Abstract INNOVATIONAL PROSPECTS OF TRAINING TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE IN SYSTEM OF HIGHER PROFESSIONAL SPORTS EDUCATION Yu.D. Zheleznyak, Dr. Hab., professor The Moscow state regional university, Moscow Key words: professionalism, professional and general sports education, State educational standard, professional preparedness, teaching and methodical maintenance of training, quality of teaching. From the middle of 90's of the 20-th century the professional sports education in Russia is carried out on the basis of the state educational standards of higher vocational education on each specialty (professionally qualified specialist) and direction (bachelor, magistracy) and secondary (colleges). The author offers the ways of substantiation of the methodology, theoretical and methodological approaches to interrelations of the higher and secondary professional sports education (high schools, colleges, schools of Olympic reserve) and physical training of the youth (comprehensive school, college, universities).
|
ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Доктор
педагогических наук, профессор Ю. Д. Железняк Ключевые слова: профессионализм, профессиональное и общее физкультурное образование, Государственный образовательный стандарт, профессиональная готовность, учебно-методическое обеспечение подготовки, качество обучения. Образование как явление во всем своем многообразии в современном мире играет важную роль в жизни общества, в его прогрессивных трансформациях. Образование - наиболее эффективный путь формирования профессионализма, а высокий профессионализм, особенно суперпрофессионализм, является залогом успешности в социально значимых видах деятельности человека, прежде всего за счет творческих, инновационных подходов, в том числе и в самом образовании, т.е. тех, кто его осуществляет. Профессионализм признается одним из показателей цивилизованности общества. С позиций науки акмеологии профессионализм предполагает глубокие знания в конкретной области деятельности, нестандартное владение умениями, сильную и устойчивую мотивационно-эмоциональную заряженность на достижение высокого результата, необходимое здоровье, развитие необходимых способностей, нравственную воспитанность личности (превращение общечеловеческих ценностей в собственную ценность). С системных позиций профессионализм включает: профессионализм деятельности и личности; нормативную регуляцию; мотивацию на саморазвитие и профессиональные достижения; рефлексивную самоорганизацию; творческий и инновационный потенциал личности; должный уровень здоровья, физических и психических кондиций. Эти положения распространяются на все виды человеческой деятельности. Первооснову успешности образования, профессионализации и становления профессионализма составляет должный уровень жизнедеятельности человека, уровень его здоровья, физических и психических кондиций. В этом огромное значение имеет система физического воспитания и спорта, охватывающая все категории населения - с момента рождения и на протяжении всей жизни как здоровых, так и нуждающихся в укреплении здоровья, физической и социальной реабилитации; а также образование, труд, быт досуг, отдых, лечение; спорт высших достижений и массовый (для всех). Организованная, научно обоснованная, методически и материально оснащенная система физического воспитания и спорта должна "результировать" не только в период ее функционирования, например в образовательных учреждениях общего и профессионального образования, но и за счет сформированной физической активности, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями в сочетании с оздоровительными мероприятиями в течение всей жизни, что находит отражение в здоровом образе, стиле жизни. На это направлены нормативные документы по увеличению количества уроков физической культуры в общеобразовательных школах, в системе начального профессионального образования - до 3-4 в неделю, обязательных физкультурно -спортивных занятий для студентов - до 408 ч. Эффективность системы физического воспитания и спорта, в свою очередь, существенно зависит от уровня профессионализма "обслуживающих ее специалистов, ведь направленное воздействие двигательной деятельности на обучающихся может быть как положительным, так и отрицательным (чем опасен непрофессионализм в этой области). Соотношение времени по компонентам ГОС ВПО и блокам дисциплин, часы. %
* - ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ЕН - общие математические и естественно-научные дисциплины; ОПД — общепрофессиональные дисциплины; ДПП - дисциплины предметной подготовки: ФДП — факультативы С середины 90-х гг. 20-го столетия профессиональное физкультурное образование осуществляется на основании государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по каждой специальности (дипломированный специалист) и направлению (бакалавриат, магистратура) и среднего (колледжи). О структуре профессионального физкультурного образования в новых условиях см. нашу статью в ТиП ФК, 2002, № 5. Физкультурное образование подразделяется на общее и профессиональное (специальное). Общее во многом служит основой для профессионального. В общем физкультурном образовании выделяют дошкольное, начальное среднее, неполное среднее, полное среднее; среднее и высшее - в нефизкультурных колледжах и вузах. В профессиональном физкультурном образовании выделяют начальное, среднее, высшее и послевузовское профессиональное образование. В общем и профессиональном образовании имеют место связи и преемственность между их уровнями, взаимосвязаны также между собой общее и профессиональное физкультурное образование. На подготовку физкультурно-спортивных кадров для работы в образовательных учреждениях ориентирован Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 033100 - "Физическая культура", квалификация - педагог по физической культуре. В квалификационной характеристике выпускника сказано, что выпускник, получивший квалификацию педагога по физической культуре, подготовлен к выполнению основных видов профессиональной деятельности педагога по физической культуре, решению типовых профессиональных задач в учреждениях сферы образования. Виды его профессиональной деятельности: учебно-воспитательная; социально-педагогическая; культурно-просветительная; научно-методическая; организационно-управленческая; физкультурно-спортивная; оздоровительно-рекреативная. По специальности
033100 подготовку педагогов по
физической культуре ведут около
100 вузов. Интерес к этой
специальности достаточно высок: за
период 2000 - 2005 гг. эта
специальность открыта в
5 государственных и
19 педагогических университетах;
в 6 педагогических институтах; в
двух негосударственных вузах -
Институте физической культуры и
спорта в Москве и Олимпийском Впервые в сфере физического воспитания и спорта для высшего профессионального физкультурного образования в издательстве "Флинта" был издан "Учебно-методический комплект по специальности 033100", содержание которого составили: ГОС ВПО, учебный план и программы по дисциплинам циклов ГСЭ, ЕН, ОПД, ДПП. В издательском центре "Академия" была создана программа "Физическая культура и спорт" (руководитель - профессор Ю. Д. Железняк), в соответствии с которой были изданы учебники и учебные пособия по дисциплинам предметной подготовки и общепрофессиональным дисциплинам по специальности 033100 - "Физическая культура", квалификация - педагог по физической культуре. В разработке программ и подготовке учебников и учебных пособий к ним принимали участие известные специалисты вузов, осуществляющих высшее профессиональное физкультурное образование. Это академики РАО В. В. Кузин, Ю. М. Портнов; доктора наук, профессора: И. М. Бутин, Я. С. Вайнбаум, А. Д. Викулов, Ю. Д. Железняк, В. С. Левин, Л. И. Лубышева, О. В. Матыцин, В. М. Минбулатов, Л. Д. Назаренко, Н. Д. Овчинников, П. К. Петров, Г. И. Попов, В. П. Савин, С. Г. Сейранов, Ю. И. Смирнов, Ж. К. Холодов; кандидаты наук, профессора: Б. Р. Голощапов, М. Л. Журавин, М. Е. Кутепов, М. М. Полевщиков. В число авторов входили также 16 кандидатов наук, доцентов. Введение Государственного стандарта общего образования предусматривает увеличение обязательных занятий по физической культуре, массовый охват обучающихся внеклассными формами, система дополнительного образования требует подготовки педагогов по физической культуре, способных на должном профессиональном уровне решать поставленные задачи. Всего по ГОС ВПО 033100 предусмотрен объем работы студентов в количестве 8884 ч, из них 5124 ч аудиторных (с преподавателем) и 3760 ч - самостоятельно. В таблице показано распределение времени Государственного стандарта. Основная образовательная программа подготовки педагога по физической культуре состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин регионально -национального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле содержательно дополняют дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла. Из общего количества аудиторных часов 88 % приходится на федеральный компонент, 12 % на регионально-национальный (вузовский) и дисциплины по выбору студента. Содержание федерального компонента обязательно для выполнения каждым вузом, содержание регионально-национального компонента и по выбору студента определяется вузом с учетом условий и потребности региона, возможностей вуза. В федеральном компоненте половина времени отводится на дисциплины ДПП, треть - дисциплины ГСЭ, ЕН, ОПД (см. табл.). При этом следует отметить, что в блоке ГСЭ дисциплина "физическая культура" в объеме 408 аудиторных часов реализуется в составе ДПП - "базовые и новые физкультурно-спортивные виды"; в блоке ОПД "теория и методика преподавания физической культуры"; "анатомия"; "физиология" считаются "своими" для педагога по физической культуре. Объем времени на "специальные дисциплины" превышает 3000 ч. Здесь уместно вспомнить "хорошо забытое старое": на факультетах физического воспитания (в дальнейшем физической культуры) с момента их основания (1946 г.) в учебный план входил факультатив "Повышение спортивного мастерства" (ПСМ) на всех четырех курсах. "Факультативность" и направленность на спортивную подготовку (выполнение разряда) сужали его возможности в плане обучения профессиональным умениям учителя физической культуры. С 1985 г. в учебный план включается дисциплина "спортивно-педагогическое совершенствование" (СПС), а ПСМ преобразуется в факультатив "Профессиональная физическая подготовка учителя физической культуры" (ПФП). При введении ГОС ВПО в учебный план включена дисциплина "педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование" (ПФСС). К сожалению, при введении ГОС ВПО факультатив ПФП не был включен в учебный план, 450 факультативных часов предназначались для военной кафедры. В настоящее время целесообразно возродить факультатив ПФП в вузах, осуществляющих подготовку по специальности 033100 и не имеющих военных кафедр. Это особенно важно, учитывая, что в последние годы уровень физической подготовленности выпускников школ, поступающих на ФФК, более низкий по сравнению с предыдущими годами. Дисциплина ПФСС открывает широкие возможности для повышения уровня профессиональной готовности выпускников, она предусматривает решение двух задач: первая - раскрыть технологию труда педагога по физической культуре, тренера по виду спорта; вторая - освоить основы техники и тактики избранного вида спорта и обеспечить достаточный уровень спортивной подготовленности. Группы ПФСС формируются на основе базовых физкультурно-спортивных видов, включенных в учебный план. В этом случае 430 ч можно объединить с часами, отведенными на избранный вид, например гимнастику - 170 ч. К этому можно добавить 250 ч специализации, например "спортивная подготовка" (квалификация - тренер по виду спорта). Здесь можно совместить эти дисциплины и стоящие перед ними задачи, так как они решаются на одной предметной основе (вид спорта) и их "стрелы целей" направлены на качество и уровень профессиональной готовности выпускника. При этом можно удачно согласовывать программный материал на образовательном пространстве по семестрам: ПФСС изучается с 1-го по 5-й курс, базовый вид - на первых годах, а специализация - ближе к старшим курсам. При таком количестве аудиторных часов создаются благоприятные условия для решения учебно-воспитательных и спортивных задач. Успешная работа по ПФСС, специализации "спортивная подготовка", особенно при их объединении, требует достаточно высокого уровня профессионализма профессорско-преподавательского состава. При невысоком уровне профессионализма преподавателей кафедры нередко идут по пути разделения часов, отведенных на ДС и ПФСС, между базовыми физкультурно-спортивными видами (гимнастика, спортивные игры, легкая атлетика, плавание, лыжный спорт), лишь формально сохраняя рамки ПФСС. Практика показывает, что дисциплина ПФСС требует преподавателя новой формации с хорошей научно-методической и спортивной подготовкой: человек, имеющий научную степень или звание, но не знающий изнутри спортивную жизнь (тренировку, соревнования), не сможет эффективно вести курс ПФСС. Однако и мастер спорта или кандидат в мастера, не имеющий научной или методической подготовки, не сможет в полной мере