ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ



ОСОБЕННОСТИ СОЧЕТАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ВОСТОЧНЫХ И ЗАПАДНЫХ СИСТЕМ В ОЗДОРОВЛЕНИИ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Аспирантка А.Ю. Зубкова
Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва

Узкоспециальная направленность физических упражнений в западных системах (особенно в сравнении с большинством восточных систем) дает возможность добиться хороших результатов в воспитании таких физических качеств, как выносливость, сила, ловкость, но физическая культура преподносится занимающимся без теоретического курса других наук, хотя эти знания абсолютно необходимы для адекватного ощущения своего тела. Студенту важно знать, для чего нужно выполнять то или иное упражнение, чему оно способствует, для чего полезно. Нельзя выполнять упражнения только потому, что такой комплекс общепризнан: необходимо сделать акцент на глубоком понимании материала, осознании важности выполнения упражнений на основе знаний основ анатомии и физиологии.

В западных методиках индивидуальный подход к занимающимся спортом и оздоровлением организма не всегда выражен в достаточной мере, и упражнения восточных систем, на наш взгляд, позволяют с успехом компенсировать этот и многие другие недостатки западных методик.

Восточные системы и методики могут быть не всегда обоснованы с научной точки зрения, но их эффективность и медицинская ценность подтверждены опытом тысячелетнего применения (иногда и ценой многих человеческих жизней, как в восточных единоборствах, поскольку в древности не было никаких способов проверки данных, кроме практических). Восточные системы не всегда обладают стройностью. С точки зрения методики они чаще всего не соответствуют современным научным требованиям. Нет методической четкости, так как акцент делается на личности, умениях и опыте самого наставника - Учителя (гуру, сенсея и т.п.). Восточные системы и методики в большинстве своем рассчитаны на уже подготовленных как физически, так и морально людей. Это одна из причин того, что многие исследователи йоги на западе стараются искать пути упрощения асан и упражнений йоги, чтобы "изобрести" своего рода йогу для всех.

Восточные системы отличаются наличием дыхательных техник-практик, эффективность которых доказана тысячелетиями, а принцип действия до сих пор до конца не изучен.

Восточные системы предполагают работу с человеческим организмом как с единым целым, а тело воспринимается в неразрывной связи с духовным началом. Отсюда и возникло обилие медитативных техник. Практикующий какую-либо восточную систему должен познать не только восточную философию, но и азы медицины, анатомии, гигиены, физиологии и других наук (с этого, собственно, и начинается освоение системы). Работа с занимающимися основана на осознанном, дисциплинированном выполнении и освоении элементов системы, корректировка техники исполнения того или иного элемента почти отсутствует (в основе лежит "созерцание"), и каждый занимающийся самостоятельно регулирует нагрузку.

В связи с изложенным стоит отметить, что восточные системы рассчитаны на здоровый организм и их применение в чистом виде вряд ли возможно. Для занимающихся, не практикующих восточных систем с детства, необходимо разработать адаптированный вариант восточных практик и использовать большое количество подводящих упражнений, которые позволят подготовить организм к той или иной восточной практике. Задача состоит в том, чтобы сблизить восточный и западный подходы, используя ценнейшие наработки тысячелетий с последними достижениями современной науки. Проведенные нами исследования показали, что в оздоровлении и физической подготовке студентов наиболее эффективно следующее соотношение: 70% элементов западных систем и 30% восточных, поскольку именно оно соответствует возрастным особенностям студентов и отвечает их потребностям.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!