ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА


Abstract

PROBLEMS OF PSYCHOLOGY OF SPORTS

A.V. Rodionov, Dr. Psych, professor

The Russian state university of physical culture, sports and tourism, Moscow

Key words: branch of science, sports activity, training of athletes, formation of trainedness.

The psychology of sports is the branch of psychological science studying the features of a person, working in the specific conditions of sports activity and thus appearing in specific mental conditions.

The author, the outstanding Russian scientist in the field of psychology of sports, describes the basic problems facing this science today. Also in the article there are adduced concrete situations when a psychologist is necessary for an athlete and a trainer.


ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ СПОРТА

Доктор психологических наук, профессор А. В. Родионов
Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва

Ключевые слова: отрасль науки, спортивная деятельность, подготовка спортсменов, формирование готовности.

Существует официально сформированное понятие "психология физического воспитания и спорта". Его употребляют в тех случаях, когда рассматривается определенная отрасль психологической науки вообще. В тех случаях, когда речь идет о конкретных проблемах, эта интегральная отрасль неизбежно делится на две части и выделяется определенный раздел: или "Психология физического воспитания" или "Психология спорта". Безусловно, в двух этих подразделах нашей отрасли существуют общие методологические проблемы, касающиеся, например, механизмов двигательной активности или особенностей индивидуальных различий субъектов деятельности. В ряде случаев исследователи осуществляют перенос выявленных ранее закономерностей из психологии спорта в психологию физического воспитания. Но чаще мы наблюдаем вполне самостоятельно существующие проблемы двух подразделов психологической науки. Здесь речь пойдет только о проблемах психологии спорта, причем о тех проблемах, которые изучаются на кафедре психологии и в лаборатории НИИ РГУФКа.

Психология спорта - это прежде всего отрасль психологической науки, изучающая особенности личности, действующей в специфических условиях спортивной деятельности и оказывающейся при этом в специфических психических состояниях.

Интегральная подготовка квалифицированных спортсменов в настоящее время представляет собой сложный многолетний и многоэтапный процесс спортивного совершенствования. В этом процессе необходимо учитывать и общие закономерности адаптации спортсмена к тренировочным и соревновательным нагрузкам, и частные особенности формирования спортивного мастерства в зависимости от структуры и динамики физических и психических качеств, морфофункционального и психического статуса спортсмена, наличия своеобразного сочетания специальных способностей. В то же время становится все более ясным, что система подготовки квалифицированных спортсменов к соревнованиям во многом исчерпывает свои возможности, базирующиеся на общих закономерностях адаптации организма к нагрузкам. Все более очевидно, что только при тренировочной нагрузке, адекватной психотипу спортсмена, повышается реактивность центральной нервной системы и совершенствуются механизмы обеспечения эффективной спортивной деятельности в экстремальных условиях, которые, по существу, сопровождают любое крупное соревнование.

В этом отношении спорт специфичен тем, что без выраженной психической напряженности, без стресса невозможна полноценная адаптация к нагрузкам, как невозможен и высокий уровень тренированности спортсмена. Такие условия деятельности всегда провоцируют сильный дистресс, к которому в процессе тренировочной и особенно соревновательной деятельности необходимо адаптироваться. К состоянию дистресса близко примыкает состояние тревоги - последовательность когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, актуализирующихся в результате воздействия различных форм cтресса. Состояние тревоги развивается по схеме: стресс - восприятие угрозы - состояние тревоги. Поскольку возрастание состояния тревоги переживается спортсменом как неприятное, болезненное, постольку когнитивные и поведенческие реакции, включенные в это состояние, несут функцию минимизации возникающего дискомфорта. Возникший процесс тревоги сопровождается процессом переоценки стрессовых условий, эта переоценка способствует выбору соответствующих перекрывающих механизмов, облегчающих переживание стресса, а также активации некоторых механизмов избегания, выводящих спортсмена из ситуации, вызывающей тревогу [3].

В связи с этим возникает проблема изучения психических состояний в спорте и особенно - состояния готовности к спортивной деятельности. Перед ней формируется установка, связанная с ожиданием наиболее вероятного исхода соревнований. Нередко установка формируется на неосознаваемом уровне, однако чем сложнее по своей структуре предстоящая деятельность, тем больше в формирующейся установке преобладают осознаваемые, волевые компоненты. Установка как целостная модификация субъекта фокусируется в каждый конкретный момент времени в зависимости от его индивидуальных особенностей и, по существу, определяет не только расположенность к началу действия, но и содержание всей деятельности [5].

Формирование готовности к деятельности должно быть направлено на решение следующих частных задач:

- ориентаци ю на те социальные ценности, которые являются ведущими для спортсмена (например, стремление к значимой победе и признанию общества);

- формирование психических "внутренних опор" (уверенность в способности добиться успеха, надежда на высокий уровень собственного мастерства, даже на благоприятное стечение обстоятельств - везение);

- преодоление психических барьеров, различных фобий, особенно тех, которые возникают в борьбе с конкретными обстоятельствами, с конкретными соперниками;

- психологическое моделирование условий предстоящей борьбы;

- создание программы управления процессами релаксации и мобилизации.

Состояние готовности к экстремальной спортивной деятельности связано не только с необходимыми изменениями функциональных систем организма, но и с соответствующей интенсивностью динамических физиологических и психических процессов. Подготовка к деятельности может осуществляться при небольшой затрате энергии или, напротив, при большой затрате сил, в состоянии сильного возбуждения. Эти различия в интенсивности могут оцениваться с чисто субъективной точки зрения - тогда говорят о степени поглощенности подготовкой к деятельности или с объективной точки зрения - тогда необходимо определить уровень нервного и соматического функционирования, лежащего в основе состояния готовности.

Здесь возникает понятие активации, которое обозначает одновременно и быстрое повышение активности центральной нервной системы и вызванную им интенсификацию периферических процессов. По мнению R. B. Malmo [6], понятие "активация" должно употребляться только в случае самого факта повышения активности центральной нервной системы перед выполнением определенной деятельности. Не вызывает сомнений тот факт, что перед началом спортивной деятельности, тем более протекающей в экстремальном режиме, у спортсмена включаются, произвольно или даже непроизвольно, механизмы активации психических и физиологических функций, непосредственно влияющих на эффективность выполнения такой деятельности.

В связи с выделением проблемы активации нами ставится вопрос о необходимости исследования механизмов активизации резервных возможностей спортсмена.

Суть проблемы выражается в следующих компонентах исследования:

1. Изучение недостаточно исследованных сторон психологии спортивной деятельности, в частности:

- психогенетические факторы отбора талантов;

- психологическая реализация принципа индивидуального подхода к процессу спортивной подготовки;

- развитие потенциальных возможностей спортсменов в условиях, психологически моделирующих условия спортивной деятельности;

- психологический подход к реализации метода сопряженных воздействий в спорте;

- психологические механизмы овладения тактическими навыками в процессе спортивной подготовки;

- психологические механизмы адаптации к нагрузкам спортивной деятельности;

- психологические средства и методы сохранения физического и психического здоровья спортсмена.

2. Психодиагностика ранее принципиально изученных компонентов субъекта спортивной деятельности:

- направленность личности спортсмена;

- основные черты характера и темперамента спортсмена;

- уровень развития психических качеств, наиболее значимых для данного вида спортивной деятельности;

- динамика психической адаптации к нагрузкам;

- психическое состояние спортсмена в экстремальных условиях спортивной деятельности.

3. Внедрение существующих и разработка новых средств и методов психической регуляции и саморегуляции.

Таким образом, решаются следующие обобщенные исследовательские и научно-практические задачи:

- исследование психологических закономерностей деятельности человека и малой группы в экстремальных ситуациях спорта;

- совершенствование методов психической (психологической) подготовки спортсменов, различающихся по возрасту, специфике деятельности и индивидуально-типовым особенностям;

- апробация новых методов психической диагностики и психической регуляции в спорте;

- психологическое сопровождение подготовки спортсменов сборных команд страны и ближайшего резерва.

Частные темы в русле названных выше разделов:

1) взаимосвязь культуры тела и культуры личности;

2) психофизическое сопряжение в спортивной деятельности;

3) ментальность спортсмена и обоснование условий его самоактуализации (саморегуляции);

4) адаптация человека к двигательной деятельности (психофизиологический, психологический и социальный аспекты);

5) индивидуально-типовые особенности лиц, занимающихся спортом, включая исследования индивидуального стиля деятельности в спорте;

6) технология психической (психологической) подготовки спортсмена.

Что касается проблемы адаптации спортсмена к тренировочным и соревновательным нагрузкам, то здесь выделяются следующие ее механизмы. Адаптация определяется некоторыми генетически обусловленными нейродинамическими и психодинамическими свойствами, а проявляется на фоне деятельности, требующей высокой степени волевых усилий спортсмена. Факторами эффективности такой деятельности являются способность к своевременной адаптируемости к экстремальным условиям, адекватная установка на эффективные действия, способность к быстрому и адекватному решению оперативных задач.

Повышение роли интеллектуальных моментов в спортивной деятельности требует дальнейшего изучения когнитивных механизмов психомоторных действий.

Формирование установки на определенные действия, опережающая подготовка создают возможности, с одной стороны, предупреждать появление нежелательных ситуаций, а с другой - заблаговременно подготавливать адекватные реакции на возникновение тех или иных обстоятельств, обеспечивающих решение оперативных задач.

Существенную роль в практике отбора и подготовки резерва для спорта высших достижений играет проблема оценки спортивной одаренности и роли нейрофизиологических свойств в возникновении такой специфической одаренности. Одним из основных положений, выдвинутых в свое время Б. М. Тепловым [4], является положение о том, что "...не отдельные способности как таковые непосредственно определяют возможность успешного выполнения какой-нибудь деятельности, а лишь то своеобразное сочетание этих способностей, которые характеризуют данную личность". Это, собственно, и является одаренностью. Ее надо рассматривать, исходя из требований, которые предъявляет к человеку конкретная деятельность, учитывая три момента: 1) требования самой деятельности; 2) общественную ценность этой деятельности в данный момент времени; 3) критерии ее успешности в настоящее время.

Несмотря на то что по проблемам формирования и совершенствования индивидуального стиля деятельности с успехом защищены три докторские диссертации, говорить, что в этой проблеме все изучено, было бы преждевременным. Существует представление о человеке как о саморазвивающейся и самоорганизующейся системе, состоящей из относительно замкнутых подсистем (уровней) - физиологической, психологической, социальной. Между ними, как считал В. С. Мерлин [2], существует многозначная зависимость. В качестве основного промежуточного звена, определяющего особенности таких взаимосвязей и такой взаимозависимости, обычно рассматриваются виды деятельности. Это подтверждается фактами изменения характера связей между индивидуальными свойствами различных уровней (гармонизации) в зависимости от того, какие действия, операции и промежуточные цели выбирает человек для решения задач, т. е. какой индивидуальный стиль деятельности или общения у него формируется. Помимо неоднократно описанных стилей спортивной деятельности (особенно много исследований в этом направлении выполнено на материале единоборств), эта проблема может рассматриваться как проблема двух полюсов: существуют так называемые "рациональные" стили, дающие "правильное направление" возможностям спортсмена, и "нерациональные", рассматриваемые как "педагогический брак". С таких позиций проблема индивидуального стиля деятельности в спорте практически не изучалась.

И еще об одной стороне этой проблемы. В ходе развития индивидуального стиля происходят изменение детерминант, смена системных оснований, поэтому на разных стадиях развития формируются разные системы биологических, психических и социальных качеств и свойств человека в их взаимосвязи. На ранних стадиях онтогенеза развитие в большей степени подчинено биологическим закономерностям и именно они влияют на формирование определенной системы свойств индивида. Затем ведущее значение приобретают социальные факторы развития. Как говорил известный советский психолог Б. Ф. Ломов [1], линия биологического развития продолжается в течение всей жизни человека, но она как бы "уходит в основание" этой жизни. Естественно, что психологи спорта должны учитывать эти закономерности в процессе формирования методических рекомендаций по построению тренировочного процесса юных спортсменов различного возраста.

"Вечная" проблема исследования особенностей личности спортсмена сейчас вновь оказалась в авангарде спортивно-психологической проблематики. Речь идет об изучении направленности личности, об особенностях личностных структурных характеристик квалифицированных спортсменов вообще и представителей различных видов спортивной деятельности в частности.

Зарубежные исследователи сейчас много внимания уделяют изучению "мотивационных конструктов" ("целевых ориентаций", "ценностей", "уверенности в своих силах") спортсмена. Особый интерес представляют исследования целевых доминирующих ориентаций: "на собственное Я" или "на задачу". Ясно, что такие ориентации во многом определяют отношение спортсмена к тренировке, к партнерам по команде. "Эго ориентированные" спортсмены в командных видах спорта слишком озабочены повышением собственного социального статуса, что не может не сказаться на психологическом климате в команде.

Среди психологов спорта существуют три основных подхода к проблеме взаимоотношений спортсмена и тренера: социально-эмоциональный, который акцентирует внимание на взаимных аффективных влияниях спортсмена и тренера, поведенческий и организационный. Особый интерес представляет первый подход, в котором можно выделить проблему "тревогогенного поведения тренера". В рамках двух других подходов изучаются особенности взаимного восприятия спортсмена и тренера; факторы их взаимопонимания; причины и пути разрешения конфликтов; особенности работы тренера с юными спортсменами; особенности разнополых и однополых диад тренер-спортсмен.

Литература

1. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. - 444 с.

2. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика, 1986. - 256 с.

3. Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте. - М.: ФиС, 1983, с. 12 - 23.

4. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М.: Академия пед. наук, 1961. - 522 с.

5. Clauss G. Worterbuch der Psychologie. - VEB Bibliographisches Institut, Leipzig, 1981. - 742 s.

6. Malmo R.B. Activation: A neuropsychological dimension // Psychol. Rev. - 1959, № 66. - Р. 367 - 386.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: