ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА


Abstract

PHYSICAL LOADING IN ATHLETES’ ADAPTATION AND PREVENTIVE MEASURES AGAINST PSYCHO-PHYSICAL OVERFATIGUE

V.I. Pavlova, Dr. Biol., professor

Ya.V. Latjushin, Ph. D.

N.V. Mamylina, Ph. D., associate professor

M.S. Terzi, Ph. D., the master of sports

The Chelyabinsk state pedagogical university, Chelyabinsk

Key words: preventive measures, lifestyle, psychophysical overfatigue, motor activity, means of physical culture.

The adaptation to physical loadings is known to be accompanied with specific changes of metabolic processes in an organism. The protective mechanisms of stress limiting systems are being increased. The antioxidant system plays an important role in the formation of the adaptive protective effects, which is described in the article.


ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА В АДАПТАЦИИ СПОРТСМЕНОВ И ПРОФИЛАКТИКЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ПЕРЕУТОМЛЕНИЯ

Доктор биологических наук, профессор В. И. Павлова
Кандидат психологических наук Я. В. Латюшин
Кандидат биологических наук, доцент Н. В. Мамылина
Кандидат биологических наук, мастер спорта М. С. Терзи

Челябинский государственный педагогический университет, Челябинск

Ключевые слова: профилактика, образ жизни, психофизическое пере утомление, двигательная активность, средства физической культуры.

Цель и задачи исследования. Следствиями малоподвижного образа жизни человека являются гиподинамия, хронический стресс, психофизические переутомления. В естественных условиях двигательная активность выступает как мощный оздоровительный фактор, расширяющий функциональные возможности различных физиологических систем.

Исходя из вышесказанного, именно профилактика переутомления служит одним из главных механизмов оптимального совершенствования адаптационных процессов в организме человека, механизмом, одновременно поддерживающим высокую работоспособность и сохранение здоровья на должном уровне.

Физическая нагрузка является главным стрессором, в ответ на который в организме студентов спортсменов включаются механизмы срочной, а затем и долговременной адаптации (М. Г. Пшенникова, 1986; Ф. А. Иорданская, М. С. Юдинцева, 1999; А. П. Исаев, 1991-1993; В. И. Павлова, 1992-2002).

По определению Ф. З. Меерсона, стресс синдром закономерно реализуется в начале воздействия на организм любого фактора среды. Его роль состоит в том, что он потенцирует формирование системного структурного следа, составляющего основу специфической адаптации к конкретному фактору или ситуации среды.

Методы и организация исследования. Для определения влияния средств физической культуры на психофизическое состояние студентов и спортсменов в сентябре, в начале 2006 учебного года, и в зимнюю зачетно-экзаменационную сессию 2007 г. нами был проведен констатирующий эксперимент. Для сравнения были выбраны факультет психологии и факультет физической культуры ЧГПУ. Первоначально было обследовано 93 студента и выбрано для исследования 60 человек: 30 студентов факультета психологии и 30 студентов факультета физической культуры. При помощи анкетирования и психофизических тестов мы определяли:

1) уровень двигательной активности в течение полугодия и в период зачетно-экзаменационной сессии;

2) уровень здоровья и психофизическое переутомление (уровень здоровья по Апанасенко, адаптационный потенциал, очаги инфекции);

3) состояние сердечно сосудистой системы - ССС; АД - артериальное давление в покое; ПД - пульсовое давление; КЭК - коэффициент экономичности кровообращения; КВ - коэффициент выносливости; УЗ - уровень здоровья по Апанасенко; АП - адаптационный потенциал.

Активность каталазы (К. Ф.1.11.1.6.) определяли методом, основанным на реакции разложения перекиси водорода каталазой и определении светопоглощения комплекса перекиси водорода с молибдатом аммония при l = 410 нм. Смешивали 25 мкл гомогената сыворотки крови с 2 мл 0,03 %-ной перекиси водорода (по методу Н. С. Мамонтова, Э. И. Белобородова, Л. И. Тюкалова, 1994).

Определение церулоплазмина (ЦП) в сыворотке крови проводили по модифицированному методу Ревина (С. В. Бестужева, В. Г. Колб, 1976).

Результаты и их обсуждение. Анализ бюджета времени студентов высших учебных заведений показывает, что у студентов дневных отделений вузов время на учебные занятия наиболее стабильно и составляет 6 - 8 ч в день; время, затрачиваемое на самоподготовку, колеблется довольно существенно, занимая 3 - 5 ч, а в период зачетно-экзаменационной сессии - до 6 - 8 ч. Таким образом, сумма учебного времени студентов составляет в среднем 9 - 12 ч в день. Это очень значительная психофизиологическая нагрузка на организм молодого человека, которая показывает, что учебный труд является весьма напряженным.

Кроме того, учебная нагрузка усугубляется следующими факторами:

1. До 60 % студентов занимаются самоподготовкой к следующему учебному дню в поздние часы, причем до 25 % из них приступают к занятиям лишь в 22-24 ч. Как следствие - у многих нарушение режима сна.

2. У 85 % студентов, проживающих в общежитиях, отход ко сну затягивается до 1 - 3 ч ночи. Отсюда - крайне недостаточная продолжительность ночного сна: сон в норме (от 7 до 8 ч) отмечается лишь у 15 % студентов.

3. В период экзаменов "затворниками" становятся около 90 % студентов. Их пребывание на открытом воздухе ограничивается не более 30 мин в день. Наблюдаются систематическое недосыпание, редкий и нерегулярный прием пищи. А потом кончается экзаменационная сессия и начинаются каникулы. И именно в это время у некоторых наблюдаются простуды и другие отклонения в состоянии здоровья (ОРВИ, грипп, ангина и т. п.)

Таблица 1. Динамика реакций ССС и состояния здоровья студентов в период сессии

Показатель функционального состояния

В начале года

В зимнюю сессию

студенты, не занимающиеся спортом (30 чел.)

студенты-
спортсмены
(30 чел.)

студенты, не занимающиеся спортом (30 чел.)

студенты-
спортсмены
(30 чел.)

Уровень здоровья (по Апанасенко)

12±1,3

15±1,7

9±1,1*

14±1,3

Адаптационный потенциал

2,1±0,12

1,9±0,16

3,1±0,18*

2,3±0,17*

Очаги инфекции
(насморк, кариес), %

30

37

57

43

ССС

76±3,6

63±4,2

82±2,7*

67±3,7

АД

126/90

115/75

135/95

123/84

КВ

21,1±1,9

15,7±1,6

20,5±1,8

17,1±1,5

КЭК

2736±135

2520±120

3280±137*

2613±140

Примечание: * - р < 0,05 - достоверность различий в группе по сравнению с начальным измерением.

Таблица 2. Динамика перекисного окисления липидов и антиоксидантной системы при адаптации студентов в течение года (помесячно) к учебной нагрузке, М±m, n=10

Месяцы

Каталаза, нмоль Н2О2/мг белков

ЦП, мг%

МДА, мкмоль/мл

Сентябрь

421,5±4,54

366,8±4,30

0,40±0,01

Октябрь

495,0±5,02*
117,4 %

373,0±4,43
101,6 %

0,48±0,02*
112 %

Ноябрь

429,0±4,98
101,7 %

385,0±4,56
104,6 %

0,50±0,02*
115 %

Декабрь

418,0±4,04
99,16 %

343,0±4,23
93,5 %

0,55±0,01**
118 %

Январь

327,0±4,12*
77,5 %

320,0±3,86**
87,24 %

0,65±0,04**
121 %

Февраль

318,0±4,36**
75,4 %

284,0±2,72**
77,4 %

0,99±0,1***
123 %

Март

318,9±4,5**
75,65 %

286,52±3,9**
78,11 %

0,95±0,1***
126 %

Апрель

319,6±5,4**
75,82 %

288,64±2,8**
78,69 %

0,92±0,2***
125 %

Май

320,0±4,20**
75,9 %

289,0±2,83**
78,7 %

0,89±0,2***
124 %

Примечания: 1. Достоверность различий с контрольной группой по t-критерию Стьюдента: * - p<0,05; ** - p<0,01; *** - p<0,001. 2. ЦП - церулоплазмин, МДА - малоновый диальдегид.

Студенты факультета физической культуры, а так же других факультетов, регулярно занимающиеся спортом и не прерывающие занятий даже в период экзаменов, проходят все критические моменты студенческой жизни более благополучно для своего здоровья. Студенты спортсмены, сознательно следуя правилам здорового образа жизни, реже нарушают режим сна и питания, чаще проводят время на свежем воздухе, поэтому у них наблюдается большая гармония между умственными и физическими нагрузками. Спортсменов не надо убеждать во вреде курения и приема алкоголя, поскольку они прекрасно знают, как это может отразиться на их самочувствии и работоспособности. В итоге они реже болеют, легче переключаются с одного вида деятельности на другой и, не смотря на дополнительные временные и энергетические затраты на спортивные тренировки, имеют более высокую психологическую устойчивость к различным стрессовым ситуациям, а также повышенную общую работоспособность в течение всего учебного года.

По результатам исследования была составлена таблица, в которой наглядно видно различие в реакциях сердечно сосудистой системы и состоянии здоровья между студентами спортсменами и студента ми, не занимающимися спортом, в период зачетно-экзаменационных сессий (табл. 1).

Анализ результатов оценки здоровья и функционального состояния ССС студентов, представленный в табл. 1, позволяет следующим образом интерпретировать характер изменений, произошедших в состоянии здоровья в период учебной сессии: профилактический и оздоравливающий эффект физической нагрузки особенно наглядно проявляется у студентов спортсменов в сохранении должного уровня здоровья, повышении иммунитета и благотворном воздействии на функциональное состояние ССС.

В табл. 2 приведены данные о влиянии биологических ритмов на динамику антиоксидантных ферментов в сыворотке крови у студентов (помесячно). Как видно из данных таблицы, активность каталазы в сыворотке крови у студентов постепенно снижалась: только в октябре наблюдалось повышение ее активности на 17,4 % (p<0,05); в ноябре же показатели со ответствовали норме. С января по май наблюдалось снижение активности каталазы соответственно на 22,5; 24,6, 24,35; 24,18 и 24,1 % (p<0,01). Также в табл. 2 представлены данные о содержании ЦП у студентов: в октябре и ноябре данные о содержании ЦП почти не отличались от таковых в контрольной группе, далее наблюдалось постепенное снижение содержания ЦП: в январе - на 12,7 % (p<0,01); в феврале - на 22,6 % (p<0,01) и в мае - на 21,3 % (p<0,01).

В табл. 2 представлены также данные содержания малонового диальдегида (МДА) в сыворотке крови у студентов.

Необходимо отметить, что у человека в зимне-весеннее время накапливаются перекиси водорода, которые разрушают клетки и ткани, вызывая понижение иммунных свойств крови. Об этом свидетельству ют значительное снижение активности антиоксидантных систем, падение активности каталазы и содержание ЦП в сыворотке крови у юношей, что мы связываем с низкой резистентностью организма и снижением его иммунных свойств.

Заключение. Долговременная адаптация организма к физической нагрузке, происходящая в процессе тренировки, распространяется на все функциональные системы, имеющие отношение к обеспечению двигательной деятельности (М. Г. Пшенникова, Ф. З. Меерсон, 1986; А. П. Исаев, 1993; Н. А. Фомин, 2003). Все это осуществляется за счет фундаментального адаптационного физиологического механизма взаимосвязи функции и генетического аппарата клетки (Ф< >Г).

Физиологический эффект тренировочной нагрузки проявляется в прогрессивном изменении физического развития и функций жизнеобеспечения.

Таким образом, любой оздоравливающий эффект можно свести к нескольким моментам:

1. Нормализации процессов управления и регуляции прежде всего в триаде: центральная нервная система (ЦНС) - гормональная система - иммунная система.

2. Улучшению регуляции трофических и обменных процессов в клетках за счет устранения повреждений в ДНК и следовательно в органеллах.

3. Активизации синтезирующих процессов в тканях. Это приводит, в частности, к гипертрофии клеток из-за разрастания некоторых клеточных органелл, повышению активности ключевых клеточных ферментов и другим явлениям, которые в целом выражаются в повышении функциональных и резервных возможностей жизненно важных органов и систем организма.

Практические рекомендации. Чтобы достичь вышеперечисленных эффектов, необходимо средствами физической культуры "заставлять" системы организма соблюдать следующие условия:

1) функционировать более интенсивно посредством усиления нейрогенной (по нервным путям) и гуморальной (с током крови) стимуляции, а также механического воздействия;

2) добиться повышения притока гормонов (обеспечивающих синтез) и аминокислот (материала для строительства белков) к этим клеткам во время и после воздействия;

3) после периода повышенной активности создавать условия для полноценного восстановления.

Принципы профилактики психофизического переутомления студентов средствами физической культуры:

I. Большинство систем организма обслуживают мышечную деятельность. Поэтому, если человек имеет тренированные мышцы, то, как правило, можно говорить о том, что он обладает более высоким уровнем работоспособности всех систем, в том числе гормональной, сердечно сосудистой, нервной, опорной и др.

II. Психофизическое переутомление, действуя как сильный стресс, психосоматически оказывает негативное воздействие на ЦНС, сердечно сосудистую систему и желудочно-кишечный тракт. Следовательно, система физических упражнений должна способствовать оздоровлению этих важнейших систем организма.

Для ЦНС это может быть достигнуто путем наличия в системе физических упражнений следующих моментов: 1) глубокого и медленного ритмичного дыхания; 2) положительного психоэмоционального фона.

Для ССС это может быть достигнуто: 1) "мягкой" продолжительной циклической работой аэробного характера; 2) отсутствием задержек дыхания и натуживания.

Для пищеварительной системы это может быть достигнуто: 1) "массажем" кишечника окружающими мышцами, включая диафрагму; 2) нервно рефлекторной стимуляцией органов желудочно-кишечного тракта путем воздействия на рефлекторные зоны и акупунктурную систему при выполнении определенных упражнений "хатха-йоги".

Использованная литература

1. Ананьева Н. А. Здоровье и развитие современных школьников / Н.А. Ананьева, Ю.А. Ямпольская // Школа здоровья. - 1994. - Т. 1.- № 1.- С. 13-18.

2. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А. Ашмарин. - М., 1978. - 240 с.

3. Бобров М. М. Значение физической культуры в период демократических преобразований в России / М.М. Бобров, С.Б. Тихвинский // Молодежь России: потерянное поколение или надежда XXI века. - СПб., 1998. - С. 144-145.

4. Бондаревский Е. Я. Физическая подготовленность учащейся молодежи / Е.Я. Бондаревский, Ш.Х. Ханкельдиев. - Ташкент, 1986. - 241 с.

5. Брянкин С. В. Структура и функции современного спорта / С.В. Брянкин. - М., 1983.

6. Булич Э. Г. Здоровье человека: Биологическая основа жизнедеятельности и двигательная активность в её стимуляции / Э.Г. Булич, И.В. Муравов. - Киев: Олимпийская литература, 2003. - 424 с.

7. Верхошанский Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю.В. Верхошанский. - М., 1985.

8. Виру А. А. Борьба с утомлением / А.А. Виру // Легкая атлетика. - 1975. - № 8.

9. Влияние современной системы подготовки спортсменов на состояние здоровья и динамику тренированности / под ред. Н. Д. Граевской. - М.: ВНИИФК, 1977. - 144 с.

10. Воробьев В. С. Некоторые особенности стоматологических заболеваний у спортсменов / В.С. Воробьев, Н.Я. Лагутин, С.А. Кирюхина // Теория и практика физ. культуры. - 1988. - № 7. - С. 52-54.

11. Дембо А. Г. О медицинском обеспечении спортсменов высокой квалификации // Совершенствование научных основ физического воспитания и спорта / А.Г. Дембо. - Л., 1980. - С. 88 89.

12. Дембо А. Г. Причины и профилактика отклонений в состоянии здоровья спортсменов / А.Г. Дембо.- М., 1981. - 119 с.

13. Дембо А. Г. Заболевания и повреждения при занятиях спортом / А.Г. Дембо. - Л., 1991. - 336 с.

14. Дембо А. Г. Причины и профилактика отклонений в состоянии здоровья спортсменов / А.Г. Дембо. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 120 с.

15. Зациорский В. М. Влияние занятий спортом на продолжительность жизни / В.М. Зациорский // Теория и практика физ. культуры. - 1988. - № 5. - С. 12.

16. Карасева Е. А. Роль санации зубов в частоте возникновения ЭКГ изменений у спортсменов: тез. II Всерос. съезда по ЛФК и спорт. мед. / Е.А. Карасева - Свердловск, 1986. - С. 135.

17. Медик В. А. Состояние здоровья, условия и образ жизни современных спортсменов / В.А. Медик, В.К. Юрьев. - М.: Медицина, 2001. - 144 с.

18. Меерсон Ф.3. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам / Ф.З. Меерсон, М.Г. Пшенникова. - М., 1988. - 256 с.

19. Павлова В. И. Оздоровительные технологии XXI века / В. И. Павлова, Ю. Г. Камскова, М. С. Терзи // Матер. Междунар. науч.-практ. конф., 3 5 декабря 2002 г. - Челяб. ЮУрГУ, 2002. - С. 64-67.

20. Сухарев А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А.Г. Сухарев. - М., 1991. - 272 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!