Abstract TRAINING OF PEDAGOGICAL STAFF AT FACULTIES OF PHYSICAL CULTURE AT INSTRUCTION BY CORRESPONDENCE I.V. Kulishenko, Ph. D. The Moscow state regional university, Moscow Key words: State educational standard of higher vocational education, instruction by correspondence, curriculum, blocks of educational subjects. The training of teachers of physical culture without the isolation from their job takes an important place in the system of higher pedagogical education: in Russia about 45 % of teachers get the higher pedagogical education at instruction by correspondence branches of higher educational institutions of the country. The existing forms of training specialists with the higher sports education become ineffective and do not provide in full measure the needs of a modern comprehensive school for highly skilled staff in the field of physical culture and sports. The author has carried out a research on the question of optimization of educational process at the instruction by correspondence on the faculties of physical culture the results of which are presented in the article.
|
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НА ФАКУЛЬТЕТАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ Кандидат
педагогических наук И. В. Кулишенко Ключевые слова: Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, заочное обучение, учебный план, блоки учебных дисциплин. Эффективность подготовки специалистов по физической культуре и спорту в значительной мере определяется качеством учебного процесса, который должен заложить достаточно высокий уровень базовой подготовки, сформировать профессиональные педагогические умения и навыки, содействовать профессиональному росту, а также совершенствованию личности специалиста в области физической культуры и спорта. В настоящее время все более актуальной становится проблема подготовки квалифицированных педагогических кадров. Подготовка педагогов по физической культуре без отрыва от производства занимает важное место в системе высшего педагогического образования: в России около 45 % учителей получают высшее педагогическое образование на заочных отделениях высших учебных заведений страны. Существующие формы подготовки специалистов с высшим физкультурным образованием становятся малоэффективными и не в полной мере обеспечивают потребности современной общеобразовательной школы в высококвалифицированны х кадрах в области физической культуры и спорта. Известно, что заочное педагогическое образование в России берет свое начало в конце 20-х - начале 30-х гг. 20-го столетия. В марте 1927 г. было принято решение о развертывании заочного обучения в системе повышения квалификации учителей. Основной формой работы являлось выполнение заочниками заданий с последующим их рецензированием и возвращением обучаемому по почте. В начале 50-х гг. был создан Московский государственный заочный педагогический институт, который выполнял функции республиканского центра по высшему заочному педагогическому образованию: изучение и обобщение опыта работы на заочных отделениях педвузов; развитие методических принципов заочного педагогического образования и на этой основе разработка и издание учебных пособий для заочников. К середине 80-х гг. определились основные типы учебных и методических пособий для заочных отделений педагогических вузов, которые включали в себя: методические указания к учебным программам, учебные пособия типа "Вуз на дому", указания к контрольным и курсовым работам, практикумы. В настоящее время выявлены преимущества подготовки специалистов при заочной форме обучения, сущность которых составляют: сознательный выбор профессии; высокий уровень социальной зрелости студентов; заинтересованность студентов-заочников в обучении; использование практического опыта работы; наличие непосредственной связи между теорией и практикой. Рост студентов, обучающихся заочно, происходит за счет введения новых нетрадиционных типов высших учебных заведений, ориентированных на обучение по заочной форме. Развитие заочного образования связано с широким использованием компьютеров в учебном процессе, созданием банков научной информации. Характеристика процесса подготовки педагогов по физической культуре в различных странах мира
Цель дистанционного образования (д/о) - предоставление равных возможностей широким кругам населения в любых районах страны и за ее пределами, а также уровня образования за счет использования образовательного потенциала ведущих образовательных учреждений. Внедрение системы д/о, позволяющей повысить уровень образованности населения, реализовать его потребности в образовательных услугах, удовлетворить потребность в качественно подготовленных специалистах, является новой формой заочного обучения, обеспечивающей применение информационных технологий в области получения образовательных услуг. Высшие учебные заведения мира пересматривают свои структуры, учебные планы и программы, формы и методы обучения. Программа обучения в них включает в себя: вступительный курс; широкий набор дисциплин, курсы специализации. Каждая страна имеет свои национальные особенности, однако можно выделить определенное сходство в процессе подготовки специалистов по физической культуре и спорту, которое заключается в следующем: - Общая структура построения учебных планов состоит из блоков учебных дисциплин, которые дифференцируются по времени, отводимому на ее изучение, срокам прохождения учебного материала и содержанию. - Каждый блок учебного плана состоит из определенного набора схожих дисциплин. Выделяются следующие блоки: биологические и естественные науки, науки о воспитании и преподавании, различные формы физической и спортивной активности, общественные и гуманитарные науки, научная работа и курсы по выбору, а также специализация. - Одинаковые сроки подготовки специалистов по физической культуре и спорту. В основном учебные планы ориентированы на четырехлетний срок обучения при очной форме и пятилетний срок обучения при заочной. - Блок естественных и биологических дисциплин, гуманитарные науки и педагогика физического воспитания представлены в равных долях. Отмечена тенденция к сокращению программы по курсу физического воспитания до 1500 ч, а оставшееся время используется для овладения другой специальностью, для чего учебные планы европейских стран предусматривают факультативные занятия или различные специализации по выбору студентов (см. таблицу).
Рис. 1. Формы неочного обучения студентов (термин "неочная" форма обучения включает в себя заочную и очно-заочную формы обучения)
Рис. 2. Оптимальные сроки неочного обучения
Рис. 3. Объем учебной нагрузки при неочной форме обучения
Рис. 4. Содержание учебного плана: 1- все дисциплины очного обучения, 2 - усилить федеральный компонент, 3 - объединить часть дисциплин, 4 - затруднились ответить Подготовка физкультурных кадров в России на факультетах физической культуры (ФФК) при очной форме обучения строится в соответствии с социальным заказом общества, отраженным в Государственном образовательном стандарте по специальности 033100 - "Физическая культура", квалификация - педагог по физической культуре. Учебный план подготовки педагога по физической культуре включает в себя следующие блоки учебных дисциплин (часы аудиторные): Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины - 953 ч; общие математические и естественно-научные дисциплины (ЕН) - 200 ч; общепрофессиональные дисциплины (ОПД) - 800 ч; дисциплины предметной подготовки (ДПП) - 2721 ч; дисциплины специализации (ДС) - 250 ч; факультатив (ФТД) - 450 ч. Допускаемое расхождение учебного плана с Государственным образовательным стандартом - в пределах 5 % в зависимости от региональных особенностей, материально-технического оснащения и профессорско-преподавательского состава вуза. Подготовка студентов по заочной форме обучения также строится на основании ГОС ВПО и нормативных документов Министерства образования РФ. Состав и структура учебного плана отражают: перечень дисциплин; виды учебной работы; общий объем работы студентов с разделением на работу с преподавателем в форме аудиторных занятий и самостоятельную работу; распределение дисциплин и видов учебной работы по семестрам, где указан объем в часах; формы итогового контроля знаний студентов; различные виды практик; Государственную итоговую аттестацию, включающую в себя защиту выпускной квалификационной (дипломной) работы и комплексный экзамен по специальности на основе теории и методики физического воспитания и спорта, педагогического физкультурно-спортивного совершенствования и базовых физкультурно -спортивных дисциплин. Нами было проведено исследование по вопросу оптимизации учебного процесса при заочном обучении на ФФК.
Рис. 5. Введение дополнительной специально сти в учебный план студентов неочного обучения
Рис. 6. Введение специализации в учебный план студентов неочного обучения
Рис.7. Значимость блоков учебных дисциплин Анкетирование респондентов дало следующие результаты: - Наибольшее предпочтение опрашиваемые отдали очно-заочной форме обучения (с посещением вуза не реже 1-2 раз в неделю) - 65 %; заочной форме обучения (изучение материала только на сессиях и самостоятельно) - 32 %; затруднились ответить - 3 %; вечерней форме обучения - 0 % (рис. 1). - Наиболее оптимальными сроками неочного обучения студентов, по мнению опрашиваемых, является обучение в течение 6 лет - 15 %, 5 лет - 67 %; 5,5 года - 15 %; затруднились ответить - 3 % опрашиваемых (рис. 2). - По мнению деканов ФФК педагогических вузов России объем учебной нагрузки при заочной форме обучения, предусмотренный ГОС ВПО, должен быть большим - 61 %; является достаточным - 36 %; затруднились ответить - 3 %; должен быть меньшим - 0 %. Результаты обработки данных анкетного материала и содержание учебного плана представлены на рис. 3 и 4. На рис. 5 представлены результаты анкетирования деканов ФФК высших учебных заведений России по вопросу необходимости введения дополнительной специальности в учебный план заочного отделения. Результаты анкетного опроса позволили сделать следующие выводы: посчитали необходимым введение дополнительной специальности - 27 % опрашиваемых, отрицали необходимость включения дополнительной специальности - 61 %, затруднились ответить - 12 %. Вместе с тем введение специализации в учебный план заочного обучения считают важным - 58 %, не считают важным - 36 %, затруднились ответить - 6 % опрашиваемых (рис. 6). Параллельно с этим нами были проведены интервьюирование и анкетирование студентов, обучающихся на ФФК МПУ (ныне МГОУ) по заочной форме обучения. Целью данного этапа было выявление отношения студентов-заочников к процессу подготовки специалистов по физической культуре и спорту при заочной форме обучения, степень значимости для них циклов дисциплин, а также значимость каждой дисциплины в каждом из блоков. В исследовании приняли участие 145 студентов-заочников выпускных курсов. Результаты исследования представлены на рис. 7. Таким образом, повысить эффективность заочной формы обучения возможно по двум направлениям: 1 - если условия вуза позволяют, организовать очно-заочную форму обучения (т. е. когда студенты посещают вуз 1-2 раза в неделю и на экзаменационных сессиях), при которой объем учебного времени увеличивается до 30-40 % от объема аудиторных часов учебного плана очного отделения. 2 - часть дисциплин учебного плана, которые не требуют присутствия преподавателя, изучать в виде дистанционно го обучения, что позволит высвободить аудиторное время для дисциплин двигательной подготовки. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|