НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ



ОТ "РУДИКОВСКИХ ЧТЕНИЙ" К "ЧТЕНИЯМ ПАМЯТИ ПУНИ"

Завкафедрой психологии им. А.Ц. Пуни И.П. Волков
Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры им. П.Ф. Лесгафта

Открытие первых "Рудиковских чтений" в РГУФКе в 2004 г. в Москве - значимое событие в нашей общей научной жизни, сигнал к необходимости учреждения и в СПбГУФКе им. П.Ф. Лесгафта "Чтений памяти Пуни" в год 110-летнего юбилея нашего университета и 80-летия аспирантуры, открытой в Институте физкультуры им. П.Ф. Лесгафта в 1926 г. Напомним, что аспирантура при кафедре психологии ГДОИФКа им. П.Ф. Лесгафта была учреждена в 1960 г. по инициативе основателя (1949 г.) кафедры психологии профессора Авксентия Цезаревича Пуни и удостоена его памяти решением Совета вуза в 1989 г.

Заслуги создателя кафедры психологии и ее и первого заведующего (с 1949 по 1975 г.) проф. А.Ц. Пуни более чем очевидны, что явилось основанием для открытия в 1997 г. в Академии им. П.Ф. Лесгафта по инициативе ее ректора проф. В.У. Агеевца первого диссертационного совета по защите кандидатских работ по новой специальности ВАКа 19.00.13 - "Психология развития, акмеология (педагогические, психологические науки)". Спорт по своей сути является акмеологической деятельностью, т.е. ориентирован на достижение успеха в избранной человеком деятельности (Б.Г. Ананьев, 1969; А.А. Деркач, 1981; Н.В. Кузьмина, 2001, и др.).

Благодаря работе вышеуказанного диссертационного совета (1997-1999 гг.) в нашем спортивно-научном пространстве появились новые специалисты по актуальным проблемам спортивной психологии, акмеологии и валеологии (защищено 29 кандидатских и 2 докторские диссертации). Одновременно с этим кафедра психологии им. проф. А.Ц. Пуни при поддержке факультета психологии СПбГУ (декан - проф. А.А. Крылов) в 2000 г. сумела получить согласие ВАКа РФ на включение в педагогическую специальность 13.00.04 психологических наук. Эти успехи в расширении и развитии нашего научного пространства на территории СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта несомненно продвигали нас навстречу Болонскому процессу с его международной интеграцией психолого-педагогического и гуманитарного образования.

Наряду с кафедрой психологии РГУФКа (Москва) на протяжении полувека кафедра психологии им. проф. А.Ц. Пуни СПбГУФКа (Санкт-Петербург) является признанным в стране и в мире научным центром психологии спорта, а ныне к этому прибавилось лидерство кафедры по спортивной акмеологии, валеологии и гендерной психологии спорта. За время ее работы в рамках психологической аспирантуры и докторантуры из числа аспирантов и соискателей академии им. П.Ф. Лесгафта было подготовлено более 200 кандидатов и 16 докторов психологических наук (А.Ц. Пуни, Т.Т. Джамгаров, Ю.Л. Ханин, И.П. Волков, Г.Д. Горбунов, В.А. Черепов,. А.В. Лебедев, Н.Б. Стамбулова, Л.Е. Варфоломеева, О.С. Шустер, И.А. Воронов, А.С. Захаревич, Т.П. Королёва, В.Б. Мяконьков, А.Н. Николаев). Успешно защитили диссертации аспиранты и докторанты из Кореи, Китая, Израиля, Греции, Польши, Палестины и др.

К концу 2005 г. удельный вес диссертаций, защищенных по психологическим наукам в СПбГУФКе им. П.Ф. Лесгафта, достиг 50% от общего числа защит, что не могло не вызывать вполне оправданного раздражения со стороны консервативно настроенной части педагогов.

Опыт же акмеологического модернизирования традиционной школьной теории и методики физической культуры нашел в 2002 г. выражение в акмелогической докторской диссертации заведующего кафедрой теории и методики физической культуры нашего университета проф. Ю.Ф. Курамшина (2002 г.). Его исследования, ориентированные на спорт высших достижений, вылились в подготовку и издание под его научной редакцией нового учебника по ТиМФК для вузов (спец. 521900 -"Физическая культура" и 022300 - "Физическая культура и спорт" (- М.: Изд. "Советский спорт", 2003. - 464 с.), в котором современная психология спорта впервые нашла достойное отражение.

Однако, если исходить из реальности предвидимого будущего ( не за горами XXVII Олимпийские игры в Пекине в 2008 г.), то даже законно заслуженная слава наших выдающихся спортсменов-инвалидов - победителей Параолимпийских игр в Турине не устраняет тревоги и обеспокоенности за судьбы нашей спортивной психологии и акмеологии в ближайшие годы.

Хотя современная спортивная психология и акмеология располагают достаточно разнообразными методами мотивации спортсменов накануне соревнований, множество её проблем еще требуют исследований. Например, изучение возможностей применения в подготовке и восстановлении квалифицированных спортсменов современных медитативных методик, дыхательных психотехник, ментального и социально-психологического тренинга, обучения управлению сном, методик самовоздействия по типу НЛП (нейро-лингвистическое программирование) аутогенной и идеомоторной тренировки, аудио- и видеопсихотренинга, компьютерных и аппаратурных методов ГРВ-биоэлектрографии и пр.

Конечно, любой спортивный чиновник, считающий себя психологически компетентным, может возразить, что денег на науку нет, нужно строить стадионы, что незачем университету им. П.Ф. Лесгафта открывать другие диссертационные советы, хватит и одного, что психолог в команде не нужен, хватит тренера и врача и пр. Что ж, каждый видит мир со своей колокольни. Между наукой и практикой в спорте может и не быть непосредственной прямой связи, но есть более важная неочевидная связь - она в нашем мышлении и в наших переживаниях, в системах наших оценок, отношениях к делу, к деньгам и друг другу, она живет во взаимоотношениях спортсменов и тренеров, в манипуляциях нашим сознанием со стороны неконтролируемых эффектов СМИ. Иными словами, эта связь существует, она властвует и проявляет себя не столько во внешнем, сколько во внутреннем мире спортсменов, тренеров, судей, врачей, начальников команд, спортивных болельщиков и пр. Отмахиваться от нее - значит оставаться без олимпийских медалей, на которые рассчитываем.

Это доказывает необходимость серьезной постановки как психологических, педагогических, так и психофизиологических и биохимических исследований, осуществляемых с акмеологических позиций (См. Ю.Ф. Курамшин. Спортивная рекордология. Теория. методология, практика. - М.: изд-во "Сов. спорт", 2005. - 408 с.). Любой спортивный специалист должен быть психологически грамотным. Как тут не вспомнить П.Ф. Лесгафта, который учил: "Каждый педагог должен быть и психологом".

Диссертации по психологическим наукам, защищенные в период 2001 - 2005 гг. в СПбГУФКе им. П.Ф. Лесгафта аспирантами и соискателями, уже охватывают широкий спектр кафедр: психологии, педагогики, спортивных игр, бокса и восточных единоборств, анатомии и спортивной морфологии, ТиМФК, адаптивной ФК, что свидетельствует о неуклонном росте научно-практического интереса спортивных специалистов к теории и методам практической психологии и акмеологии как научной основе спортивной педагогики ХХI века.

За период 1998-2005 гг. в СПбГУФКе им. П.Ф. Лесгафта подготовлено 59 кандидатов и 9 докторов наук по психологии, акмеологии и валеологии спорта. На ведущее значение психологической науки как синтетической области современного человекознания в том числе и в сфере физической культуры и спорта, указывал ещё в прошлом веке основатель Петербургской психологической школы академик Б.Г. Ананьев: "Выдвижение проблемы человека в качестве общей проблемы всей современной науки коренным образом изменяет положение психологии в системе наук, поскольку именно психология становится орудием связи между всеми областями познания человека, средством объединения различных разделов естествознания и общественных наук в новом синтетическом человекознании" (См.: Б.Г. Ананьев. "Человек как предмет познания". - Л.: ЛГУ, 1969, с.13).

Жаль, что наши инициативы, предпринятые в 2003-2004 гг. совместно с другими заинтересованными кафедрами СПбГАФКа им. П.Ф. Лесгафта по документальному оформлению и восстановлению ранее успешно действовавшего (1997-1999 гг.) диссертационного совета по спец. 19.00.13 -"Психология развития, акмеология", так же как и открытие комплексного диссертационного совета по психофизиологии (специвльночть 19.00.02 - "Психологические, биологические, медицинские науки), также как и открытие диссертационного совета по физиологии (специальность 03.00.13) по инициативе кафедры физиологии (завкафедрой, заслуженный деятель науки России - проф. А.С. Солодков) в нашем университете так ни к чему и не привели, кроме разговоров и бумажной бюрократии. Научное руководство нашего университета не поддержало наших инициатив, ссылаясь на некую "неблагоприятную ситуацию в ВАКе", на какое-то мифическое "сопротивление Москвы", на ошибки в оформлении документов и пр. А как же тогда быть с "Болонским процессом", с нашим вступлением в международный процесс образовательной и научной деятельности, в т.ч. в сфере НИР?

Между тем именно содержание стратегических и амбициозных научных целей, актуальных для спортивной науки проблем, видение наших научных перспектив отражены в выступлениях наших ученых и в материалах Первого и Второго Международн ых конгрессов "Спорт и здоровье" (СПб., 2003, 2005), в "Вестнике аспирантуры" (1999-2005), в "Материалах итоговых научных конференций СПбГУФКа" за последние 5 лет.

Оформив наконец в 2005 г. статус университета наше учебное заведение, носящее имя Петра Францевича Лесгафта, встречает в 2006 г. свой 110-летний юбилей учреждением "Чтений памяти Пуни", что будет новым мостом научной связи, творческого соперничества и обмена
исследовательским опытом двух ведущих в стране - П.А. Рудика (1893 -1983) и А.Ц. Пуни (1898 - 1985) - психолого-педагогических школ в сфере отечественной спор-тивной науки. Этот мост уже начал работать, что способствует возрождению традиций и развитию нашей студенческой науки, которую всегда внимательно курировали П.А.Рудик и А.Ц.Пуни.

Наши московские коллегии с родственной нам кафедры психологии РГУФКа в 2005 г. выступили с ценной инициативой учреждения ежегодных "Рудикских чтений", на что сразу же отклинулась наша научная молодежь - аспиранты и докторанты. С 2003 г. ученые Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (В.В. Кузин, С.Д. Неверкович, А.В. Родионов, А.Н. Блеер, В.Н. Непопалов) учредили столь необходимый для развития нашей науки журнал "Спортивный психолог". В 2004 г. кафедра психологии РГУФКа издала учебник для вузов "Психология физического воспитания и спорта" (М.,2004. - 576 с. Ред. - проф. А.В. Родионов). Эти достижения московских коллег лишний раз подчеркивает нашу общую заинтересованность в дальнейшем развитии совместных научных психолого-педагогических исследований тех актуальных проблем теории и практики физической культуры и спорта, необходимость решения которых требует открытия и новых диссертационных советов для подготовки и аттестации научных кадров нового поколения. Думается, что с этим согласятся и руководители соответствующих экспертных советов ВАКа России.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: