Abstract STATE OF HEALTH AND PSYCHOEMOTIONAL STATUS OF FIRST-YEAR STUDENTS OF ACADEMY OF PHYSICAL CULTURE S.A. Korenevsky, Ph. D., professor N.N. Pleshkova T.M. Brook, Dr. Biol., professor Smolensk state academy of physical culture, sports and tourism, Smolensk Key words: students, adaptation, healthy way of life, exogenous intoxications, psychoactive substances, group of risk, psychoemotional status, variability of heart rhythm. The purpose of the research was to estimate and compare the parameters of physical condition of an organism of first-year students of the academy of physical culture of various specializations depending on the influence of exogenous intoxications (alcohol, tobacco products, incidental intake of psychoactive substances - PS). Regular systematic trainings render powerful positive influence on the parameters of adaptation (according to the data of variability of an intimate rhythm) and in many respects level and mask the negative influence of exogenous intoxications on an organism.
|
СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС СТУДЕНТОВ, ПЕРВОКУРСНИКОВ АКАДЕМИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Кандидат педагогических наук, профессор
С. А. Кореневский Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Смоленск Ключевые слова: студенты, адаптация, здоровый образ жизни, экзогенные интоксикации, психоактивные вещества, группа риска, психоэмоциональный статус, вариабельность ритма сердца. Введение. Наркомания за последние несколько десятилетий перестала быть сугубо медицинской проблемой и приобрела важнейшее социально-экономическое значение. В современном мире отмечается непрерывная тенденция к увеличению числа лиц, принимающих наркотики, особенно среди молодежи. Занятия физической культурой и спортом являются неотъемлемой составляющей здорового образа жизни и активного долголетия, однако и спортивную среду не обходит стороной проблема потребления психоактивных веществ. Цель исследования состояла в оценке и сравнении показателей физического состояния (ФС) организма студентов 1-го курса академии физической культуры различных специализаций в зависимости от воздействия экзогенных интоксикаций (алкоголя, продуктов табакокурения, эпизодического приема психоактивных веществ - ПАВ). Материалы и методы исследования. На компьютерной системе экспресс-диагностики "Динамика-100" было обследовано 174 студента 1-го курса академии физической культуры различных специализаций (лыжные гонки, велоспорт, футбол, волейбол, баскетбол, спортивное ориентирование, легкая и тяжелая атлетика) на предмет оценки состояния здоровья, из них 125 (72 %) юношей,49 (29 %) девушек. Их средний возраст составил 17,7±0,08 года. Обследование также включало сбор анамнеза, общеклиническое физическое исследование, электрокардиографию, в случае необходимости дополнительно проводились и функциональные пробы (медикаментозные, пробы с физической нагрузкой). В основе метода экспресс-диагностики функционального состояния организма на аппаратно-программном комплексе "Динамика-100" лежит анализ вариабельности сердечного ритма (ВСР), который позволяет оценить состояние механизмов регуляции физиологических функций в организме, в частности общей активности регуляторных механизмов, нейрогуморальной регуляции сердца, соотношения между симпатическим и парасимпатическим отделами вегетативной нервной системы. Объективная информация о функциональных и патологических изменениях в организме человека может быть получена в результате анализа модуляционных характеристик регистрируемых биоэлектрических сигналов. Текущая активность симпатического и парасимпатического отделов является результатом многоконтурной и многоуровневой реакции системы регуляции кровообращения, изменяющей во времени свои параметры для достижения оптимального для организма приспособительного ответа, которые интегральны по функции, усреднены по времени и отражают адаптационную реакцию целостного организма. Адаптационные реакции индивидуальны и реализуются у разных лиц с различной степенью участия функциональных систем, которые, в свою очередь, обладают обратной связью, изменяющейся во времени и имеющей переменную функциональную организацию [1]. Характерной особенностью метода является его неспецифичность по отношению к нозологическим формам патологии и высокая чувствительность к самым разнообразным внутренним и внешним воздействиям. Метод основан на распознавании и измерении временных интервалов между RR-интервалами электрокардиограммы, построении динамических рядов кардиоинтервалов (кардиоинтервалограммы) и последующем анализе полученных числовых рядов различными математическими методами (статистический анализ, вариационная пульсометрия, корреляционная ритмография, автокорреляционный анализ, спектральный анализ, нейродинамический и фрактальный анализы). Методически это позволяет в практике клинического обследования получить в реальном масштабе времени одномоментную информацию о состоянии организма человека в целом и об основных уровнях регуляции функций. При анализе результатов использовались следующие показатели ФС организма: уровень адаптации к физическим нагрузкам (А), показатель тренированности организма (В), уровень энергетического обеспечения деятельности органов и систем (С), психоэмоциональное состояние (D), интегральный показатель "спортивной формы" (Health). Данные показатели рассчитаны в процентах (норма от 60 до 100 %). Нахождение их ниже границы нормы свидетельствует о неадекватности нейрогуморальной регуляции физиологических процессов в организме. Также были изучены некоторые показатели вариационного анализа ритма сердца (ВАР): индекс вегетативного равновесия (ИВР) - норма 35 - 145 усл. ед., вегетативный показатель ритма (ВПР) - норма 0,25 - 0,6, показатель адекватности процессов регуляции (ПАПР) - норма 15 - 50 баллов, индекс напряжения (ИН) - норма 10 -100 усл ед. Повышение показателей ИВР, ПАПР, ИН и снижение ВПР свидетельствуют об активации симпатического отдела вегетативной нервной системы, преобладании его над парасимпатическим, что является универсальным неспецифическим адаптационным механизмом при стрессе различной этиологии, будь то психоэмоциональное напряжение, соматическое заболевание или токсическое воздействие на организм [1]. Психологическая предрасположенность студентов к употреблению ПАВ выявлялась путем анкетирования с использованием двух методик: теста на определение акцентуаций характера "Чертова дюжина" (М. Б. Каченовский, 1996) и теста-опросника "ТСКВ" (В. В. Селиванов, В. А. Кат, 1998) на отношение к наркотикам, разработанного Центром психологических исследований при Смоленском гуманитарном университете [3 - 5]. Опросник содержит пять шкал: "Связь наркотиков и СПИДа", "Отношение к наркоманам", "Отношение к наркотикам", "Отношение к медикаментам", "Отношение и восприятие своей жизни". Интерпретация результатов по опроснику "ТСКВ" осуществлялась отдельно по каждой из шкал посредством выделения трех уровней. По результатам анкетирования по двум методикам были сформированы 5 групп риска, из которых 1-я группа - наиболее опасная в отношении риска приема ПАВ [6]. База данных создана в программе Excel 2000, статистическая обработка результатов проводилась при помощи пакета программ Statistica 5.0. Сравнение количественных признаков, удовлетворяющих условиям нормального распределения, проводилось с помощью t-критерия Стьюдента с поправкой Бонферрони. Для сравнения количественных признаков, не удовлетворяющих условиям нормального распределения, использовался критерий Краскела-Уоллиса. Результаты исследования и их обсуждение. В целом в группе студентов академии физической культуры все изученные показатели ФС и ВАР находились в середине диапазона нормы: ИП - 77,2 %±1,1; А - 77,1 %±1,3; ВР - 86,8 %±1,3; ЦР - 72,1 %±1,1; ПЭ - 72,9 %±1,1; СФ - 4,3±0,06 балла; ИВР 94,8±5,1; ВПР - 0,4±0,01; ПАПР - 33,2±1,0; ИН 61,8±3,4. При изучении показателей ФС и ВАР в зависимости от пола у юношей все показатели оказались выше в сравнении с таковыми у девушек того же возраста, однако значимые различия (р<0,05) были получены только по ПАПР (31,7±1,3 vs 37,2±1,8). Анализ показателей ФС и ВАР у студентов в зависимости от вида спорта и кратности занятий показал, что наилучшие показатели наблюдались у студентов, занимающихся лыжными гонками, футболом и легкой атлетикой. Как было показано в наших предшествующих исследованиях [2], наркотическая зависимость приводила к очень выраженному снижению показателей ФС (в 23 и более раза по сравнению с нижней границей нормы). В индивидуальной беседе 33 студента признались в эпизодическом приеме ПАВ (курение марихуаны, прием галлюциногенных грибов, экстази, тарена с периодичностью 1 раз в несколько недель). Все показатели ФС и ВАР, за исключением показателя С, оказались достоверно лучше (р<0,05) у студентов, эпизодически принимающих ПАВ (n=33), чем в группе контроля (n=141). Этот феномен мы объясняем допинговым, стимулирующим влиянием эпизодического приема ПАВ на начальных этапах на уже вполне сформировавшийся организм студентов-спортсменов. Однако стимулирующее влияние эпизодического приема ПАВ кратковременно, происходит за счет опустошения внутренних резервов организма, а также очень высок риск возникновения наркотической зависимости. При сравнении показателей ФС и ВАР у 131 некурящего и 43 курящих студентов, а также у 76 студентов, регулярно принимающих алкоголь (2 раза в неделю и чаще) в сравнении с не употребляющими его вообще или принимающими редко, не было выявлено статистически достоверных различий. Данный факт представляется нам связанным с высокими компенсаторными возможностями организма в данном возрасте, а также с доминирующим влиянием на показатели ФС и ВАР у студентов регулярных занятий физической культурой и спортом, положительный эффект которых маскирует и нивелирует негативное влияние экзогенных интоксикаций. По данным анкетирований,44 % студентов вошли в группы риска приема ПАВ, из них 41(26 %) имел акцентуацию характера, предрасполагающую к приему ПАВ. Первая группа риска составила 7 (4,4 %), вторая - 13 (8,1 %), третья - 20 (12,5 %), четвертая - 24 (15 %), пятая - 7 (4,4 %) студентов. Таким образом, преобладала 4-я группа риска, характеризующаяся неадекватным отношением к наркотикам, но в то же время отсутствием акцентуации угрожающего типа. Среди акцентуаций преобладал гипертимный тип, характеризующийся раскованным, а чаще импульсивным поведением, стремлением к самоутверждению, постоянной сменой потребностных возбуждений - неудержимым интересом ко всему новому, желанием "все попробовать, испытать себя", лицам с данным типом акцентуации свойственно пренебрегать любой опасностью для жизни и здоровья. По показателям ФС и ВАР у акцентуированных личностей (n=41) по сравнению с группой контроля (n=119), а также у студентов, вошедших в группы риска (n=71), в сравнении с контрольной группой (n=89) статистически значимых различий получено не было. Выводы. Таким образом, около половины студентов 1-го курса академии физической культуры имеют психологическую предрасположенность к приему ПАВ. Акцентуированные черты личности наблюдаются приблизительно у 25 % студентов, причем преобладает гипертимный тип акцентуации. Эпизодический прием ПАВ на начальных этапах оказывает непродолжительное стимулирующее влияние на организм за счет внутренних резервов. Первоначальное допинговое влияние ПАВ на функциональное состояние особенно опасно в связи с очень высоким риском возникновения наркозависимости. Регулярные систематические тренировки оказывают мощное положительное влияние на показатели адаптации (по данным вариабельности сердечного ритма) и во многом нивелируют и маскируют отрицательное воздействие на организм экзогенных интоксикаций. Литература 1. Баевский Р. А., Иванов Г. Г. Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и возможности клинического применения // Ультразвуковая и функциональная диагностика. 2001, № 3, с. 5-11. 2. Белоусова Ю. В., Плешкова Н. Н., Брук Т. М. и др.Современные методы выявления ранних форм наркозависимости: Материалы Междунар. науч. - практ. конф. "Влияние наркомании, табакомании, алкоголизма и антропогенной нагрузки на здоровье населения и методы борьбы с ними", Смоленск, 2003, с. 28-30. 3. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. - М.: Сфера, 1999. - 187с. 4. Личко А. Е. Особенности саморазрушающего поведения при разных типах акцентуаций характера у подростков. Л., 1991. - 140 с. 5. Практическая психология в школе / Под ред. М. Б. Каченовского. Минск, 1996. 6. Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С. М. Громбаха. - М.: Медицина, 1988. - 287 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|