Abstract SPORTS-IMPROVING ACTIVITY OF PUPILS IN ASPECT OF A.ADLER'S INDIVIDUAL THEORY OF PERSONALITY O.Yu. Malozyomov, Ph. D., associate professor The Ural state pedagogical university, Ekaterinburg Key words: A. Adler's theory of personality, physical culture, health-preservation of studing youth. The principal propositions
of the
|
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В АСПЕКТЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ А. АДЛЕРА Кандидат
педагогических наук, доцент О. Ю.
Малозёмов Ключевые слова: индивидуальная теория личности, физическая культура, здоровьесбережение учащейся молодежи. В настоящее время считается доказанным, что ценностный потенциал физической культуры - важнейшее материальное, интеллектуальное и духовное средство оздоровления, воспитания всесторонне развитой, социально активной личности [1-5 и др.]. Тем не менее в науке и общественном сознании до сих пор не сформировалось целостного представления о путях реального использования креативных возможностей этого феномена современной культуры для самосовершенствования и самооздоровления личности молодого человека. Поскольку важнейшим условием освоения новых теоретических подходов к исследованию физической культуры и спорта является интеграция различных областей научного знания [8], позволим себе обратиться к теоретическим основам психологии личности. В настоящее время в психологии нет какой-либо единственной общепринятой теории личности, но создано много различных концепций и моделей личности. Поэтому для рассмотрения вопроса о здоровьесбережении средствами физической культуры мы вправе обратиться к одной из наиболее известных теорий - индивидуальной теории личности А. Адлера, отрицающей пансексуализм, присущий психоанализу, и рассматривающей человека как существо социальное. Сущностные основы теории А. Адлера связаны с такими понятиями [7], как: 1) фиктивный финализм, 2) стремление к превосходству, 3) чувство неполноценности и его компенсация, 4) социальный интерес, 5) стиль жизни, 6) креативное Я. В аспекте затронутой тематики рассмотрим данные концептуальные положения. Первое из них - фиктивный финализм. Согласно воззрениям А. Адлера, только финальные цели могут объяснить человеческое поведение. Основные цели человека, то есть те цели, которые и определяют направление жизни личности, являются фиктивными - их соотнесённость с реальностью невозможно проверить. Однако несмотря на их фиктивность (идеальное представление), именно наличие таких финальных целей играет для человека роль реального стимула его активности и объясняет мотивы вполне конкретного устойчивого поведения [7]. С общих позиций жизнедеятельности здоровьесбережение является задачей со многими неизвестными факторами, переменными условиями, величинами и слабопредсказуемым результатом. Более того, невозможно эмпирически проверить или доказать, что один и тот же человек, активно занимающийся самооздоровлением с помощью физкультурных средств, проживает свою жизнь более счастливо и качественно, чем если бы он не уделял внимания двигательной деятельности. Можно только ориентироваться на усредненный опыт других людей, когда адекватная двигательная активность в целом способствует лучшему психофизическому самочувствию. Однако современная действительность часто демонстрирует обратные варианты, когда люди, игнорирующие соблюдение психофизических гигиенических требований (в силу внутриличностных или внешних факторов), достигают значительного положения в социальной структуре общества, в истории. Более того, внешние факторы, социализирующие молодого человека, зачастую весьма далеки от физкультурно-оздоровительной сферы, а здоровьезатратная деятельность и вредные для здоровья привычки становятся наиболее значимыми социализирующими субкультурными факторами для молодежи. Таким образом, сама по себе забота о сохранении и повышении индивидуального здоровья не гарантирует молодому человеку длительной и полноценной жизни, социально-экономического преуспевания. В случае, если даже образовательная сфера нацеливает и воспитывает учащегося в режиме здоровьесбережения, то это следует воспринимать не более как подтверждение концептуального положения о фиктивном финализме. В данном случае фиктивное убеждение может звучать так: лучше быть психофизически здоровым и менее социально-экономически успешным (богатым), нежели наоборот. Можно выразиться проще: "было бы здоровье, а остальное будет". У подростков и юношей (девушек), как правило, в целом не накоплен опыт болезней, поэтому здоровье не замечается и сохранение его пока не является целью жизнедеятельности. При этом социально-статусное и экономическое положения для них актуальны и рассматриваются ими в виде целей, которых еще надо достичь. Поэтому неудивительно, что многие молодые люди избирают для себя иные финальные цели (весьма далекие от сохранения здоровья), которые к тому же ситуативно предохраняют их от экзистенциального вакуума. При наличии же такого вакуума личность становится просто нежизнеспособной. По нашему мнению, у учащегося всегда есть и будет сохраняться элемент недоверия и малозначимости при навязывании ему старшими (учителями, родителями) принципов здорового образа жизни. В этом и заключается основная сложность формирования здоровьесохранного поведения у молодежи, поскольку, как финальная (не забываем, что в данном случае она же одновременно и фиктивная) жизненная цель - здоровьесбережение - в молодом возрасте зачастую не работает. Следовательно, в приложении к физической культуре образовательная сфера в качестве финальных целей для молодого человека должна избирать социально значимые (сопряженные, естественно, с сохранением потенциала здоровья), но несколько завуалированные (от прямых призывов к здоровому образу жизни) цели. Например, средствами двигательной деятельности возможно развитие специальных способностей, внешней привлекательности, креативности, оптимистичности, коммуникативных качеств, самостоятельности, психологической устойчивости, повышения уверенности в себе и т. п. Второе концептуальное положение (стремление к превосходству) понимается как общее стремление к росту, движение в направлении "снизу вверх". Таким образом, стремление к превосходству может выражаться огромным числом различных способов, и каждый человек реализует его по-своему [7]. Данное положение теории личности А. Адлера, по нашему представлению, может наиболее эффективно содействовать здоровьесбережению именно у молодежи. Например, стремление к превосходству в каком-либо виде физкультурно-спортивной деятельности, в формировании своего телесного, соматического статуса наиболее актуально именно для молодых людей. Поэтому возможности образовательной сферы и физической культуры здесь могут оказаться неоценимыми. Проблемы, конечно, тоже существенны и видятся прежде всего в организации разностороннего валеопедагогического процесса, цели которого - наибольший охват всех половозрастных групп учащихся, учет их индивидуально -групповых, морфофизиологических, ценностно -ориентационных особенностей в сфере физкультурно -оздоровительной деятельности. Проще говоря, каждый учащийся должен иметь реальную возможность проявлять себя (с позиции превосходства) в физкультурно -оздоровительной деятельности. В современной образовательной практике по физическому воспитанию наработано уже достаточное количество методик, способствующих этому. Необходимо лишь задействовать творческий потенциал преподавателей по физической культуре в нужном направлении, что в масштабе страны представляется достаточно серьезной проблемой. Следующее - третье -
концептуальное положение - чувство
неполноценности и его компенсация -
возникает в связи с переживанием
личностью собственной социальной Четвертое концептуальное положение в индивидуальной теории личности А. Адлера - социальный интерес (или чувство общности) - включает в себя стремление к кооперации, к идентификации с группой, к проявлению эмпатии и т. п. Данное чувство - врожденное, так как люди - социальные существа по своей природе. Однако, для того чтобы эта природная предрасположенность оформилась и проявилась в должной мере, необходимы определенные условия и усилия, прежде всего социальные и воспитательные. В аспекте затронутой проблематики учащимся лучше всего подходит именно физкультурно-спортивная деятельность (особенно командная игровая), которая пробуждает интерес, эмпатию и соучастие в жизни сверстников, приводит к взаимопомощи, сплочению коллектива, учит считаться с мнением коллег, уважать противника и мн. др. Не зря одним из неофициальных лозунгов физкультурно -оздоровительного движения, спортивно-массовых мероприятий является следующий: "Главное - не победить, главное - участвовать". Массовые спортивные соревнования в большинстве случаев - одновременно и спортивные праздники, объединяющие различные поколения. Их традиции уходят историческими корнями в народную физическую культуру и имеют существенную временнyю и этнокультурную специфику [9]. Таким образом, на понятийном уровне не пропадает преемственность поколений в вопросе использования физкультурной деятельности в здоровьесбережении, появляются лишь инновационные виды физкультурно -спортивных увлечений. Следующее - пятое-положение (жизненный стиль), с одной стороны, наиболее затруднительно для его однозначного определения, а с другой - яркая характерная особенность индивидуальной теории личности А. Адлера. Жизненный стиль включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые в совокупности определяют неповторимую картину существования индивида. Всё поведение человека определяется его жизненным стилем. Один человек старается обрести превосходство, развивая свой интеллект, другой видит этот путь в физическом совершенствовании [7]. Предполагается, что жизненный стиль есть компенсация конкретной неполноценности. В этой связи уместно вспомнить, что у многих людей, усиленно занимающихся самооздоровительной двигательной деятельностью и достигающих в ней значимых успехов, первопричиной были именно проблемы со здоровьем. Классические феноменологические примеры самооздоровления с помощью двигательной деятельности - П. Брегг, Н. Амосов, В. Дикуль, А. Суворов, В. Леви и др. В образовательной практике также отмечается, что зачастую именно острые и хронические заболевания "приводят" учащихся и их родителей к мыслям и действиям, связанным с занятиями физической культурой (лечебной, рекреационной и др.). Конечным и главным элементом в теории личности Адлера является концепция креативного Я, согласно которой человек сам творит свою личность. Наследственность, субъективный жизненный опыт оказываются материалом для строительства собственной личности, а стиль жизни подчинен творческим способностям личности. Таким образом, каждый человек может свободно создавать свой собственный стиль жизни, а креативность является первопричиной личности, определяющей развитие социального интереса, жизненных целей и способов их достижения [7]. Что касается самооздоровительной деятельности применительно к данному положению, то безусловно человек, вставший на путь самоисцеления, использует свой индивидуально-личностный творческий потенциал. Индивидуальное здравотворчество проходит онтогенетически и стадию молодости, когда воспитательные функции общества и его институтов невозможно переоценить. Те стороны образовательной среды, которые способствуют раскрытию творческого потенциала, вызывают наибольший интерес учащихся. Физкультурно -оздоровительную деятельность, по нашему мнению, можно отнести к одной из основных по показателю творческих проявлений учащихся в ней. Сама физкультурно -оздоровительная деятельность - это задача "открытого" типа, "предполагающая по своей сути полную самостоятельность в выборе способа решения и большое число ответов" [6, c.17]. Данные факторы - основные требования, предъявляемые к социальной среде, для развития креативности личности учащегося. Поскольку сфера физической культуры обширна, учащиеся могут самостоятельно и достаточно легко решать проблему выбора своего места и роли в ней с помощью поисковой активности. Но выбор - это одна из фундаментальных категорий бытия, следовательно, и здоровья, поскольку здоровье -производное бытия. Такая лёгкость и произвольность наблюдаются далеко не во всех сферах человеческой деятельности. В сфере физической культуры, физического воспитания каждый человек может найти для себя подходящую экологическую нишу. Это могут быть качественно различные уровни физкультурной деятельности - от лечебного, реабилитационного, рекреационного до спортивно ориентированного. Если учащемуся дают возможность на занятиях по физической культуре пробовать себя в как можно более широком диапазоне собственных психофизических возможностей, то он непременно найдет наиболее оптимальные формы и средства физической культуры для целей личностного развития. Подобный поиск - это и есть творческий процесс, следовательно, процесс, повышающий потенциал здоровья. Более того, всесторонне актуализированное пространство физической культуры - идеально для формирования в нем оптимальной самореализации личности [8]. Психическая сфера и телесность оказываются слабыми звеньями в структуре личности современного молодого человека, поскольку на него активно воздействуют не только два вида цивилизационного стресса (информационный и гиподинамический), но и третий - стресс социализации. Молодому человеку (старшему школьнику, студенту) еще только предстоит вхождение в сообщество взрослых, создание семьи, материальное самообеспечение, получение образования и др. Следовательно, сфера физической культуры должна способствовать снижению у учащихся последствий не только гиподинамического и информационного стресса, но и стресса социализации, то есть избирательно повышать потенциал здоровья, психологическую устойчивость на индивидуальном уровне. В связи с вышеизложенным можно сформулировать вывод о том, что сфера физической культуры органично распространяется на все сущностные элементы личности, выделяемые индивидуальной психологией А. Адлера. Поэтому физкультурная деятельность может и должна являться базовым компонентом в образовательной практике здоровьесбережения учащихся. Литература 1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиС, 1988. - 208 с. 2. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодёжь и современность // Теория и практика физ. культуры. 1995, № 4, с. 29-31. 3. Быховская И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. - М.: РИО, ГЦОЛИФК, 1993. - 168 с. 4. Визитей Н.Н. Физическая культура и спорт как социальное явление (философские очерки). - Кишинев: Штиинца, 1986. - 162 с. 5. Лубышева Л.И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи и диссоциации // Теория и практика физ. культуры. 2002, № 3, с. 11-14. 6. Обухова Л.Ф., Чурбанова С.М. Развитие дивергентного мышления в детском возрасте. - М.: МГУ, 1994. - 80 с. 7. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 416 с. 8. Филимонова С.И. Выявление основных формирующих детерминант пространства физической культуры и спорта для самореализации личности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2005, № 2, с. 12-16. 9. Ягодин В.В. Социально-педагогическая роль народной физической культуры: Монография / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2004. - 262 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|