Abstract BASES OF THEORY OF SPORTS COMPETITIONS IN SYSTEM OF SPORTS SCIENCES A.A. Krasnikov, The master of sports of the international class, Ph. D., associate professor The Russian state university of physical culture, sports and tourism, Moscow Key words: sports competitions, competitive activity, structure of competitive activity, sports theory, theory of sports competitions, sports education. The author proves the urgency of inclusion of the discipline, integrating the didactically arranged information on the problems arising in connection with the direct participation of sportsmen in competitions, in the training plan of the specialists focused on the sports of maximum achievements. The structure of the subject matter "Basis of the theory of sports competitions" is submitted according to the program and the manual developed by the author.
|
ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ В СИСТЕМЕ НАУК О СПОРТЕ
Мастер спорта международного класса, кандидат педагогических наук, доцент
А. А. Красников Ключевые слова: спортивные соревнования, соревновательная деятельность, структура соревновательной деятельности, теория спорта, теория спортивных соревнований, физкультурное образование. Теория спортивных соревнований формировалась в связи с необходимостью выявления особенностей деятельности спортсменов в условиях соревнований, тех факторов, влияние которых способствует или препятствует демонстрации спортсменами качества деятельности, соответствующего соревновательному потенциалу. В связи с тем что для совершенствования подготовленности спортсменов используются не только тренировочные и соревновательные факторы, формировалась теория и методика использования дополнительных факторов подготовки спортсменов. Тренировка, соревнования и дополнительные факторы являются основными компонентами подготовки спортсменов. Анализ закономерностей влияния этих компонентов составляет основу теории спорта как области науки. С 1980 г. в учебные планы институтов физической культуры включена "Теория спорта" как обобщающий профилирующий курс профессионального образования тренеров по спорту. Спустя более чем четверть века дискуссии по поводу содержания и структуры этого учебного предмета все еще не завершены. Составитель и общий редактор учебной программы по предмету "Теория и методика физической культуры и спорта" для бакалаврского уровня высшего физкультурного образования (2002) Л. П. Матвеев в части IV, обозначенной как "Теория и методика спорта", выделил 3 раздела: Первый ("Введение"), в котором конкретизируются предмет и исходные понятия теории спорта, представляет общую характеристику сферы спорта, его место и значение в культуре общества, происхождение и тенденции развития, анализ современных форм и функций, взаимосвязей и отношений в сфере спорта. Второй ("Теория спортивных соревнований") посвящен анализу сущности и форм спортивных соревнований, особенностей соревновательной деятельности спортсменов, систематизации спортивных соревнований. Третий ("Основы системы подготовки спортсменов") представляет подготовку как многокомпонентную систему, включающую спортивные состязания, спортивную тренировку и прочие факторы, ориентированные на формирование готовности спортсменов к демонстрации соответствующего качества соревновательной деятельности. Выделение этих разделов, с одной стороны, вполне логично, а с другой - довольно условно, поскольку между ними существуют весьма тесные взаимосвязи. В частности, обоснование логики и ведущих начал спортивных соревнований, их этических и специальных правил, а также оценка допустимости применяемых технических и тактических приемов становится возможной лишь на основе анализа генетических истоков и тенденций развития сферы спорта, рассматриваемых в первом разделе. Это же относится к проблемам третьего раздела, так как выбор средств и методов подготовки спортсменов, во-первых, обусловлен особенностями соревновательной деятельности, анализируемыми во втором разделе, и, во-вторых, - ограничен нормами и правилами поведения в сфере спорта, рассматриваемыми в первом разделе. Второй раздел теории и методики спорта, основу которого составляют проблемы, связанные с непосредственным участием спортсменов в соревнованиях, в соответствии с логикой предмета может рассматриваться в качестве центрального, ключевого, поскольку именно соревновательная деятельность спортсменов, специфической формой которой является соревнование, представляет собой ядро спорта, его отличительный признак и именно ее требования во многом предопределяют особенности всех типов деятельности, составляющих сферу спорта. В частности, взаимообусловленность структуры соревновательной деятельности и процесса подготовки спортсменов является закономерностью в сфере спорта. Планирование подготовки спортсменов осуществляется применительно к определенному календарю соревнований, и главной проблемой при этом в спорте высших достижений, его "рекордной" или, по определению Л. П. Матвеева, "супердостиженческой", части является подведение спортсменов к состоянию оптимальной готовности ко времени основных соревнований. Оптимальность готовности определяется мерой соответствия состояния спортсменов требованиям, предъявляемым конкретным соревнованием к деятельности участников. Состояние спортсменов, оптимальное для одного соревнования, может не оказаться таковым для другого. Недостаточно глубокое понимание сущности конкретного соревнования, его требований к деятельности спортсменов закономерно приводит к ошибкам в подготовке. Специалисты практически единодушно сходятся в мнении относительно значимости и актуальности исследования проблем теории спортивных соревнований, их "ключевой", по определению Л. П. Матвеева, роли в процессе разработки общей теории спорта. Вместе с тем следует признать, что "долгое время данный раздел оставался как бы вне сферы интенсивного теоретического осмысления". В последние 20 - 25 лет количество исследовательских работ, посвященных проблемам, возникающим в связи с непосредственным участием спортсменов в соревнованиях, неуклонно возрастает. Выявляются особенности деятельности в условиях соперничества, закономерности влияния условий соревнований на качество деятельности соперников, тенденции динамики спортивных достижений и факторы, обусловливающие эти тенденции, подходы к оптимизации предстартового состояния, способы управления соревновательной практикой спортсменов, способствующие повышению вероятности демонстрации высших достижений в наиболее значимых соревнованиях. Таким образом, в системе наук о спорте формируется новая, относительно самостоятельная область, являющаяся ядром спорта и вместе с тем органически связанная с культурологией, психологией, метрологией и другими как естественными, так и гуманитарными науками. Вместе с тем в IV части программы ("Теория и методика спорта") при распределении объема учебного времени по разделу 2 ("Теория спортивных соревнований") выделено лишь 4 ч: одна лекция и одно групповое занятие. В связи с этим все отчетливее осознается необходимость во включении в учебный план подготовки специалистов в области спорта и подготовки высококвалифицированных спортсменов курса, ориентированного на углубленный анализ данного круга проблем. В 2004 г. эти аргументы были представлены в нашем докладе на II научно-практической конференции "Совершенствование подготовки кадров в области физической культуры и спорта в условиях модернизации профессионального образования в России". В итоге в учебный план 2004/2005 уч. г. РГУФКа для студентов, завершающих свое образование по программе специалистов, был включен курс "Основы теории спортивных соревнований". Для учебнометодического обеспечения курса была разработана программа дисциплины, соответствующая требованиям к обязательному минимуму содержания подготовки бакалавра и специалиста по циклу ОПД (вузовский компонент) Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по направлению 032100 - "Физическая культура" и специальности 032101 "Физическая культура и спорт". В качестве учебной дисциплины структура основ теории спортивных соревнований объединяет три тесно взаимосвязанных раздела: I. Раздел посвящен социокультурологическим проблемам теории спортивных соревнований. II. Раздел содержит информацию об особенностях соревновательной деятельности спортсменов. III. В разделе представлены анализ роли соревновательной практики в системе подготовки спортсменов и прикладные аспекты теории спортивных соревнований. Программа реализуется в течение 72 ч: 36 аудиторных (лекции - 24 ч, семинары - 12 ч) и 36 ч самостоятельной работы. Программой предусматривается написание рефератов и выполнение лабораторных работ. По итогам курса уровень знаний студентов контролируется в форме зачета. Содержание программы конкретизируется в книге "Основы теории спортивных соревнований", опубликованной издательством "Физкультура и спорт" в 2005 г., рекомендованной Учебно-методическим объединением по образованию в области физической культуры и спорта в качестве учебного пособия. В помощь осваивающим курс разработаны компьютерные материалы: - электронный ресурс учебного пособия в формате pdf; - презентация курса, выполненная в формате Power Point; - исходная информация для лабораторных работ в формате Excel; - образцы результатов лабораторных работ. Опыт двух лет преподавания основ теории спортивных соревнований позволяет утверждать, что содержание курса вызывает интерес у студентов, готовящихся специализироваться в сфере спорта высших достижений. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|