с поворотом на максимальное число градусов", определяющим способность к динамическому равновесию, как имеющий самые большие коэффициенты корреляции с результатами тестов фонового уровня (В) и прыжком в длину с разбега. Уровень мышечно-суставных увязок (В) представлен показателями тестов, определяющими способности к кинестетическому дифференцированию и воспроизведению. По временному и силовому параметрам выбран тест "Выпрыгивание с одного шага" (максимальная скорость и сила отталкивания), по пространственному параметру - "Прыжок в длину с места" - 75 % от максимального результата. Эти тесты выбраны, как имеющие самые высокие коэффициенты корреляции с результатом в прыжке в длину. Совместное влияние способностей фоновых уровней (А) и (В) на ведущий уровень пространства С мы определяли с помощью полихорического коэффициента корреляции. Анализируя множественные коэффициенты корреляции, следует отметить, что все полученные в ходе исследования коэффициенты показали высокую степень взаимосвязей с результатом в прыжке в длину с разбега. Наибольшим оказался коэффициент, полученный при анализе совместного влияния способностей на динамическое равновесие и воспроизведение по временному параметру прыжка R = 0,930. Следующими по значимости стали коэффициенты совместного влияния способностей на динамическое равновесие и воспроизведение силового и дифференцированию пространственного параметров прыжка R = 0,821; R = 0,804. Таким образом, нами было определено, что увеличения результата в прыжках в длину можно добиться при помощи педагогического воздействия на выявленные комплексы специфических координационных способностей фоновых уровней управления: способностей к динамическому равновесию, дифференцированию и воспроизведению основных параметров прыжка (временного, силового, пространственного). Причем воздействие на временной параметр должно стать ведущим. Экспериментальное обоснование эффективности методики обучения технике прыжка в длину на основе реализации специфических координационных способностей. Циклические и ациклические локомоции уже в возрасте 10-11 лет представляют собой сложившиеся, достаточно стабильные навыки. Однако их качество, степень рациональности и эффективность оставляют желать лучшего, что подтверждают многие исследователи, отмечая слабую базовую физическую подготовку и недостаточную школу необходимых движений абитуриентов и студентов факультето в физической культуры (А.Н. Петров, 2001; В.Н. Власов, 2002; В.П. Озеров, 2002). Сравнение результатов в прыжке в длину с разбега у студентов 2-го курса факультета физической культуры Уссурийского государственного педагогического института и мастеров спорта показало, что результаты студентов в среднем на 39,9 % хуже. В то же время в прыжке в длину с места их отставание от мастеров спорта выражено меньше и составляет 20 %. Следовательно, скоростно-силовой потенциал студентов на 19,9 % выше их результатов в основном упражнении, что говорит о необходимости в повышении технической эффективности прыжка. Коэффициент технической эффективности (В. П. Озеров, 1983) рассчитывался по формуле: КТЭ = RР - 2RМ где: RР - результат в прыжке в длину с разбега, 2RМ - результат в прыжке в длину с места. Разница коэффициента технической эффективности прыжка в длину мастеров спорта и студентов составила 66,7 %. Результаты данного исследования позволяют говорить о том, что педагогическое воздействие, направленное на развитие специфических координационных способностей, имеющих тесные взаимосвязи с другими двигательными способностями, и повышающее физическую подготовленность студентов в условиях ограниченного времени, отведенного на прохождение учебного материала, менее целесообразно, чем реализация имеющегося на данный момент координационного потенциала. Формированию навыка прыжка в длину с разбега в условиях дефицита учебного времени может помочь разработка методики управления основными параметрами прыжка на основе реализации ведущих специфических координационных способностей. Для управления временным параметром разбега в прыжке в длину мы использовали выполнение разбега с акцентированием на отталкивании без прыжка, дифференцируя интенсивность последних 10 м перед отталкиванием в 93-95 % от максимального результата (бег 10 м с ходу).
Спидограмма выпрыгивания с одного шага до и после эксперимента (студент С-в) Управление ритмом разбега осуществлялось с использованием звукового ритмолидера при выполнении прыжка в длину. Для формирования эффективной ритмо-темповой структуры шагов разбега в прыжках в длину была сделана аудиозапись модельного ритма прыжка. Студенты перед прыжком несколько раз прослушивали модельную ритмо-темповую структуру шагов разбега. Затем выполняли разбег под фонограмму и в заключение без звукового сопровождения. Следует отметить, что до эксперимента только 33,3 % студентов контрольной (КГ) и 40 % экспериментальной (ЭГ) групп выполняли рекомендованную ритмо-темповую структуру разбега. Использование модельного ритма позволило повысить качество ритмовой структуры разбега, что проявилось в большей степени ее реализации - 80 % в ЭГ по сравнению с КГ - 46,6 %. Улучшение темпо-ритмовой структуры разбега в ЭГ произошло вследствие увеличения скорости бега на последних 10 м перед отталкиванием. Управление силовым и временным параметрами отталкивания осуществлялось при помощи выпрыгивания с одного шага (имитация отталкивания) с использованием компьютерно-информационного тренажера. При выборе данного упражнения и разработке для него методических рекомендаций было проведено исследование, в котором приняли участие прыгуны в длину (квалификация - от II разряда до КМС). Спортсмены выполняли упражнение в трех вариантах: 1 - с акцентом на проявлении максимальной силы в отталкивании; 2 - с акцентом на максимальной высоте прыжка и 3 - с акцентом на согласовании движений маховой ноги и рук. Таблица 2. Экспериментальная методика обучения технике прыжка в длину с разбега
Таблица 3. Взаимосвязи скорости перед отталкиванием с результатом прыжка в длину в ходе эксперимента
Результаты анализа характеристик прыжков, полученных на компьютерно-измерительном комплексе, показали, что высота выпрыгивания достоверно лучше при выполнении 3-го варианта. Высота прыжка при выполнении выпрыгивания с одного шага с акцентом на согласовании движений маховой ноги и рук (3-й вариант) увеличила сь на 32,2 % (р < 0,05), причем это увеличение произошло при достоверном уменьшении скорости отталкивания и времени стартовой реакции. Следовательно, концентрация внимания на согласованности движений маховой ноги и рук при выполнении выпрыгивания с одного шага позволяет наиболее эффективно достигнуть цели данного упражнения - максимальной высоты прыжка. По результатам исследования была разработана модель спидограммы выпрыгивания с одного шага. До эксперимента у испытуемых вертикальная скорость отталкивания составила 17,3 % совпадений с модельной спидограммой. После выполнения 5-6 попыток с использованием средств срочной информации кривая спидограммы приблизилась к модели, при этом число совпадений составило 76,4 %. В КГ этот показатель находился на уровне 19,8 %. На рисунке представлена примерная спидограмма выпрыгивания с одного шага до и после эксперимента. Для управления пространственным параметром прыжка использовалась модернизированная методика преодоления рекордного плато (В.П. Озеров, В. М. Михальченко, 1999), суть которой заключалась в построении возрастающих ступенек результата прыжка в длину с разбега начиная с 60 % (10 % за 1 ступеньку). Все вышеперечисленные упражнения дают положительный эффект и, на наш взгляд, могут быть использованы в комплексе для обучения технике прыжка в длину с разбега и ее совершенствования у студентов факультетов физической культуры и спорта (табл. 2). В качестве главного критерия эффективности предлагаемой методики рассматривался результат в прыжках в длину с разбега, его стабильность и динамика в ходе эксперимента. Анализируя динамику результатов прыжков в длину в ходе эксперимента, следует отметить, что она плавно нарастает от занятия к занятию. Увеличение результата в первые два занятия составило по 1,4 %, в последующем прирост снизился до 0,8 и 0,7 %. Средний результат, сохраняя аналогичную динамику, имеет наибольший прирост после 2-го занятия - 1,9 %, далее увеличение результата происходит незначительно - 0,2 и 0,5 %. Как один из критериев эффективности исследуемой методики рассматривалась скорость бега на 10-метровом отрезке перед отталкиванием. Результаты наблюдения динамики скорости на предпоследних (ПрМ) и последних (ПМ) 5 м разбега при демонстрации лучшего и среднего результатов в прыжках в длину в виде оценки ее взаимосвязи с результатом прыжка по дням эксперимента представлены в табл. 3. При анализе показателей скорости разбега до начала эксперимента было зафиксировано нарушение его ритма. В ходе дифференцирования временных параметров разбега (1-е занятие) произошло улучшение его темпо-ритмовой структуры , которая воспроизводилась в каждом последующем занятии до конца эксперимента по лучшему и по среднему результату. Определение эффективности экспериментальной методики осуществлялось путем сравнения межгрупповых начальных и конечных результатов в прыжках в длину по лучшему и среднему показателям, коэффициенту технической эффективности, показателям специальной физической подготовленности студентов ЭГ и КГ. Анализ результатов прыжка в длину с разбега по лучшему и среднему показателям в ЭГ показал более высокие и достоверные темпы прироста, чем в КГ (р < 0,05). Коэффициент технической эффективности в ЭГ оказался выше, чем в КГ, на 48,8%. Это свидетельствует о том, что экспериментальная методика обучения технике прыжка в длину достоверно ее увеличивает, не повышая уровня специальной физической подготовленности. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|