вооружить обучающихся профессиональными знаниями, умениями и навыками. Еще в большей мере это касается дисциплин специализации "спортивная подготовка". Ознакомление с опытом реализации возможностей ГОС ВПО 033100 - "Физическая культура" показывает, что не везде еще рационально используют 408 ч аудиторной работы в блоке ГСЭ, дисциплина "Физическая культура". Эти часы используются в дополнение к дисциплине "Базовые и новые физкультурно-спортивные виды". К базовым относятся курсы: "Гимнастика", "Спортивные игры", "Легкая атлетика", "Лыжный спорт", "Плавание", "Подвижные игры", "Туризм"; все другие курсы считаются новыми по отношению к традиционным, базовым. По дисциплине "Физическая культура" не предусмотрены часы на самостоятельную подготовку студентов, поэтому они частично заимствованы из объема часов базовых курсов. Все 408 ч используются для изучения базовых курсов, при этом ФФК и кафедры по своему усмотрению планируют работу так, чтобы полностью "вложить" в них те или иные курсы. Примерные варианты: первый - спортивные игры, подвижные игры, туризм; второй - спортивные игры, плавание; третий - гимнастика, легкая атлетика, плавание. Надо помнить, что дисциплину нельзя переносить из блока ГСЭ в блок ДПП, нельзя дробить дисциплины между этими блоками. По такому же принципу распределяются новые физкультурно-спортивные виды. Некоторые факультеты (институты) физической культуры планируют учебный процесс на основе программы "Физическая культура" (2000 г.) для кафедр физического воспитания нефизкультурных вузов. Это не соответствует установкам ГОС ВПО.
"Ядро" обеспечения системой профессиональных умений и навыков будущих педагогов по физической культуре и спорту Сочетание дисциплин ПФСС и специализации "спортивная подготовка" создает условия для подготовки тренеров по виду спорта, многие воспитанники ФФК стали квалифицированными тренерами (автор статьи - выпускник факультета - заслуженный тренер России и СССР). Этот канал для подготовки тренеров используется еще слабо, а проблема тренеров в стране весьма актуальна. Глубокий профессиональный подход к вопросам реализации ГОС ВПО 033100 открывает широкие возможности повышения качества учебно-воспитательного процесса, спортивной подготовки, достижения высокого уровня профессиональной готовности выпускников вузов, готовящих специалистов по этой специальности. На рисунке представлен состав учебных дисциплин, главным образом обеспечивающих профессиональную готовность студентов. Основную роль в этом играют дисциплины ТМФВС и ПФСС, тесно примыкающие к ним базовые физкультурно -спортивные виды и теория и методика обучения предмету "физическая культура", а также дисциплины специализации и основ научно-методической деятельности. На этой основе формируются требования и материалы государственной аттестации - выпускные (дипломные) квалификационные работы и государственные экзамены. Все другие дисциплины интегрально взаимодействуют с названными дисциплинами и между собой, в конечном счете внося свой вклад в содержание профессиональной готовности выпускника. Введение Государственного стандарта общего образования ставит новые задачи перед вузами, осуществляющими подготовку педагогов по физической культуре по специальности 033100, решение которых во многом зависит от научных исследований в системе профессионального общего и физкультурного образования. На кафедре ТМФВС МГОУ в период 2000 - 2005 гг. исследования проводились по теме "Подготовка специалистов физической культуры и спорта в системе педагогиче пособия и учебники. В этот же период кафедра проводила работу по программе экспериментальной площадки по физической культуре на базе школы № 609 г. Зеленограда. Разработаны учебные программы по физической культуре при четырех уроках в начальной школе (1-4-е классы) и трех уроках в основной школе (5-9-е классы). На период 2005 - 2009 гг. определена тема "Интеграция содержания профессионального высшего и общего среднего физкультурного образования в государственных образовательных учреждениях", регистрационный № 01200505899 (30.08.2005 г.). Цель работы: обосновать методологию, теоретические и методические подходы к взаимосвязям высшего и среднего профессионального физкультурного образования (вузы, колледжи, училища олимпийского резерва) и физического воспитания учащейся молодежи (общеобразовательная школа, колледж, вузы). На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |