ПСИХОЛОГИЧЕС-
КИЙ ВЕКТОР ЗДОРОВЬЯ


Abstract

PSYCHOLOGICAL LOADING AND HEALTH OF PERSON

V.P. Yakovlev, Dr. Psych, professor

Key words: health, illness, mental loading, criteria of health, self-control, basic components, self-realization, person.

In the authors opinion, careful studying the activity of self-control mechanisms and supervision over it will allow to increase the process of efficient control over the persons health. The applied and experimental researches of the mechanisms of mental self-control in view of the personal features of a person, external living conditions, significant situations can help more purposefully and selectively in the development of the whole system of preventive, hygienic and medical actions directed to strengthening physical and mental health of the person.

Health is not simply the realization of the display of biological and social functions, but the requirement for self-realization of the opportunities. And the opportunities are realized through the achievement of the purposes which the person puts before himself.


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Доктор психологических наук, профессор В. П. Яковлев

Ключевые слова: здоровье, болезнь, психическая нагрузка, критерии здоровья, саморегуляция, основные составляющие, самореализация, личность.

В начале нового тысячелетия ученых все больше волнует проблема здоровья человека, особенно факторы, обеспечивающие состояние здоровья и влияющие на него; показатели, характеризующие и оценивающие уровень здоровья, процесс эффективного целенаправленного воздействия на здоровье и накопление его резервов [1 - 3, 10, 11].

Различия в условиях жизни современного человека и его предков все более выраженны и более заметны.

Электрификация, механизация и автоматизация труда, использование компьютерной технологии в быту и на производстве, мобильные коммуникативные средства общения, аудио-, видеоинформация и т. п. снижают физическую активность и все более повышают влияние психологических нагрузок на организм и психические проявления человека.

Человек все в большей степени приспосабливает окружающий мир к получению удовольствия, теряя при этом выработанные организмом в процессе эволюции защитные механизмы адаптации.

В связи с этим уместно вспомнить цитату из пьесы А. П. Чехова "Дядя Ваня" (1897): "В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли...". И не являются ли его слова критерием здоровья современного человека и будущих поколений , над которым так глубоко и широко работают наши ученые - биологи, психологи, валеологи, врачи и др.

К сожалению, ни в практическом здравоохранении, ни в разработанных учеными моделях нет точного представления о сущности категории здоровья и как следствие используется множество критериев его оценки. Самый критикуемый, но все равно популярный критерий, характеризующий сущность здоровья, - это "состояние полного физического, духовного и социального благополучия" [4], среди более конкретных и практических критериев можно выделить такие, как "энергопотенциал биосистемы" [1, 2] и "степень напряженности механизмов адаптации" [3]. Кроме данных критериев согласно статистике В. П. Пеленко (1998) существует еще более сотни "критериев здоровья" [10].

Различные мнения исследователей о дефинициях здоровья и критериях его оценки в настоящее время не могут служить основанием для управления процессом эффективного воздействия и накопления резервов здоровья человека.

При этом следует отметить, что при многочисленных подходах к оценке состояния здоровья особое внимание исследователи уделяют самореализации биологических и социальных функций.

Как пишет известный ученый-валеолог Г. Апанасенко [2], "...но здоровье - категория не только медико-биологическая, но и социальная. Справедливо и то, что биологическое начало - реализатор всего социального в человеке. Таким образом, выполнение индивидом своих биологических и социальных функций можно трактовать как проявление здоровья. Чем выше способность индивида реализовать свои биологические и социальные функции, тем уровень здоровья выше" [2, c. 36]. Правда, в цитируемой статье он добавляет, что на способность проявить свое здоровье, т. е. реализовать свои биологические и социальные функции, существенное влияние оказывают психические качества [2].

Однако понижение уровня здоровья, исчерпание ресурсов организма объяснить только одними физиологическими механизмами невозможно. Опираясь на фундаментальные и практические исследования П. К. Анохина, Н. А. Бернштейна, Н. П. Бехтеревой, Г. И. Косицкого, М. Н. Ливанова, Е. Н. Соколова, К. В. Судакова и их учеников, можно утверждать, что физиологические механизмы управляются психическими факторами и функционируют под их сильным воздействием.

Так, раскрывая понятие "внутренняя картина здоровья", известный врач, ученый, педагог В. П. Казначеев пишет: "Внутренняя картина здоровья - проблема психологическая, но она своими корнями уходит в сому, где возникает масса вопросов" [8, c. 64]. Он указывает, что биологические и физические резервы недоиспользуются, тогда как социальные и психоэмоциональные - переоцениваются. Ученый констатирует: если в дальнейшем ситуация не изменится в сторону выхода из-за границ в центральное поле квадрата, то человек обеспечит себе 86-88-летнюю продолжительность жизни. Если внутренняя картина здоровья человека будет оставаться в прежнем состоянии, то он будет доживать в среднем лишь до 60-62 лет и меньше [8].

В современных условиях человек находится под воздействием предельных психических нагрузок. Проблема психической нагрузки и ее регуляции для сохранения, поддержания здоровья и его улучшения принадлежит к важным направлениям теоретического, прикладного, экспериментального исследований в системе наук, занимающихся здоровьем человека.

В психологии, особенно в ее прикладных отраслях, широко употребляется понятие "психическая нагрузка". Однако единого научного мнения об этом понятии, как и о понятии "здоровье", нет, и поэтому она трактуется в различных значениях и смыслах. В нашем понимании психическая нагрузка - это произвольный процесс взаимодействия (взаимопроникновения) между внешними факторами, условиями (средовыми, деятельностными, ситуационными), т. е. объективными нагрузочными требованиями, и внутренними условиями (функциями, состояниями, свойствами), т. е. субъективными реакциями, которые мобилизуют или побуждают личность человека к определенной активности.

На основе теоретического анализа и экспериментальных наблюдений мы установили, что главными составляющими, детерминирующими особенности и величину психической нагрузки, оказывающей воздействие на организм и психику человека, являются: информационно-операциональная, ситуативная и личностная.

Инфомационно-операциональная составляющая . XX в. стал веком "информационного взрыва", создавшим новые виды коммуникационного общения - радио, телевидение, компьютер.

Каждый вид деятельности имеет свои информационно -операциональные особенности. Так, для большинства профессий умственного труда в настоящее время характерны большая информационная нагрузка с дефицитом времени, возросшей ответственностью каждого работника независимо от субординационного и иерархического статуса и малоподвижный образ жизни с высокой эмоциональной напряженностью. Ученые установили, что эти особенности умственного труда при их длительном воздействии отрицательно сказываются на состоянии здоровья, обусловливают высокую частоту сердечно-сосудистых и психосоматических заболеваний, снижают работоспособность. Если 10 лет назад согласно статистике количество профессий умственного труда достигло 23 тыс., то сейчас, в начале XXI в., их, естественно, стало намного больше. При этом каждый
конкретный вид деятельности имеет собственную структуру информационно-операциональных особенностей психической нагрузки, оказывающих непосредственное воздействие на организм и психику человека. Например, структура информационно-операциональной составляющей трудового процесса оператора определяется скоростью приема, переработки информации и принятия решения, сложностью выполняемых заданий, частотой принимаемых ответственных решений, временем активных действий, числом производимых движений, необходимостью самоконтроля регулируемых параметров, характеристиками монотонности труда (качество операций, длительность однообразных операций, число приемов в операции и т. д.); наличием гиподинамии, сменностью труда и отдыха, степенью напряжения анализаторных функций (зрения, слуха, вестибулярного аппарата и т. д.) и др.

Эти составляющие особенностей трудовой деятельности человека определяют со своей стороны напряженность тех или иных психических функций, а также значение тех или иных психических качеств, специализированных чувств, умений при ее осуществлении.

Большую роль в воздействии на человека информационно-операциональной составляющей играет включенность в систему "работа; труд-отдых; восстановление". В настоящее время ученые подчеркивают, что большинство заболеваний можно избежать даже при высокой психической напряженности воздействующих на человека внешних условий, если правильно и рационально использовать период отдыха и восстановительные средства.

Ситуативная составляющая . Оценка происходящих событий под углом зрения потребностей, признаваемых человеком ценностей, целей, к достижению которых он стремится, порождает различные жизненные ситуации: трудные, экстремальные, опасные, проблемные, критические. Особое внимание ученые акцентируют на тех ситуациях, которые демобилизуют, разрушают целостность личности, адекватность "Я", смысл жизни человека, определенным образом ухудшая его здоровье. К особой категории психических явлений для здоровья человека относятся критические ситуации.

В общем виде ученые характеризуют критические ситуации как ситуации, порождающие дефицит смысла в дальнейшей жизни человека [5, с. 188]. В настоящее время в психологической литературе приводятся четыре основных понятия, которыми можно охарактеризовать критические ситуации. Это понятия стресса, фрустрации, конфликта и кризиса [5].

Стресс (от англ. stress - напряжение) - неспецифическая реакция организма на ситуацию, которая требует большей или меньшей функциональной перестройки организма, соответствующей адаптации. Выделяют физиологический, психологический и социальный стрессы. Психологический стресс - психическая напряженность, возникающая у человека в условиях деятельности, связанных как с необходимостью быстрого нахождения решений, так и с большими умственными перегрузками, неудачами, реальной опасностью для жизни и здоровья, повышенной личной ответственностью (О. В. Овчинникова, 1970). В основе социального стресса лежат социально-экономические условия существования личности в обществе. Социальные конфликты и кризисы, неуверенность, страдания, угроза гражданской войны, необходимость участвовать в военных действиях, стремление к повышению жизненного уровня на фоне периодических кризисов, инфляции и безработицы - основные причины социального стресса, способствующего увеличению количества лиц, обращающихся к психиатру.

Любая новая жизненная ситуация вызывает стресс, но далеко не каждая из них бывает критической. Критические ситуации вызывают дистресс, который переживается как горе, несчастье, истощение сил и сопровождается нарушением адаптации, которая препятствует самореализации личности.

Фрустрация (от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание, расстройство) определяется как состояние, которое возникает, "когда физическое, социальное и даже воображаемое препятствие мешает или прерывает действие, направленное на достижение цели..." (П. Фресс, 1975). Выраженность данного состояния характеризуется различными степенями: от ситуации затруднения в деятельности к ситуации, когда трудность оказывается непреодолимой. Не всякое неудовлетворение мотива деятельности вызывает фрустрационные состояния. Они возникают только тогда, когда степень неудовлетворения выше определенного порога терпения, названного порогом фрустрации [7]. Порог фрустрации определяется рядом моментов:

- повторением неудовлетворения: при повторном неудовлетворении происходит суммация прежних следов от фрустрации с имеющими место в данный момент;

- глубиной неудовлетворенного мотива: чем глубже мотив, не получивший удовлетворения, тем ниже порог фрустрации;

- эмоциональной возбудимостью человека: чем он эмоциональнее, тревожнее, тем ниже этот порог;

- толерантностью (терпеливостью) человека как чертой его характера;

- уровнем притязаний (силой мотивации): например, человек, долго не терпевший неудачи, имеет очень высокий уровень притязаний и в случае неудачи обладает низким фрустрационным порогом;

- этапом деятельности: если препятствие для достижения цели возникает в самом начале деятельности, фрустрационные реакции выражены слабее, если в конце - фрустрация поведения выражена резче.

С точки зрения нарушений в сфере поведения фрустрация может проявляться на двух уровнях: как утрата волевого контроля (дезорганизация поведения) или как снижение степени обусловленности сознания адекватной мотивацией (потеря терпения и надежды).

Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - это осознанное противоречие, вызывающее сильные эмоциональные переживания, но не всякое противоречие становится конфликтом. Для возникновения конфликта необходимы дополнительные условия. Прежде всего противоречие должно осознаваться человеком и при этом восприниматься как значимая для него проблема, требующая решения. Именно эта важнейшая особенность конфликтов порождает сопутствующие им эмоциональные переживания. С критической ситуацией мы имеем дело тогда, когда субъективно невозможно выйти из данной конфликтной ситуации, не найдя приемлемого решения.

Кризис (от греч. krisis - решение, поворотный пункт) характеризует состояние , затрагивающее наиболее фундаментальные, жизненно значимые ценности и потребности человека, становящиеся доминантой его внутренней жизни и сопровождающиеся сильными эмоциональными переживаниями: смертью близкого человека, тяжелым заболеванием, резким изменением социального статуса и т. п. Ситуации порождают проблему, от которой человек не может уйти и которую не может разрешить в короткое время и привычным способом.

Кризис, нарушая привычный ход жизни, дезорганизуя или делая невозможной обычную жизнедеятельность, требует от человека переосмысления своей жизни в ее наиболее существенных составляющих своих жизненных целей, отношений с окружающими, образа жизни.

Ученые отмечают, что критические ситуации требуют от человека различной внутренней работы. Разного рода стрессовые реакции часто проявляются в виде предельной активации внутренних ресурсов личности, отстаивающей свои реализации жизненных замыслов. Более трудные ситуации могут потребовать от человека пересмотра уровня своих жизненных притязаний и перестройки своего духовного, психического "Я".

Личностная составляющая в основном определяется внутренними условиями. Как писал С. Л. Рубинштейн (1947), "... при объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия". Эффективность оказания психологической помощи во многом зависит от того, умеют ли психолог, врач, педагог рассматривать здоровье человека через призму личностного подхода, понимая, у кого, при каких личностных качествах развивается болезнь.

Большинство современных ученых, изучавших проблемы здоровья человека, на основании многочисленных наблюдений выделяют следующие типические особенности личности больных:

- повышенную эмоциональную возбудимость;

- чрезмерную робость и стеснительность;

- ранимость (обидчивость, повышенную чувствительность);

- чрезмерную требовательность к себе;

- неуверенность в себе;

- преобладание эмоциональных стимулов в регуляции поведения и деятельности над рациональными;

- недостаток воображения и фантазии;

- выраженную тенденцию тормозить внешние проявления эмоций и чувств и оставлять свои эмоциональные потенциалы и стремления неотреагированными, нереализованными;

- неблагоприятное сочетание таких черт, как, с одной стороны, честолюбие, тщеславие, повышенная самооценка, и с другой - высокоответственное отношение к своим обязанностям, сверхобязательность при выполнении любых, даже несущественных, второстепенных обязанностей, тревожность, мнительность. Эти лица всегда хотят значительно больше, чем реально могут [9, c. 178].

Анализ психологических причин сердечных заболеваний привел в свое время В. Н. Мясищева к выводу о том, что наиболее часто ими заболевают лица, имеющие определенный тип характера. Этот тип называется "социально-дисгармоническим". К социально -дисгармоническому типу относятся личности с характерологическими особенностями, находящиеся в континууме акцентуации - психиатрии (по определению П. Б. Ганнушкина и А. Е. Личко).

В данный континуум входят: демонстративная (истерическая) личность; обсессивно-компульсивная личность; параноидная личность; зависимая личность; тревожная личность (К. Леонгард, А. Е. Личко, 1983).

Акцентуанты и психопаты располагаются на разных полюсах личностных особенностей, уходящих в нормативность или в психическую патологию.

"Нормальным человеком" можно считать всякого, кто уживается со своими недостатками, заботясь о том, чтобы они не мешали окружающим, чье поведение не всегда "адаптивно", но приемлемо для других, кто хоть и с грехом пополам, но удовлетворяет свои потребности, не превращая свои проблемы в "боль человечества", кто умеет использовать меры психологической защиты для преодоления тревоги и депрессии [6].

К "нормативным" (но неуравновешенным) относятся те из нас, кто обладает необычной развитостью отдельных личностных качеств и рассматривается как "акцентуированная личность" (К. Леонгард, 1981).

Таким образом, указывая на особенность составляющих величины психической нагрузки, воздействующей на здоровье человека, можно сказать, что чем больше отрицательных факторов в информационно-операциональной, ситуативной и личностной составляющих, тем больше величина воздействия психической нагрузки на организм и психические проявления человека.

Интегральное проявление основных составляющих психической нагрузки - уровень активированности механизмов саморегуляции, поэтому в нашем подходе к психической нагрузке учитываются и изучаются в первую очередь психические механизмы саморегуляции человека в процессе его адаптации к условиям жизнедеятельности.

Саморегуляцию можно определить как механизм внутренней психической активности человека в процессе адаптации к условиям жизнедеятельности. Это механизм мобилизации и актуализации возможностей человека, компенсации и регуляции психических проявлений в связи с потребностями и целями жизнедеятельности.

"Способность личности регулировать, организовывать свою жизнь как целое, подчиняемое ее целям, ценностям, - это высший уровень и подлинное качество субъекта жизни" (К. А. Абульханова-Славская, 1998).

Эмоциональные параметры внутренних условий определяются отношением к жизни, своему здоровью, личностной значимостью. Волевые механизмы обеспечивают уровень самосознания и целеустремленности к деятельности. Интеллект определяет меру и логику осознания человеком своего поведения, своих действий, свое место в жизни, этапность решения по выполнению поставленных задач. Интуиция способствует эвристическому принятию решений без осознания, без логики их доказательности в данный момент времени.

От уровня активированности этих механизмов саморегуляции и их корпоративного сочетания в большей степени зависят устойчивость, толерантность к психической нагрузке в различных условиях жизнедеятельности, выраженность психического напряжения, адаптация.

Тщательное изучение деятельности механизмов саморегуляции и наблюдение за ней позволят повысить процесс эффективного управления здоровьем человека. Прикладные и экспериментальные исследования механизмов психической саморегуляции с учетом личностных особенностей человека, внешних условий жизнедеятельности, значимых ситуаций могут более целенаправленно и избирательно оказать помощь в разработке целой системы профилактических, гигиенических и лечебных мероприятий по укреплению физического и психического здоровья человека.

И в заключение нужно отметить, что здоровье - это не просто реализация проявления биологических и социальных функций (если вернуться к началу нашей статьи), а именно потребность в самореализации своих возможностей. А возможности реализуются через достижение целей, которые ставит перед собой человек.

Ученые отмечают, что условия, которые не позволяют человеку успешно бороться за признание собственной личности окружающими, которые не предоставляют ему возможности испытать чувство удовлетворения от процесса самоутверждения и самореализации, способствуют развитию и закреплению различных форм заболеваний. Поэтому сохранение и укрепление здоровья во многом определяются именно активностью, устойчивостью человека к воздействи ю отрицательных факторов психической нагрузки.

Литература

1. Апанасенко Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровья человека. - СПб.: Петрополис, 1992. - 123 с.

2. Апанасенко Г.Л. "Спорт для всех" и новая феноменология здоровья // Наука в олимпийском спорте (спецвыпуск). 2000, c. 36 - 40.

3. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. - М.: Медицина, 1979. - 298 с.

4. ВОЗ: первые 10 лет работы. Женева. - 459 с.

5. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. - М.: Политиздат, 1989. - 319 с.

6. Губачев Ю.М., Макленко В.В. Психоэмоциональные проблемы семейной медицины. - СПб.: Гиппократ, 1997. - 48 с.

7. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания: Деятельность и состояние. - М.: Просвещение, 1980. - 200 с.

8. Казначеев В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование. Москва - Кострома: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, КГПУ, 1996. - 248 с.

9. Немчин Т.А. "Нервная почва" и нарушения здоровья. "Социальная психология личности". - Л.: Знание, 1974, с. 172 - 189.

10. Петленко В.П. Валеологические критерии здоровья: 5-й Национ. конгресс по профилактической медицине и валеологии, 22 - 26.06. СПб., 1998, с. 13 -16.

11. Weber P. Was ist Gesundheit // Therfpiewiche. - 1982. - № 32. - Р. 1333 - 1348.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: