ПРОФЕС-
СИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА


Abstract

CONFLICT TRAINING IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION OF A TEACHER ON PHYSICAL CULTURE AND SPORTS AT HIGH SCHOOL

V.G. Makarenko, Ph. D., professor The Chelyabinsk state pedagogical university, Chelyabinsk

Key words: higher professional sports education, conflict training, vocational training, conflict competence, conflict training concept.

The purpose of the research was the development and realization of the conflict training concept of the future sports teacher in the educational process of the faculty of physical culture of a pedagogical high school.

In the author’s opinion, the conflict training of the future sports teacher is an integral part of his vocational training and is successfully put into practice on the faculty of physical culture of the pedagogical high school on the basis of the integrated concept.


КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ВУЗЕ

Кандидат педагогических наук, профессор В. Г. Макаренко
Челябинский государственный педагогический университет, Челябинск

Ключевые слова: высшее профессиональное физкультурное образование, конфликтологическая подготовка, профессиональная подготовка, конфликтологическая компетентность, концепция конфликтологической подготовки.

Принимая во внимание, что физическая культура и особенно спорт по сути своей являются средоточием столкновений интересов и зоной конфликтов субъектов, осуществляющих свою жизнедеятельность в этих сферах межличностных отношений, правомерно признать актуальность разработки концепции конфликтологической подготовки будущих специалистов по физической культуре для формирования у них базовых кон фликтологических компетенций.

Полиаспектное исследование явления конфликта осуществляется сравнительно молодой междисциплинарной наукой - конфликтологией, в недрах которой зарождаются научные отрасли конфликтологических знаний [1, 2, 6, 7, 9 и др.].

В настоящее время в стадии становления находится педагогическая конфликтология - новая отрасль научных знаний о педагогических конфликтах [2, 4, 5, 10 и др.].

Анализ научной литературы, обобщение педагогического опыта, собственные изыскания в этом направлении позволили констатировать, что, несмотря на большое количество научного материала по исследованию педагогических конфликтов, процесс комплексной разработки конфликтологической подготовки будущего спортивного педагога находится еще в стадии становления.

Определив в качестве цели разработку и реализацию концепции конфликтологической подготовки будущего спортивного педагога в образовательном процессе факультета физической культуры педагогического вуза, в ходе опытно поисковой работы мы решали следующие задачи:

- выделить комплекс условий конфликтологической подготовки будущих специалистов в практике работы факультета физической культуры педагогического вуза;

- разработать и теоретически обосновать технологическую модель конфликтологической подготовки спортивного педагога;

- экспериментально проверить влияние разработанной концепции конфликтологической подготовки на состояние конфликтологической компетентности будущего спортивного педагога.

Для решения поставленных задач в исследовании использовались следующие группы методов:

- теоретические (анализ литературных источников, логический и системный анализ, метод моделирования);

- эмпирические (наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, экспертное оценивание, педагогический эксперимент);

- квалиметрические (количественная и качественная обработка статистической информации).

Теоретико-методологическую основу концепции конфликтологической подготовки будущего спортивного педагога составили научные изыскания в области моделирования процессов конфликтологической культуры и компетентности учителя Б. С. Аминева, В. В. Базелюка, Е. Е. Ефи мовой, Л. Я. Климентьевой и др.

Концепция конфликтологической подготовки будущего специалиста по физической культуре представляет собой взаимосвязанную совокупность ключевых положений, отражающих ее ведущую идею, основополагающий замысел, ядро, инструментальное выражение, итоговый прогнозируемый результат, а также комплекс педагогических условий эффективной конфликтологической подготовки в образовательном процессе факультета физической культуры педагогического вуза.

Согласно концепции конфликтологическая подготовка будущего специалиста является неотъемлемой составляющей его профессиональной подготовки и реализуется в практике работы факультета физической культуры.

Ведущая идея концепции предусматривает такую последовательность действий будущих спортивных педагогов:

- осмысление процесса научного познания конфликтов в профессиональной сфере;

- раскрытие содержания и особенностей конфликтов в профессиональной сфере;

- овладение технологическими основаниями раз решения конфликтов в профессиональной деятельности.

Осуществление основополагающего замысла концепции - построение системы конфликтологической подготовки будущего специалиста и ее реализация в практике работы факультета физической культуры педагогического вуза - обеспечивает достижение конфликтологической компетентности выпускника вуза, характеризующейся высоким уровнем его конфликтологической готовности.

Ядро концепции имеет полислойное строение и состоит из теоретико-методологических, нормативных, технологических оснований, иерархически взаимосвязанных между собой и отражающих процесс ее реализации в практике работы факультета.

Технологические основания концепции представлены технологической моделью системы конфликтологической подготовки будущего спортивного педагога, отвечающей основным методологическим требованиям, предъявляемым к ее построению: концептуальности, системности, управляемости, прогнозируемой эффективности и воспроизводимости.

Инструментальное выражение концепции представлено совокупностью двух взаимосвязанных групп принципов, характерных для общего процесса профессиональной подготовки будущего педагога, на полненных новым содержанием применительно к специфике профессиональной деятельности будущего специалиста по физической культуре, и включает группы:

- общих принципов профессионального образования (ведущие принципы государственной политики в области профессионального образования: гуманизации, демократизации, приоритетов; общие принципы профессиональной подготовки в вузе: непрерывности, преемственности, вариативности);

- принципов целостного педагогического процесса конфликтологической подготовки будущего спортивного педагога (научности, связи теории и практики, дифференциации и индивидуализации, сознательности и активности, рефлексивного управления, прочности и действенности результатов).

Итоговый прогнозируемый результат концепции отражается в единстве и взаимосвязи трех основополагающих функций конфликтологической подготовки будущего специалиста: обучающей (формирование конфликтологических знаний и умений), воспитывающей (становление педагогической позиции и базовых основ индивидуально-педагогического стиля поведения в условиях профессионального конфликта), развивающей (развитие культуры педагогического мышления в области разрешения профессионально-педагогических конфликтов), определяющих единую систему критериев и показателей по оценке конфликтологической компетентности будущего спортивного педагога.

Эффективность конфликтологической подготовки будущего специалиста по физической культуре обеспечивается соблюдением комплекса педагогических условий, состоящего из двух основных групп:

- группы организационных условий (включение в учебный процесс специального курса "Спортивно педагогическая конфликтология", внедрение в процесс обучения контрольных вопросов и заданий по разрешению профессионально-педагогических конфликтов при изучении общепрофессиональных дисциплин, дисциплин предметной подготовки и для самостоятельной работы студентов, использование ресурсов педагогической практики);

- группы организационных условий (стимулирование мотивационно ценностной составляющей деятельности студентов, активизация познавательной деятельности студентов, организация самостоятельной работы студентов в области разрешения профессионально-педагогических конфликтов).

В рамках концепции выработаны общие требования к конфликтологической готовности выпускника факультета физической культуры педагогического вуза с учетом требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям "Физическая культура и спорт", "Физическая культура с дополнительной специальностью".

Границы применимости разработанной нами концепции конфликтологической подготовки определяются основаниями целесообразности ее разработки и использования, к которым мы относим: специфичность объекта изучения (явление профессионально-педагогического конфликта, осуществление процесса научного познания, описание содержания и особенностей, овладение технологическими основания ми конструктивного разрешения); сферу применения (система образования, образовательный процесс в высшей профессионально-педагогической школе на физкультурно-спортивных специальностях); достигнутый итоговый результат (конфликтологическая компетентность будущего спортивного педагога, характеризующаяся высоким уровнем конфликтологической готовности к разрешению спортивно педагогических конфликтов).

Одной из задач при описании концепции являлась разработка технологической модели системы конфликтологической подготовки будущего спортивного педагога.

В структуре модели пять взаимосвязанных и взаимодействующих между собой компонентов: целеполагания, структуры и содержания, процессуальности, результативности.

Технологическая модель системы конфликтологической подготовки выражается в строгом научном проектировании целостного педагогического процесса данного вида подготовки, определяющего логическую последовательность и точное воспроизведение педагогических действий в специально организованном, целенаправленно управляемом педагогическом взаимодействии между обучающим (преподавателем) и обучаемыми (студентами), ориентированном на достижение конфликтологической компетентности будущего специалиста сферы физической культуры.

Конфликтологическая компетентность будущего спортивного педагога в нашем понимании представляет собой интегративное свойство личности специалиста, характеризующее его конфликтологическую готовность к разрешению профессионально-педагогических конфликтов и обеспечивающее эффективную реализацию сформированных соответствующих базовых конфликтологических компетенций в реальной профессиональной деятельности.

Под базовыми конфликтологическими компетенциями будущего спортивного педагога мы понимаем сформированность системы конфликтологических знаний и умений, становление педагогической позиции и базовых основ индивидуального педагогического стиля поведения, развитость культуры профессионально-педагогического мышления в области разрешения профессионально-педагогических конфликтов на основе опыта самостоятельного решения профессионально-педагогических задач конфликтологической направленности в условиях образовательного процесса высшей школы, обеспечивающих осознание своей профессиональной ответственности за принимаемые решения в процессе разрешения профессионально-педагогических конфликтов [2].

Каждый из пяти компонентов в технологической модели представлен иерархией взаимосвязанных подсистем, отражающих содержательную направленность представленных в модели компонентов.

Опытно поисковая проверка влияния разработанной концепции конфликтологической подготовки на состояние конфликтологической компетентности будущего спортивного педагога осуществлялась посредством мониторинга эффективности процесса конфликтологической подготовки.

Анализ результатов мониторинга на информационно констатирующем и контрольно-оценочном этапах опытно-поисковой работы в экспериментальной и контрольной группах показал, что конфликтологическая компетентность будущего специалиста в области разрешения профессионально-педагогических конфликтов достигла достоверно более качественного уровня конфликтологической готовности в экспериментальной группе, где была реализована целостная концепция конфликтологической подготовки. На этом фоне, в опытной группе произошли также существенные положительные изменения стилей по ведения студентов в конфликтной ситуации.

Выводы

1. Разработка проблемы конфликтологической подготовки будущего спортивного педагога является актуальной и обусловлена необходимостью формирования профессиональных компетенций специалиста по конструктивному разрешению конфликтов в реальном спортивно педагогическом процессе.

2. Конфликтологическая подготовка будущего спортивного педагога является неотъемлемой составляющей его профессиональной подготовки и успешно реализуется в практике работы факультета физической культуры педагогического вуза на основе целостной концепции, предусматривающей: осмысление процесса научного познания профессионально-педагогических конфликтов; раскрытие содержания и особенностей спортивно-педагогических конфликтов; овладение технологическими основаниями разрешения спортивно педагогических конфликтов.

3. Концепция конфликтологической подготовки будущего спортивного педагога представляет собой взаимосвязанную совокупность ключевых положений, отражающих ее ведущую идею, основополагающий замысел, ядро, инструментальное выражение, итого вый прогнозируемый положительный результат, а так же комплекс педагогических условий эффективности процесса конфликтологической подготовки в образовательном процессе факультета физической культуры педагогического вуза.

4. Эффективность процесса конфликтологической подготовки студентов физкультурных специальностей обеспечивается соблюдением комплекса педагогических условий, состоящего из двух основных групп:

- группы содержательных условий, обеспечивающих целевые изменения в содержании учебного процесса, педагогической и учебной практик, в самостоятельной работе студентов;

- группы организационных условий, направленных на активизацию познавательной деятельности студентов, организацию их самостоятельной работы и стимулирование мотивационно ценностной составляющей учебной деятельности обучающихся в области разрешения профессионально-педагогических конфликтов в физкультурно-спортивной деятельности.

Литература

1. Анцупов А. Я. Конфликтология: учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: ЮНИТИ, 1999. - 551 с.

2. Базелюк В. В. Разрешение педагогических конфликтов: учеб. пособие // В. В. Базелюк. - Челябинск: ЧГПУ, 2005. - 169 с.

3. Бальсевич В. К. Основные параметры прогноза качественных характеристик специалиста отрасли "Физическая культура и спорт" / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Довузовская подготовка как этап развития кадровой инфраструктуры в отрасли "Физическая культура и спорт": сб. научн. тр. / под. ред. В. В. Кузина, Н. Н. Чеснокова, И. М. Быховской. - М.: СпортАкадемПресс, 2001.

4. Баныкина С. В. Конфликтологическая компетентность педагога / С. В. Баныкина. - Астрахань, 1997. - 169 с.

5. Белкин А. С. Конфликтология образовательного процесса: учеб. пособие / А. С. Белкин. - Екатеринбург, 2002. - 126 с.

6. Козер Л. Функции социального конфликта: пер. с англ.; под. общ. ред. Л. Г. Ионина. - М.: Идея - Пресс, 2000. - 208 с.

7. Леонов Н. И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения: учеб. пособие / Н. И. Леонов. - СПб.: Питер, 2005. - 240 с.

8. Лубышева Л. И. Концепция модернизации процесса профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту / Л. И. Лубышева, В. А. Магин // Теория и практика физ. культуры. - 2003. - № 12.

9. Уткин Э. А. Конфликтология: Теория и практика / Э. А. Уткин. - М.: Тандем: Экмос, 2000. - 272 с.

10. Темина С. Ю. Конфликты школы и "школа конфликтов" (Введение в конфликтологию образования) / С. Ю. Темина. - Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО МОДЭК, 2008. - 144 с.

11. Шадриков В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход / В. Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. - 2005. - № 9.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!