|
ПОДГОТОВКА КАДРОВ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В НОВЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ Кандидат педагогических наук, профессор С.А. Кореневский Особенности развития отрасли физической культуры и спорта, прогнозируемый характер изменений в ней, обусловленные воздействием социально-экономических факторов, должны являться той платформой, которую необходимо положить для построения адекватной современным реалиям модели образовательной практики в нашей отрасли, уточнения перспектив ее совершенствования. Анализируя складывающиеся тенденции, нельзя упустить из поля зрения противоречия, которые обозначились в физкультурном образовании. Первое - между развитием высшей профессиональной школы и социальной отдачей выпускников, иными словами, противоречия между количественным и качественными характеристиками необходимой профессионально-образовательной подготовки студентов. Второе - между реально существующими потребностями нашего общества в специалистах нового поколения (иной формации), способных работать с различным контингентом населения, и отсутствием подготовки таких важных профессиональных кадров. Отсюда возникает дефицит одних и перепроизводство других. Третье - между необходимостью личностно ориентированного, деятельностного подходов, гуманизацией и гуманитаризацией современной профессиональной деятельности специалистов по физической культуре и спорту (когда объектом-субъектом является личность человека) и существенным снижением их общекультурного, нравственного, духовного и творческого уровня. Четвертое - между необходимостью знаний возрастных, социальных, биологических, психологических, физиологических особенностей каждой категории населения (от детей ясельного возраста до престарелых и инвалидов), существенным различием средств воздействия и слабой выраженностью и их специфики как в курсах специализаций, так и в содержании учебных дисциплин, в учебниках и учебных пособиях в целом. В связи с изложенным подготовка кадров в различных учреждениях профессионального образования, на наш взгляд, должна осуществляться в соответствии с реальными запросами, которые складываются в настоящее время на рынке труда и на основании социального заказа на необходимые кадры в Российской Федерации. Второй аспект требует повышенного внимания и необходимости по-новому оценить феномен физической культуры, ее роль и значение в физкультурном образовании и формировании личности школьников, тем более что важна полноценная целевая подготовка кадров для этого звена. В соответствии с разрабатываемой профессорами В. К. Бальсевичем, Л. И. Лубышевой, А. П. Матвеевым методологией конструкция образования школьников в области физической культуры в целом базируется на трех основаниях: - педагогический процесс как феномен, создающий условия и результат формирования личности школьника; - сам школьник, как активный объект-субъект этого целостного педагогического процесса; - собственно содержание учебного предмета (новой формации, нового целеполагания), который осваивается учащимися в условиях образовательного процесса. При этом, как показали концептуальные исследования В. К. Бальсевича и Л. И. Лубышевой, особое значение для личности имеет освоение мобилизационных ценностей физической культуры для школьников, поскольку именно они реально помогают выживать в экстремальных ситуациях, которые часты в нашей жизни: болезни, травмы, аварии, экономические кризисы. Таким образом, специалист современной формации должен быть личностью саморазвивающейся, самосовершенствующейся, умеющей добиться успеха, творчески широко образованной, конкурентоспособной, способной решать любые профессиональные задачи в изменяющихся условиях. К сожалению, наша образовательная система пока все еще ориентирована на знания и умения как на конечную цель, результат. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|