Abstract VALUABLE-MOTIVATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS OF PHYSICAL CULTURE FACULTIES ON FORMATION OF THEIR OWN HEALTH E.A. Yugova, Ph. D, lecturer The Russian State Vocational Pedagogical University Key words: valuable orientations, motivation to healthy lifestyle, students' health, psychophysiological condition. The concept of the valuable orientations from the various points of view is considered in the article. The Valuable orientations of students to the formation of own health are revealed. According to the results of the carried out researches among students of physical culture faculties of Ekaterinburg, it is revealed that practically all the students have a valuable directive on the healthy lifestyle. The basic motives for this purpose are necessary for sports of maximum achievements, career growth, high-grade life.
|
ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОБСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ Кандидат
педагогических наук, доцент Е. А.
Югова Ключевые слова: ценностные ориентации, мотивация на здоровый образ жизни, здоровье студентов, психофизиологическое состояние. По данным статистики, здоровье молодежи ухудшается. В этой связи актуально выявление причин дифференциации отношения к своему здоровью у различных групп студенческой молодежи. Физическая культура - один из факторов, формирующих здоровый образ жизни, а студенты факультета физической культуры (ФФК) по роду своей профессиональной деятельности предположительно изначально должны иметь мотивацию на сохранение и поддержание здоровья. Что же такое в целом ценностные ориентации? И какое место среди них занимает ориентация на здоровый образ жизни? "Ценности - это значимые для личности объекты и явления окружающей действительности, определяющие ее направленность и мотивацию деятельности. "Ценностные ориентации - важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного. Ценностные ориентации, эта главная ось сознания, обеспечивают устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражаются в направленности потребностей и интересов" [6]. "Развитые ценностные ориентации - признак зрелости личности, показатель меры ее социальности. Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции; противоречивость ценностных ориентаций порождает непоследовательность в поведении; неразвитость ценностных ориентаций - признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности" [6]. Ценностные ориентации "...формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и др. проявлениях личности"[5]. В более новой интерпретации: "Ценностные ориентации - это прежде всего предпочтения или отвержения определенных смыслов как жизнеорганизующих начал и неготовность вести себя в соответствии с ними... Ценностные ориентации, следовательно, задают общую направленность интересам и устремлениям личности; иерархию индивидуальных предпочтений и образцов; целевую и мотивационную программы; уровень притязаний и престижных предпочтений; представления о должном и механизмы селекции по критериям значимости; меру готовности и решимости (через волевые компоненты) через реализацию собственного "проекта" жизни" [2]. Трактовка понятия "ценностные ориентации" многосмысловая, это емкое и важное для жизни понятие. Мы не случайно предлагаем его определение из нескольких источников: время вносит новые оттенки в содержание понятия. На сегодняшний день в качестве одного из отрицательных последствий периода экономических реформ нередко называется качественное изменение системы общественных и личностных ценностей. Для более целостного понимания ценностных ориентаций ученые выделяют типы систем ценностей, основные виды по уровню их организации. Так, В. В. Гаврилюк и Н. А. Трикоз в одной из своих публикаций выделяют четыре основных типа систем ценностей: - смысложизненную систему, объединяющую ценности человеческой жизни, определяющую цели бытия, человеческой сущности, ценности свободы, правды, красоты, т. е. общечеловеческие ценности; - витальную систему - это ценности сохранения и поддержания повседневной жизни, здоровья, безопасности, комфорта; - интеракционистскую систему - это ценности и суждения, важные в межличностном и групповом общении: хорошие отношения, спокойная совесть, власть, взаимопомощь...; - социализационную систему - ценности, которые определяют процесс формирования личности: социально одобряемые и наоборот" [3]. Б. А. Барабанщиков в статье "Системная организация и развитие психики" в результате анализа специалистами основных видов ценностей выделяет три уровня их организации: - "Наиболее обобщенные, абстрактные ценности: духовные, социальные, материальные; духовные ценности, в свою очередь, дифференцируются на познавательные, эстетические, гуманистические и др., социальные - на ценности социального уважения, социальных достижений, социальной активности и т. д.". - "Ценности, закрепляющиеся в жизнедеятельности и проявляющиеся как свойства личности: общительность, любознательность, активность, доминантность и т. п.". - "Наиболее характерные способы поведения личности, выраженные в реализации и закреплении ценностей свойств" [1]. В этой же статье автор отмечает, что "...получены эмпирические данные, доказывающие, что ценности и идеалы связаны с конкретными формами и способами поведения; формированию этих ценностей способствуют определенные личностные свойства, хотя связь личностных свойств и ценностей носит многозначный характер. Так, одно и то же свойство соотносимо с разными ценностями, а последние - одновременно с несколькими способами поведения. Установлено, что ценности и идеалы могут реализоваться через поведение, либо обусловленное данной ценностью, либо направленное на реализацию других ценностей. Вместе с тем они могут оставаться нереализованными, что может явиться причиной внутриличностного конфликта. Конкретное проявление ценностей в поведении человека зависит от особенностей структуры ценностей данной личности" [1]. Одна из самых значимых ценностей (в любой из имеющихся систем) - здоровье человека. Например, в общеизвестной системе ценностей М. Рокича здоровье по рангу стоит на 3-м месте в ряду терминальных ценностей. Важно отметить, что по результатам описанных в литературе исследований ценностных ориентаций как взрослого населения, так и студентов здоровье занимает ведущее место. Рассмотрение проблем здоровья студенческой молодежи можно включить и в аксиологический контекст, а именно рассмотреть ценности здоровья в сфере мышления студентов, выявить их мотивацию на здоровый образ жизни, обращая внимание на характеристику их жизни в современных, изменившихся условиях. Есть основание предположить, что общественные трансформации могут стать одним из факторов изменений ценностных ориентаций современных студентов. Эти условия создают новый контекст для исследования проблем здоровья, выявления их места в системе ценностей студентов. Студенчество - это часть молодежи, представляющая собой будущую интеллигенцию общества, его интеллектуальный потенциал, который будет влиять на формирование ценностных ориентаций социальных общностей. Таким образом, исследование этой группы социально значимо. Но подход к исследованию должен быть дифференцированным, так как студенты разных вузов (разных специальностей) будут вовлечены в разные отраслевые группы или области деятельности, представлять техническую либо творческую интеллигенцию. Поэтому для разработки адекватной социокультурной политики необходимо рассмотреть разные группы студентов. Данный подход позволяет конкретизировать характеристики групп студенчества в отличие от простого усреднения и экстраполяции результатов исследования студенчества в целом. Это должно обеспечить разработку конкретных механизмов воздействия на студентов с точки зрения их специальности и места проживания. Наши исследования были направлены на выявление ценностно-мотивационных характеристик студентов ФФК по формированию собственного здоровья. Когнитивная составляющая готовности управлять собственным здоровьем может быть выявлена по наличию обоснованного представления о сущности здоровья и здорового образа жизни. В исследовании принимали участие 124 студента (27 девушек и 97 юношей среднего возраста 19 ± 0,5 года) 2-х курсов ФФК педагогических университетов г. Екатеринбурга. В процессе исследования использовали анкетный опрос и беседы [4]. Все студенты дали добровольное согласие на участие в эксперименте. В результате исследования было выявлено, что большинство студентов, обучающихся на ФФК (47 % респондентов) оценивают здоровье как самое главное в жизни. Они считают, что все важные решения должны приниматься так, чтобы не навредить здоровью, 37 % опрошенных полагают, что "здоровье, конечно, важно, но иногда можно забыть о нем ради карьеры, дополнительного заработка или развлечения", 17 % отмечают, что здоровье важно наряду с учебой, работой, семьей, развлечениями, но не более, оставшиеся 3 % (даже если это вредно здоровью) предпочитают жить так, как им это нравится, ни в чем себя не ограничивая, с риском и острыми ощущениями. Несмотря на это все студенты считают здоровье главным условием жизнедеятельности. В качестве основных мотивов необходимости наличия хорошего здоровья отмечают успешную карьеру и достижение высоких спортивных результатов, собственное спокойствие и ведение полноценного образа жизни. Практически все студенты (94 % опрошенных) ведут систематический контроль за своим здоровьем. Возможно, это обусловлено ежегодным обследованием во врачебно-физкультурном диспансере. Считают такой контроль нужным 98 % респондентов. Однако подобные утверждения, на наш взгляд, достаточно противоречивы, так как на этом же контингенте опрашиваемых одновременно установлено, что постоянно заботятся о своем здоровье лишь 32 % студентов, проявляют такую заботу время от времени 68 %, вообще затрудняются ответить на этот вопрос 4 %. Более глубокое рассмотрение вопроса показало, что 31 % считают, что сам по себе образ жизни современных студентов не может быть рациональным и здоровым. Это подтверждается оценкой субъективного психосоматического состояния в конце рабочего дня. Достаточно высокий процент опрошенных несколько раз в неделю (или в месяц) в конце рабочего дня испытывают такие негативные ощущения, как усталость, вялость, сонливость, упадок сил и плохое настроение (см. таблицу). Психосоматическое состояние студентов в конце рабочего дня, % случаев
При выяснении факторов риска, присутствующих в образе жизни студентов и вызывающих подобные проявления, учащиеся отмечают наличие вредных привычек (как правило, алкоголь и курение), стрессы, неправильное питание и тяжелый тренировочный процесс. Однако большая часть студентов достаточно четко понимает, что основным фактором, определяющим здоровье, является образ жизни (рис. 1).
Рис. 1. Факторы, определяющие здоровье
Рис. 2. Средства оздоровления, используемые студентами Подавляющее большинство студентов используют различные средства доступного оздоровления для сохранения и укрепления здоровья (рис. 2). В частности, 80 % опрошенных принимают витамины, 25 % предпочитают активный отдых. Таким образом, в результате проведенного исследования достаточно четко просматриваются ценностные установки студентов на необходимость ведения здорового образа жизни и овладения методами оздоровления организма. Студенты ФФК явно соотносят уровень собственного здоровья с нагрузками тренировочного процесса, считая их превышение опасным для здоровья. Следует отметить и наличие мотиваций на ведение здорового образа жизни респондентами. Они понимают, что без высокого уровня здоровья спорт высоких достижений невозможен. При отсутствии здоровья студенты ставят под сомнение возможность карьерного роста и ведения полноценного образа жизни. Некоторые противоречия, отмеченные нами при выявлении ценностно-мотивационных установок на здоровый образ жизни, скорее всего, объясняются недостаточным количеством получаемых знаний, касающихся формирования и укрепления собственного здоровья. В связи с этим хотелось бы сказать о необходимости включения в учебные планы специализированных учебных дисциплин, позволяющих студентам подобных факультетов, учитывая наличие постоянного тренировочного процесса, вести здоровый образ жизни, что будет способствовать реабилитации и восстановлению их оптимального психофизиологического состояния. Литература 1. Барабанщиков Б.А. Системная организация и развитие психики // Психологический журнал. 2003, № 1 (т. 24), с. 35-36. 2. Всемирная энциклопедия: Философия / Глав. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. - М.: Минск. 2001, с.1199. 3. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации // Социол. исслед. 2002, № 1, с. 96-105. 4. Зыскина А.М., Малафеева С.Н. и др. Многофакторная оценка здоровья студента. Екатеринбург, 2000. - 25 с. 5. Словарь практического психолога. Минск, 1997, с. 373. 6. Философский энциклопедический словарь. М., 1989, с. 732. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |