Abstract CONTINUITY OF SUBJECTIVITY AND OBJECTIVITY OF ESTIMATIONS OF RESULTS IN SELECTED KIND OF SPORTS AT MASTERING PSYCHOLOGY BY STUDENTS OF SPORTS HIGH SCHOOL A.L. Popov, N.S. Shumova The Russian state university of physical culture, sports and tourism, Moscow Key words: psychological features, natural experiment, repertory lattices, questionnaires. The comparative research of the mental features of the students of a sports high school specializing in cyclic and complex coordination kinds of sports is offered to the readers' attention. The occupations in each of the groups have been carried out on the 2-nd year during the III and the IV semester. In the authors' opinion, the features of the mentality of students-athletes, generated by the subjectivity and objectivity of estimations in the elected kinds of sports, are transferred to the educational activity and are kept in it.
|
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТИВНОСТИ И ОБЪЕКТИВНОСТИ ОЦЕНОК РЕЗУЛЬТАТОВ В ИЗБРАННОМ ВИДЕ СПОРТА ПРИ ОСВОЕНИИ ПСИХОЛОГИИ СТУДЕНТАМИ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА А.Л. Попов,
Н.С. Шумова Ключевые слова: психологические особенности, естественный эксперимент, репертуарные решетки, анкеты. Вниманию читателей предлагается сравнительное исследование психических особенностей студентов физкультурного вуза, специализирующихся в циклических (далее для краткости - группа ЦИКЛ) и сложнокоординационных (далее - группа АЦИКЛ) видах. Занятия в каждой из групп были проведены на 2-м курсе во время III и IV семестров. Современная классификация видов спорта, соревновательных упражнений, как правило, подразделяет их на три группы: циклические, сложно-координационные и противоборства [2, 6 и др.]. Особенностью циклических видов спорта является преобладание объективных критериев оценки соревновательной деятельности (время, дистанция, дальность прыжка и т. д.). В то же самое время сложнокоординационные виды в значительной степени "продвигают" развитие координационных возможностей, опирающихся на ловкость, гибкость, и зависимы от развития методики и психологического обеспечения в освоении принципиально новых сложных движений, наработанных в культуре и искусстве. Здесь при оценке спортивных результатов используются в основном субъективные критерии (баллы, ранжирование). Основная специфика исследования. 1. Наши испытуемые представлены как общность, характерная тем, что и те и другие (ЦИКЛ и АЦИКЛ) в одинаковой мере осваивают практический курс психологии по единой программе и в равном объеме. 2. На разные факультеты (в статье представлены два) они были отобраны по видам спорта, которыми они занимались до поступления в физкультурный вуз и достигли уровня не ниже I спортивного разряда. 3. Свойства психики, которые мы выявляем на занятиях, характеризуют людей, пришедших в одну из академических групп, при этом группа является достаточно устойчивой по численности, составу и многим другим параметрам, позволяющим считать ее относительно гомогенной в той мере, в какой гомогенны виды спорта, представленные на данном факультете. 4. В меньшей мере психологические особенности группы обусловлены индивидуально в свойствах, измеряемых у каждого студента в отдельности. В большей мере групповая обусловленность психологических показателей проявляется в методиках измерения, социально-психологических как по способу получения показателей, так и по степени отражения психических особенностей, характерных для конкретного избранного вида спорта. 5. Таким образом, не всегда те свойства, которые проявляются на занятиях, могут быть отнесены на счет занятий студентов конкретным видом спорта, равно как и те же самые различия обусловлены только учебным процессом, занятостью в соответствующей академической группе. Тем не менее еще раз напомним, что учебный процесс - это то, что объединяет, уравнивает оба факультета (и каждого студента в отдельности), а их занятия спортом - то, что их делает в той или иной мере особенными, непохожими друг на друга. В связи с этим учтивость служит своеобразным пробным камнем, лакмусовой бумажкой реагирования на весьма емкое системное, порой противоречивое качество личности, большей частью выпавшее из обихода и, как правило, достаточно поверхностно, однозначно понимаемое большинством наших испытуемых. Организация. Исследование проводилось с использованием модели методики, максимально приближенной к естественному эксперименту. Экспериментальные данные были получены в ходе лабораторно-практических занятий по психологии, полностью совпадающих с программой для физкультурных вузов. Главными целями было освоение студентами конкретной психодиагностической методики, получение исследуемых характеристик психики, их оценка по соответствующим шкалам и интерпретаци я. В результате этого студенты получали информацию об индивидуальных особенностях, при этом общение в процессе взаимодействия было учтивым и по форме, и по содержанию. Всего в исследовании приняли участие три академические группы факультета АЦИКЛ в 2003/04 учебном году и четыре академически е группы факультета ЦИКЛ в 2004/05 учебном году. В итоговую таблицу внесены данные только тех студентов (51 и 56 человек соответственно), которые имели не более двух пропусков занятий. Особенностью групп в целом можно считать совмещение учебы в университете и занятия избранным видом спорта. В группе АЦИКЛ это гимнастика, акробатика, художественная гимнастика, фигурное катание и другие, классифицируемые как сложнокоординационные. Среди испытуемых группы ЦИКЛ: легкоатлеты-бегуны (спринт, средние дистанции, стайеры), лыжники (гонщики, биатлонисты), велосипедисты, конькобежцы, гребцы на байдарках, пловцы, а также по одному человеку, представляющему шорт-трек, прыжки (в высоту, с шестом, тройной), метание копья. Занятия проводили один раз в неделю в сентябре-октябре, ноябре-декабре и феврале - мае. Все испытуемые, данные которых внесены в итоговую таблицу, успешно сдали плановые зачеты и экзамены. Программа исследования.
Нами были задействованы три
группы методик: 1) психические
процессы и особенности личности
(ощущения и восприятия, внимание,
память, мышление, способности,
самооценка, воля, эмоциональная
устойчивость), 2)
социально-психологические
методики Большинство использованных нами методик, за исключением авторского варианта репертуарных решеток и анкеты "Учтивы ли Вы?" [4], можно найти в практикумах по психологии для физкультурных и педагогических вузов (см., например [3], и др.). Всего нами использовано 15 методик, преобладающее большинство которых может быть уверенно отнесено к числу надежных, валидных в связи с тем, что они используются во многих педагогических и физкультурных вузах, являются большей частью демонстративными, допускают групповой и индивидуальный характер проведения и посвящены основным понятиям общей, возрастной, социальной психологии, психологии физического воспитания и спорта. Основные результаты исследования. Обладая объемным материалом и не имея возможности в рамках данной статьи подробно обсудить и представить логику выводов, мы предоставляем читателю возможность восполнить этот пробел самостоятельно. В обсуждении результатов позволим себе сохранить лишь основные предпосылки, послужившие основанием для заключительных выводов. Различия при сопоставлении результатов групп ЦИКЛ и АЦИКЛ приведены в таблице.
Различия обнаружены по 21 показателю (представляют 8 методик) из 74. Большее число показателей, различающихся в сравниваемых группах, относятся к методике "Атмосфера в группе". Все 8 показателей (из 10) достоверно выше в группе АЦИКЛ. Группа ЦИКЛ имеет более высокий показатель по числу взаимных выборов. Если рассматривать данные атмосферы в группе и социометрии, то логичным представляется следующее толкование: на факультете АЦИКЛ более теплые, дружеские отношения (дружелюбие, согласие, удовлетворенность, теплота, сотрудничество и др.) отражают скорее конформистские отношения и не связаны с продуктивностью и увлеченностью. В то же самое время на факультете ЦИКЛ более отчетливо проявляется сознательный выбор (более учтивый, адекватный, учитывающий позицию партнера). При этом продуктивность обеих стратегий практически одинакова. Этот промежуточный вывод становится более отчетливым в связи с различиями по показателю репертуарных решеток "Самодостаточный". В группе ЦИКЛ испытуемые более самостоятельны, независимы в своих мнениях, и эта независимость мнений более адекватна в сравнении с группой АЦИКЛ и не менее продуктивна и мотивационно значима как для той, так и для другой группы. Учтивость (конформизм в группе АЦИКЛ и сознательный учет мнения партнера в группе ЦИКЛ) обретает, таким образом, личностный смысл. Рассматривая отношения тренер-спортсмен, мы снова видим тенденцию к более высокой оценке отношений с тренером, которая базируется на гностическом компоненте, на совместной познавательной деятельности тренера и воспитанников. Причина более высокой оценки тренера как специалиста спортсменами-студентами группы АЦИКЛ - в привычной для них субъективности оценки их деятельности, а для группы ЦИКЛ основная опора оценочного суждения подкреплена объективным показателем результативности [5]. Продолжая характеристику различий групп ЦИКЛ и АЦИКЛ видов спорта, обратимся к двум показателям теста Люшера. Различия характеризуют группу АЦИКЛ, как имеющую отчетливое принятие пассивности, стремления к комфорту и неактуальность для студентов этой группы фрустрации и напряжения. Создается своеобразный оттенок причинности для психологической атмосферы в группе, взаимных выборов, отношений тренер-спортсмен и данных репертуарных решеток. В ассоциативной компоненте эмоциональной устойчивости отмечается ухудшение в группе АЦИКЛ в условиях соперничества и дополнительных помех по отношению к результатам индивидуальных заданий и отсутствия помех. В группе ЦИКЛ, напротив, отмечается некоторое улучшение тех же показателей. Таким образом, для группы АЦИКЛ характерно отношение более щадящее, эмоционально положительное, несамодостаточное, зависимое от тренера, пассивное, а для группы ЦИКЛ - отношение противоположного характера, позволяющее быть в большей мере самодостаточными и эмоционально устойчивыми за счет ассоциативного компонента (памяти). Оценка успеваемости студента порой сходна с субъективной оценкой в сложнокоординационных видах. По нашим наблюдениям, группа АЦИКЛ пытается смягчить, повысить оценку, используя коммуникативные средства, а группа ЦИКЛ отстаивает свои оценки, пытаясь добиться от преподавателя их четко сформулированных критериев. Тем самым подтверждается вывод Э. И. Маствилискер [1] о существенной роли основного вида деятельности при диагностике психических особенностей. Рассматривая различия психических процессов памяти, следует отметить лучшие показатели в группе АЦИКЛ по всем тем видам памяти, которые в большей степени связаны с сознательными действиями испытуемых по запоминанию и воспроизведению тестового материала. Повышение сложности координации в избранном виде спорта ведет к развитию разнообразия произвольных методов запоминания, а цикличность в меньшей мере требовательна к этим процессам. И, наконец, быстрота, активность и качество мышления, различия которых говорят о тенденции к большей быстроте, но меньшей активности и более низком качестве мышления в группе АЦИКЛ. Основное различие состоит в большей значимости объективных оценок деятельности для формирования понятийного мышления, а субъективных - для наглядно-действенного и образного мышления. Выводы 1. Данные выборки вполне сопоставимы по 53 из 74 сравниваемых показателей, чем подтверждается значительное сходство обеих групп. 2. Полученные различия в самом общем виде обусловлены объективностью и субъективностью оценки результатов в избранных видах спорта. 3. Высокая доля субъективности оценок в группе АЦИКЛ создает предпосылки повышенной чувствительности, наглядно-действенного и образного мышления, избирательности в ситуациях межличностного восприятия и психологической атмосферы, восходящих к конформности. 4. Объективность оценок, напротив, устанавливает предпочтительные отношения и избирательность к ситуации межличностного предпочтения, самодостаточности, понятийного мышления, взвешенному принятию решений и эмоциональной устойчивости (ассоциативный компонент). 5. Особенности психики студентов-спортсменов, порождаемые субъективностью и объективностью оценок в избранных видах спорта, переносятся на учебную деятельность и сохраняются в ней. Литература 1. Маствилискер Э.И. Психологическая обусловленность форм реагирования и способов действий у детей старшего школьного возраста. - В кн.: Типологические исследования по психологии личности. Пермь, вып. 4, 1967. 2. Матвеев Л.П. Общая теория спорта. - М.: ФиС, 1997. - 304 с. 3. Методики психодиагностики в спорте /Сост. В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова. - М.: Просвещение, 1984. - 191 с. 4. Попов А.Л., Шумова Н.С. Дифференцирующие факторы учебно-воспитательной работы при освоении психологии студентами физкультурного вуза // Спортивный психолог, 2005, № 3 (6), с. 57-64. 5. Синайский М.М., Попов А.Л. Систематика соревновательных действий спортсменов по критериям результатов // Теория и практика физ. культуры, 1996, № 2, с. 51-56. 6. Смирнов Ю.И. Теория и методика оценки и контроля спортивной подготовленности: Докт. дисс. 1991. -131 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|