НОВОЕ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ


Abstract

THE SCIENCE INTENSIVE GROUPS OF CASES IN THEORY OF PHYSICAL CULTURE IN SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION

F. I. Sobyanin, Dr. Hab., professor

The Belgorod State University, Belgorod.

A. V. Lotonenko, Dr. Hab., professor

The Voronezh State Pedagogical University, Voronezh.

Key words: science intensive groups of cases, theory of physical culture, professional education in physical culture, specialists in physical culture, culturological approach.

Any professional activity is impossible without using special terms. There are such terms in the theory of physical culture. The most important of them are "science intensuve groups of cases". They reflect the specifics of physical culture. These terms are recognized in the theory and practice of physical culture and are frequently used in special scientific literature.


НАУКОЕМКИЕ КЛАССЫ ЯВЛЕНИЙ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Доктор педагогических наук, профессор Ф.И. Собянин
Белгородский государственный университет, Белгород

Заслуженный работник физической культуры РФ,
доктор педагогических наук, профессор А.В. Лотоненко
Воронежский государственный педагогический университет, Воронеж

Ключевые слова: наукоемкие классы явлений, теория физической культуры, профессиональное физкультурное образование, физкультурные кадры, культурологический подход.

Введение. Функционирование любой профессиональной деятельности невозможно без использования специального понятийного аппарата. В теории физической культуры (ТФК) существуют собственные понятия. Среди них выделяются наиболее важные, которые можно назвать "наукоемкими классами явлений теории физической культуры". "Наукоемкими" их можно назвать потому, что они в большей степени отражают специфику физической культуры, широко признаны в теории и практике физкультурной спортивно ориентированной деятельности, часто употребляются в методической, учебной и научной литературе. Словосочетание "классы явлений" необходимо для обозначения тех понятий, которые представляют собой не одно, а несколько явлений одного порядка. В качестве примера наукоемких классов явлений ТФК назовем такие как "физическая культура", "вид физической культуры", "функции физической культуры", "физическая подготовка", "физическое развитие", "физические способности" (В.М. Выдрин, Б.В. Евстафьев, А.В. Лотоненко, Ю.М. Николаев, Ф.И. Собянин).

Наукоемкие классы явлений ТФК имеют длительный период развития [6, 9]. Несмотря на наметившийся кризис в развитии ТФК с позиции культурологического подхода [3, 8, 10] в ее понятийном аппарате имеются определенные достижения, которые необходимо оценить, осознать и реализовать на практике.

Огромное значение имеет процесс внедрения этих достижений в содержание профессиональной подготовки физкультурных кадров, которые в дальнейшем смогут их пропагандировать и использовать в своей деятельности. Однако в системе профессионального физкультурного образования возникло явное противоречие: с одной стороны, в ТФК развивается понятийный аппарат, с другой стороны - достижения в указанном процессе очень медленно внедряются как в сфере физической культуры в целом, так и в процессе подготовки физкультурных кадров, в частности.

Определенные достижения в ТФК и ее понятийном аппарате, на наш взгляд, стали возможны благодаря следующим факторам: во-первых, постепенному утверждению идеи о необходимости изучать физическую культуру и ее явления с позиции культурологического подхода; во-вторых, применению теории деятельности и потребностей; в-третьих, развитию идеи интегративности процессов, происходящих в физической культуре. Конкретными примерами полученных на этой основе достижений можно считать такие классы явлений, как "физическая культура", "виды физической культуры".

Одно из наиболее удачных определений физической культуры было представлено в журнале "Теория и практика физической культуры" [2]. Это определение выгодно отличается от других тем, что оно учитывает положения общей теории культуры, опирается на теорию деятельности и потребностей, сформулировано в соответствии с требованиями ГОСТа для определения понятий. Однако данное определение не было включено, например, в Закон РФ "О физической культуре и спорте в РФ" [8]. Во многих нормативных документах, касающихся физкультурного образования, физическую культуру часто сводят к понятию "физическое воспитание", в учебной литературе дают самые различные определения, существенно отличающиеся друг от друга по объему и содержанию [10, 12, 15], а в учебниках по физкультурным специальностям указанное определение появилось совсем недавно.

Между тем в содержании профессионального физкультурного образования давно существует необходимость применения такого определения физической культуры, которое бы стало общепринятым. Для этого существуют определенные основания, являющиеся результатом развития теории физической культуры как вида культуры (В.М. Выдрин). По крайней мере можно использовать специальную формулу для создания такого понятия: ФК (физическая культура) = ВОК + ИДП + СФД, которое должно включать компоненты, отражающие физическую культуру как вид общей культуры (ВОК); дающие интерпретацию физической культуры с позиции деятельностного подхода (ИДП), являющегося наиболее разработанным в исследовании феномена культуры; компоненты, характеризующие специфику физкультурной деятельности (СФД). Применяя формулу, можно построить определение. Например, "физическая культура" - это вид культуры общества, специфический способ и результат деятельности, направленной на физическое совершенствование человека. Приведенный вариант определения, возможно, выглядит банально, но благодаря формуле имеет практическое значение. Дело в том, что студенты физкультурных специальностей в целом недостаточно владеют понятийным аппаратом, наукоемкими классами явлений даже на выпускном курсе. Поэтому усвоение формулы, как показывает наш опыт, позволяет им воспроизводить главную суть физической культуры с позиции общей культуры.

Помимо термина "физическая культура" в содержание подготовки физкультурных кадров постепенно входит понятие "виды физической культуры" как ее составляющие, образующиеся в результате развития физкультурных потребностей общества. Именно потребности в сфере физической культуры согласно концепции профессора В.М. Выдрина [1] являются системообразующим фактором возникновения и развития физической культуры как специфической сферы деятельности. Это очень важное положение для понимания закономерностей функционирования данной социальной системы. Причем, несмотря на встречающуюся критику указанной концепции [8] еще не появилось какой-либо другой теории, которая бы смогла логично и стройно объяснить причины возникновения подструктур физической культуры. Первоначально в системе физической культуры выделяли четыре вида: физическое воспитание (сейчас физкультурное образование двух видов - профессиональное и непрофессиональное), спорт, физическую рекреацию, двигательную реабилитацию [1, 11]. В настоящее время в связи с развитием потребностей этих видов становится больше. Появляются такие виды, как адаптивная физическая культура, профессионально-прикладная физическая культура. В последние годы активно развивается такое направление, как занятия экстремальными физическими упражнениями, в ряде вузов даже появляются соответствующие кафедры.

Вместе с тем развивающееся представление о видах физической культуры неадекватно отражено в содержании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, в учебных планах. Так, в новом Госстандарте (2005) в блок общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин включен предмет "Физическая культура", направленный по своей сути на решение задач непрофессионального физкультурного образования, и потому его приходится приспосабливать к подготовке физкультурных кадров путем введения дополнительного количества часов для преподавания спортивно-педагогических дисциплин [5]. Если бы эту дисциплину назвали, например, "Неспециальное физкультурное образование", то стало бы понятнее, в чем состоят ее задачи в отличие от профессиональной подготовки физкультурных кадров. Отведенные для этой дисциплины часы можно было бы вернуть для более глубокого освоения спортивно-педагогических дисциплин.

В блок общепрофессиональных дисциплин в стандарте включаются предметы "Теория физической культуры и спорта", "Спортивная метрология" (при подготовке специалиста и бакалавра). Для подготовки педагога в области физической культуры в блоке дисциплин предметной подготовки предусматривается предмет "Физиология физического воспитания и спорта". При этом возникают сомнения по поводу того, что физиологические изменения абсолютно одинаковы в спорте высших достижений и в процессе физкультурных занятий, например в дошкольных учреждениях, а метрология необходима только в спорте. Опираясь на современные представления о наукоемких классах явлений, логичнее было бы не смешивать в названии дисциплин разные виды физической культуры, а распределить их в соответствии с имеющимися родовидовыми связями. Если речь идет о необходимости давать какие-либо общие основы физкультурной деятельности с позиции определенной науки, то целесообразнее назвать предмет, скажем

"Физиология физической культуры". Если необходимо представить специфику физкультурной деятельности в пределах одного вида физической культуры, то следует адекватно отразить это в названии (например, "Физиология спорта").

Для подготовки кадров в сфере физической культуры обычно выпускается учебная литература с названием, включающим сочетание понятий "физическое воспитание" и "спорт". Только совсем недавно вышел учебник, соответствующий современным представлениям о видах физической культуры [13], начинают издаваться учебные пособия по основам теории физической культуры для общеобразовательных школ. [12]

Существующий хаос в названии дисциплин и учебников вызван естественным процессом дифференциации и интеграции знаний в сфере физической культуры [10]. Однако учет современных представлений о видах физической культуры, развивающихся на основе человеческих потребностей, позволил бы более четко упорядочить перечень образовательных дисциплин и смог бы повлиять на изменение профессионального физкультурного образования на уровнях целеполагания, целостного содержания и предметно-методического построения занятий.

В настоящее время студенты с большим трудом усваивают наукоемкие классы явлений теории физической культуры, они не могут ориентироваться в разнообразии подходов и трактовок различных терминов. Разумеется, что ученый, исследователь должен быть способен владеть разными точками зрения по отношению к основным понятиям, но студенту, особенно на младших курсах, необходимо обеспечить возможность разобраться в сути этих понятий в доступной форме, однозначной формулировке. На умение студентов пользоваться наукоемкими классами явлений следует обращать особое внимание на протяжении всего периода обучения, чтобы не возникало драматических ситуаций на государственных экзаменах, когда выпускник, претендующий на красный диплом, не может дать четкое определение понятию "физическая культура".

Несмотря на развитие различных тенденций в понятийном аппарате теории физической культуры, в традиции отечественной научной школы "физическая культура" все-таки остается ведущей категорией среди рассматриваемых наукоемких классов явлений. Сведение ее только к физическому воспитанию и спорту в законодательных документах, в содержании профессионального физкультурного образования, либо рассмотрение физической культуры и спорта как явлений одного уровня дезориентирует представления будущих специалистов, значительно обедняет пространство физкультурной деятельности, поскольку не учитывает все разнообразие потребностей людей в использовании физических упражнений.

Дальнейшая модернизация профессионального физкультурного образования будет во многом обусловлена тенденциями, происходящими в мировом образовательном пространстве. В связи с этим особенно важно сохранить и развивать ценности российской научной школы в исследовании физической культуры с позиции общей культуры, которые обязательно должны найти реальный выход в содержание подготовки физкультурных кадров.

Для того чтобы способствовать активному внедрению наукоемких классов явлений ТФК в систему профессионального физкультурного образования, было бы целесообразно:

- систематически включать тематику, посвященную разработке и внедрению наукоемких классов явлений в систему физкультурного образования, в программы научных конференций, семинаров, конгрессов;

- законодательно закрепить важнейшие наукоемкие классы явлений теории физической культуры;

- ввести важнейшие наукоемкие классы явлений ТФК в государственные образовательные стандарты всех звеньев образования, отредактировать названия образовательных дисциплин, отражающих различные аспекты физкультурной деятельности и их основное содержание с учетом современных достижений в ее теории, изменить название специальностей профессиональной подготовки в средних и высших учебных заведениях;

- заменить название научной специальности 13.00.04 - "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры" на название - "Теория и методика физической культуры";

- переименовать факультеты педагогических вузов, на которых готовят физкультурные кадры, в факультеты физической культуры и соответственно переименовать кафедры данных факультетов;

- внести соответствующие изменения в устаревшие коды ББК, УДК, ГРНТИ и другие;

- ориентировать деятельность учебно-методических объединений, советов с учетом развития наукоемких классов явлений теории физической культуры;

- издавать учебную, методическую и научную литературу с учетом достижений в ТФК;

- пропагандировать, освещать достижения ТФК в средствах массовой информации, в различных социальных сферах, среди разных категорий населения.

Зрелость любой науки (и соответственно учебных дисциплин в данной области знания) проявляется в наличии строго определенного понятийного аппарата. Поэтому необходимо разрабатывать наукоемкие классы явлений теории физической культуры, осознавать результаты этой деятельности и своевременно внедрять их в практику физической культуры, включая профессиональное физкультурное образование. Хорошее знание важнейших понятий в сфере физической культуры позволит будущим специалистам глубже понимать закономерности естественного и педагогически организованного физического развития учащихся, эффективнее решать задачи физического совершенствования различных категорий населения.

Литература

1. Выдрин В.М. Советская физическая культура как феномен культурной революции в СССР: Автореф. докт. дис. М., 1980. - 41 с.

2. Выдрин В.М. Современные проблемы теории физической культуры как вида культуры: Учеб. пособие. - СПб.: СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - 2001. - 75 с.

3. Выдрин В.М., Евстафьев Б.В., Николаев Ю.М. К вопросу о определении понятия теории физической культуры // Теория и практика физ. культуры. 1987,- № 2, с. 48-49.

4. Гостев Г.Р. Физическая культура и спорт в современных условиях. - М.: Еврошкола, 2005. - 418 с.

5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 2005.

6. Евстафьев Б.В., Евстафьев А.Б. Методические рекомендации по характеристике основных понятий теории физкультурно-спортивной деятельности. - Шуя: ШГПИ, 1997. - 50 с.

7. Лотоненко А.В., Собянин Ф.И., Куликов А.Ф. Ценности профессионального физкультурного образования // Теория и практика физ. культуры. 2004, № 6, с. 2 - 4.

8. Молчанов С.В. Триединство физической культуры: (историко-теоретический анализ социально-педагогической системы). - Минск: Полымя, 1991. - 141 с.

9. Настольная книга учителя физической культуры: Справ.-метод. пос. / Сост. Б.И. Мишин. - М.: ООО "Издательство АСТ": ООО "Издательство Астрель", 2003. - 526 с.

10. Наталов Г.Г. Предметная интеграция теоретических основ физической культуры, спорта и физического воспитания (логика, история, методология): Докт. дис. в виде науч. доклада. Краснодар, 1998. - 105 с.

11. Николаев Ю.М. Теоретико-методологические основы физической культуры: Докт. дис. СПб., 1998. - 351 с.

12. Основы теории физической культуры. 10-11 классы: Учеб. пособие / Под общ. ред. Ф.И. Собянина, А.И. Замогильнова. - М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2006. - 151 с.

13. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2003. - 454 с.

14. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. - М.: Гардарики, 2003. - 448 с.

15. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 480 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: