Abstract SOCIOLOGICAL MONITORING OF HEADS OF EXECUTIVE AUTHORITIES IN FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS P.A. Vinogradov, Dr. Hab., professor Yu.V. Okunkov, Ph. D., senior researcher Federal agency on physical culture and sports, Moscow Key words: sociological interrogation, heads, physical culture and sports, tendencies of development. The sociological group of Rossport has been carring out the interrogations of the regional directors heading physical culture and sports in subjects of the Federation for many years. The last research was carried out in April, 2006. Estimating the social characteristics of the respondents, it is possible to assert, that the data received by the authors reflect the opinion and estimations of the experts of the highest level which carry out management of physical culture and sports in Russia.
|
УПРАВЛЕНИЕ И ПРАВО СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Доктор педагогических наук, профессор
П.А.
Виноградов Федеральное агентство по физической культуре и спорту, Москва Ключевые слова: социологический опрос, руководители, физическая культура и спорт, тенденции развития. Социологическая группа Росспорта уже многие годы проводит опросы региональных руководителей, возглавляющих физическую культуру и спорт в субъектах Федерации. Последнее исследование было проведено в апреле 2006 г. Оценивая социальные характеристики респондентов, можно утверждать, что полученные нами данные отражают мнение и оценки экспертов высшего уровня, которые и осуществляют управление физической культурой и спортом в России. Полученные результаты показали, что за последние три года преимущественно положительные тенденции в развитии ФКС стали носить устойчивый характер и проявляются в подавляющем большинстве регионов страны. Как и год назад, более 70 % респондентов отмечают в своих регионах увеличение количества регулярно занимающихся ФКС (в 2001 г. таковых было 41 %) и 72 % - улучшение условий для развития физической культуры и массового спорта (в 2001 г. - 44 % опрошенных). Увеличивается количество опрошенных экспертов высшего уровня, в той или иной мере удовлетворенных государственной политикой в области ФКС: сегодня об этом заявляют 50 % экспертов, а то время как в 2001 г. так считало только 17 % респондентов. Значительно улучшается за последние годы, по мнению экспертов, управление физкультурно-спортивной сферой страны: сегодня уже 69 % опрошенных отмечают этот факт, а в 2001 г. так считали только 27 % ответивших. За последние два года в средствах массовой информации активнее освещается работа по ФКС. Если в 2003 г. отмечались определенные положительные сдвиги в этом аспекте работы СМИ (так ответили 32 % опрошенных), то в опросе 2006 г., как и год назад, уже 61 % респондентов говорят об улучшении рассматриваемой деятельности СМИ, несомненно, во многом благодаря функционированию спортивного канала на телевидении. Вместе с тем опрос показал, что достигнутый уровень развития ФКС сегодня далеко не удовлетворяет требований руководящего состава сферы ФКС страны. Несмотря на некоторые позитивные сдвиги, по сравнению с 2001 г., большинство (70 %) опрошенных в той или иной мере не удовлетворены сегодняшним состоянием ФКС в стране. Сохраняется преобладающее критическое отношение опрошенных к существующей системе управления физкультурно-спортивной сферой. Большинство - 70 % (по итогам всех предыдущих опросов, начиная с 1999 г. - около 80 %) не удовлетворено системой управления, при этом 51 % (в 2005 г. - 60 %, в 2003 г. - 57 %, в 2001 г. - 70 %, в 1999 г. - 72 %выступают за кардинальное или значительное реформирование имеющейся управленческой системы сферы ФКС. При явном за последние годы увеличении количества занимающихся и улучшении условий для занятий ФКС, неудовлетворенный спрос на физкультурно-спортивные услуги, как считают эксперты, уже в течение 10 лет продолжает расти еще более быстрыми темпами. И сегодня подавляющее большинство (78 %) опрошенных отмечают, что спрос на спортивнооздоровительной занятия выше предложений по его удовлетворению. Неудовлетворенность состоянием ФКС проявляется и в явно недостаточном использовании потенциала спортивно-оздоровительной деятельности для воспитания прежде всего подрастающего поколения. Это отражается в оценках использования возможностей ФКС для такой важной работы, как профилактика наркомании: несмотря на некоторое улучшение данной работы, сегодня большинство опрошенных - 58 % (в 2005 г. - 59 %, в 2003 г. - 77 %) в той или иной мере не удовлетворены тем, как используется профилактические антинаркотические возможности ФКС. Заметим, что в данном случае речь фактически идет не о недостатках воспитательной работы в отдельных коллективах, а об использовании всей существующей системы физического воспитания для профилактики наркомании. Результаты опроса экспертов высшего уровня позволяют наметить определенные пути для улучшения положения дел в сфере ФКС страны: - подавляющее большинство (более 80 %) экспертов по-прежнему, как и в предыдущих опросах, убеждены, что следует усиливать регулирующую роль государства в сфере ФКС. Но усиление роли государства в этой области должно происходить на фоне повышения значимости регионов (и местных органов). Вероятно, поэтому в своих дополнительных и самостоятельно сформулированных предложениях эксперты настойчиво высказываются не только за установление властной вертикали по управлению отраслью ФКС, но и за активизацию координации, взаимоотношений федеральных и региональных органов, оказание различных видов помощи регионам, содействия распространению положительного опыта по различным направлениям деятельности, усиления котроля; - среди наиболее важных факторов развития ФКС можно выделить две группы, где каждый фактор набрал более 50 % "голосов поддержки". Первая группа - финансовое обеспечение и увеличение количества спортсооружений, улучшение их работы. Речь фактически идет об увеличении финансирования строительства и модернизации спортивной базы как важнейшего и постоянно возрастающего по своей значимости условия для удовлетворения значительного и увеличивающегося нереализованного спроса на спортивно-оздоровительные услуги. Вторая группа - разработка и реализация федеральных и региональных программ, создание нормативно-правовой базы ФКС. Следует заметить, что уже на протяжении более 10 лет эксперты отмечают хроническое отставание законодательной базы от потребностей практики развития ФКС в стране, а это сдерживает улучшение регулирующей роли государства в сфере ФКС. Причем в своих дополнительных высказываниях эксперты обращают внимание не только на необходимость создания нормативно-правовой базы для функционирования системы ФКС, но и на более эффективную реализацию этой базы за счет разъяснительной, методической помощи регионам, особенно местным органам исполнительной власти по ФКС; - эксперты советуют сосредоточить внимание и усилия в ближайшей перспективе на приобщении к спортивно-оздоровительной деятельности прежде всего обучающейся в системе образования молодежи, в первую очередь школьников, а также студентов и учащихся средних учебных заведений и дошкольников. Значительная часть экспертов предлагают обращать внимание также на развитие ФКС среди инвалидов, тружеников промышленных предприятий и села, руководителей разных уровней. Все остальные слои населения (интеллигенция, ИТР, предприниматели, пенсионеры и др.), сегодня не входят, по имеющимся предпочтениям руководителей сферы ФКС, в число наиболее значимых групп для приобщения в ближайшей перспективе к занятиям ФКС. При этом только пенсионеры, с одной стороны, выпадают из поля зрения работников руководящих сферой ФКС, а с другой - сами не имеют возможности приобщиться к занятиям ФКС; - для устранения постоянных и значительных трудностей с подбором кадров (что и сегодня отмечают 2/ 3 опрошенных) эксперты предлагают больше готовить тренеров по видам спорта, специалистов по работе с детьми, оргработников и организаторов (на уровне 50 - 40 % ответов). Следующую по значимости (примерно в пределах 30-20 % ответов) группу требующихся кадров составляют специалисты по маркетингу и менеджменту, учителя для школ и ССУЗов, специалисты по работе с инвалидами. Менее значимую, на взгляд экспертов, группу требуемых работников составляют специалисты по оздоровительно-профилактической работе, по PR, преподаватели вузов, специалисты по рекреации и туризму. Однако эксперты в своих дополнительных высказываниях обращают внимание не только на подготовку определенных специалистов, но и на сохранение имеющегося потенциала кадров, в первую очередь за счет улучшения оплаты труда специалистов в области ФКС; - подавляющее большинство (77 %, примерно как и в 2005 г.) опрошенных поддерживают идею учреждения премии Правительства РФ за лучшую постановку физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди субъектов Российской Федерации. Но в 2005 г. были высказаны предложения о необходимости серьезного подхода к разработке критериев и показателей для подведения итогов и выявления победителей такой премии. В данном опросе эксперты оценили значимость основных показателей развития ФКС. Можно констатировать, что респонденты предлагают, при подведении итогов работы по развитию ФКС в регионах, оценивать условия для развития ФКС (базы, кадры, финансы) ниже, чем само внедрение ФКС (в порядке убывающей значимости - развитие массового спорта, спорта высших достижений и детско-юношеского спорта). Оценка значимости показателей по внедрению ФКС согласуется с данными 2005 г., когда эксперты предлагали стимулировать развитие в первую очередь массового спорта (73 % ответов), далее - подготовку спортивного резерва (57 %) и спорта высших достижений (39 %). Но и само внедрение ФКС - не самоцель, необходимо учитывать, причем с наивысшей значимостью, влияние занятий ФКС на общество, жизнедеятельность людей, на воспитание прежде всего подрастающего поколения. При этом большинство (55 %) экспертов советуют считать регулярно занимающимися ФКС тех, кто занимается не менее 2 раз в неделю (в среднем - 2,76 раза) и еще 27 % подчеркивают минимально необходимое время на занятия - не менее 3 ч в неделю (в среднем - 5,5 ч). Проведение мониторинга показывает положительную значимость повторно-сравнительных исследований для наблюдения за функционированием существующей системы физвоспитания, выявления тенденций в развитии ФКС страны, что улучшает информационную базу для принятия управленческих решений. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|