|
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ
Кандидат педагогических наук, доцент Е.П. Врублевский;
Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Смоленск Под индивидуализацией в теории и методике подготовки спортсменов понимается такое использование всей совокупности факторов (средств, методов, условий), при котором методически правильно учитываются индивидуальные особенности занимающихся, осуществляется индивидуальный подход к ним и тем самым создаются благоприятные условия для развития их индивидуальных способностей. На основании анализа литературы, рекомендаций специалистов, собственных экспериментальных исследований представляется возможным описать методологию реализации принципа индивидуализации в подготовке квалифицированных спортсменов в виде предлагаемой схемы. А. Соревновательная деятельность (соревновательный процесс) - наиболее важный объект индивидуализации, поскольку вся подготовка спортсмена ориентирована на достижение высоких спортивных результатов. Соревновательная деятельность спортсмена - многоплановое явление, об его эффективности можно судить по показателям, характеризующим техническое и тактическое мастерство. Б. Тренировочный процесс как основной способ подготовки спортсмена к соревнованиям - обязательный объект индивидуализации. Традиционно в тренировочном процессе выделяются большой (макро-), средний (мезо-) и малый (микро-) циклы, тренировочные занятия. В. На эффективность подготовки спортсмена большое влияние оказывают разнообразные внетренировочные воздействия. Поэтому весьма важно индивидуализировать режим и питание спортсмена, а также использовать восстановительные процедуры, фармакологические и психолого-педагогические воздействия. Г. Индивидуализация соревновательного и тренировочного процессов, внетренировочных воздействий предполагает в первую очередь учет следующих (наиболее значимых) факторов: пола, возраста и квалификации атлета; морфологических, биохимических, физиологических, психологических особенностей личности; динамики состояний легкоатлета. Д. Важнейшим условием реализации принципа индивидуализации в подготовке квалифицированных легкоатлетов является наличие действенной системы педагогического контроля.
Схема реализации принципа индивидуализации в подготовке квалифицированных спортсменов Получаемая в ходе обследований и анализа информация позволяет принимать правильные управленческие решения, в полной мере учитывая индивидуальные особенности спортсмена. В систему комплексного педагогического контроля входят: контроль соревновательной деятельности, тренировочных и соревновательных нагрузок, контроль состояния атлета (устойчивого, текущего и оперативного). Очевидно, что в реальных условиях подготовки спортсменов индивидуализация может осуществляться на различных количественных и качественных уровнях. В связи с этим предлагается различать индивидуализацию групповую и персональную. Групповая индивидуализация предусматривает в подготовке спортсменов учет наиболее важных факторов, характерных для какой либо группы занимающихся. Разрабатываемые в этом случае тренировочные программы или, например, внетренировочные воздействия предназначены для нескольких спортсменов, которые образуют группу, относительно однородную по одному или нескольким признакам (полу, возрасту, квалификации, уровню подготовленности и др.). Персональная индивидуализация ориентирована на учет в подготовке конкретного спортсмена наиболее значимых личностных особенностей. Очевидно, что групповая индивидуализация при необходимости обязательно сочетается с персональной: групповые планы в этом случае конкретизируются для каждого спортсмена в соответствии с его индивидуальными особенностями. Таким образом, на динамику спортивного мастерства спортсмена наиболее заметное влияние оказывают рационально организованные тренировка (тренировочный процесс), соревновательная деятельность (соревновательный процесс) и внетренировочные воздействия. Поэтому правомочно говорить об индивидуализации подготовки спортсмена только в том случае, если индивидуализируются тренировочный процесс, соревновательная деятельность и внетренировочные воздействия. Следует подчеркнуть, что индивидуализация должна осуществляться тренером в тесном содружестве с научными и медицинскими работниками (сотрудниками КНГ, врачами, психологами, педагогами, массажистами и др.) при активном участии самого спортсмена. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |