ПРОФЕС-
СИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Abstract

DESIGNING AND REALIZATION OF COMPETENTLY FOCUSED APPROACH TO VOCATIONAL TRAINING OF TEACHER OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

N.S.Fazleev, Ph. D., associate professor The Kazan state financial and economic institute, Kazan

Key words: competent approach, vocational training.

The competent approach makes special demands to the educational system.

Obviously, the system of scientific knowledge cannot offer the education a ready disciplinary structure of educational programs adequate to the competent approach, which possesses the set of features.

The purpose of the system is determined by the purpose of the vocational training and is determined as the formation of competences of the teacher of physical culture and sports. The stage purposes are adequate to the levels of development of competence. The tasks reflect the orientation on the formation of its structural components.


ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

Кандидат педагогических наук, доцент Н. Ш. Фазлеев
Казанский государственный финансово-экономический институт, Казань

Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональная подготовка.

Цель профессионального образования состоит не только в том, чтобы научить человека что-то делать, приобрести профессиональную квалификацию, но и в том, чтобы дать ему возможность справляться с различными деловыми и жизненными ситуациями и работать в группе. В компетентной модели специалиста цели образования связываются как с объектами и предметами труда, с выполнением конкретных функций, так и с междисциплинарными интегрированными требованиями к результату образовательного процесса (И. А. Зимняя и др.).

Понятия "компетенция" и "компетентность" все чаще употребляются вместо понятия "профессионализм" (владение человеком теми или иными технологиями). Компетентность же помимо технологической подготовки предполагает целый ряд других компонентов, имеющих в основном внепрофессиональный или надпрофессиональный характер, но в то же время в той или иной мере необходимых сегодня каждому специалисту.

Над собственно профессионально-технологической подготовкой вырастает огромная внепрофессиональная надстройка требований к специалисту, выражающаяся в способностях применять ответственные решения, в системном и экспериментальном мышлении, в умении постоянно учиться, в коммуникабельности, экологической, квалитативной, информационной и других видах культур.

По существу, компетентностный подход ставит целью овладение способностями и навыками, необходимыми для эффективного выполнения профессиональных функций на рабочем месте, которые условно можно разделить на две разновидности:

функциональная компетентность (ключевые роли и специальные блоки компетенции в зависимости от уровня ответственности);

личностная компетентность (пороговые способности, которыми должен обладать специалист для выполнения той или иной роли).

При компетентностном подходе в определении "квалификация" используются следующие термины: оперирование знаниями, управление информацией, управление знаниями, овладение навыками и умениями, понимание ситуаций, творческий подход, реализация замыслов, развитие, приобретение видения, овладение провидением.

Эти термины записаны в порядке усиления их значимости для специалиста, определения их признаков и методов формирования - самые важные в реализации компетентностного подхода, чтобы студент мог держать в своем сознании образ вершины, на которую он может взойти после окончания учебного заведения.

Обозначенная природа компетентности педагога требует системной организации образовательного процесса, изменяющейся роли преподавателя, обеспечения соответствующими технологиями, обмена опытом, творческого решения проблем, обратной связи посредством социального взаимодействия, исследования ролевых моделей.

Таким образом, важнейшим условием развития системы профессионального образования в сфере физической культуры является реализация компетентностного подхода. В этом случае процесс профессиональной подготовки будущих педагогов по физической культуре и спорту к жизни и труду будет опережать потребности сегодняшнего дня, он будет сориентирован на перспективу.

Анализ разработки компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования показал, что в настоящее время необходимы:

- четкое описание всех компонентов компетентно ориентированной технологии подготовки педагога по физической культуре и спорту;

- увязка их в систему путем определения взаимодействия между компонентами;

- определение эмерджентного качества результата.

Проектирование компетентно ориентированного подхода к профессиональной подготовке будущих педагогов по физической культуре и спорту осуществляется в несколько этапов:

- предпроектный анализ условий личностнопрофессионального развития педагогов в системе физкультурного образования;

- определение и обоснование целей проектирования компетентно ориентированного подхода к профессиональной подготовке педагога по физической культуре и спорту;

- проектирование содержания и процесса модернизации профессиональной подготовки педагога по физической культуре на основе компетентно ориентированного подхода на уровне системы.

Компетентно ориентированный подход как основа проектирования процесса подготовки педагога по физической культуре и спорту включает в себя:

- изучение современных тенденций и изменений в деятельности специалиста;

- изучение компетентно ориентированного подхода как характеристики профессии с требованиями к личности специалиста;

- проектирование процесса подготовки специалистов;

- выбор профессиональных компетенций/компетентностей педагога по физической культуре и спорту для их эффективного формирования в процессе профессионально-личностного развития;

- разработка модели подготовки специалиста в условиях конкретного учебного заведения;

- определение содержания подготовки педагога по физической культуре и спорту в условиях конкретной дисциплины;

- проектирование системной диагностики качества компетентно ориентированного подхода в профессиональной подготовке педагога по физической культуре и спорту;

- методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов.

В настоящее время актуальны выявление профессиональных компетенций педагога по физической культуре и спорту и определение путей их формирования в профессиональных учебных заведениях.

Анализ теоретических и экспериментальных моделей разных видов компетентностей позволил выделить следующие структурные элементы в профессионально-педагогической компетентности:

- блок профессионально-педагогической направленности, включающий в себя объект направленности, ее специфику и обобщенность, степень дифференциации убеждений, валентность, сопротивляемость, количество и силу связей, центральность и результативность (Н.В. Кузьмина);

- блок акмеологических знаний, умений, навыков, опыта (Ю.Н. Емельянов);

- блок "Я-концепции", основанной на осознании смысловых образований личности (Т.Е. Егорова);

- блок профессионального самосознания (А.К. Маркова, Г.И. Метельский);

- блок активности, направленной и на себя и на субъекты взаимодействия с целью оптимальной организации собственного соответствия возникающим задачам деятельности (Л. А. Петровская).

Один из немаловажных компонентов профессиональной компетентности - личностно-индивидуальная компетентность, которая представлена совокупностью знаний и представлений человека о самом себе в контексте профессиональной роли.

Это знание человека о своих "сильных" и "слабых" сторонах, как профессионала, так и личности.

Таким образом, профессиональные компетенции - это готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также самооценивать результаты своей деятельности. Иными словами, это связанные с предметом навыки - соответствующие методы и технические приемы, присущие различным предметным областям.

Предлагается экспертный метод определения профессиональных компетенций, который реализуется в виде следующего алгоритма:

- изучение Государственного образовательного стандарта специальности и формирование банка умений выпускника учебного заведения на его основе;

- классификация умений по направлениям и выбор в качестве единицы измерения результатов образовательного процесса такого показателя характеристики профессионализма, как компетентность;

- структурирование полученного набора компетенций в виде опросного листа для определения их значимости по пятибалльной системе экспертами из числа специалистов-производственников и преподавателей спецдисциплин;

- распространение экспертных листов среди большого числа организаций и сбор исходной информации;

- обработка экспертных листков и тщательное обоснование компонентов профессиональных компетенций, как функциональных, так и личностных, с точки зрения обобщенной характеристики специалиста;

- построение модели специалиста или профессиограммы с позиции компетентности как спектра определенных компетенций;

- наполнение компонентов компетентности конкретными характеристиками, которые свидетельствуют о том или ином уровне профессионализма;

- выстраивание обоснованных уровней компетентности из всех характеристик ее компонентов для создания некоторой "лестницы" профессионального роста студентов;

- разработка метода и содержания оценки учебных достижений и деятельностной ориентации студентов с учетом функциональных и личностных компетентностей;

- разработка методики самооценки компетенций с учетом индивидуальных способностей и желаний студентов;

- разработка методики получения интегральной характеристики выпускника с позиции его компетентности.

Алгоритм реализации компетентностного подхода включает в себя:

- выбор в качестве единицы измерения результатов образовательного процесса такой показательной характеристики профессионализма, как компетентность;

- тщательное обоснование компонентов компетентности, как функциональных, так и личностных, с точки зрения обобщенной характеристики специалиста;

- наполнение компонентов компетентности конкретными характеристиками, которые свидетельствуют о том или ином уровне профессионализма;

- выстраивание некоторых обоснованных уровней компетентности из всех характеристик ее компонентов для создания некоторой "лестницы" профессионального роста студентов;

- разработка образовательных программ в соответствии с уровнями компетентности;

- проектирование компетентно ориентированной модели обучения на основе комплексного использования современных достижений цивилизации в области организационных, педагогических, информационных и коммуникативных технологий;

- интеграция учебной, профессиональной и социальной сред как системы для создания единого образовательного пространства для подготовки специалиста;

- разработка методов и содержания оценки учебных достижений в деятельностной ориентации с учетом функциональных и личностных компетентностей.

Для компетентностного подхода необходима интеграция всех известных стилей обучения, позволяющая объединить положительные стороны каждого из них и сформировать новый индивидуальный стиль познавательной деятельности (ИСПД), обеспечивающий новое качество образования. Формирование ИСПД реализуется через способность к самоидентификации и самореализации обучающегося, развитие рефлексивных и коммуникативных умений, создание поддерживающей социальнопрофессионально-коммуникативной учебной среды, применение многоуровневой, вариативной, гибкой, практико ориентированной системы образовательных программ, использование синтеза идей лучших сторон известных сегодня моделей образования с точки зрения потребностей обучающегося (технологического направления, проблемного обучения, контекстного обучения и личностно ориентированного подходов).

Интеграция подходов при профессиональной подготовке педагога по физической культуре и спорту на основе компетентно ориентированного подхода

Контекстный подхо

Развивающий подход

Профессиографический подход

Обучение на основе реальной профессиональной деятельности

Развитие индивидуальных способностей и творческой направленности личности

Выявление, воспитание и развитие профессионально важных качеств

Профессиональные умения

Творческая рефлексия

Сформированные ПВК

Компетентно ориентированный подход

Обучение знаниям, умениям и навыкам, развитие индивидуальных творческих способностей; личностно-профессиональное развитие; формирование компетенций на основе социальной и педагогической реальности

Интегративная (социальная, профессиональная, творческая, рефлексивная) деятельность студента

Творчески рефлексирующий специалист, обладающий социальными и профессиональными компетенциями

Исходя из природы компетентности, необходимо отметить ее многоплановость и многоаспектность, следовательно, она не может формироваться при изучении традиционных предметов, но должна систематически интегрироваться в целостный процесс обучения, предполагающий системные изменения в подготовке специалиста (см. таблицу):

 - введение социальных и базовых профессиональных компетенций;

 - изменение деятельности преподавателя от трансляции знаний и способов деятельности к проектированию индивидуальных траекторий развития студента;

 - применение методов обучения, содействующих выявлению и формированию компетенций обучающихся в зависимости от личных склонностей (например, метод проектов);

 - применение принципиально иных (альтернативных) оценочных процедур, которые должны быть чувствительны к особенностям приобретаемого опыта (набору компетенций), который у каждого обучающегося будет своим;

 - учет индивидуальных способностей и интересов студентов и непрерывный мониторинг динамики их развития на основе оценки и самооценки.

Гипотетически можно предположить общие характеристики образовательной программы, ориентированной на компетентностную модель образования:

 - описание признаков и ожидаемого (планируемого) уровня компетентности в некоторой области;

 - определение необходимого и достаточного набора учебных задач-ситуаций, последовательность которых выстроена в соответствии с возрастанием полноты, проблемности, конкретности, новизны, жизненности, практичности, межпредметности, креативности, ценностно-смысловой рефлексии и самооценки, гуманитарной экспертизы решений, необходимости сочетания фундаментального и прикладного знания;

 - технология процесса, в том числе последовательность предъявления ученикам задач-ситуаций различных типов и уровней;

 - алгоритмы и эвристические схемы, организующие деятельность учеников по преодолению затруднительных ситуаций;

 - технология сопровождения, консультирования и поддержки учащихся в процессе прохождения программы.

Первые шаги к построению компетентно ориентированной модели образования в сфере физической культуры и спорта необходимо делать уже в настоящее время. В качестве первоочередных мер обозначим три основные.

Первая - в структуре учебных программ по всем дисциплинам расширить межпредметный компонент. Данный компонент должен быть предложен студентам в форме межпредметных педагогических физкультурно-спортивных задач, которые, в принципе, не могут быть решены средствами одного предмета.

Следующий шаг означает создание принципиальной схемы введения компетентностных элементов во все образовательные области учебного плана. Одновременно с такой корректировкой образовательных программ должна проводиться работа и по координации, согласованию "вкладов" различных образовательных областей в общий набор компетенций.

Наконец, действенной организационной формой реализации компетентностной модели образования должна стать высшая школа с учетом дидактических закономерностей компетентностного образования и вариативных путей достижения образовательных возможностей и потребностей граждан.

Стратегия формирования компетенций содержит ряд инвариантных этапов: усвоение терминов, их определение по каждой дисциплине с применением многократно апробированных справочных, руководящих, учебно-методических материалов; классификацию определителей процессов, объектов изучения, формирование формализованных подходов к сбору и обработке описательной, качественной информации для научно обоснованного принятия педагогических решений; оценку адекватных моделей.

Разрабатывая профессиональную образовательную программу, мы предполагаем, что ее структура формируется содержательными модулями (группами дисциплин) следующих пяти типов:

 - основные модули, составляющие ядро соответствующей науки и сферы профессиональной деятельности;

 - поддерживающие модули, формирующие информационный контекст данной науки и сферы профессиональной деятельности (теория физической культуры, методика физического воспитания, менеджмент и т. д.);

 - организационные и коммуникационные модули, отвечающие задачам формирования межличностных компетенций (общая и возрастная психология, психология физической культуры и спорта, иностранные языки);

 - специализированные модули, расширяющие и углубляющие компетенции в избранной области,  - дисциплины специализации (именно этот набор дисциплин формирует специализацию в рамках определенного направления, поэтому список дисциплин, предлагаемых конкретным вузом, будет зависеть от выбранной специализации, от возможностей и квалификации профессорско-преподавательского состава вуза и других факторов);

 - переносимые модули, включающие виды активности студентов, выстраивающие мостик между теорией и практикой, а также позволяющие продемонстрировать степень освоения различных этапов и формирование компетенций (курсовые и квалификационные работы, педагогические практики и т. д.).

Разнообразие видов деятельности на семинарах (игры, перекрестные опросы, педагогические диктанты, компьютерный контроль и пр.) наряду с использованием новой итоговой формы внеаудиторной самостоятельной работы позволяют интенсифицировать процесс обучения и сократить "непроизводственные издержки", учитывая специфику аудитории (возраст, интересы, культурный и образовательный уровень), активизировать творческий потенциал студентов, поднять их интерес к предмету.

Приобретаемое в результате самоорганизации обучения новое качество специалиста, увязывающее междисциплинарные знания и умения с набором интегральных характеристик качества подготовки, в первую очередь со способностью применять полученные знания и умения в будущей профессиональной деятельности, формирует компетентность выпускника.

Компетентность своевременного применения знаний, умений, навыков, возможностей включает самостоятельную деятельность, ориентированную на выделение актуальности темы работы; постановку целей и задач; определение инвариантной структуры достижения целей и решения задач - формализованное представление целей и задач.

Компетентность определяется посредством диагностики результатов решения прямых и обратных задач; формированием алгоритмов интеллектуальной деятельности с учетом использования закономерностей учебных дисциплин; условиями создания и сопровождения профессиональной деятельности с расчетно-графическо-материальной интеграцией образования, науки, производства, коммерции.

Структурно-функциональный анализ профессиональной компетентности педагога по физической культуре и спорту показал наличие в ней трех компонентов: когнитивно-аксиологического, операционально-технологического и этико-социального.

Когнитивно-аксиологический компонент включает наличие осмысленных профессиональных знаний, операционально-технологический отвечает за конкретные умения, навыки и техники, с помощью которых учитель может применить эти знания, а этико-социальный предельно четко отвечает за духовно-нравственные последствия профессиональных действий и поступков учителя.

Компетентностный подход предъявляет особые требования к системе образования. Очевидно, система научных знаний не может предложить образованию готовую дисциплинарную структуру образовательных программ, адекватную компетентностному подходу, который обладает набором особенностей, среди которых следующие:

- образование должно стать эффективным механизмом социальной и психологической адаптации личности;

- преодоление разрыва между тем, что "делают люди", и тем, "кем они являются";

- обеспечение каждого человека индивидуальным инструментарием выстраивания жизненной стратегии, включающей в себя производственную, личную, социальную и иные сферы.

Таким образом, в соответствии с методологией системного подхода формирование компетентности в процессе профессиональной подготовки педагога по физической культуре и спорту рассматривается нами как функционирующая педагогическая система.

К структурным компонентам данной системы относятся цели, содержание, субъекты и объект управления.

Цель системы детерминирована целью профессиональной подготовки и определяется как формирование компетенций/компетентностей педагога по физической культуре и спорту. Этапные цели адекватны уровням развития компетентности.

Задачи отражают направленность на формирование его структурных компонентов.

Содержанием обучения выступает учебный материал спортивно-педагогических дисциплин. Основными элементами содержания являются теоретические и методические знания, двигательные и дидактические умения.

Основная часть учебного материала подвергнута дидактической переработке и представлена в виде системы практических упражнений и системы теоретических, методических и практических проблемных заданий.

Внутреннее функционирование системы осуществляется через взаимодействие ее структурных компонентов (целей, задач, содержания, субъектов и объектов управления- в процессе обучения.

Учебно-познавательная деятельность студентов относится к функциональным компонентам педагогической системы наряду с преподаванием.

Она характеризуется в отношении видов, содержания, средств, методов, организационной структуры процесса обучения и составляющих ее содержание общих форм обучения и видов занятий.

При формировании компетентностей применяются такие виды деятельности студентов, как: учебная деятельность академического типа, квазипрофессиональная деятельность, фрагменты учебнопрофессиональной деятельности и учебно-профессиональная деятельность.

Содержание учебно-познавательной деятельности составляют: репродуктивные учебные действия; познавательные учебные действия проблемно-поискового характера; квазипрофессиональные дидактические действия репродуктивного и проблемно-поискового характера; учебно-профессиональные дидактические действия репродуктивного и проблемно-поискового характера.

В качестве средства организации учебно-познавательной деятельности используется система учебных заданий. Классификация этих заданий осуществлена с учетом их целевой направленности (теоретические, методические, практические, двигательные-)-, содержания деятельности педагога по физической культуре и спорту, степени приближенности к профессиональной деятельности (квазипрофессиональные, аналитические, целостные), характера учебно-познавательной деятельности студентов (репродуктивные и проблемно-поисковые).

В роли основных методов организации учебнопознавательной деятельности студентов используются информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемного изложения, эвристический и исследовательский.

Учебно-познавательная деятельность осуществляется в рамках организационной структуры коллективного способа обучения, включающего коллективно-фронтальную форму обучения, работу в парах сменного состава и самостоятельную работу. Системообразующим компонентом, определяющим роль и место каждой из форм обучения в организационной структуре учебного процесса, являются коллективные учебные занятия, организованные в форме педагогического общения студентов в парах сменного состава.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: