НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ



НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ КАФЕДРЫ ПСИХОЛОГИИ РГУФКа

Кафедра психологии была создана в 1930 г., а в 1932 г. ее возглавил Петр Антонович Рудик.

Курс психологии формировался применительно к специфике вуза. Под руководством П.А. Рудика сотрудниками кафедры была разработана программа, соответствующая профилю института физической культуры и впитавшая лучшие достижения психологической науки того времени.

Программа состояла из двух разделов:

1) общая психология, рассматривающая основные теоретические вопросы,

2) психология спорта, направленная на решение прикладных проблем спорта и физической культуры.

В послевоенное время сотрудниками кафедры опубликован первый в мировой практике учебник по психологии для институтов физической культуры, а также специальный учебник для средних физкультурных учебных заведений. Начиная с 50-х гг. сотрудниками кафедры подготовлено 6 поколений учебников. Четыре из них - под редакций П.А. Рудика, последний - под редакцией А.В. Родионова.

В работах П.А. Рудика был сделан анализ особенностей моторной реакции, типичной для действий спортсмена на старте, и сложной реакции на примере действий боксеров и участников спортивных игр. Большие заслуги кафедры в области психологии спорта нашли признание и за рубежом. В 1965 г. (Италия, Рим) П.А. Рудик был одной из самых заметных фигур Международного общества психологов (ИССП).

В первые годы под руководством П.А. Рудика преподаватели кафедры проводили исследования, в которых отражена роль мышечно-двигательных и вестибулярных ощущений и восприятий в спортивной деятельности, а также своеобразие и богатство эмоциональных переживаний в процессе спортивной деятельности. Эта небольшая часть первых научных исследований кафедры свидетельствует об их практической направленности: результаты непосредственно внедрялись в спортивно-педагогическую практику. Логичным завершением этой работы и, несомненно, большим достижением кафедры стало создание новой дисциплины - психологии спорта.

Основные результаты деятельности научной школы профессора П.А. Рудика выразились в том, что впервые в отечественной и мировой психологической науке определены понятие, содержание и задачи психологической подготовки , разработаны пути и методы, классификация видов подготовки и определена роль тренера в этом процессе; поставлен вопрос об унификации методов исследования.

Под руководством доктора психологических наук, профессора В.М. Мельникова, в 1978 г. принявшего от П.А. Рудика кафедру психологии ГЦОЛИФКа, выполнялись работы, посвященные проблемам общей, социальной и спортивной психологии.

Труды доктора педагогических наук, профессора А.В. Родионова, с 2003 г. возглавившего кафедру психологии, отражают многолетние исследования психологии спортивной деятельности, в частности психологии поединка в отдельных видах спорта (единоборства и спортивные игры). Материалы его исследований изложены в многочисленных научных монографиях, статьях и докладах на международных конгрессах и научно-практических конференциях.

Современная психология представляет собой разветвленную сеть порой пересекающихся планов и плоскостей анализа, подходов к своему объекту - человеку, поэтому становится понятной огромная ответственность психолога в такой важной работе, как психологическое обеспечение спортивной деятельности. С одной стороны, психолог в настоящее время должен владеть знаниями и навыками, используемыми в других видах психологического анализа: в социальной психологии, структурной психолингвистике, эргономике, психологии труда и т.д. С другой - он должен уметь, работая на материале спорта, не только вычленять свою предметную область и план анализа, но и уметь соотносить эту область с соседними, не отрываясь от них, т.е. быть и методологом, и логиком, используя эти знания для конфигурации различных сторон научного предмета.

Центральная проблема психологии спорта - разработка основ психологической подготовки и формирования личности, причем обе эти проблемы тесно взаимосвязаны между собой. Первая составляет цель всех исследований, а вторая является собственным содержанием первой. В этом не только диалектичность их взаимосвязи, но и важнейшее условие системного исследования.

Психологическая подготовка "охватывает" три уровня: команды, личности и индивидуальных особенностей. Эти уровни связаны с особенностями организма. Однако в центре всей проблематики остается человек, независимо от того, кто он: тренер, организатор, спортсмен и пр. Поэтому акцент современных исследований смещается в сторону личности человека-спортсмена как высшей инстанции управления не только психическими процессами, но и психофизиологическими функциями. Понятно, что процессы обучения, управления, организации и формирования в рамках подготовки и тренировочного цикла протекают эффективнее, если они опосредуются личностью спортсмена. Следовательно, раскрытие структуры личности, ее конкретное экспериментальное наполнение и практическое ограничение (направленность) составляют основное содержание современной психологии спорта.

Такое системно-деятельностное представление позволяет более целенаправленно строить систему подготовки с ориентацией на комплексное воспитание всестороннего гармонического развития личности спортсмена. Основными задачами при этом являются задачи диагностики и формирования целостной системы личности.

На кафедре психологии РГУФКа сейчас ведутся и другие прикладные исследования.

Реализуется идея программированной психологической подготовки на базе так называемого ментального тренинга. Выполнено несколько исследований в русле сопряженного развития физических и психических качеств юных и взрослых спортсменов. Практически завершено исследование психологических механизмов формирования, совершенствования и проявления индивидуального стиля деятельности в спортивных играх и единоборствах. Несколько диссертационных работ связано с изучением механизмов психической адаптации спортсменов к тренировочным и соревновательным нагрузкам. Интересное исследование выполнено по проблеме психологического контроля в процессе генезиса специальных способностей в системе подготовки спортивных резервов.

Уже сейчас ведется работа в сборных командах страны по баскетболу, пляжному волейболу, фехтованию, отдельным видам легкой атлетики. Перспектива ее научно-практического расширения не вызывает сомнений.

Некоторые последние исследования прямо связываются с глобальными проблемами психогенетики, психоморфологии, психофизики. Начались работы по проблемам оздоровительной и адаптивной физической культуры.

Главное - на кафедре появились молодые сотрудники, аспиранты, магистранты, значит, перспективы у кафедры есть.

Результаты проведенных за последнее десятилетие исследований нашли и находят отражение в различных отчетах, докладывались на многочисленных региональных конференциях и международных конгрессах. Вместе с тем необходимо обратить внимание на два момента, изменивших лицо и деятельность кафедры. Во-первых, благодаря профессиональной поддержке заведующего кафедрой прикладных и экстремальных видов спорта доктора педагогических наук, профессора Александра Николаевича Блеера кафедра стала выпускать научно-методический журнал "Спортивный психолог", который с первого выпуска (2003) пользуется большой популярностью и спросом. Главный редактор - доцент кафедры В.Н. Непопалов - постоянно работает над совершенствованием как содержания, так и оформления журнала. При этом, по многочисленным отзывам, знакомство с журналом позволяет специалистам не только глубже познакомиться с психологической составляющей спортивной подготовки, но и продуктивно внедрять результаты психологических исследований кафедры.

Второе достижение кафедры, на котором стоит остановиться более подробно, - это возрождение организации и проведение научных конференций, которые на современном этапе развития спортивной психологии получили название "Рудикские чтения". Вторая в этом году конференция посвящена выдающемуся ученому в области психологии и спорта - Петру Антоновичу Рудику (1893-1983). На первой конференции (2004 г.), были обобщены и подведены итоги развития спортивной психологии за ХХ столетие, рассмотрены и обсуждены фундаментальные проблемы и намечены перспективные направления. Конкретно обсуждалось следующее: проблемы психологической теории спортивной деятельности, психология личности спортсмена и тренера, проблемы психических состояний и их регуляции, виды психологической подготовки, психологические проблемы физического развития и оздоровления населения. Проведенная в рамках круглого стола дискуссия выявила еще одну проблему - взаимопонимания между тренером и спортивным психологом, обсуждение которой было продолжено на страницах журнала "Спортивный психолог". На второй конференции продолжится обсуждение результатов решения фундаментальных проблем, но вместе с тем программа будет дополнена и двумя перспективными направлениями: 1) психология физической культуры и здорового образа жизни; 2) теория и методология спорта и физического воспитания. Первая проблема актуальна для развития нашего общества в настоящий момент, а обсуждение второй ориентирует на переоценку устоявшихся ценностей как предмета исследований в спортивной психологии, так и технологий исследований. Вследствие этого проведение двух "Рудиковских чтений" станет своеобразным мостиком между славным историческим прошлым кафедры, ее обновляющимся настоящим и обнадеживающим будущим.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: