ПСИХОЛОГИЧЕС-
КОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Abstract

CONDITION OF COMPONENTS OF CREATIVE THINKING OF STUDENTS AS PEDAGOGICAL PROBLEM

E.V. Vorobyeva, Ph. D., associate professor

Branch of the Russian state university of physical culture, sports and tourism, Irkutsk

Key words: psycho-pedagogical situations, creativity, professional quality, personally-oriented approach.

The purpose of the research was studying the structural factors mainly determining the creative thinking of students as one of professional skills of the future experts in the field of physical culture and sports.

146 students of the day time department, studying the specialty "Physical culture and sports"have taken part in the research

In the opinion of the author, no matter how good a teacher (in traditional aspect) is prepared, the ways of his (her) activity and the technique used by him (her) do not allow to lead students to the higher level of mastering the contents of education as the authoritative pedagogics of requirements is laid in the traditional technology in which there are no conditions for the display of individual skills and creative displays of a person.


СОСТОЯНИЕ КОМПОНЕНТОВ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Кандидат педагогических наук, доцент Е. В. Воробьева
Филиал Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризм, Иркутск

Ключевые слова: психолого-педагогические ситуации, креативность, профессиональное качество, личностно-ориентированный подход.

На современном этапе развития общества, в условиях структурной перестройки и совершенствования содержания системы высшего образования, возникает необходимость в активном поиске новых резервов качественной подготовки специалистов, в том числе и в области физической культуры.

Все это предполагает поиск нового содержания и организованных форм подготовки специалистов в системе непрерывного образования, причем особое значение должно придаваться его методологической составляющей, важнейшими компонентами которой являются творческое мышление, воображение и способность к саморазвитию.

Новая ситуация в обществе и в системе образования требует подготовки педагога нового типа, способного эффективно и продуктивно работать в постоянно изменяющихся условиях. Педагогу по физической культуре, тренеру сегодня необходимо не только обладать высоким уровнем знаний, умений, навыков, психолого-педагогической компетентностью, но и нетрадиционно подходить к решению различных психолого-педагогических ситуаций, организовать свою деятельность на творческой основе.

Овладение творчеством как видом и компонентом современной педагогической деятельности позволяет педагогу моделировать возможные изменения в организации, структуре и содержании образовательного и тренировочного процессов, реализовать личностно ориентированный подход к занимающимся на основе оценки их потенциальных возможностей.

Именно поэтому, как показывает практика, формирование креативности и развитие творческой индивидуальности специалиста в области физической культуры и спорта способствуют повышению его компетентности и профессионализма. Социальная значимость изучения проблемы формирования креативности в период подготовки специалиста обусловлена тем, что она является базой профессионального творчества, способствует развитию творческого потенциала специалиста и его самоактуализации в социальной сфере.

В настоящее время креативность в значительной мере выступает своеобразным механизмом адаптации личности специалиста к происходящим социальным переменам. Динамизм развития нашей страны в экономической и политической сферах вызвал существенные изменения в духовной жизни людей. Для того чтобы внутренне соответствовать современной действительности, педагог, тренер должны не просто адаптироваться к новым ситуациям, но и быть способными изменить их, развиваясь при этом и самим. Поэтому особый интерес вызывают исследования, посвященные изучению творческой активности личности, механизму творческого мышления и воображения.

Цель исследования - изучение структурных факторов, преимущественно определяющих креативное мышление студентов как одно из профессиональных качеств будущих специалистов в области физической культуры и спорта.

В исследовании приняли участие 146 студентов дневного отделения, обучающихся по специальности "Физическая культура и спорт".

Для оценки креативного мышления использовался модифицированный и адаптированный вариант тестов Ф. Вильямса, П. Торренса, предложенный Е. Е. Туник (2003).

Батарея креативных тестов состояла из экспресс-тестов, которые представляли собой систему измерения восьми факторов дивергентного мышления и личностных характеристик, наиболее важных для творческого процесса.

Таблица 1. Показатели средних значении дивергентного мышления и творческой характеристики личности студентов

Курс, группа

Дивергентное мышление

Творческая характеристика личности

бег-
лость

гиб-
кость.

ори-
ги-
наль-
ность

раз-
ра-
бо-
тан-
ность

общая

лю-
бо-
зна-
тель-
ность

вооб-
раже-
ние

слож-
ность

рис-
ко-
ван-
ность

общая

Стандартное отклонение, 6

2,3

2,4

7,2

6,3

20,2

3,9

4,8

4,4

4,2

1,6

1-й курс

10,1

6,6

16.6

11,5

44,8

16

12,9

15.5

15,7

60,2

2-й курс, группа А

10,3

6.6

20.2

9

46,3

15,1

11,7

14.4

14,9

55,2

4-й курс

11.4

7.6

20.7

14

54,3

15,2

12.3

14.7

14,7

57.1

2-й курс, группа Б

11.1

6.8

18,6

9.5

46

19

15,6

18

19,1

72,5

3-й курс, группа Б

11,6

7,1

22.6

15

55,8

17,9

14.8

18

18.8

69,5

М - средние

10,9

6,94

19,74

11.8

49,4

16,6

11,7

16,3

16,6

62.8

Дивергентность мышления оценивалась с помощью четырех факторов:

- "беглость" (легкость, продуктивность) - отражает способность к порождению большого числа идей;

- "гибкость" - оценивает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения;

- "оригинальность" - способность к выдвижению идей, отличающихся от очевидных, банальных или раз и навсегда установленных;

- "разработанность" - стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.

Данные факторы являются когнитивными по своей природе и отражают когнитивно-эффективные процессы синхронной деятельности правого и левого полушарий головного мозга.

Тест творческих характеристик личности - это опросник, состоящий из 50 вопросов по самооценке личности. Результаты представлены в виде четырех отдельных оценок, отражающих любознательность, воображение, сложность и рискованность. Эти факторы являются индивидуально-личностными по природе и соответствуют чередованию левополушарного вербального анализа с правополушарными процессами, что классифицируется как дивергентные семантические системы. Следовательно, обе тестовые методики удовлетворяют критериям, требующим или попеременной работы полушарий, или интеграции в обработке информации посредствам синтеза.

При анализе результатов диагностики были использованы шкалы для некоторых видов стандартных баллов: Z-баллы (М=0, д=1), Т-баллы (М=50, д=10) и процентильные ранги; ниже представлены взвешенные "сырые" баллы для всех факторов креативных тестов, а средние суммарные показатели помещены на цифровых характеристиках (табл. 1, 2).

Рассматривая результаты средних значений для изучаемых факторов дивергентного мышления, можно отметить умеренно-неоднородные показатели, в которых наблюдаются результаты, соответствующие норме и ниже границы нормы (см. рисунок).

Проанализировав тестовые показатели творческого мышления, необходимо отметить следующее: беглость - умеренно-средняя норма, показатель ниже среднего, процентильный ранг - 10; гибкость - умеренно-средняя, соответствует норме; оригинальность - показатель фактора, соответствует низкой норме, процентильный ранг - 43; разработанность - средняя, соответствует выборке средней арифметической.

Общий суммарный показатель по тесту творческого мышления ниже среднего. Соответствующий ему Z-балл - 1/2, процентильный ранг - 31. В целом по тесту можно отметить, что все показатели, кроме разработанности, ниже средних характеристик.

По результатам оценки уровневых характеристик личности, связанных с творческими способностями, было выявлено, что любознательность - умеренно-средняя и ниже средней, процентильный ранг - 40; воображение - ниже среднего и ниже нормы, процентильный ранг - 31; сложность - умеренно-средняя, процентильный ранг - 40; рискованность - умеренно-средняя, процентильный ранг - 40.

Общий суммарный показатель по тесту - 59,6, данные ниже нормы, соответствуют Z - 1/2, процентильный ранг - 31 (табл. 2).

График средних значений показателей творческого мышления и личностных характеристик

В данном случае показатели, полученные по опроснику личностных творческих характеристик, ниже средних и тесно коррелируют с показателями теста творческого мышления, что свидетельствует об адекватности оценки студентами своих творческих возможностей. Взаимокорреляция между различными факторами внутри каждого теста попарно составляет "б, г, о, р" от 0,25 до 075, а "р, л, с, в" - от 0,40 до 0,60. Корреляция между различными факторами I и II тестов составляет от 0,40 до 0,58, т. е. средняя по силе.

Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что недостаточный уровень развития творческого мышления, воображения, любознательности связан с тем, что на данном этапе система обучения сохраняет примат информированности личности над ее культурой и рациональная сторона познания в ней преобладает над чувственно-эмоциональной. Это означает, что деятельность при такой системе обучения в основном направлена на передачу знаний студентам, а сам процесс обучения основывается на дидактоцентрической технологии и в нем превалируют субъект-субъектные отношения между преподавателем и студентами.

Таким образом, как бы хорошо ни был подготовлен преподаватель (в традиционном аспекте), способы его деятельности и применяемая им методика не позволяют вывести студентов на более высокий уровень освоения содержания образования, так как в самой традиционной технологии заложена авторитарная педагогика требований, в которой отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей и творческих проявлений личности.

Литература

1. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология: Учеб. пос., 2-е изд. - М.: Академический проект, 2004.

2. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. 4-е изд. 4.- Ростов н/Д: Феникс, 2003.

3. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. - СПб.: Речь, 2003.

4. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. - СПб.: СПб УПМ, 1997.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: