Abstract APPLICATION OF ACTIVE-PASSIVE AND REFLEX EXERCISES ON SWIMMING LESSONS WITH CHILDREN OF FIRST YEAR OF LIFE A.D. Kotlyarov, Ph. D., associate professor The Southern-Ural state university, Chelyabinsk Key words: physical condition, children of first year of life, exercise in water. In the technique of swimming lessons with children of the first year of a life offered by the author there were used active, passive and reflex exercises in water; the laws of development of the higher nervous activity that means the display of the conditioned reflexes on the basis of the unconditional ones were also taken into account. In the researches there are traced such parameters as physical condition, formation of the basic psychomotor parameters and becoming of separate swimming skills at children of infancy age in three groups - control and two experimental ones(the first one - rather healthy children; the second one - with perinatal affection of central nervous system of easy and medium degree).
|
ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНО-ПАССИВНЫХ И РЕФЛЕКТОРНЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПЛАВАНИЮ С ДЕТЬМИ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ
Кандидат педагогических наук, доцент А.Д. Котляров Ключевые слова: физическое состояние, дети первого года жизни, упражнения в воде. Введение. Считается общепринятым, что использование средств физического воспитания (гимнастики в сочетании с массажем и плавания) оказывает положительное воздействие на организм маленьких детей [1, 2, 7, 8]. В физическом воспитании как здоровых детей, так и детей грудного возраста с различными отклонениями разработаны многие положения, касающиеся проведения детского (на основе классического) массажа и основной гимнастики. О возможности использования плавания или купания с маленькими детьми известно давно. Но научного обоснования применяемых программ при проведении занятий по плаванию практически нет [4, 6, 8]. Поэтому целью исследования было разработать методику проведения оздоровительных занятий по плаванию с детьми грудного возраста на основе становления условных рефлексов на базе безусловных и сочетания пассивных, активных и рефлекторных движений. Методы и организация исследования. Использовались следующие основные методы исследования: 1) анализ и обобщение научно-методической литературы; 2) педагогическое наблюдение; 3) антропометрия; 4) видеозапись, 5) оценка физического состояния по центильным таблицам [3]. В предлагаемой методике занятий по плаванию с детьми первого года жизни мы использовали активные, пассивные и рефлекторные упражнения в воде; учитывали закономерности развития высшей нервной деятельности, что подразумевало проявление условных рефлексов на базе безусловных. В исследованиях мы попытались проследить за физическим состоянием, формированием основных психомоторных показателей и становлением отдельных плавательных умений у детей грудного возраста в трех группах - контрольной (КГ) и двух экспериментальных - ЭГ1 и ЭГ2 (первая - относительно здоровые дети; вторая - с перинатальным поражением центральной нервной системы - ППЦНС легкой и средней степени тяжести). В данной методике с детьми ЭГ использовались активные и пассивные упражнения и вызывались ограниченные по времени рефлексы в условиях водной среды. Дети КГ занимались по программе, предложенной В.А. Гутерманом [4], которая наиболее часто используется в практической деятельности. Результаты. В ходе проведенных исследований были получены следующие данные: у детей с ППЦНС первоначально наблюдалось явное отставание по показателям психомоторики на первом месяце жизни. Так, всего 43% детей в ответ на ласковый голос взрослого начинали улыбаться, 86% умели сосредотачивать взгляд на неподвижном предмете и на лице взрослого, разговаривающего с ним; 71% малышей в возрасте одного месяца, лёжа на животе, могли поднимать и удерживать голову. Считается общепринятым, что в возрасте 10 месяцев ребёнок среди прочих предметов быта начинает отыскивать взглядом называемые взрослым предметы по их назначению и может дать ту или иную игрушку. В ходе эксперимента после 9 месяцев занятий было выявлено, что 80% детей КГ, 100% детей двух ЭГ выполняют указанные упражнения. В этом возрасте ребёнок начинает делать самостоятельные шаги. По данному показателю дети ЭГ1 (относительно здоровые) опережают ЭГ2. Так, в возрасте 10 месяцев, 40% детей ЭГ1 начинают ходить без опоры, тогда как 50% детей КГ и ЭГ2 (дети с ППЦНС) начинают самостоятельно передвигаться только к 11 месяцам. Значительное количество детей КГ (80%) овладевают умением собирать пирамидку и ставить кубик на кубик, тогда как этими же умениями в данном возрасте овладевают 100% детей обеих ЭГ.
Рис. 1. Результаты оценки уровня физического развития детей на первом месяце жизни (n=20, ЭГ1)
Рис. 2. Результаты оценки уровня физического развития у детей 6 месяцев жизни (n=20, ЭГ1) Следует обратить внимание на следующее: в этот период дети овладевают новыми двигательными умениями - ползанием, активными действиями с предметами, начинают ходить. К концу первого года становится возможным через речь взрослого значительно воздействовать на поведение ребёнка. В возрасте 11 месяцев 96% детей ЭГ1 и 86% детей ЭГ2 знают названия игрушек, имена знакомых детей, взрослых, название действий и движений. Этими же навыками овладевают и дети КГ, но только к концу 12-го месяца жизни. Необходимо отметить, что помимо овладения отдельными двигательными умениями и навыками изменилось и физическое состояние детей. Так, результаты оценки уровня физического состояния показывают, что под воздействием занятий по предложенной программе сокращается количество детей с дисгармоничным развитием и практически нет малышей с резко дисгармоничным физическим развитием (рис. 1, 2). Помимо овладения "наземными" двигательными навыками дети первого года жизни овладевают и отдельными движениями в водной среде. Так, 40% детей ЭГ1 в возрасте 6 месяцев жизни могут кратковременно держаться на воде в положении на спине без поддержки, плавать на груди с небольшой поддержкой взрослого, выполнять прыжки с бортика из исходного положения сидя. На 10-м месяце - 70% детей могут самостоятельно плавать 2-3 м на задержке дыхания, выполнять прыжки с бортика в воду, тогда как в КГ этими же показателями в данном возрасте овладевают 30% детей. Заключение. Все это подтверждает положение о том, что предложенная методика проведения оздоровительных занятий по плаванию с детьми грудного возраста на основе становления условных рефлексов на базе безусловных и сочетании пассивных, активных и рефлекторных движений способствует ускоренному развитию психомоторных функций ребенка и оказывает большое оздоровительное влияние. Предлагаемую методику проведения занятий возможно использовать и с детьми, имеющими перинатальное поражение ЦНС (легкой и средней степени) [5]. Это приводит к устранению последствий нарушений и нормализации психомоторных показателей. Литература 1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К. Бальсевич. - М.: ФиC, 1988. - 208 с. 2. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с., ил. 3. Голубев В.В. Практикум по основам педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста: Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.В. Голубев, М.В. Лещенко, С.В. Голубев. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 200 с. 4. Гутерман В.А. Плавание грудных детей: Метод. реком. / В.А. Гутерман. - Минздрав РСФСР, 1978. - 30 с. 5. Котляров А.Д. Массаж, гимнастика и плавание детей первого года жизни, имеющих перинатальное поражение ЦНС (легкой и средней тяжести): Учеб. пос. / А.Д. Котляров, А.Ю. Довнар, Э.Н. Губин. - Челябинск: УралГАФК, 2001. - 54 с. 6. Котляров А.Д. Методика оздоровительных занятий по плаванию с детьми грудного возраста: Учеб. пос. / А.Д. Котляров. - Челябинск: УралГАФК, 2001. - 80 с. 7. Кравчук А.И. Научно-методические и организационные основы дошкольного комплексного физического воспитания: Дис. в виде научного доклада на соискание ученой степени докт. пед. наук / А.И. Кравчук. Омск, 1999. - 68 с. 8. Фирсов З.П. Плавать раньше, чем ходить: Обоснование методики обучения детей грудного возраста в домашней ванне / З.П. Фирсов. - М.: Знание, 1982. - 65 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|