СПОРТ И ЗДОРОВЬЕ


Abstract

MODEL OF CARRYING OUT COMPETITIONS OF IMPROVING ORIENTATION (ON EXAMPLE OF BOXERS-BEGINNERS)

V.V. Kim, Dr. Hab., professor

G.S. Kham, R.Kh. Aminov, Ph. D., associate professors

R.R. Yusupov, Post-graduate student

The Russian state professional-pedagogical university, Ekaterinburg

Far East state university of means of communication, Vladivostok

The Chelyabinsk institute of means of communication, Chelyabinsk

The Surgut state university, Surgut

Key words: boxing, improving technologies, boxers-beginners, competitions.

The purpose of the research was to show the efficiency of the organization and carrying out competitions of the improving orientation on the example of young male boxers-beginners.

The authors have developed the model of the organization of occupations and carrying out competitions of boxers, the main aim of which is health preservation of children and teenagers. Thus all the components of the model, such as educational-training and competitive occupations, estimation of specific influences of a duel on a ring, are directed to the improvement of the boxers health. The block of control and correction provides the stability and integrity of the general process of training and competitions.


МОДЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ БОКСЕРОВ-НОВИЧКОВ)

Доктор педагогических наук, профессор В. В. Ким
Кандидаты педагогических наук, доценты Г. С. Хам, Р. Х. Аминов
Аспирант Р. Р. Юсупов

Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург
Дальневосточный государственный университет путей сообщения, Владивосток
Челябинский институт путей сообщения, Челябинск
Сургутский государственный университет, Сургут

Ключевые слова: бокс, оздоровительные технологии, боксеры-новички, состязания.

Современный спорт, особенно на этапе спортивного совершенствования, имеет четко обозначенные границы профессиональной деятельности. Большой профессиональный спорт стал источником травм, болезней, отклонений в состоянии здоровья [7 -9].

В то же время надо подчеркнуть, что в массовой физической культуре и в образовательных программах по физическому воспитанию детей, школьников, студентов материалы программ подготовки спортсменов-разрядников, как правило, просто переносятся в содержание программного обеспечения учебного процесса общеобразовательных школ и вузов. Исследования, проведенные в боксе [1, 11, 20] и борьбе дзюдо [13] с детьми, в волейболе - со студентами [4], показали, что спортизация тренировки вызывает негативные изменения, которые сказываются на здоровье занимающихся, что большие физические нагрузки неприемлемы для оздоровительных занятий [3, 6, 10, 15, 18, 19, 21].

Другая сторона спорта - организация и проведение соревнований, без которых невозможна спортивная деятельность человека.Олимпийский лозунг "Быстрее, выше, сильнее!" еще раз подчеркивает профессиональную направленность спорта, где здоровье человека может быть серьезно подорвано большими тренировочными нагрузками. В такой ситуации соревновательная деятельность при стремлении к высоким результатам также может являться главной причиной травм и заболеваний, в силу того что спортсмен подвержен предельным для организма механическим нагрузкам [7 - 9, 14, 16, 22, 23].

Необходимо отметить и нравственную сторону влияния спортивной деятельности на человека. Исследования, проведенные в разное время и в разных странах [19], показывают, что активные регулярные занятия спортом не повышают, а снижают ориентацию на нравственное поведение в спорте. Спортивная подготовка, ориентированная на узкую специализацию в определенном виде спорта, стимулирует насилие, агрессивное поведение, проявление национализма. У спортсменов развивается желание любой ценой - даже за счет здоровья, одностороннего развития, нарушения нравственных принципов - добиться победы, продемонстрировать свое превосходство перед другими, что приводит к обеднению их духовного мира [2, 4, 14, 19].

Возникает необходимость в разработке программно-методического обеспечения для организации и проведения соревнований с оздоровительной направленностью. В качестве экспериментальной модели мы выбрали бокс, так как никакой другой вид спорта не отличается таким стремлением - победить путем нанесения сопернику травмы. При этом в боксе не разработаны и научно не обоснованы положения о проведении начальной стадии организации соревнований, система и допуск боксеров-новичков, классификация, правила различных соревнований, имеющих оздоровительную направленность.

Суть нашего подхода - во внедрении модели соревнований по боксу, в которой исключаются удары по голове спортсменов, а больше внимания уделяется общефизической подготовке, специальным упражнениям самозащиты на основе бокса. Предлагаемые тренировочные занятия и турниры имеют воспитательный, познавательный, развивающий и оздоровительный эффекты, учитывающие интересы участников.

Цель исследования - показать эффективность организации и проведения соревнований с оздоровительной направленностью на примере начинающих боксеров-юношей.

Нами разработана модель организации занятий и проведения соревнований боксеров (рис. 1), главная цель которой - сохранение здоровья детей и подростков. При этом все составляющие модели: учебно-тренировочные и соревновательные занятия, оценка специфических воздействий поединка на ринге - направлены на улучшение здоровья занимающихся. Блок контроля и коррекции обеспечивает устойчивость и целостность общего процесса тренировки и соревнований.

В предложенной модели весь цикл учебно-тренировочного и соревновательного процессов должен иметь только оздоровительную направленность, а именно: сохранение и укрепление здоровья занимающихся (применение адекватных физических нагрузок, использование разнообразных средств и методов физической культуры и спорта для полноценного развития); гармоничное развитие; формирование здорового стиля жизни (овладение знаниями, умениями и навыками); создание условий для творческого саморазвития (способствовать познанию себя и окружающих); программа соревнований строится так, что от участников требуется не узкая специализация в одном виде спорта, а многосторонние способности; при определении победителей учитываются как спортивные, культурные, интеллектуальные, так и эстетические и нравственные аспекты поведения участников.

Такая система проведения соревнований позволяет не только выявить уровень подготовленности участника, но и способствует формированию физической культуры личности, создает предпосылки овладения знаниями о здоровом образе жизни, а также стимулирует проявление детьми и подростками физкультурно-спортивной активности.

В этом просматривается принципиально новый подход к организации соревнований, в основе которого - максимальное, ничем не ограниченное вовлечение детей в спортивно-оздоровительное движение независимо от их двигательной одаренности и состояния здоровья.

На разных этапах в исследовании приняли участие 39 боксеров-новичков 12-14 лет экспериментальной группы (ЭГ), у которых для оценки последствий ударов по голове в процессе тренировки была исследована тактильная чувствительность кожи лица, не защищенная боксерским шлемом. Для боксеров-новичков ЭГ программа занятий составлялась таким образом, чтобы исключить удары по голове. 24 юноши контрольной группы (КГ) соответствующего возраста тренировалась по общепринятой методике под руководством другого тренера.

Тактильная чувствительность регистрировалась до тренировки и после нее 1 раз в месяц на протяжении года занятий. Чувствительность участков кожи лица регистрировалась на лбу в области переносицы между надбровными дугами, на щеке в области скул, на кончике носа, переносице, подбородке следующим образом. Испытуемый ложился на кушетку и закрывал глаза, а экспериментатор обеими ножками циркуля одновременно и равномерно прикасался к заданным участкам кожи лица. Расстояние между ножками (в миллиметрах), которое характеризовало тактильную чувствительность в данном месте кожи лица спортсмена, постепенно уменьшалось, а юноша должен был сказать, когда из двух ножек циркуля он ощущает только одну. Исследования показали, что содержание тренировочного занятия влияет на тактильную чувствительность кожи лица новичков. В табл. 1 представлены ее средние данные до и после тренировки различной интенсивности. Показано, что оздоровительная тренировка с низкой интенсивностью (ЧСС до 170 уд/мин) достоверно изменяет чувствительность кожи. Занятия без ограничения интенсивности, где ЧСС боксеров может достигать 200 уд/мин и более, с использованием эстафет, скоростного бега, специальных упражнений в парах, также приводят к существенному снижению тактильной чувствительности кожи лица спортсменов-новичков (см. табл. 1).

Продолжительность восстановительного периода до исходного состояния при различной интенсивности занятий также различна. Так, чувствительности кожи лица при оздоровительной тренировке приходит в норму через 24 ч отдыха, а при интенсивной тренировке даже через 48 ч часть участков кожи лица (на лбу, подбородке и щеке) не приходят к исходному уровню (см. табл. 1).

По нашему мнению, специалистам и тренерам необходимо учитывать направленность тренировочного процесса (оздоровительная или профессиональная), поскольку интенсивная специальная тренировка вызывает достоверно больший адаптивный сдвиг, чем оздоровительные занятия спортсменов.

В табл. 2 представлены средние данные чувствительности кожи лица спортсменов при 2- и 3-разовых тренировочных занятиях в неделю. Исследования показали, что чем больше тренируется спортсмен, тем выше у него адаптивные сдвиги в организме, которые можно проследить по изменениям чувствительности кожи лица. При 2-разовых оздоровительных занятиях в неделю чувствительность кожи лица боксеров-новичков статистически достоверно не изменяется, при 3-разовой специальной тренировке в неделю тактильная чувствительность кожи лица уже через месяц занятий достоверно понижается (см. табл. 2). По нашему мнению, чем больше было ударов в голову, тем больше кожа лица спортсменов теряет свою чувствительность. Данные табл. 1 и 2 указывают на необходимость учета направленности тренировочного процесса, чтобы обеспечить оптимальный уровень адаптации организма новичков.

Рис. 1. Модель организации учебно-тренировоч ного и соревновательного процессов боксеров-юно шей с оздоровительной направленностью

С учетом полученного в исследовании материала тренировочный процесс начинающих боксеров был спланирован таким образом, чтобы обеспечить оздоровительную направленность занятий, исключающих удары в голову.

На начальном этапе боксеры-новички были разделены на условные группы - оздоровительную (в которую вошли юноши со сравнительно высоким уровнем физической подготовленности) и сберегающую (новички со средним и низким уровнями физической подготовленности).

В первый месяц все боксеры ЭГ тренировались 2 раза в неделю, а затем новички оздоровительной группы стали заниматься 3 раза в неделю; вторая (сберегающая) группа до трех месяцев тренировалась 2 раза в неделю, чтобы обеспечить реализацию принципа постепенности и последовательности, а затем - 3 раза в неделю.

В обеих группах тренировка со специальной направленностью чередовалась с оздоровительными занятиями, причем интенсивность упражнений по ЧСС не превышала 170 уд/мин.

Для проведения педагогического эксперимента была разработана программа занятий, отличие которой от известных состоит в усовершенствовании соревновательной части - организации и проведении оздоровительных соревнований. Их программа спланирована так, что не только укрепляется здоровье занимающихся, но и повышаются мотивация, интерес и стремление к занятиям боксом, как основе самозащиты человека.

В предлагаемой нами программе занятий начинающих боксеров предложена усовершенствованная классификация соревнований, где подчеркнута их оздоровительная направленность, при которой полностью исключаются удары в голову, появление травм и повреждений у спортсменов.

Таблица 1. Средние данные тактильной чувствительности различных участков кожи лица 17 боксеров-новичков до и после тренировки с различной интенсивностью

Время измерений

Чувствительность участков кожи лица, мм

лоб

кончик носа

переносица

подбородок

щека в области скулы

Оздоровительные занятия при ЧСС до 170 уд/мин

До занятий

11,4±0,5

10,6±0,9

12,2±1,4

15,2±0,1

16,1±0,6

После тренировки

16,1±1,4*

15,6±1,3*

16,2±1,9*

18,5±0,8*

19,5±0,9*

Через 24 ч

11,0±0,7

11,4±0,3

11,8±0,6

15,6±0,2

14,4±0,5

Через 48 ч

-

-

-

-

-

Интенсивная тренировка при ЧСС до 200 уд/мин и более

До занятий

12,5±0,6

13,4±0,8

14,1±0,3

15,3±1,1

16,6±0,8

После тренировки

20,6±1,1*

18,6±0,6*'

19,9±0,5'

22,4±0,7*

20,1±0,2*'

Через 24 ч

15,2±0,9*

16,4±0,9*

16,9±1,3'

19,6±0,3*

18,9±0,8*

Через 48 ч

14,6±0,4*

14,6±1,3

14,7±0,8

17,9±0,9*

18,1±1,4*

* — здесь и в табл. 2 и 3 статистически достоверные (р=0,05) изменения показателей по сравнению с исходными данными.

Таблица 2. Средние данные тактильной чувствительности различных участков кожи лица боксеров-новичков при 2- и 3-разовых тренировочных занятиях в неделю

Бремя измерений

Чувствительность участков кожи лица, мм

лоб

кончик носа

переносица

подбородок

щека в области скупы

При занятиях 2 раза в неделю (11 чел.)

До занятий

12,8±0,4

12,3±0,6

12,9±1,4

16,4±0,3

16,6±0,1

Через месяц занятии

12,6±1,5

12,7±0,9

13,2±1,6

16,7±1,2

17,2±1,2

При занятиях 3 раза в неделю (боксеры контрольной группы, 24 чел.)

До занятий

14,5±1,2

13,4±0,9

14,1±0,7

17,5±1,4

17,6±1,3

Через месяц занятий

16,6±0,8'

15,6±0,6*

16,4±0,4'

21,4±0,5*

21,7±1,2*

Таблица 3. Средние данные о тактильной чувствительности различных участков кожи лица боксеров-новичков до начала занятий через 6 месяцев и через год

Время измерений

Тактильная чувствительность участков кожи лица боксеров, мм

лоб

кончик носа

переносица

подбородок

щека в области скупы

Экспериментальная группа, 39 чел.

До эксперимента

12,1±0,6

11,6±0,4

13,9±0,7

16,1±0,8

16,9±0,3

Через 6 месяцев

13,0±1,7

12,4±1,2

14,8±1,3

17,2±1,6

17,8±1,3

Контрольная группа, 24 чел.

До эксперимента

14,5±1,2

13,4±0,9

14,1±0,7

17,5±1,4

17,6±1,3

Через 6 месяцев

19,3±1,3*

20,6±1,6*

19,4±0,8*

21,4±0,5*

21,7±1,2*

Оздоровительные соревнования подразделяются на подготовительные, где проводятся бесконтактные индивидуальные турниры, направленные на совершенствование техники у боксеров. Затем проводятся соревнования, моделирующие взаимодействие, при котором стремление к нанесению ударов противнику сведено к минимуму. Например, боксеры на ринге привязаны резиновыми жгутами к стойкам противоположных углов и им очень трудно удержаться в центре ринга, так как сила резины тянет их обратно в угол. При этом стремление достать соперника и нанести ему удар во многом зависит от развития силы мышц ног и туловища. Другая форма соревнований связана с конструктивными особенностями ринга, сокращающими взаимодействие боксеров. Например, ринг разделен по центру двумя параллельными веревками на расстоянии 1 м. Данное препятствие не позволяет достигнуть полного контакта с соперником. В зависимости от индивидуальных особенностей боксер может полностью избегать контакта, но при этом наносить быстрые и точные удары.

При проведении условных боев исключение ударов в голову достигалось использованием специального снаряжения [20] в виде резиновых мячей, которые крепились на груди у спортсменов с помощью матерчатой оболочки с завязками (рис. 2).

Оздоровительные соревнования для начинающих спортсменов предполагают обязательную разработку новых правил. Главная задача таких соревнований - здоровье, гармоничное воспитание и образование начинающих спортсменов.

Учитывая травмоопасность и специфику бокса, мы провели соревнования с оздоровительной направленностью под девизом "Здоровье, гармоничное воспитание и образование". Такая направленность обеспечивает ценностную ориентацию спортсменов на гармоничное развитие личности. Данный турнир проводился в течение четырех дней и отличался от обычных соревнований отсутствием боксерских поединков, а значит, проигравших и травм. Их цель - патриотическое воспитание, образование, формирование здорового образа жизни. В соответствии с девизом в соревнованиях предлагается: повысить уровень здоровья; усовершенствовать содержание образования школьников, включив оздоравливающие занятия; улучшить физическую подготовленность; преподать основы здорового образа жизни; воспитать патриотов.

К соревнованиям могут быть допущены боксеры-новички и представители команд других спортивных специализаций (борцы, баскетболисты, легкоатлеты и т. д., заинтересованные в повышении уровня своей самозащиты), которые подразделяются на следующие условные весовые категории: до 40 кг, до 50 кг, до 60 кг, до 72 кг и свыше 72 кг. Соревнования, начиная с подъема участников утром и до отбоя ко сну, проводились ежедневно согласно программе по этапам, с определением индивидуального рейтинга по показателям подготовленности в контрольных тестах по следующим разделам: "Знания", "Виды испытаний и нормы", "Умения и навыки". Раздел "Знания" включает в себя следующие темы: "История развития бокса"; "Краткие сведения о строении и функциях организма, влияние на него занятий физической культурой и спортом"; "Личная и общественная гигиена"; "Профилактика травм и заболеваний, самоконтроль" и др. Раздел "Виды испытаний и норм" состоит из контрольных тестов, позволяющих определить уровень подготовленности занимающихся, что позволит скорректировать и наметить дальнейшие пути работы. Раздел "Умения и навыки" предусматривает:

Рис. 2. Момент тренировки с использованием специальных мишеней (резиновых мячей), закреплен ных на груди боксеров

применение на практике различных средств физической культуры; использование гигиенических и закаливающих процедур, самоконтроль за состоянием тренированности и др. Эффективное использование основных технико-тактических действий на различных дистанциях боя, с боксерами, разными по манере ведения поединка.

В дни турнира проводились учебно-тренировочные занятия, направленные на самореализацию подростков и юношей и приобретение ими навыков самозащиты (технико-тактических приемов бокса). В распорядок дня соревнований включены также утренняя и вечерняя линейки и культурно -массовые мероприятия.

Участники, показавшие лучшие результаты в тестах и в целом в турнире, награждались грамотами и памятными призами. Турнир представляет собой педагогическое средство обеспечения здоровьесбережения участников, позволяющее привлечь детей и подростков к занятиям боксом, подготовить спортивный резерв и самое главное - придать спортивному движению нравственную основу, укрепить здоровье.

Оценка тактильной чувствительности кожи до и после педагогического эксперимента показала, что оздоровительная направленность тренировочных занятий не вносит существенных изменений в функциональную особенность тактильного анализатора спортсменов ЭГ. Данные табл. 3 свидетельствуют о том, что боксеры ЭГ получают меньше ударов, так как тактильная чувствительность кожи лица у них не изменилась на протяжении шести месяцев занятий. Спортсмены КГ, на наш взгляд, удары по лицу получали чаще: это выразилось в достоверном уменьшении чувствительности кожи лица (см. табл. 3).

Таким образом, для борьбы, кикбоксинга и прочих контактных видов спорта предлагается оздоровительный подход к оценке не только тренировочных, но и соревновательных воздействий, что позволяет исключить удары в голову, снизить травмоопасность и одновременно укрепить здоровье начинающих спортсменов.

Содержание системы тренировки и соревнований должно стимулировать детей и подростков к активным занятиям физической культурой, к осознанному овладению здоровым образом жизни.

Литература

1. Аминов Р.Х. Квалификационный подход на этапе начальной подготовки юных боксеров 11-13 лет: Автореф. канд. дис. - Тюмень: ТюмГУ, 2001.

2. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Спортивно ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты // Теория и практика физ. культуры. 2003, № 5, с. 19-22.

3. Башкиров В.Ф. Профилактика травм у спортсменов. - М.: ФиС, 1987. - 176 с.

4. Вавилов Ю.Н., Вавилов К.Ю. Научно-практические предпосылки спортивно-оздоровительной программы для детей и молодежи. // Теория и практика физ. культуры, 1995, № 4.

5. Глухенькая Н.М. Организационно-методические условия физкультурных занятий оздоровительной направленности со студентками медицинских вузов (на примере волейбола): Автореф. канд. дис. Тюмень, ТюмГУ, 2001.

6. Добровольский В.К. Профилактика повреждений, патологических состояний и заболеваний при занятиях спортом. - М.: ФиС,1967. - 208 с.

7. Ким В.В. Концепция механизма возникновения спортивной травмы // Теория и практика физ. культуры, 1990, № 10, с.18-27.

8. Ким В.В. Механические нагрузки (ускорения) в спортивных упражнениях: контроль, предупреждение травматизма, повышение толерантности : Автореф. докт. дис. - М.: ГЦОЛИФК, 1991.- 42 с.

9. Ким В.В., Матвеев Ю.И. Вибродозиметрический контроль в физических упражнениях спортсмена: Метод. пос. М., 1990.- 48 с.

10. Миронова З.С., Хейфец Л.З. Профилактика и лечение спортивных травм. - М.: Медицина, 1967. - 157 с.

11. Миронова З.С. с соавт. Перенапряжение опорно-двигательного аппарата у спортсменов. - М.: ФиС, 1982.- 95 с.

12. Моченов В.П. Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности среди молодежи // Теория и практика физ. культуры. 2003, № 2, с. 60-62.

13. Пегов В.А. Теоретическое и практическое обоснование возможных путей решения проблемы экологии детства: от "нормального" к здоровому // Теория и практика физ. культуры. 2003, № 9, с. 49-52.

14. Перевозников А.С. Программно-методическое обеспечение начальной подготовки дзюдоистов 6-10 лет с использованием композиционного планирования : Автореф. канд. дис. - Тюмень: ТюмГУ, 2003.

15. Потемкин Б.А., Ким В.В. Патент N 2009493 "Способ исследования функционального состояния опорно-двигательного аппарата человека" зарегистрирован в Государственном реестре изобретений 15.03.94 г.

16. Рябенко З.М., Вржесневский В.В., Вржнесневский И.В. О последействии больших нагрузок при тренировке юных пловцов // Нормирование тренировочных нагрузок / Общ. ред. В.П. Филина. - М.: ФиС, 1964, с.195-203.

17. Сергеев А.А. Физиологические механизмы действия ускорений. - Л.: Наука,1967. - 392 с.

18. Симаков В.В. Специализированные нагрузки, морфофункциональные критерии адаптации и средства укрепления костей коленного сустава фехтовальщиков : Канд. дис. М.,1983. - 156 с.

19. Столяров В.И. От гуманистической теории спорта - к теории гуманизации соперничества // Теория и практика физ. культуры. 2003, № 5, с.13-15.

20. Франке К. Спортивная травматология. - М.: Медицина, 1981. - 352 с.

21. Хам Г.С. Педагогические условия повышения эффективности оздоровительных занятий студентов технических вузов, специализирующихся в боксе: Автореф. канд. дис. - Тюмень, ТюмГУ, 1999.

22. Шойлев Д. Спортивная травматология. - София: Медицина и физкултура, 1986. - 192 с.

23. Nigg B., Nekomm P. et al. Die Belastung des menchlichen Bewegungsapparates bei sporticher Betatigung // Forschung und Technik. - 1974, № 466.

24. Dupus H. et al. Vibration transmission to different parts of the by various locomotions // Biomechanics V-A/Ed. P. Komi. - Baltimore: UPP. 1976. - Р. 537-547.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!