Abstract PEDAGOGICAL SPACE OF PHYSICAL-SPORTS PERFECTION OF STUDENTS IN PROFILE EDUCATIONAL STRUCTURES V.G. Fedorov, Dr. Hab., professor The A.I. Gertsen’s Russian state pedagogical university, Saint Petersburg Key words: differentiation, integration, unification, continuity, hierarchy and interconditionality, stimulation. Modern social and economic conditions of the development of the country predetermine the probable necessity of the elimination of inertness in the live of a person - the specialist of any vocational orientation. The realization of the concept of continuous education provides the presence of hierarchical structural parts of complete educational system in which at the present stage of development the profiled education is actively shown in a comprehensive school.
|
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОФИЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТРУКТУРАХ
Доктор педагогических наук, профессор
В. Г. Федоров Ключевые слова: дифференциация, интеграция, унификация, преемственность, соподчиненность и взаимообусловленность, стимулирование. Современные социально-экономические условия развития страны предопределяют вероятностную необходимость устранения инертности в жизнедеятельности человека - специалиста любой профессиональной ориентации. Педагогическим противовесом прежде всего должны выступать содержательно-процессуальные парадигмы активизации учебно-познавательной деятельности в системе комплексного взаимодействия ученик-педагог-ученик, что характерно для реализации идеи непрерывного образования с акцентом на профессионализации учебного процесса. Реализация концепции непрерывного образования предусматривает наличие иерархических структурных звеньев целостной образовательной системы, в которой на современном этапе развития активно проявляется профилированное обучение в общеобразовательной школе. В большей мере содержательные ориентиры школьного обучения предполагают разрешение двуединой задачи, а именно: целесообразности перспективного приобретения высшего специального образования либо гуманитарной, либо технической направленности. Данные направления, в свою очередь, обуславливают предметную подготовку будущих специалистов для профессиональной деятельности как в структурах народного хозяйства, так и в образовательных учреждениях, реализуя непосредственное педагогическое воздействие на занимающихся. В контексте профессионального педагогического образования деятельность специалистов по физической культуре и спорту имеет характерные ориентиры, позволяющие прежде всего формировать стабильное убеждение человека в необходимости реализации активной двигательной жизнедеятельности независимо от специфики и профиля производственного труда. Базовое физкультурное образование предусматривает наличие специальных знаний, навыков и умений, обеспечивающих эффективность процесса управления физическим состоянием человека. Их формирование осуществляется в ходе изучения специализированных учебных дисциплин, комплексное усвоение которых обеспечивает профессиональный интеллект будущих специалистов по физической культуре и спорту. Одной из таких программных дисциплин является "Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование" (ПФСС). Она изучается на протяжении всех 5 лет обучения. В процессе формирования ее содержания проблемно ключевым сохраняется вопрос о том, что совершенствовать? В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по физической культуре целевой установкой учебной дисциплины "Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование" является повышение профессиональной и спортивной подготовки студентов на основе одного из базовых или новых видов физкультурно-спортивной деятельности [1,2]. Очевидно, что содержание ПФСС должно отвечать требованиям самого названия учебной дисциплины, где ключевыми словами являются: педагогика - физкультура - спорт - совершенствование. Если основываться на этом, решение практических задач по повышению уровня только спортивной подготовленности будет выглядеть узкопрофильным, а представленное название - лишь декларируемым. Сообразуясь с этим, ПФСС как учебная дисциплина должна интегрированно включать в себя целостный спектр специальных знаний, навыков и умений, которые формируются в процессе изучения базовых дисциплин, и реализовать их совершенствование. Данный вариант дидактической направленности образовательного процесса, безусловно, имеет свои позитивные стороны. Однако, на наш взгляд, в большей мере это целесообразно реализовывать со студентами, которые до поступления в вуз систематически занимались одним из видов спорта и заинтересованы в повышении уровня своего спортивного мастерства в процессе обучения. Практически к таким студентам можно отнести членов сборной команды вуза по избранному виду спорта с соответствующей спортивной квалификацией. Вместе с тем данный контингент в количественном отношении достаточно ограничен, а включение всех студентов в аналогичный процесс с "выходом" их за 5 лет обучения на уровень III или II разряда по одному из видов спорта следует признать недостаточно рациональным. В данном контексте уместно вспомнить о существовавшей ранее дискуссии; каким быть специалисту с высшим физкультурным образованием - иметь высокую спортивную квалификацию в одном из видов спорта или быть разносторонне практически подготовленным специалистом "широкого" профиля. Не вызывает очевидных сомнений факт, что наличие у специалистов по физической культуре спортивного звания повышает их профессиональный авторитет и положительно "работает" на престиж профессии. Однако данная категория выпускников в своей практической деятельности по окончании занятий большим спортом ориентирована либо на тренерскую, либо на педагогическую работу соответственно в специализированных школах спортивной направленности и в образовательных учреждениях, как правило, высшего профессионального образования. В свою очередь, это усиливает педагогическую позицию о целесообразности разносторонней и не только практической, но и интеллектуальной подготовки будущих учителей по физической культуре в общеобразовательных школах, что закрепляется учебными программами факультетов физической культуры педагогических вузов в рамках действующих практических кафедр гимнастики, спортивных игр и, в частности, спортивных дисциплин. Следует признать, что педагогическая ориентация образовательного процесса специалистов по физической культуре на разностороннюю практическую подготовку предопределяет целесообразность аналогичного построения ПФСС, максимально адаптированного к порядку изучения кафедральных практических базовых (новых) видов учебных дисциплин, таких как "Единоборства", "Легкая атлетика", "Лыжный спорт", "Плавание" и "Туризм". В результате ПФСС должно представлять собой "мини-кафедру" спортивных дисциплин, условное функционирование которой должно осуществляться на основе реализации таких специфических педагогических принципов, как дифференциация и интеграция; унификация; преемственность; соподчиненность и взаимообусловленность; стимулирование. Необходимо отметить, что сами по себе данные принципы рассматриваются в разнообразных научно-публицистических и педагогических работах. Вместе с тем при исследовании проблематики организации и проведения ПФСС они приобретают свое специфическое дидактическое наполнение, свидетельствующее об их относительно качественной новизне. Дифференциация учебно-информационного материала предопределяет целесообразность построения образовательного процесса по отдельным разделам программы обучения, адаптированной к базовым (новым) учебным дисциплинам при том, что их интеграция способствует созданию целостного представления о физкультурно-спортивной деятельности. Механизм реализации должен базироваться на соответствии содержания и методики обучения требованиям перспективной профессиональной деятельности. На практике представленные эмпирические задачи реализуются через соответствующее построение и содержание ПФСС, с одной стороны, как отдельной учебной дисциплины, а с другой - как учебной дисциплины, аккумулирующей в себе все другие изучаемые на кафедре дисциплины. При этом именно в рамках ПФСС начиная с первого курса обучаемых целесообразно ориентировать сначала на занятия в студенческом научном обществе; далее - на разработку курсовой работы применительно к конкретному виду спорта; затем - на подготовку дипломной работы в контексте предметного вида физкультурноспортивной деятельности. Порядок изучения учебной дисциплины "ПФСС", в настоящее время апробируемый на кафедре спортивных дисциплин, представлен в таблице.
Предлагаемый вариант способствует реальному совершенствованию специальных знаний, навыков и умений, поскольку занятия по ПФСС проводятся после окончания соответствующей программной учебной дисциплины. Унификация предполагает однотипное структурирование содержания обучения по различным практическим разделам ПФСС, что на "выходе" должно обеспечить, с одной стороны, строго алгоритмизированные действия при изучении каждого раздела учебной программы ПФСС, а с другой - систематизированно и комплексно представить свою перспективную деятельность в данном направлении. Механизм реализации должен базироваться прежде всего на общности требований к построению учебного процесса по различным разделам ПФСС в контексте теоретической, методической и практической подготовленности студентов. На практике в образовательном процессе это может обеспечиваться проведением лекционного курса из расчета до 15 % учебного времени и практических действий в следующих возможных вариантах, не исключающих и их комплексного использования: 1) предметные учебно-тренировочные занятия; 2) учебно-методические занятия, проводимые со студентами младших курсов; 3) лабораторные занятия по разработке планирующей и другой документации. Преемственность специальных знаний и поступательность в развитии двигательных качеств, формировании навыков, организационно-методических умений в процессе изучения базовых учебных дисциплин и их прогрессирование в ходе занятий по ПФСС в определенной мере способствуют решению одной из ключевых проблем, для которой характерно дублирование информационного потока знаний при изучении однопрофильных дисциплин. Механизм реализации принципа должен осуществляться на основе дидактического углубления и расширения специальных знаний, стимулирующих познавательную активность занимающихся. На практике это достигается целенаправленным "укрупнением дидактических единиц", что позволяет, с одной стороны, предметно разрабатывать содержание базовых учебных дисциплин и однопрофильных разделов дисциплины "ПФСС", а с другой - обеспечить их содержательное и процессуальное единство с решением перспективной задачи по овладению обучаемыми конкретными профессионально-педагогическими умениями. Другими словами, реализуется единый технологический "стержень" в совмещенном образовательном пространстве базовых (новых) учебных дисциплин и ПФСС. Соподчиненность и взаимообусловленность в большей мере характерны для программно-нормативных основ, осваиваемых студентами в процессе обучения в вузе. Соподчиненность должна проявляться в прогрессирующей взаимосвязи нормативов при изучении базовых (новых) учебных дисциплин и их вероятностном усложнении в ходе педагогического физкультурно-спортивного совершенствования, а взаимообусловленность - в диалектической взаимосвязи программных оценочных показателей с разрядными нормами и требованиями в различных видах спорта. Механизм реализации определяется ориентацией студентов на выполнение по крайней мере III разряда по нескольким практическим разделам учебной дисциплины "ПФСС". Стимулирование познавательной активности реализуется через представленный подход к освоению специализированной информации по различным видам спорта посредством сравнения и последующего выбора для себя наиболее значимого направления физкультурно-спортивной деятельности. Взаимодействие с различными преподавателями - специалистами в конкретном виде спорта существенно расширяет кругозор студентов и активно способствует саморегуляции своих практических действий. Это достигается, с одной стороны, выработкой доминанты освоения различных видов спорта, а с другой - предоставлением возможности выбора конкретного вида спорта для самосовершенствования. При этом акцентированно осуществляется более глубокое освоение знаний и закрепление практических навыков по базовым (новым) программным учебным дисциплинам. Представленный подход повышения уровня разносторонней теоретической и практической подготовленности студентов тем не менее не исключает возможности "сквозного" прохождения ПФСС по избранному виду спорта. При этом он требует дальнейшего изучения и апробации, направленной прежде всего на исключение дублирования учебного материала в процессе изучения базовых (новых) практических дисциплин и совершенствования предметных видов физкультурно-спортивной деятельности студентов педагогических вузов - будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта. Таким образом, реализация предложенной целевой установки позволяет обеспечить смещение акцента в обучении студентов с характерной тренировочной направленности в одном из видов спорта на предметное расширение интеллектуального кругозора с последующей его трансформацией в специальные знания, навыки и умения перспективной деятельности по специальности. Литература 1. Железняк Ю. Д., Кашкаров В. А., Кравцевич И. П. и др. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование: Учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Ю. Д. Железняка. 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр "Академия", 2005. 2. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование: Учеб.-метод. компонент по специальности 033100 - "Физическая культура". - М.: Флинта - Наука, 2002. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|