ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ


Abstract

EXAMINATION STRESS AS ONE OF FACTORS OF DEVELOPMENT OF SHORT-SIGHTEDNESS AT STUDENT’S YOUTH

S.A. Marchuk, Ph. D. 

V.A. Marchuk, Ph. D 

Russian state professional-pedagogical university

The Ural state legal academy, Ekaterinburg

Key words: health, stress, student’s youth, short-sightedness, psychophysiological condition, improving physical culture.

The authors have established, that during examinations students with infringements of sight (short-sightedness) can have additional problems under the influence of stress. In the article the preventive actions which help to avoid these infringements are described.


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ СТРЕСС КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ БЛИЗОРУКОСТИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Кандидат педагогических наук С.А. Марчук 
Кандидат биологических наук В.А. Марчук 

Российский государственный профессионально-педагогического университет
Уральской государственной юридической академии, Екатеринбург

Ключевые слова: здоровье, стресс, студенческая молодежь, близорукость, психофизиологическое состояние, оздоровительная физическая культура.

В настоящее время интенсификация образовательного процесса в вузах приводит к возрастанию психоэмоциональных нагрузок на студента, что не может не сказаться на состоянии его здоровья [6, 14], а гиподинамия в период сессий - к снижению адаптации организма и различного рода неблагоприятным последствиям [4, 7, 13]. 

Среди всех видов заболеваемости студентов особое место занимает нарушение зрения. Известно, что офтальмологическая близорукость занимает второе место по инвалидности и является социально значимой проблемой [1].

В настоящее время установлено, что близорукостью чаще страдают лица, имеющие отклонения в состоянии здоровья [8, 9] и физическом развитии [10]. 

Практика показывает, что в период обучения в вузе улучшения зрения у студентов с близорукостью не происходит, что требует изучения данной проблемы и принятия мер по предупреждению прогрессирования близорукости. 

По данным большинства исследователей, в период обучения в вузе серьезную угрозу здоровью студентов представляет экзаменационный стресс. Во время экзамена организм учащихся претерпевает большие психофизиологические изменения, значительно повышается частота сердечных сокращений, возрастает артериальное давление, уровень мышечного и психоэмоционального напряжения, проявляются отрицательные эмоции - неуверенность в своих силах, чрезмерное волнение, страх и т.д. [2, 3, 5, 11, 12]. После сдачи экзамена психические и физиологические показатели не сразу возвращаются к норме. Обычно требуется несколько дней, для того чтобы параметры артериального давления вернулись к исходным величинам [12].

Из вышесказанного можно сделать вывод, что психоэмоциональный стресс, получаемый в период сдачи экзамена, является причиной функциональных изменений и может привести к развитию ряда серьезных заболеваний.

При изучении динамики состояния здоровья студентов Российского государственного профессионально-педагогического университета (РГППУ) в период обучения в вузе с помощью качественного анализа установлено, что заболевание зрительного анализатора от года к году растет, опережая динамику других заболеваний. На 1-м курсе каждый третий учащийся вуза имеет нарушение зрения. По мере перехода с курса на курс количество студентов с более высокими степенями близорукости увеличивается на 5 - 8%. 

Для выявления причин, вызывающих ухудшение зрения, мы провели исследования, с помощью которых получены сравнительные результаты некоторых психофизиологических параметров студентов, имеющих нормальное зрение и близорукость. 

Исследуя функциональное состояние студентов с близорукостью (n=25), мы обнаружили, что в день подготовки к экзамену в конце учебного дня достоверно снижаются показатели остроты зрения (на 27%), времени зрительно-моторных реакций (на 31%), объема и скорости переработки зрительной информации (на 16%), КЧСМ (на 17%) в сравнении с данными межсессионного периода. 

Анализ анкетирования показал, что в день сдачи экзамена у 90% тестируемых студентов (n=80) отмечался высокий уровень тревожности. После сдачи экзаменов 28% обследуемых указали на чувство сильной усталости, головную боль и сонливость. Такие симптомы указывают на наличие напряжения, что говорит о застойном характере процессов возбуждения и проявлении умственного утомления в связи с перевозбуждением нервной системы. 

Из вышеизложенного можно заключить, что в период обучения в вузе выявлены критические периоды, обусловленные стрессовым фактором - экзаменом, в которые у студентов снижаются исследуемые психофизиологические показатели и ухудшается острота зрения. 

В то же время следует отметить, что в определенных ситуациях психологическое напряжение может стимулировать учащегося, к мобилизации своих знаний и личностных резервов для решения поставленных перед ним учебных задач. 

Поэтому, изучив реакции психофизиологических функций на учебные стрессовые ситуации, преподаватели кафедры физического воспитания разработали программу с рекомендациями по оптимизации уровня учебных и психоэмоциональных нагрузок и расширению адаптационных возможностей организма студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, в нашем случае - близорукость. 

В образовательный процесс студентов, имеющих близорукость, была введена оздоровительная программа, включающая в себя разработанные комплексы мероприятий релаксационной направленности, компьютерную программу и учебное пособие, с помощью которых студенты самостоятельно могли выполнять тестирование и тренинг. 

В компьютерную программу входили видеотренинг "Safe eyes" для снятия зрительного утомления и тесты по самодиагностике. В учебном пособии представлены методы тестирования физических, психофизиологических и зрительных параметров студентов, средства и методики релаксационной направленности с целью профилактики зрительных нарушений. 

В учебный процесс студентов был введен комплекс средств оздоровительно-релаксационной направленности, который использовался в разных формах организации рабочего дня студента. Он включал в себя упражнения, формирующие правильную осанку и развивающие физические качества; методики, снимающие психическое напряжение и умственное утомление; специальные упражнения для тренировки мышечного аппарата глаза. 

В период зачетно-экзаменационной сессии были введены занятия физическими упражнениями по 1 ч 2 раза в неделю. Для снятия психофизического напряжения включены упражнения циклического характера умеренной интенсивности и подвижные игры.

В содержание программы по физическому воспитанию были дополнительно введены общеразвивающие комплексы в сочетании с упражнениями специфической направленности, нормализующие функции мышечного аппарата глаза, и методики, способствующие снятию психофизического напряжения. В процессе самостоятельной подготовки при работе с учебником студентам предлагалось через каждый час выполнять специальные упражнения, снимающие психическое и зрительное напряжение, продолжительностью 3 - 5 мин, через 3-4 ч - упражнения общеукрепляющей направленности (20-30 мин). При работе на компьютере через каждые 40 мин использовали специальную автоматизированную программу - видеотренинг "Safe eyes" (3-5 мин). Перед экзаменом - обязательную прогулку или легкий кросс 10 -15 мин.

Для подтверждения результативности предложенных нами оздоровительных мероприятий мы исследовали состояние психофизиологических функций студентов с близорукостью группы контроля (ГК), занимающихся по обычной учебной программе, и студентов группы профилактики (ГП), в образовательный процесс которых были включены мероприятия по профилактике близорукости.

При систематическом использовании оздоровительно-релаксационных мероприятий в период экзаменационной сессии мы обнаружили, что у студентов ГП исследуемые характеристики за день до экзамена не имели явно выраженных колебаний и были достоверно выше в сравнении с ГК.

Наличие положительного эффекта обусловлено снятием иррадиирущих тормозных процессов с центров, ответственных за переработку зрительно-смысловой информации за счет переключения с одного вида деятельности на другой. 

Именно это способствует оптимальному течению нервно-психических процессов, предупреждая развитие острого стресса. А это, в свою очередь, корректирует состояние психофизиологических функций, сохраняя остроту зрения и здоровье студентов в период обучения в вузе.

Литература

1. Аветисов Э.С. Близорукость. - М.: Медицина, 1986. - 240 с.2. 

2. Бадиков В.И., Быкова Е.В., Климина Н.В. Теория функциональных систем П.К. Анохина в изучении психофизических показателей результативной деятельности студентов // Вестник Российской АМН, 1997, № 12, с. 45-49. 

3. Бароненко В.А., Люберцев В.Н., Рапопорт Л.А. Основы здорового образа жизни. - Екатеринбург: изд-во УГТУ, 1999. - 410 с.

4. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс //Психол. журн., 1996, т. 17, № 4, с. 64-74.

5. Данилова Н.Н., Астафьев С.В. Изменение вариабельности сердечного ритма при информационной нагрузке // Журнал высшей нервной деятельности. 1999, т. 49, вып.1, с. 28-37. 

6. Егоров А.С., Загрядский В.П. Психофизиология умственного труда. - Л.: Наука, 1973. - 129 с. 

7. Исаев А.П. и др. Психофизиологический потенциал и физическое состояние человека в современных образовательных учреждениях. Челябинск, 1998. - 98 с.

8. Левченко О.Г. Влияние общих заболеваний на состояние аккомодационного аппарата и прогрессирование близорукости у детей //Офтальмол. журн., 1982, № 7, с. 432 - 435.

9. Смирнова Т.С. О связи близорукости с некоторыми показателями состояния здоровья школьников. - В кн.: 1-я Всесоюз. конфер. по вопр. детской офтальмологии. Ч. 1. М., 1976, с. 152 - 156. 

10. Сухиненко И.В. Физическое воспитание детей с миопией средней степени в условиях общеобразовательной школы: Автореф. канд. дис. М., 1980. - 23 с.

11. Стрелец В.Б., Самко Н.Н., Голикова Ж.В. Физиологические показатели предэкзаменационного стресса // Журнал высшей нервной деятельности. 1998, т. 48, с. 458-463. 

12. Фаустов А.С., Щербатых Ю.В. Изменения функционального состояния нервной системы студентов во время учебы // Гигиена и санитария, 2000, № 6, с. 33-35. 

13. Фомин Н.А. Психофизиология здоровья. Челябинск: издатель Татьяна Лурье, 1998. - 392 с.

14. Щербатых Ю.В. Экзамен и здоровье // Высшее образование в России. 2000, № 3, с. 53-56. 


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!