Abstract PROSPECTIVE DIRECTIONS OF SCIENTIFIC RESEARCHES IN FIELD OF PHYSICAL CULTURE OF PRESCHOOL CHILDREN S.O. Philippova, Dr. Hab., professor , The A.I. Gertsen’s Russian state pedagogical university, Saint Petersburg Key words: physical culture of children of preschool age, research activity, prospects of development. The changes of the health state of children, and also the conditions of occupations of physical exercises in a preschool establishment demands the definition of actual directions of scientific researches in the field of physical culture of the children of preschool age. The activization of the researches on these directions can substantially increase the quality of physicaleducational, physical-recreational and physical-rehabilitation work organized by preschool establishments.
|
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
Доктор педагогических наук, профессор
С. О. Филиппова Ключевые слова: физическая культура детей дошкольного возраста, исследовательская деятельность, перспективы развития. Анализ программ образования дошкольников показывает, что в разделе "Физическая культура" не учтен ряд факторов, к которым следует отнести: различия материально-технической базы дошкольных учреждений, климатические условия региона, уровень профессиональной подготовленности педагога, особенности состояния здоровья детей. Таким образом, в настоящее время существует необходимость создания региональной программы по физической культуре дошкольников, которая позволит учесть вышеперечисленные факторы при отборе содержания занятий и определении их организационных и методических особенностей. Наиболее перспективным в этом вопросе представляется предложение Е. А. Сочевановой (2004) о разделении программного материала на три части: регламентированную (обязательную для любого учреждения и любого педагога, в которую должны войти упражнения, определяющие формирование жизненно важных двигательных навыков детей); частично регламентированную (для которой упражнения выбираются по желанию педагога, но из предложенного большого перечня) и нерегламентированную (для которой педагог подбирает любые упражнения, исходя из личных предпочтений видов движений, владения инновационными технологиями и т. п.). Следует отметить, что для каждой возрастной группы процентное соотношение частей различное: чем младше возраст, тем больше доля регламентированной части. Обсуждение проблемы выбора содержания занятий физическими упражнениями актуально в первую очередь в связи с широким распространением в дошкольных учреждениях инновационных педагогических и оздоровительных технологий. Внедрение инновационных технологий в большинстве случаев проводится без соответствующего физиолого-гигиенического обоснования, без учета возрастных особенностей развития и адаптивных возможностей детей. Как точно отмечает в своем исследовании Д. С. Исаева (2003), подходы к физкультурнооздоровительной работе с детьми являются разнонаправленными. Как правило, используются не связанные между собой отдельные элементы: корригирующая и оздоровительная гимнастика, массаж, физиои фитотерапия, оздоровительное плавание и др. При этом внедрение практически любого экспериментального двигательного режима apriori считается здоровьесберегающим и прогрессивным. Особенно популярными в дошкольных учреждениях в последние годы стали различные направления фитнеса, разработанные изначально для занятий со взрослыми. Стретчинг, фитбол и другие виды могут быть очень привлекательны для детей, однако внедрение их в практику физического воспитания дошкольников требует строгого научного обоснования. В этой связи особый интерес представляют исследования Е. Г. Сайкиной (2004), посвященные проблемам детского фитнеса. Формирование и укрепление здоровья детей всегда было приоритетной задачей дошкольного образования. Сегодня решение этой задачи требует новых подходов к организации занятий физическими упражнениями. Следует помнить, что физическое упражнение как лекарство: в недостаточных дозах не даст эффекта, в избытке может нанести непоправимый вред, для одного - благо, для другого - беда. В этой связи реализация оздоровительной направленности занятий физическими упражнениями с дошкольниками требует четкого определения запрещенных упражнений (например, движений, связанных с выполнением скручивания позвоночника), а также ограниченных в применении. Ограничения связаны с особенностями выполнения упражнений (например, исключение резкого выполнения движений, особенно в шейном и поясничном отделах), требованиями к точному соблюдению исходных положений, амплитуды и времени выполнения упражнений, наличием специального инвентаря (например, гимнастических матов определенной толщины и упругости) и спортивной обуви и т. п. Исследования в этом направлении проведены Г. Г. Лукиной (2003), но многие вопросы еще требуют ответа. С позиции оздоровительной направленности занятий вызывает интерес исследование О. И. Плешаковой (1998), в котором рассматривается вопрос планирования физических нагрузок с учетом периодов, когда здоровье детей подвергается ярко выраженным сезонно-климатическим воздействиям. Результаты исследования автора свидетельствуют о том, что динамика функционального состояния детей имеет колебательный характер: повышение напряжения по показателям коэффициента вегетативной реактивности наблюдается с октября по декабрь и в мае, в остальные месяцы вегетативная регуляция находится в границах средних значений, определенных для здоровых детей. Характерным отличием в деятельности регуляторных механизмов является то, что у всех детей, перенесших простудные заболевания, независимо от сроков возникновения, ему предшествует устойчивое, выходящее за границы этих значений, повышение напряжения. Поэтому периоды повышения напряжения в системе вегетативной регуляции позволяют считать их "зонами риска" для возникновения заболеваний простудного характера у детей старшего дошкольного возраста. При определении физических нагрузок на занятиях педагог должен учитывать эти "зоны риска". Известно, что состояние здоровья детей четко реагирует на процессы, происходящие в окружающей среде. В связи с этим в последнее время появился ряд исследований, посвященных проблеме экологии физической культуры человека, и в частности детей дошкольного возраста. В исследованиях можно выделить три направления: 1) определение возможностей использования физических упражнений с целью элиминации ксенобиотиков из организма дошкольников; 2) определение особенностей занятий физическими упражнениями с детьми, имеющими различный элементный статус; 3) организация физкультурноэкологической работы в дошкольном учреждении. Исследование, проведенное Т. В. Волосниковой (2005), показало, что чем выше уровень экотоксикантов в жидких биосредах детей, тем ниже показатели состояния их здоровья. Полученные данные послужили основанием для поиска подходов к снижению содержания ксенобиотиков в организме дошкольников. По мнению автора, целенаправленный подбор физических упражнений может стать инструментом элиминации ксенобиотиков, тем более что в литературе имеются указания о такой возможности (В. Д. Медведков, 1996). Иначе говоря, речь идет о повышении экологической безопасности детей средствами физической культуры. Результаты исследования Т. В. Волосниковой по определению эссенциальных микроэлементов у детей Санкт-Петербурга свидетельствуют о выраженном дефиците многих из них, и на первый план выступает недостаток натрия, кальция, йода, магния и марганца. При изучении элементного состава исследованных биопроб не ставилась задача выявления того, что первично: характерные для наблюдавшихся детей частые заболевания, приводимые к микроэлементозам, или, наоборот, микроэлементозы, вызывающие те или иные заболевания. В работе автор попыталась проследить, есть ли зависимость между "экологическим портретом" детей и их физическим состоянием. Проведенный корреляционный анализ не выявил зависимости между физическим развитием и проявлением микроэлементозов. Несколько иная картина прослеживалась при анализе изменения уровня развития физических качеств и сформированности двигательных навыков. Дети с выраженным дефицитом кальция и марганца имели более низкие показатели прироста результатов двигательных тестов, чем дети, экологический портрет которых характеризовался относительно нормальными значениями. Вопросам третьего направления посвящена работа Т. В. Сидоровой (2006), в которой широко представлены методические подходы к организации физкультурно-экологической работы в дошкольном учреждении с привлечением не только детей, но и их родителей, а также педагогов. Занятие физическими упражнениями в современном дошкольном учреждении должно строиться с учетом уровня физического состояния детей. В этой связи исключительно перспективными представляются исследования, направленные на изучение реакции организма детей дошкольного возраста на различные физические нагрузки. Регистрация деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также объема и интенсивности выполняемых упражнений фиксируется при помощи мониторов Polar. Физиологическая стоимость отдельных движений была исследована М. А. Правдовым (2004). Новое развитие эта тема получила после публикаций американских исследователей (K. Finn, N. Johannsen, B. Specker, 2002; P. Freedson, D. Pober, K. F. Janz, 2005, и др.). Долгосрочные прогнозы темпов прироста физической подготовленности детей возможны только на основе объективной диагностики. Следует отметить, что в свое время внедрение в практику физического воспитания дошкольников системы тестирования их физической подготовленности оказало положительное влияние на формирование у педагогов умений планирования и контроля педагогического процесса. Однако при всем значении использования тестов оказалось, что они не позволяют объективно оценить готовность детей к освоению программного материала по физической культуре, так как не учитывают индивидуальных особенностей детей и специфичности организации физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения. В немалой степени это обусловлено перенесением в дошкольное воспитание системы тестирования физической подготовленности, разработанной для школьников. Такое положение привело к смещению приоритетов в физическом воспитании дошкольников от идеи самореализации и саморазвития личности ребенка в движении к "прообразу" спортивного отбора. Принципы личностно ориентированного подхода к образованию ребенка оказались оторванными от практической оценки его двигательных возможностей. Вопросам создания единой системы определения физической подготовленности дошкольников посвящена диссертационная работа Н. Л. Петренкиной (2004). Автором разработана методика, которая предполагает: а) выявление областей "зоны риска", "возрастной нормы" и "зоны способностей"; б) балльную оценку уровня развития физических качеств и сформированности двигательных навыков детей; в) определение качества физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения через успешность овладения детьми программными требованиями по физической культуре. Актуальной проблемой сегодня остается организация занятий с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья. В дошкольных учреждениях, где воспитываются часто и длительно болеющие дети, наряду с физкультурными занятиями проводятся занятия лечебной физической культурой. В физкультурно-оздоровительной работе в подобных учреждениях можно выделить три вопроса, требующих решения: 1) физкультурные занятия проводятся по программе, рассчитанной на здоровых детей, поэтому в содержании занятий присутствуют упражнения, запрещенные для занятий с детьми, имеющими патологию; 2) занятия лечебной физкультурой неэффективны, так как в группе находятся дети с различными диагнозами и применение методики, разработанной для конкретного заболевания, невозможно; занятия носят размытый, общеукрепляющий характер, дублируя физкультурные занятия, но с меньшей нагрузкой; 3) физкультурные занятия и занятия лечебной физкультурой проводятся обособленно, их содержание не согласовывается педагогами. Организации лечебной физической культуры в дошкольных учреждениях посвящено исследование А. А. Потапчук (2005). Автор рассмотрела проблему с точки зрения врача. Существует потребность в педагогическом обосновании ее решения. В наибольшей степени недостаточность научнометодического сопровождения ощущается в вопросах адаптивной физической культуры дошкольников. Следует отметить, что более трети дошкольных учреждений Санкт-Петербурга имеют специальные группы для детей с отклонениями в физическом и интеллектуальном развитии. Организация физкультурно-оздоровительной работы в таких учреждениях имеет свои особенности. Деятельность педагога отличается специфичностью, обусловленной характером заболевания детей. В этой связи специалисты по физической культуре, работающие в дошкольных учреждениях компенсирующего вида, вынуждены модифицировать программы, используемые в работе со здоровыми детьми, в соответствии с возможностями своих воспитанников или разрабатывать собственные программы. Примером таких исследований может служить работа Т. В. Калиной (Соловьевой) (2000). Известно, что эффективность процесса образования дошкольников в области физической культуры во многом определяется профессиональной компетентностью педагога, организующего двигательную деятельность детей. В современных социально-экономических условиях развития страны удовлетворение потребностей общества в высококвалифицированных специалистах требует пересмотра содержания традиционных подходов к их профессиональной подготовке (Г. Н. Пономарев, 2003). Сегодня подготовка специалистов по физической культуре дошкольников в педагогических вузах и колледжах не имеет единой структуры. Формирование профессионально-педагогических умений у студентов для работы с детьми дошкольного возраста зачастую происходит без учета специфики их будущей деятельности. Таким образом, возникает необходимость проведения исследований, определяющих изменение содержания учебных дисциплин и методики их преподавания. Этим вопросам посвящен ряд исследований. Наиболее интересными нам представляются работы М. А. Правдова (2003), Т. А. Гусевой (2004), О. П. Бауэр (2005). Кроме перечисленных направлений исследований существует немало областей, систематизация знаний которых в значительной степени может изменить содержание, методику и организацию занятий физическими упражнениями с детьми в современном дошкольном учреждении. Это относится в первую очередь к физиологии и биомеханике двигательной деятельности детей, а также психологии физической культуры дошкольников. В заключение хочется отметить, что как бы банально ни звучала мысль о важности движений для развития ребенка, следует неоднократно повторять, что только научно обоснованная и методически грамотная организация физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками будет способствовать сохранению здоровья подрастающего поколения. Литература 1. Бауэр О. П. Подвижные и спортивные игры в профессиональной подготовке специалистов по физической культуре дошкольников: Автореф. канд. дис. СПб., 2005. - 18 с. 2. Волосникова Т. В. Связь микроэлементозов и физического состояния дошкольников // Адаптивная физическая культура. 2005, № 4, с. 4-5. 3. Гусева Т. А. Речевая и двигательная подготовка специалистов по физической культуре дошкольников // Актуальные вопросы физической культуры детей дошкольного возраста: Сб. науч.- метод. тр. - СПб.: Белл, 2004, с. 76-82. 4. Исаева Д. С. Физиолого-гигиеническая оценка экспериментальных форм организации физического воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях: Автореф. канд. дис. М., 2003. - 22 с. 5. Калина Т. В. Проблема физического воспитания детей с речевой патологией // Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий: Матер. науч. -практ. конф. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000, с. 40. 6. Лукина Г. Г. Профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата дошкольников в процессе физического воспитания: Автореф. канд. дис. СПб., 2003. - 18 с. 7. Медведков В. Д. Научно-педагогические основы валеолого-экологической реабилитации населения: Автореф. докт. дис. М., 1996. - 36 с. 8. Петренкина Н. Л. Определение физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста: Автореф. канд. дис. СПб., 2004. - 22 с. 9. Плешакова О. И. Планирование физической нагрузки с учетом сезонных "зон риска" здоровья детей старшего дошкольного возраста: Канд. дис. Волгоград, 1998. - 170 с. 10. Пономарев Г. Н. Высшее профессиональное образование в области физической культуры: состояние, предпосылки и направления обновления: Монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. - 262 с. 11. Потапчук А. А. Средства лечебной физкультуры в управлении физическим состоянием дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Автореф. докт. дис. СПб., 2005. - 36 с. 12. Правдов М. А. Интеграция двигательной и познавательной деятельности детей на физкультурных занятиях в дошкольных образова тельных учреждениях: Автореф. докт. дис. СПб., 2003. - 38 с. 13. Сайкина Е. Г. К вопросу о подготовке специалистов в сфере оздоровительной физической культуры // Актуальные вопросы физической культуры детей дошкольного возраста: Сб. науч.-метод. тр. - СПб.: Белл, 2004, с. 67-72. 14. Сидорова Т. В. Физкультурно-экологическая работа в дошкольном учреждении: Метод. пособие. - Арзамас: Изд-во АГПИ им. А. П. Гайдара, 2006. - 139 с. 15. Сочеванова Е. А. К вопросу о содержании физического воспитания на современном этапе // Актуальные вопросы физической культуры детей дошкольного возраста: Сб. науч.-метод. тр. - СПб.: Белл, 2004, с. 15-19. 16. Finn K., Johannsen N., Specker B. Factors associated with physical activity in preschool children // The journal of pediatrics. - 2002. - Vol. 140. - № 1. - pp. 81-85. 17. Freedson P., Pober D., Janz K. F. Calibration of accelerometer output for children // Medicine and science in sport and exercise. - 2005. - Vol. 37. № 11 (Suppl). - pp. 523-530. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|