Abstract HEALTH-KEEPING TECHNOLOGY OF STUDENTS’ PHYSICAL EDUCATION, BASED ON USING OF THAEKWONDO V.V. Tverskikh, postgraduate The Tyumen state university, Tyumen Key words: motor activity, healthkeeping technology, thaekwondo of healthy orientation. The author has developed the conceptual model of the pedagogical health-keeping technology of students’ physical education, based on using of thaekwondo. This technology has assumed the development of contents and ways of the organization of students’ motor activity.
|
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ТХЭКВОНДО
Аспирант В. В. Тверских Ключевые слова: двигательная активность, здоровьесберегающая технология, тхэквондо с оздоровительной направленностью. Известно, что одним из определяющих факторов здоровья человека является его двигательная активность. Наряду с этим, как отмечают исследователи, наблюдается повсеместное снижение двигательной активности, и самое резкое ее падение прослеживается в период с 15 до 25 лет. Анализ результатов исследований, проводимых в г. Тюмени, позволил предположить возможность модернизации физического воспитания студентов вузов на основе включения в вариативную часть программы средств тхэквондо с оздоровительной направленностью, отличающихся арсеналом эмоциональных, интересных и доступных движений. Такое включение не только существенно увеличит двигательную активность, но и окажет эффективное влияние на формирование готовности студентов к здоровьесберегающей физкультурной деятельности (ЗФД), физическое и психическое здоровье, на развитие физических качеств и двигательно-координационных способностей. Методика проведения занятий тхэквондо предусматривает индивидуальный, зависящий от функционального состояния организма студента, и дифференцированный подходы в нормировании нагрузки, в обучении двигательным действиям, развитии физических качеств, ориентируется на коррекцию отстающих от возрастных норм индивидуальных показателей физического развития и физической подготовленности студентов при проектировании индивидуального маршрута ЗФД, основывается на организации совместной (педагог - студент, студент - студент) проектно-исследовательской деятельности; на поиске ценностно-смыслового значения самостоятельной ЗФД для каждого студента. Здоровьесберегающая система управления, включающая экспертную систему оценки развития организма студентов, систему консультаций, позволяет осуществить восстановление студентов средствами психолого-педагогических воздействий и корректировать исходные индивидуальные данные до заданных норм показателей физического здоровья студентов. Основные результаты исследования и их обсуждение. В опытно-экспериментальной работе принимали участие 120 студентов 1-2-го курсов в течение одного года обучения (сентябрь 2004 - май 2005 гг.). Студенты, принявшие участие в опытно-экспериментальной работе, по состоянию здоровья были отнесены к основной (72 человека) и подготовительной (48 человек) медицинским группам. В контрольных группах (КГ) студенты занимались по примерной программе дисциплины "Физическая культура" (В.И. Ильинич, Ю.И. Евсеев, 2000), в экспериментальных группах (ЭГ) - по программе элективного курса "Тхэквондо с оздоровительной направленностью". Уровень готовности к ЗФД у студентов экспериментальной группы, достигнутый к концу опытно-экспериментальной работы, существенно выше, чем у студентов контрольной группы. В результате занятий тхэквондо уровень здоровья в ЭГ повысился в 2 раза: до 16±0,060 балла в основной и 14±0,070 балла в подготовительной медицинских группах, что соответствует уровню здоровья выше среднего. Показатели здоровья в КГ увеличились незначительно: до 8±0,065 в подготовительной и 10±0,060 баллов в основной, что соответствовало среднему уровню здоровья. Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что разработанное нами программно-методическое обеспечение оздоровительных занятий тхэквондо способствовало коррекции функции внешнего дыхания у студентов ЭГ. У них улучшилась структура дыхательного акта, увеличились ЭГК (р<0,01) и ЖЕЛ (р<0,001), а также способность испытуемых, отнесенных к подготовительной медицинской группе, к задержке дыхания на вдохе и выдохе, сократилась ЧД (р<0,001). Под влиянием экспериментальной методики существенные изменения произошли в показателях физической подготовленности (р<0,05). Среднегрупповая величина прироста физических способностей студентов в основной группе составила: скоростных - 2,3%; силовых - 50%; скоростно-силовых - 8,6%; выносливости - 22,9%; гибкости - 42,6%. Среднегрупповая величина прироста физических способностей студентов в подготовительной медицинской группе составила: скоростных - 4,2%; силовых - 53,4%; скоростно-силовых - 9,6%; выносливости - 20,1%; гибкости - 44%. У студентов КГ достоверных различий по всем показателям не обнаружено (р>0,05). По итогам проведенного исследования 97% студентов ЭГ отметили, что оздоровительные занятия тхэквондо с применением восстановительного комплекса психофизических упражнений стимулировали их бодрое самочувствие, улучшали настроение, способствовали благоприятному эмоциональному настрою, что, в свою очередь, послужило дальнейшей активизации познавательной деятельности студентов. Так, в конце занятий у студентов ЭГ наблюдалось достоверное (р<0,05) увеличение дифференцированной оценки самочувствия на 3,1 балла, активности - на 2,2 балла и настроения - на 2,5 балла. В результате анкетирования на вопрос "для чего Вы занимаетесь физической культурой?" студенты, входящие по состоянию здоровья в подготовительную медицинскую группу, в конце учебного года указывали мотивы, имеющие оздоровительную направленность. Из мотивов, указанных студентами, видно, что значительно изменилось их отношение к своему здоровью. Возросли мотивы "сохранение психического и физического здоровья" - с 55 до 81%; "повышение физического развития" - с 46 до 75%; "получение удовольствия от физических упражнений" - с 40 до 84%; "повышение физической работоспособности" - с 35 до 70%; "повышение умственной работоспособности" - с 33 до 65%. Данные анкетирования подтверждают заинтересованность студентов в занятиях нетрадиционными видами физической культуры, в частности тхэквондо с элементами оздоровительной гимнастики таньчжон хохыппоп. Отмечается развитие устойчивой положительной мотивации к занятиям в течение всей опытно-экспериментальной работы на основе положительных эмоций, чувств удовлетворения и ценностных ориентаций, в результате чего происходит повышение уровня физической подготовленности, появляется желание заниматься физическими упражнениями, повышается готовность к ЗФД. Выводы 1. Оздоровительные занятия тхэквондо не только выходят на уровень теоретических знаний, практических умений и навыков, но и посредством расширения представлений о здоровом образе жизни затрагивают более глубокие пласты личности, способствуют формированию готовности студентов к ЗФД. Критериями готовности являются: физкультурно-спортивные знания, умения, навыки; осознанное отношение к физическому состоянию и развитию своего организма; осознание способов достижения определенного уровня физического состояния; здоровье, физическое развитие, физическая подготовленность. 2. Процесс формирования готовности студентов к ЗФД на занятиях тхэквондо включает в себя диагностику, оценку и последующую работу по проектированию индивидуального маршрута студента для коррекции и развития компонентов здоровья, а также физической культуры личности как одного из важных компонентов здорового образа жизни. 3. Оздоровительная гимнастика таньчжон хохыппоп, являясь одним из нетрадиционных видов физической культуры, повышает уровень физического здоровья студентов, улучшает психическую саморегуляцию, положительно влияет на самочувствие, активность и настроение. 4. Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о продуктивности методики оздоровительных занятий тхэквондо, построенной на индивидуализации и дифференциации обучения, на интеграции средств физической культуры, тхэквондо и оздоровительной гимнастики, направленных на укрепление здоровья. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |